Коррекция психического развития ребенка путем развития исполнительской
Коррекция психического развития ребенка в интегрированной группе детского сада
Известно, что группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором дети занимают различное положение. В общении ребенка возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми с нарушениями развития в группе детского сада и тех трудностей, которые у них возникают при этом, может оказать серьезную помощь взрослым при организации коррекционной работы и создания комфортной психологической обстановки для детей.
Присутствие детей с речевыми нарушениями в группе комбинированной направленности детского сада предъявляет высокие требования к профессиональной и личностной компетенции педагогов. Педагоги должны владеть информацией об особенностях психомоторного развития данной категории детей, использовать адекватные методы и приемы взаимодействия в разных видах детской деятельности. Их помощь проблемному ребенку должна быть нацелена на активизацию внутренних ресурсов маленького человека, «пробуждение» внутреннего потенциала личности. Любое взаимодействие основывается на коммуникативной функции речи, которая выступает, с одной стороны, как условие социальных контактов, с другой стороны, как их результат.
Одно из основных требований, предъявляемых профессиональному мастерству педагога интегрированной группы, – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность. Необходимо развивать толерантность, эмпатию у здоровых детей и формировать нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе организации жизни в интегрированной группе детского сада педагог должен продумать пути и формы включения всех детей в совместные действия. Прежде всего, это касается создания условий и способов организации сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности, которые являются прекрасным средством развития коммуникативности детей. На практике педагогами отмечается, что детям с ограниченными возможностями здоровья трудно реализовать себя и почувствовать себя значимыми в какой-то сфере деятельности. Непрерывный личностный диалог воспитателя и его проблемного воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленность на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личностные черты и качества способствуют росту собственной активности ребенка с особыми образовательными потребностями.
Эффективным средством коррекции психического развития ребенка считается игра. Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы (Вебб,1991, Оклендер В., 1997). Для ребёнка важен процесс игры, а не её результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Структуру детской игры составляют:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми (условными);
реальные отношения между играющими.
Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.
Арттерапия в специальном образовании преследует цель –гармонического развития ребёнка с отклонениями в развитии, расширение его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде. Артерапия является научным направлением. Частными задачами данного направления считаются:
- Адаптация и использование арттерапевтических методик в системе психологической помощи детям с нарушениями в развитии (слуха, зрения, речи, ЗПР, нарушениями интеллекта)
- Выявление особенностей и определения эффективности использования арттерапии в психокоррекционной работе с детьми в ОУ.
- Разработка технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в работе с детьми с нарушениями
- Коррекция вторичных отклонений в развитии личности ребёнка.
Рассматривая арттерапию, как совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяемые как жанровой принадлежностью к определённому виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного применения, выделяют следующие виды арттерапии:
- Музыкотерапия (через восприятие музыки, вокалотерапия через пение);
- Кинезитерапия (танцевальная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика – лечебное воздействие движениями);
- Библиотекатерапия (коррекционное воздействие чтением), сказкотерапия, сочинение историй;
- Имаготерапия («имаго» -лат. образ. Воздействие через образ театрализацию), куклотерапия, образо-ролевая драматизация, психодрама;
- Изотерапия (рисуночная терапия) коррекционное воздействие средствами ИЗО рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством.
Музыкотерапия актуальна именно при работе с детьми с речевыми нарушениями, т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков.
Для снятия психоэмоционального напряжения хорошо подходят занятия с применением элементов музыкотерапии. Известно, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установлению контакта с людьми (музыка Баха, Моцарта, Бетховена) Музыка Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему. Так же ее уравновешиванию способствует фонограмм леса, пение птиц (пьесы из цикла «Времена года» Чайковского). Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона (снятие тревожности), стимуляция двигательных функций, развитие сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и представлений, растормаживание речевой функции.
Приобрести уверенность в себе, повысить свою самооценку, отработать навыки поведения в той или иной ситуации хорошо помогают следующие упражнения мимические упражнения. Мимика говорит без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Основные эмоции, которые можно выразить при помощи мимики: интерес, радость, удивление, печаль, страдание, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, вина. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет и психопрофилактический характер:
благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций,
активные мимические и пантомимические проявления чувств могут предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию,
могут быть найдены первопричины нервного напряжения у детей.
«В лесу родилась елочка»
Упражнение направлено на развитие просодической речи (тембр, выразительность интонации) и обучение ребенка передавать то или иное эмоциональное состояние при помощи речи. Кроме того, данное упражнение дает ему возможность побыть в другом образе.
Следующие упражнения помогают развитию речи ребенка.
1) «Составь загадку».
Упражнение направлено на обогащение словарного запаса ребенка, развитие логического мышления. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в них должны быть представлены все части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова. Загадки с детьми составляются разными способами – это и подбор признаков к определенному предмету, подбор возможных действий к предмету, подбор предметов к заданному действию, нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.
