Коррекция психического развития речи ребенка
Юлия Сиденко
Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности логопеда ДОУ
Введение.
В процессе речевого развития дошкольников формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность, основная функция которой – создать способность к речевому общению.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Актуальность.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются в его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако, в дальнейшем неизбежно отставание в усвоении школьной программы. Именно поэтому в работе с детьми с ОНР логопеду важно постоянно использовать серии специальных игр и упражнений для развития всех психических процессов. Они являются основой при формировании функционального базиса навыков чтения и письма, что при обучении в школе снижает риск неуспеваемости детей с речевыми нарушениями по основным предметам.
Таким образом, речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление) и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не вырывая функцию речи из общей системы. Должен соблюдаться принцип взаимосвязи формирования речевых процессов с другими развивающимися психическими процессами (этот принцип в своих психологических работах выдвинула Р. Е. Левина).
Цель: коррекция психических процессов на логопедических занятиях.
Задачи:
1. Развивать элементы логического мышления на основе наглядно-образного.
2. Формировать способность к выполнению основных мыслительных операций.
3. Развивать логическую и образную память.
4. Развивать произвольность внимания.
5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение.
6. Воспитывать навыки самооценки и саморегуляции.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова и другие авторы отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи характерен достаточно низкий уровень развития практически всех психических процессов.
Стартовая диагностика показала следующие результаты:
Низкий уровень развития психических процессов – 75%
Средний уровень развития психических процессов – 25%
Исходя из данных диагностического обследования, можно сделать выводы о некоторых чертах, характерных для мыслительной деятельности данной категории детей:
– недостаточно развитое наглядно-образное мышление, что в свою очередь говорит не о дефектах мышления (как при умственной отсталости, а о пробелах в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны служить базой для становления мышления;
– трудности в овладении мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации. Детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого при овладении данными операционными компонентами мышления.
– ригидность мышления, которая прослеживается в трудностях применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;
– низкий уровень обобщающей деятельности мышления, то есть способность обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира;
– низкий уровень ассоциативного мышления, что выражается в трудностях при подборе слов-синонимов, антонимов или однокоренных слов и понимании их значений;
– слабый уровень развития сукцессивных способностей, то есть способности к воспроизведению последовательности;
– неточное понимание логико-грамматических конструкций (характерны персеверации,
– отсутствие причинных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием).
Восприятие детейс ОНР характеризуется следующими чертами:
-малый объем;
-замедленность. Из-за повышенной отвлекаемости ребенку нужен более длительный период на восприятие чего-либо.
У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Процессу запоминания мешает импульсивность, расторможенность, излишняя двигательная активность или, наоборот, вялость детей.
Педагогическая технология опыта.
С целью решения поставленных задач я постоянно использую в своей работе различные виды заданий на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления дошкольников с ОНР, в частности, в процессе проведения организационных моментов коррекционных занятий:
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:
• Откуда звучит сигнал сирены (пение птицы?
• Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).
• «Чей голос звучит?» (магнитофонные записи)
• «Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)
Развитие зрительной памяти:
• Д/и «Посмотри, запомни и назови»
• Д/и «Чего (кого) не стало?
• Д/И «Что прибавилось, появилось?»
Развитие слуховой памяти:
• Запомни и повтори слова в том же порядке (работа с автоматизируемым звуком).
• Повтори слова в обратном порядке.
• Послушай слова и скажи, какое слово я пропустила при повторе? (упрощённый вариант: посмотри на картинки, запомни их, убери и послушай слова, какое слово потерялось) Какое слово новое появилось?
• «Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).
• Выполнение простых и многоступенчатых инструкций логопеда (сядет тот, кто выполнит моё задание в заданном порядке).
Развитие логической памяти и мышления:
• Подбор пары к картинке по смыслу (с ориентировкой на лексическую тему недели).
• Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).
• Работа по словесной инструкции (логические задачки типа «Маша бежит от медведя, кто вереди? кто позади? Волк догоняет зайца. Кто убегает?»).
• Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).
• Отгадывание загадок (загадки-складки, обманки, рифмовки).
