Коррекция психического развития ребенка путем модификации поведения

 Коррекция психического развития ребенка в интегрированной группе детского сада

Известно, что группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором дети занимают различное положение. В общении ребенка возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми с нарушениями развития в группе детского сада и тех трудностей, которые у них возникают при этом, может оказать серьезную помощь взрослым при организации коррекционной работы и создания комфортной психологической обстановки для детей.

Присутствие детей с речевыми нарушениями в группе комбинированной направленности детского сада предъявляет высокие требования к профессиональной и личностной компетенции педагогов. Педагоги должны владеть информацией об особенностях психомоторного развития данной категории детей, использовать адекватные методы и приемы взаимодействия в разных видах детской деятельности. Их помощь проблемному ребенку должна быть нацелена на активизацию внутренних ресурсов маленького человека, «пробуждение» внутреннего потенциала личности. Любое взаимодействие основывается на коммуникативной функции речи, которая выступает, с одной стороны, как условие социальных контактов, с другой стороны, как их результат.

Одно из основных требований, предъявляемых профессиональному мастерству педагога интегрированной группы, – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность. Необходимо развивать толерантность, эмпатию у здоровых детей и формировать нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе организации жизни в интегрированной группе детского сада педагог должен продумать пути и формы включения всех детей в совместные действия. Прежде всего, это касается создания условий и способов организации сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности, которые являются прекрасным средством развития коммуникативности детей. На практике педагогами отмечается, что детям с ограниченными возможностями здоровья трудно реализовать себя и почувствовать себя значимыми в какой-то сфере деятельности. Непрерывный личностный диалог воспитателя и его проблемного воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленность на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личностные черты и качества способствуют росту собственной активности ребенка с особыми образовательными потребностями.

Эффективным средством коррекции психического развития ребенка считается игра. Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы (Вебб,1991, Оклендер В., 1997). Для ребёнка важен процесс игры, а не её результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Структуру детской игры составляют:

 роли, взятые на себя играющими;

 игровые действия как средство реализации этих ролей;

игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми (условными);

реальные отношения между играющими.

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

Арттерапия в специальном образовании преследует цель –гармонического развития ребёнка с отклонениями в развитии, расширение его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде. Артерапия является научным направлением. Частными задачами данного направления считаются:

  • Адаптация и использование арттерапевтических методик в системе психологической помощи детям с нарушениями в развитии (слуха, зрения, речи, ЗПР, нарушениями интеллекта)
  • Выявление особенностей и определения эффективности использования арттерапии в психокоррекционной работе с детьми в ОУ.
  • Разработка технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в работе с детьми с нарушениями
  • Коррекция вторичных отклонений в развитии личности ребёнка.

Рассматривая арттерапию, как совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяемые как жанровой принадлежностью к определённому виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного применения, выделяют следующие виды арттерапии:

  • Музыкотерапия (через восприятие музыки, вокалотерапия через пение);
  • Кинезитерапия (танцевальная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика – лечебное воздействие движениями);
  • Библиотекатерапия (коррекционное воздействие чтением), сказкотерапия, сочинение историй;
  • Имаготерапия («имаго» -лат. образ. Воздействие через образ театрализацию), куклотерапия, образо-ролевая драматизация, психодрама;
  • Изотерапия (рисуночная терапия) коррекционное воздействие средствами ИЗО рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством.

Музыкотерапия актуальна именно при работе с детьми с речевыми нарушениями, т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков. 

Читайте также:  Развитие ребенка в детском саду от двух до трех лет

Для снятия психоэмоционального напряжения хорошо подходят занятия с применением элементов музыкотерапии. Известно, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установлению контакта с людьми (музыка Баха, Моцарта, Бетховена) Музыка Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему. Так же ее уравновешиванию способствует фонограмм леса, пение птиц (пьесы из цикла «Времена года» Чайковского). Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона (снятие тревожности), стимуляция двигательных функций, развитие сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и представлений, растормаживание речевой функции.

Приобрести уверенность в себе, повысить свою самооценку, отработать навыки поведения в той или иной ситуации хорошо помогают следующие упражнения мимические упражнения. Мимика говорит без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Основные эмоции, которые можно выразить при помощи мимики: интерес, радость, удивление, печаль, страдание, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, вина. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет и психопрофилактический характер:

благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций,

активные мимические и пантомимические проявления чувств могут предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию,

могут быть найдены первопричины нервного напряжения у детей.

«В лесу родилась елочка»

Упражнение направлено на развитие просодической речи (тембр, выразительность интонации) и обучение ребенка передавать то или иное эмоциональное состояние при помощи речи. Кроме того, данное упражнение дает ему возможность побыть в другом образе.

