Коррекция психического развития ребенка рабочая программа

Департамент образования города Москвы

ГОСУДАРСТВЕННОЕКАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №79

АДАПТИРОВАНАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ
учащихся 10 – 14 лет
специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений VIII вида
(с нарушениями интеллекта)

                                                        Составитель: Педагог-психолог Басова А.И.

Педагог-психолог Поднебесных А.И.

Пояснительная записка

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
            В нашей школе обучаются дети с умственной отсталостью. Для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития нами была создана коррекционно-развивающая программа.
            Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в малой группе, которая формируется из числа учащихся коррекционного класса. Учащиеся делятся на подгруппы в зависимости от сложности дефектов. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
            Психокоррекционный процесс рассчитан на учебный год и представляет серию регулярно проходящих встреч.
            Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 50 минут. Всего формируется 2 подгруппы. Частота занятий -1 – 2 раза в неделю.
            В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, aPT – терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов: 1 ЭТАП:          Диагностический 

В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с УО, уровень включенности в общегрупповую деятельность.
Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения подростка в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.

2 ЭТАП:          Коррекционный: 

Данный этап включает в себя следующие задачи:

  • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций; создания ситуации успеха;
  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;
  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуаль ных процессов;
  • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
  • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

  • Когнитивный блок; Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
  • Эмоциональный блок; Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.
  • Поведенческий блок. Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

3         ЭТАП: Диагностический 

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
         Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться. У ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекционного процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

4         ЭТАП: Прогностический. 

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофо-зиологических, психических и социально-психологических функций подростков.

ЦЕЛЬ:   На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

ЗАДАЧИ:
o развитие познавательной активности учащихся,
o формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
o формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
o формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
o совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
o обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
o психологическая коррекция поведения ребёнка
o социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). 
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)

  • Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.) 
  • ЛЕГО- Конструктор;
  • Пособие ПЕРТРА;
  • Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)
  • Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши) 
  • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
  • Тетради для творческих работ учащихся
  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
Читайте также:  Задержка речевого развития ребенка после года

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

1 РАЗДЕЛ
Коррекция когнитивных процессов

(26 часов)

 Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. “Релаксация – напряжение”. Развитие рефлексивных навыков “Я чувствую…”

2 РАЗДЕЛ
Коррекция социальных и коммуникативных умений

(18 часов)

            Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.

3 РАЗДЕЛ
Коррекция поведения

(14 часов)

 Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

4 РАЗДЕЛ
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

(10 часов) 

Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию – под контроль.

ИТОГО:68 ЧАСОВ

ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:

  • Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
  • Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы.
  • Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.
  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД
/Количество часов можно регулировать в зависимости от нагрузки:/

Темы занятий

К-во
час

Даты

1

Исследования учащихся

4 ч:

1.1.

 Методика “Векслера” (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)

1 ч.

1.2.

 Методика “Тулуз Пьерона” (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

1 ч.

1.3.

 Методика “Рисунок человека” (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)

1 ч.

1.4.

 Методика “Типы Памяти” (Типы памяти и преобладающий тип)
   Методика “Эталоны” (Зрительное восприятие)

1 ч.

2

Коррекция когнитивных процессов “Как научиться учиться”

26 ч:

2.1.

 “Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов”.

6 ч.

2.2.

 “Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий”

6 ч.

2.3.

 “Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания”.

4 ч.

2.4.

 “Коррекция восприятия”.

4 ч.

2.5.

 “Релаксация – напряжение”

3 ч.

2.6.

 “Развитие рефлексивных навыков”

3 ч.

3

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг “Среди людей”:

18 ч:

3.1.

 Освоение приёмов активного общения “Я и другие”

2 ч.

3.2.

 Раскрытие качеств, необходимых для активного общения “Какой я и какие другие”

1 ч.

3.3.

 Знакомство с принципами хорошего слушания “Я слушаю”

1 ч.

3.4.

 Расширение представлений о способах самоанализа “Какое решение верно”

2 ч.

3.5.

 “Обучение владению собой”

2 ч.

3.6.

 Отстаивание своей точки зрения и аргументации “Моё мнение”

1 ч.