Развитие внимания и зрительного восприятия:
• Д/у «Найди фрагмент или предмет на картинке?»
• Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).
• Д/у «Называем по цепочке» (в соответствии с темой занятия: дни недели, времена года, предлоги, «живые» слова, домашних животных и т. д. с ориентировкой на зрительные образы).
• Д/у «Узнай спрятанную букву» (игры на развитие константности восприятия – буквы разного шрифта, предметные изображения букв).
• Д/и «Что перепутал художник?»
Развитие пространственного восприятия
• Посмотри и скажи, где находится бабочка (кошка, гусь и др. игрушка, предмет) – перед тобой или за тобой? Посмотри, кто (что) находится за тобой? Какую птицу (другой предмет) ты видишь слева, справа?
• Поставь игрушку (предмет) справа, слева от белочки (тетради и пр.).
• «Куда пойдёшь – что найдёшь. Направо пойду – … подосиновик найду (фразы строить в соответствии с картинным материалом расположенным на столе перед ребёнком).
• «Магический квадрат» и «Цветные квадратики» – выложить предмет, ориентируясь на тему занятия.
• Игра по типу пробы Хеда (покажи правой рукой левую коленку, закрой левой рукой правое ухо).
Для развития наглядно-образного и словесно-логического мышления на занятиях я использую загадки. Но для активизации речи детей я рекомендую использовать не столько отгадывание, сколько самостоятельное составление загадок. Для этого я использую основные правила составления загадок по технологии ТРИЗ.
Важным направлением в деятельности логопеда с детьми с ОНР является комплекс мероприятий по развитию сукцессивных способностей ребёнка.Работа строится в нескольких направлениях:
– последовательность действий и планирование (Д/и «Телефон»);
– последовательность в пространстве (Д/и «Живые цепочки», «Что изменилось?»);
– последовательность во времени (Д/и «Телеграфист»);
– перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно (Д/и «Картинки-невидимки»);
– последовательность в речи (последовательность в сказках «Репка», «Колобок» и др., игра «Повтори и добавь»).
На занятиях как фронтальных, так и индивидуальных большой интерес у детей вызывают игры и упражнения на развитие навыков мысленного перемещения. Достаточно развитые навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов являются для ребенка основой в дальнейшем обучении при понимании строения букв и других знаков. При их недоразвитии ребенок испытывает затруднения в узнавании букв при чтении и начертании.
Во время объяснения новой темы и закрепления материала на занятиях я широко применяю наглядность, что положительно влияет на восприятие информации. При этом развивается зрительно-пространственное восприятие, память, внимание, наглядно-образное мышление и, естественно, повышается познавательная и речевая активность детей. Дети, неуверенные в своих речевых возможностях, активнее работают при наличии разного рода наглядности, которая для них становится помощником и опорой.
У детей встречаются как избирательные (только зрительного или только слухового внимания, так и общие модально-неспецифические расстройства внимания. В коррекционной работе с детьми с ОНР я предусматриваю упражнения, адресованные и к слуховой, и к зрительной модальностям. Для этого я организую с детьми упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
На индивидуальных занятиях логопеду представляются большие возможности для использования игр на развитие психических процессов.Это:
– Развитие зрительного восприятия при сосредоточении на артикуляционной позе перед зеркалом;
– Развитие произвольного внимания при выполнении артикуляционной гимнастики и упражнений по постановке и автоматизации звуков;
– Развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной, кинетической) при восстановлении правильного звучания определенного звука, при выполнении знакомых артикуляционных проб, при повторении слов, фраз с автоматизируемым звуком;
– Развитие сукцессивных способностей ребенка через использование игр на развитие фонематического слуха и восприятия.
Результаты и выводы.
Опыт отслеживался с сентября 2014 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе логопеда.
По результатам сравнительной диагностики уровень развития психических процессов увеличился на 55%.
Низкий уровень развития психических процессов – 20%
Средний уровень развития психических процессов – 80%.
Таким образом, систематическое использование игр и упражнений на развитие психических процессов позволяет повысить познавательный интерес ребенка с ОНР к занятиям, активизировать его речевую деятельность. Что, в свою очередь, положительно сказывается на результате работы, повышая эффективность коррекционных занятий логопеда.