Следующие упражнения помогают развитию речи ребенка.

1) «Составь загадку».

Упражнение направлено на обогащение словарного запаса ребенка, развитие логического мышления. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в них должны быть представлены все части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова. Загадки с детьми составляются разными способами – это и подбор признаков к определенному предмету, подбор возможных действий к предмету, подбор предметов к заданному действию, нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.

2) «Да и нет не говорите, черное с белым не берите»

3) «Чистоговорки»;

В работе с родителями основное внимание уделяется как раскрытию особенностей развития личности ребенка, так и обучению родителей различным техникам, применяя которые ежедневно, они могут в домашних условиях помочь детям регулировать свое психоэмоциональное состояние и совершенствовать речь. В этом отношении очень хорошо зарекомендовала себя дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой. Было отмечено, что работа по данной методике улучшает у дошкольников психические функции памяти, внимания, речи, мыслительных процессов, благотворно влияет на эмоциональное состояние, а также повышает усидчивость на занятиях, корректирует поведение детей, способствует тренировке легких при пневмонии, помогает людям, страдающим астмой, снижает артериальное давление, способствует восстановлению функций голосовых связок, благотворно влияет на функциональное состояние нервной системы, на тонус коры головного мозга, на общее эмоциональное состояние человека. Еще одна методика, на которую следует обратить внимание родителей – это методика нетрадиционных способов оздоровления детей Т. В. Нестерюк. Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без, принуждения. Дозировка и темп зависят от возраста детей, настроения на данный момент от их состояния здоровья.

Основными целями проведения этих игровых упражнений являются

– профилактика простудных заболеваний, закаливание детей;

– развитие у детей умения быть здоровыми, внимательными, чуткими;

– обучение освобождаться от стрессов, перенапряжения;

В процессе игры дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свой эмоции; они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети успокаиваются, становятся добрее, мягче.

Предлагаем вашему вниманию элементы вышеуказанных техник и методик. Они достаточно просты в применении и родители легко могут научиться проводить данные упражнения с детьми ежедневно в домашних условиях.

Психогимнастика

Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.

«Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – вдох без выдоха (3-5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.

«Холодно – жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

Дыхательная гимнастика

Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

Читайте также:  Курсовая влияние игрушек на развитие ребенка

Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м – м – м -м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г – м – м – м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.

Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

«Полет самолета»

Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

Мимические упражнения.

Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем

расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в

течение одной минуты.

Нахмуриться (сердитесь) – расслабить брови.

Расширить глаза (страх, ужас) – расслабить веки (лень, хочется подремать).

Расширить ноздри (вдыхаем – запах; выдыхаем страстно) – расслабление.

Зажмуриться (ужас, конец света) – расслабить веки (ложная тревога).

Сузить глаза (китаец задумался) – расслабиться.

Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) – расслабиться

Оскалить зубы – расслабить щеки и рот.

Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) – расслабление.

Цель этих упражнений – усилить мышечное чувство лица.

Арсенал терапевтических методик разнообразен; выбор того или иного метода зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, обусловленных типом отклонения в развитии, степенью его выраженности.

Литература

Артемова Л.В. Формирование общественных черт характера в процессе взаимоотношений старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1970. №3. С. 18-19. 

 Васильева Е.Н, Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от характера отношений в семье//Шестилетние дети. Проблемы исследования. Н. Новгород, 1993. С. 98-109.

Цветкова И.В. Социализация и адаптация детей с ТНР в условиях интегрировоанной группы детского [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ds130.centerstart.ru/node/286 (Дата обращения: 22.11.2014)

Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие,- Ставрополь, 2008-240 с.

Источник

Психокоррекционное (диагностико-развивающее) направление работы психолога – одно из наиболее сложных, оно требует специальной психологической подготовки психолога-практика.
В работе детского психолога психокоррекция характеризуется как совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка.

Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая – патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других отклонений, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами.

Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное. Чтобы ответить на эти вопросы, психолог должен определить норму психического развития. Выделяют три уровня анализа этой категории.

1. Нейропсихологический уровень: психолог делает заключение о мозговой организации исследуемого явления. Такой вывод ему помогут сделать знания о функциональной организации мозга, об основных принципах локализации психических функций и локальных поражений мозга.

2. Общепсихологический анализ содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики.

3. Возрастно-психологический уровень анализа позволяет конкретизировать полученные данные применительно к возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.