2) «Да и нет не говорите, черное с белым не берите»
3) «Чистоговорки»;
В работе с родителями основное внимание уделяется как раскрытию особенностей развития личности ребенка, так и обучению родителей различным техникам, применяя которые ежедневно, они могут в домашних условиях помочь детям регулировать свое психоэмоциональное состояние и совершенствовать речь. В этом отношении очень хорошо зарекомендовала себя дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой. Было отмечено, что работа по данной методике улучшает у дошкольников психические функции памяти, внимания, речи, мыслительных процессов, благотворно влияет на эмоциональное состояние, а также повышает усидчивость на занятиях, корректирует поведение детей, способствует тренировке легких при пневмонии, помогает людям, страдающим астмой, снижает артериальное давление, способствует восстановлению функций голосовых связок, благотворно влияет на функциональное состояние нервной системы, на тонус коры головного мозга, на общее эмоциональное состояние человека. Еще одна методика, на которую следует обратить внимание родителей – это методика нетрадиционных способов оздоровления детей Т. В. Нестерюк. Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без, принуждения. Дозировка и темп зависят от возраста детей, настроения на данный момент от их состояния здоровья.
Основными целями проведения этих игровых упражнений являются
– профилактика простудных заболеваний, закаливание детей;
– развитие у детей умения быть здоровыми, внимательными, чуткими;
– обучение освобождаться от стрессов, перенапряжения;
В процессе игры дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свой эмоции; они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети успокаиваются, становятся добрее, мягче.
Предлагаем вашему вниманию элементы вышеуказанных техник и методик. Они достаточно просты в применении и родители легко могут научиться проводить данные упражнения с детьми ежедневно в домашних условиях.
Психогимнастика
Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
«Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – вдох без выдоха (3-5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
«Холодно – жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
Дыхательная гимнастика
Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м – м – м -м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г – м – м – м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
«Полет самолета»
Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.
Мимические упражнения.
Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем
расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в
течение одной минуты.
Нахмуриться (сердитесь) – расслабить брови.
Расширить глаза (страх, ужас) – расслабить веки (лень, хочется подремать).
Расширить ноздри (вдыхаем – запах; выдыхаем страстно) – расслабление.
Зажмуриться (ужас, конец света) – расслабить веки (ложная тревога).
Сузить глаза (китаец задумался) – расслабиться.
Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) – расслабиться
Оскалить зубы – расслабить щеки и рот.
Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) – расслабление.
Цель этих упражнений – усилить мышечное чувство лица.
Арсенал терапевтических методик разнообразен; выбор того или иного метода зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, обусловленных типом отклонения в развитии, степенью его выраженности.
Литература
Артемова Л.В. Формирование общественных черт характера в процессе взаимоотношений старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1970. №3. С. 18-19.
Васильева Е.Н, Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от характера отношений в семье//Шестилетние дети. Проблемы исследования. Н. Новгород, 1993. С. 98-109.
Цветкова И.В. Социализация и адаптация детей с ТНР в условиях интегрировоанной группы детского [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ds130.centerstart.ru/node/286 (Дата обращения: 22.11.2014)
Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие,- Ставрополь, 2008-240 с.
Источник
Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка…
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе,
когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит
прежде всего в игре»
А. С. Макаренко.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. В настоящее время имеет место быть проблема состояния здоровья детей дошкольного возраста. За последние годы возросло число дошкольников 5 – 6 лет, имеющих различные нарушения нервно – психического развития. Эти неблагоприятные процессы в значительной степени связаны с неудовлетворительным состоянием окружающей среды, деформацией семейных отношений, недостатками в работе лечебно – профилактических учреждений и др.
Известно, что дети с задержкой психического развития имеют разные физические возможности и характеризуются большой подвижностью, высокой реактивностью, неуравновешенностью. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности. Среди детей с ЗПР встречаются дети и с малой двигательной активностью, они вялы, пассивны, быстро утомляются.
Для того чтобы добиться эффективности в работе с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, нужно включать в согласованную работу все анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, кинестетический.
Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии (в частности с ЗПР), которые можно использовать и в домашних условиях.
«Что изменилось»
Цель: развивать произвольное внимание.
На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Четвертый лишний»
Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.
Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
«Нарисуй»
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).
«Картинки»
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
«Игра в слова»
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция:
– Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….Попросить повторить через 15-20 секунд.
Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
– мальчик устал
– девочка плачет
– папа читает
– мама готовит
– бабушка отдыхает
«Угадай, что я загадал?»
Цель: развивать образную память, речь.
Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
Игра: « Что сначала, что потом?»
Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.
1) Покажи – развитие пассивного словаря.
2) Назови – развитие активного словаря.
Примерные вопросы:
– Какое время года недавно закончилось?
– Какое время года сейчас?
– После, какого времени года приходит весна?
– С какого времени начинается год?
Игра: « Чудесный мешочек» или «Узнай на ощупь ».
Цель: Развитие тактильных ощущений.
1.Детям предлагается узнать предмет на ощупь и назвать её.
2. Найти цифры по заданию (только1).
Игра: « Составь фигуру»
Цель: Развитие целостного восприятия.
Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.
Игра: « Узнай фигуру».
Цель: Закрепление формы, цвета, размера.
Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.
Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.
Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»
Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.
Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.
1. Найти все большие фигуры.
2. Найти все маленькие фигуры.
3.Найти одинаковые фигуры.
Игра: « Подбери пару»
Цель: Соотнесение размера
Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)
1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.
2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.
Игра: « Что сверху, а что снизу?»
Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.
Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)
1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.
3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.
Игра: « Выполни, не ошибись»
Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.
Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок.
Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. ( Слева, справа, за, перед, около)
Источник