Источник
коррекция речи дошкольников
Составила:
Логопед
Центра развития ребёнка –
детского сада № 14
«Дельфинчик»:
Т.С.Маркина
Что такое «речь»?
Ожегов С.И. даёт такую трактовку:
Речь – способность говорить, говорение
Разговор, беседа
Публичное выступление
Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Основных компонентов языка и речи – семь (по Бородич А.М.):
Словарь
Грамматический строй речи
Звуковая культура речи
Диалогическая (разговорная) речь
Монологическая речь (умение связно рассказывать).
Ознакомление с художественной литературой.
Подготовка детей к обучению грамоте.
Выполняя в детском саду общую задачу – формирование у детей правильной устной речи – можно выделить составляющие частные задачи. А именно:
Развитие словаря у детей
В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор, прежде всего, такого словаря, который нужен для нормального общения ребёнка с окружающими и который стихийным путём приобретается медленно, с трудом, с ошибками.
Формирование грамматического строя речи
Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении.
Ребёнок слышит от окружающих грамматически оформленную речь, осмысливая услышанное, усваивает грамматический строй. Воспитатель знакомит детей с новыми грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм.
Воспитание звуковой культуры речи
Прежде всего, ребёнок должен овладеть правильным звукопроизношением. Ребёнок, подражая и участь, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза, взгляд, обращённый к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т.д.).
Формирование разговорной (диалогической) речи: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы, спрашивать.
Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое.
Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе. В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывать свои мысли, умение выступать перед аудиторией.
Ознакомление с художественной литературой.
У детей формируются элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения о их героях.
Подготовка детей к обучению грамоте
Вся педагогическая работа по развитию речи ребёнка в детском саду подготавливает его к обучению в школе. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Дети должны слышать сказанное педагогом, уметь ясно выражать свои мысли. С детьми 6 лет проводится работа по подготовке к овладению детьми грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из 2 – 4 слов.
Итак, дана краткая характеристика основных задач развития речи детей. Большинство задач имеет место во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей.
Если взрослые твёрдо знают, какие качества речи он должен формировать у детей, они будут планомерно развивать каждое из них. В этом случае речевое развитие каждого ребёнка будет проходить без проблем. Каждый из детей на определённой ступени развития будет овладевать словарным запасом, соответствующим возрасту, грамматическими нормами, звукопроизношением и т.д.
В каком случае ребёнок нуждается в коррекции речи? (Коррекция речи – это исправление речевых недостатков).
Если речь ребёнка намного отличается от речи его сверстников, то рекомендуется консультация специалистов, а именно психиатра, невролога, логопеда, психолога. Воспитатель тактично обращает внимание родителей на задержку (отставание в речевом развитии) ребёнка, находит аргументы убедить родителей посетить врачей-специалистов.
Речевые трудности у детей:
Ребёнок не говорит совсем.
Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении.
Задержка на стадии называния.
Ребёнок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остаётся на уровне их обозначения, предложений в речи нет.
В реальном общении вместо речи – жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.
Говорит как маленький.
Невнятная речь.
Не хочет говорить.
В речи появились запинки
Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть, поставлен диагноз. Родные, близкие ребёнка совместно с воспитателями могут помочь ребёнку.
Если ребёнок не говорит, то постарайтесь одновременно «погрузить» ребёнка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи.
Не подавляйте речевую и игровую инициативу ребёнка, учитывайте предпочтения в выборе игрушек, игр, книг.
Проверьте, может ли малыш выполнить следующие инструкции:
Покажи зайчика (машину)
Возьми зайчика, собачку.
Дай зайчика, …
Налей в стакан воды и дай его тёте.
Для развития слухового внимания предлагайте задания:
Дайте послушать, как звучит барабан, бубен, ксилофон. Потом предложите отгадать, на каком инструменте играли.
Обращайте на неречевые звуки: журчит вода, стучит посуда… Дома: гудит стиральная машинка, пылесос, …
Привлекайте внимание малыша: слышишь, как шумит дождь, гудит машина и т.д.