3.7.

 Сплочение группы “Учимся общаться”

2 ч.

3.8.

 Устранение барьеров общения “Я + Ты”

1 ч.

3.9.

 “Стили общения”

1 ч.

3.10

 Навыки совместной работы. Коммуникативная игра “Путешествие на воздушном шаре”.

1 ч.

3.11.

 Навыки совместной работы. Коммуникативная игра “Мафия”

1 ч.

3.12.

 Навыки совместной работы. Коммуникативная игра “Необитаемый остров”

1 ч.

3.13.

 “Конфликты и способы их разрешения”. Отработка навыков неконфликтного поведения.

2 ч.

4

Коррекция поведения “Познавая себя и других”

26 ч:

4.1.

 “Я – это я! Знаю ли я себя”

5 ч.

4.2.

 “Я и мои чувства”

2 ч.

4.3.

 “Что такое доброта?” (Занятие в технологии французской мастерской)

1 ч.

4.4.

 “Добрым быть на свете веселей”

1 ч.

4.5.

 “Добрым быть полезно”

1 ч.

4.6.

 “Правда, ложь, фантазия”

1 ч.

4.7.

 “Учимся управлять своими эмоциями”

2 ч.

4.8.

 “Я тебя понимаю”. Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

2 ч.

4.9.

 “Что такое ДРУЖБА? “(Занятие в технологии французской мастерской)

2 ч.

4.10.

 “Настоящий друг”. (Сказкотерапия, видеотренинг)

2 ч.

4.11.

 “Спокойствие. Учимся правильно дышать”.

3 ч.

4.12.

 “Индивидуальность или чем я отличаюсь от других”

2 ч.

4.13.

 “Я и Ты. Чем мы похожи”.

2 ч.

4.14.

 “Поведение и культура”

1 ч.

5

“Коррекция эмоционально-личностной сферы”

10 ч:

5.1.

 “Я учусь владеть собой”. Основы саморегуляции.

3 ч.

5.3.

 “Послушание”.

3 ч.

5.4.

 “Застенчивость”.

2 ч.

5.5.

 “Агрессию – под контроль. Коммуникативность”.

4 ч

6

Итоговые исследования учащихся

4 ч:

6.1.

 Методика “Векслера” (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)

1 ч.

6.2.

 Методика “Тулуз Пьерона” (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

1 ч.

6.3.

 Методика “Рисунок человека” (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)

1 ч.

6.4.

 Методика “Типы Памяти” (Типы памяти и преобладающий тип)
   Методика “Эталоны” (Зрительное восприятие)

1 ч.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативные документы

  1. Закон об образовании РФ.
  2. Конвенция о правах ребёнка
  3. Федеральная программа развития образования. 2000г.
  4. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.
  5. Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Айхингер А., В. Холл “Психодрама в детской групповой терапии”. -М: ГЕНЕЗИС, 2003
  2. Бабкина Н. В. Радость познания. – М.: 2000 г.
  3. Вагапова Д. X. “Риторика в интеллектуальных играх и тренингах”. -М.: Цитадель, 1999.
  4. Винник М. О. “Задержка психического развития”. – Ростов – на -Дону: “ФЕНИКС”, 2007.
  5. Гунина Е. В. “Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников”. – КЛИО, 1997.
  6. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. “Проективная диагностика в сказкотерапии”. – СПб “РЕЧЬ”, 2003.
  7. Игры – обучение, тренинг, досуг…// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. – М.: Новая школа, 1994.
  8. Ильина М. В. “Чувствуем, познаём, размышляем”. – М.: АРКТИ, 2004.
  9. Истратова О. Н. “Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники”. – Ростов-на-Дону “Феникс”, 2008.
  10. Карелина И. О. “Эмоциональное развитие детей”. – Ярославль: “Академия развития”, 2006.
  11. Кипнис М. “128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу”. – М.: “aCT”, СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009.
  12. Козак О. Н. “Путешествие в страну игр”. – СПб.: “Союз”, 1997.
  13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
  14. Кряжева Н. Л. “Мир детских эмоций”. – Ярославль: “Академия развития”, 2001.
  15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. “Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия”. – ПИЕЕР, 2009 г.
  16. Локалова Р. П. “90 уроков психологического развития младших школьников”. – М.: 1995.
  17. Любимова Т. Е. “Учить не только мыслить, но и чувствовать”. -Чебоксары: “КЛИО”, 1994.
  18. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. “Еимнастика для ума” – М.: 1997
  19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. – ПИЕЕР, 2002.
  20. Прутченков А. С. “Свет мой, зеркальце, скажи”. – М.: Новая школа, 1996
  21. Ромашкова Е. И. “Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе”. – Владимир, 1997.
  22. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 1995.
  23. Семенович А. В. “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза” – М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
  24. Семенченко П. М. “399 задач для развития ребёнка”. – М.: 2000
  25. Фопелъ К. “Как научить детей сотрудничать” в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.
  26. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. “Психотехнические игры и упражнения в спорте”. – М: КЛАСС. 2001 г.
  27. Чистякова М. И. “Психогимнастика”. – М: Просвещение, 1990
  28. Шмаков С, Безбородова Н. “От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций”. -М: Новая школа, 1993.
Читайте также:  У кого было непропорциональное развитие ребенка