Пойте короткие, ритмичные песенки, декламируйте стихи.
Расширяйте кругозор, говорите о том, что видите, комментируйте всё, что вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдёт: мы сейчас оденемся. Мы сейчас гулять пойдём…
Отсутствие речи может раздражать самого ребёнка. Ни в коем случае не запрещайте использовать жесты в общении. При появлении речи он станет жестикулировать меньше.
Для стимулирования появления речи предлагается использовать:
Диалог,
Имитацию и звукоподражание,
Стихи
Чтение
Формирование речи происходит в общении. Постарайтесь «спровоцировать» на высказывание, ответ. Поощряйте речевую реакцию ребёнка в любом случае – как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на чёткости произношения.
Легче всего получить ответ при инсценирование песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок.
Например: – Был сапожник?
– Был
– Шил сапожник?
– Шил
и т.д.
Первая серия вопросов в диалоге предполагает ответ «да» – «нет»
Вторая серия вопросов предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это?
Третья серия – вопрос: Что делает?
Эффективный приём «Театр».
– «Куклы разговаривают»
– «Кормление зверей» и т.п.
Попробуйте учить ребёнка читать. Не страшно, если слова выговариваются нечётко. Учить нужно с глобального чтения. Ребёнок должен научиться узнавать написанное слово целиком, как иероглиф. (Например, «дом», «мяч»).
Слова печатать фломастером зелёного или чёрного цвета. На обороте каждой карточки рисунок предмета
Когда ребёнок научится узнавать слова, картинки можно стереть.
Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь включает только слова-названия предметов. Нужно учить использовать слова-действия через слова-команды: дай мяч, неси куклу, …
Учить образовывать множественное число имён существительных, глаголов: стол – столы, кукла – куклы, …
Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имён существительных: нос – носик, рот – ротик, …
Расширяйте глагольный словарь: входит – выходит, наливает – выливает, …
Вводные прилагательные в речь: большой – маленький, горький – сладкий.
Обратите внимание на предлоги. Ваза на столе. Под столом собака.
Постоянно стремитесь, чтобы у ребёнка были новые впечатления.
В дошкольном возрасте основания для беспокойства, когда речевые умения хуже, чем у сверстников, он не может связно рассказывать, что с ним произошло, не может точно сформулировать свою мысль, ограничен словарный запас, не понимает значений многих слов.
В этом случае коррекция речи включает следующие приёмы:
Заведите «Словарик» – альбом, шкатулку и т.п., куда будете помещать картинки по различным темам: овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, цветы, деревья, домашние и дикие животные, птицы и т.д.
Слова не просто заучиваются, а вводятся в разнообразные ситуации.
Задания на формирование обобщений. Морковь, капуста, огурец – это … овощи.
Обращайте внимание на свойства предметов.
Упражняйте в словообразовании.
Развивайте словесно-логическое мышление. Например: писатель – книга, художник – … /кисть/.
Учите различать мужской и женский род глаголов прошедшего времени: бегал – бегала, …; префиксальные изменения глаголов (выехала, съехала, приехала, уехала, …).
Упражняйте в употреблении предлогов: Поручения: положи мяч под стул, на стул, … . Игры «Кто спрятался за …?» и т.д.
Учите пересказывать прочитанное:
а) отвечать на конкретные вопросы по содержанию
б) Сделайте серию картинок на карточках, перепутайте, предложите разложить правильно и рассказать историю
в) уточняйте значение непонятных слов.
Спрашивайте, как понимает значение пословиц
Учите отгадывать загадки, объяснять.
Если у ребёнка дефекты звукопроизношения, не предлагайте ему произносить скороговорки. До консультации логопеда, учите различать близкие по звучанию слова: кашка – каска, колобок – коробок, бочка – почка, …
Итак. Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Речь оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.
Поэтому очень важно до поступления ребёнка в школу сформировать у него грамматически правильную, связную речь.
Литература
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1974
Давидович Л.Р., Резниченко Т.С., Ребёнок плохо говорить. Почему? Что делать? М., 2004
Источник