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

  1. Журнал “Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии” https://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
  2. Газета “Школьный психолог”
  3. “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” – https:// festival. I september.ru
  4. “Педагогическая библиотека” – https://www.pedlih.rti
  5. “Мир Психологии” – https://psychology.net.ru
  6. Презентации на сайте: https://www.danilova.ru

Источник

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Тазовская школа-интернат среднего общего образования

               Рассмотрено                              Согласовано                                        «Утверждаю»

               Руководитель МО                     Заместитель директора                      Директор МОУ ТШИ

               _____//___________                  по УВР _____________                      Зятев И.А.

               ФИО _____________                ФИО________________                     ____________________

               Протокол № __ от                     «___»__________2019 г.                    Приказ №_____ от

               «___»__________2019 г.                                                                         «___»__________2019 г.  

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Психологическая коррекция»

для учащихся 5 «Д» класса

педагога-психолога

Барабановой Екатерины Викторовны

без категории

2019 – 2020 уч. г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета составлена на основе:

o «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. 5-9кл.: в 2 сб.», / Под редакцией В.В. Воронковой.-8 – е изд. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

o Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 года, №29/20 65-н. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».

o Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего, основного общего, среднего общего образования»

o Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

o Закона Алтайского края от 0409.2013 № 56 – ЗС «Об образовании в Алтайском крае»

o Учебного плана образовательного учреждения.

В 2019-2020 учебном году в 5 классе выделено 3 час в неделю, т.е. 105 часов в год. Рабочая программа разработана на основе программы «Коррекция познавательной деятельности», составители педагог-психолог Мырзагулова А.Д. и педагог-дефектолог Баландина О.С., г.Темиртау, Республика Казахстан. Настоящая программа создана для учащихся 5 класса.

Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).

Программа включает в себя все разделы и темы, предусмотренные примерной программой.

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается не подготовленной к интеграции в социально – экономическую жизнь. Вместе с тем результаты исследований и практик свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может, при соответствующих условиях, стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах.

Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Учебный план специальной (коррекционной) школы включает в себя часы коррекции. Данная программа предполагает работу над коррекцией всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы учащихся с нарушением интеллекта.

Тематический план предмета коррекции познавательной деятельности направлен на коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально – волевой сферы. В данной программе много внимания уделяется играм и упражнениям, направленным на формирование коммуникативных навыков. Умственно отсталые подростки часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении.

Содержание плана будет последовательно реализовываться в течение учебного года, что позволит проводить соответствующую психокоррекцию психологического развития детей с помощью развивающих игр, заданий, упражнений, ситуаций и т.д., проводимых на занятиях.

Критериями количественной и качественной оценки результатов обучения будет отслеживание уровня психических процессов учащихся, успеваемости по учебным предметам.

Основной целью создания данной программы является – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи. А так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.

Читайте также:  Как помочь ребенку с задержкой речевого развития

Задачи:

1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

2. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.

3. Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться, поддержать беседу, диалог.

4. Повышение мотивации к учебной деятельности.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

2. Воспитание элементов трудовой культуры.

3. Привитие желания есть доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Метапредметные результаты:

1.алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

2.самостоятельная организация и выполнение различных практических заданий;

3.приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического решения; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

4.выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, ин- тернетресурсы и другие базы данных;

5. соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

6.соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметные результаты:

1. представление о санитарно-гигиенических нормах;

2.общие сведения о питательных веществах и витаминах;

3. виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющих на здоровье человека;

4. подбор материалов с учётом характера работы;

5.выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

6.формирование физически здорового, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни ученик;

7.готового к профессиональному самоопределению, способного к самостоятельному и осознанному построению и дальнейшему постоянному корректировка самим подростком профессиональных и жизненных перспектив своего развития;

8.обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

9. уважение и соблюдение прав и законов;

10.жить по законам морали и государства;

11.быть законопослушными гражданами;

12.быть толерантными во всех областях общественной жизни;

13 осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честь, долг, справедливость.

В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:

 Психологические игры

 Уроки психологического развития

 Уроки общения

Эти формы работы предполагают как групповые, так и индивидуальные занятий с детьми.

Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с нарушениями интеллекта. В ее основе лежат требование по усвоению знаний, умений и навыков, определяемых требованиями программно – методических материалов коррекционно – развивающего обучения умственно отсталых детей. Включает в себя: Упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения детского коллектива. Игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий. Так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, другие задания из школьной программы. Данные виды работ помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов учащихся вспомогательной школы. Такая комплексная психолого – педагогическая задача обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформировать у учащихся представление об общих приемах и способах выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

На уроках по коррекции познавательной деятельности уточняется значение новых понятий, слов, продолжается работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями, разбираются тексты об природных явлениях, образе жизни людей, зверей, птиц, внешнем виде. Во время занятий учащиеся рисуют, конструируют, лепят и т.д. Все это предусматривает тесное взаимодействие с учебными предметами, такими как русский язык, чтение, мир вокруг, естествознание, математика, изобразительное искусство, социально – бытовая ориентировка, трудовое обучение.

Программа содержит три этапа:

I. Этап психодиагностики (проводится психологом школы в начале учебного года).

II. Этап ориентировочный (выбор методов, форм и средств).

III. Этап практический (проведение коррекционных занятий).

Диагностическая работа предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития ребенка. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемыми детьми с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого – педагогических мероприятий и т.п. Системные психолого – педагогические исследования дают основание рассматривать развитие как сложный структурный, разноуровневый и противоречивый процесс, отражающий как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности и возможные отклонения в социально – психологическом становлении личности ребенка. Выраженность отклонений в развитии определяется состоянием основных психических образований: интеллекта, памяти, речи, мотивации, воли, а так же сформированностью механизмов произвольной саморегуляции и межличностного взаимодействия. Одним из объективных показателей неблагополучия в психическом развитии, становлении личностных качеств ребенка является школьная успеваемость и поведение.

Принципы построения коррекционных занятий заключаются в моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную успешность деятельности ребенка в соответствии с изначально присущими ему поведенческими стереотипами, и демонстрации результатов, свидетельствующих о возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.

Чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.

При подготовке к коррекционному занятию педагог должен поддерживать тесный контакт с психологом школы для наиболее полного учета индивидуального уровня развития ребенка, который определяется психологом в результате комплексного обследования детей.

Структура коррекционного занятия.

1. Тема.

2. Цели и задачи занятия.

3. Оборудование.

4. Игры и упражнения, используемые на занятии.

План занятия:

I. Вводная часть.

Создание положительной атмосферы.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.

Ритуал можно менять, но не слишком часто.

II. Основная часть.

Задания (предлагаемые упражнения, игры и задания могут быть дополнены другими в зависимости от базы учреждения образования, количества учащихся школы и творческого потенциала педагогов – психологов).

III. Заключительная часть

Рефлексия.

Окончание занятия – это завершение определ