Когда определены нормы анализируемого явления, психолог может решать вопросы коррекции. Например, ребенок имеет плохую память. Как ее улучшить? Можно это сделать, ориентируясь на норму (тогда коррекция будет опираться на общие психологические закономерности и универсальные техники), или выбрать путь, ориентированный на индивидуальные возможности ребенка, используя индивидуализированные программы коррекции.

В зарубежной психологии подходы к проблеме коррекции психического развития ребенка можно условно разделить на две большие группы: психодинамическую и поведенческую. Критерием для такого деления является ориентация на ту или иную парадигму определения предмета психологии – сознание или поведение. Специфика определения предмета психологии влияет на формулирование целей, определение стратегии, тактики и методов коррекционной работы.

В рамках психодинамического подхода выделяются игротерапия, арттерапия, а также детский психоанализ (А. Фрейд).

Поведенческий подход связан с формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развитие саморегуляции (скилл-терапия).

В отечественной психологической школе сформировался деятельностный подход, в рамках которого коррекция рассматривается как организация специального обучения деятельности, когда ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активности. Психологическим механизмом психокоррекции является интериоризация (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин). Интериоризация – формирование внутренних структур психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. В рамках этого направления была разработана методика планомерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения и психогимнастика для детей.

Читайте также:  Динамика развития ребенка раннего возраста

Стратегия осуществления психокоррекции (выбор целей и направленности) определяется тремя основными принципами:

1) принципом нормативности развития;

2) принципом “сверху вниз”;

3) принципом системности развития психической деятельности.

Тактика коррекционной работы (выбор средств и способов достижения поставленных целей) вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции.

Принцип нормативности развития постулирует существование некоторой “возрастной нормы” развития, своеобразного эталона возраста.

Принцип “сверху вниз” требует поставить в центр внимания психолога “завтрашний день развития” ребенка, а в качестве основного содержания коррекционной работы считать создание зоны ближайшего развития личности. Исходя из этого коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста; носить опережающий, предвосхищающий характер.

Принцип системности развития психики обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе.

Деятельностный принцип коррекции задает направление коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка и формирование обобщенных способов его ориентировки в различных отношениях. Такое формирование должно осуществляться путем организации деятельности ребенка, предполагающей, в свою очередь, целенаправленное изменение социальной ситуации его развития.

Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

Виды психокоррекции. Психокоррекционные мероприятия можно классифицировать по разным параметрам.

1. По характеру направленности:

симптоматическая (коррекция симптомов) – предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;

каузальная – направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен во времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симтоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию может быть коррекция:

познавательной сферы;

личности;

аффективно-волевой сферы;

поведенческих аспектов;

межличностных отношений;

детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом:

индивидуальная;

групповая:

а) в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

б) в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

в) смешанная форма (индивидуально-групповая).

4. По наличию программ:

программированная;

импровизированная.

Общая коррекциямероприятия, нормализующие микросреду клиента, нормализующие психофизические и эмоциональные нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, что может способствовать гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Частная коррекция – специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, включающие в себя набор психолого-педагогических воздействий, коррекционные приемы и методы, основанные на ведущих для определенного возраста формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Специальная психокоррекция – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в затруднении адаптации (застенчивость, агрессивность, конфликтность, неумение четко излагать свои мысли, аутизм, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, и т.д.). Специальная психокоррекция призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоничное развитие, социализацию личности.

Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками. Игровая коррекция поведения – форма коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, основанная на деятельностном подходе и использующая детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррекция используется при различных формах нарушения поведения, неврозах, страхах, школьной тревожности, нарушениях общения у детей.

Игровая терапия – динамическая система отношений психолога с ребенком, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение опасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать собственное “Я” – чувства, мысли, переживания, поступки.

Выделяют две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли психолога в игре: направленную и ненаправленную.

Направленная (директивная) игротерапия предполагает активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их “проигрывания” в направлении социально приемлемых стандартов и норм.

Ненаправленная (недирективная) игротерапия ориентирована на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющую одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – взрослый.

В игровой комнате используются три основные группы игрушек: игрушки из реальной жизни; игрушки, помогающие отреагировать агрессию, и игрушки для творческого самовыражения детей.

Арттерапия – специализированная форма психотерапии, основанная на творческой деятельности, основная цель которой состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство.

Поведенческая терапия – модификация поведения как научение новым адаптивным формам поведения либо как угасание, торможение имеющихся у ребенка дезадаптивных форм.

Группы личностного роста – тренинг, ориентированный на психологические задачи самоопределения подростков. Группы личностного роста дают возможность апробировать и частично реализовать шесть основных потребностей этого возраста: в активности, безопасности, эмансипации, привязанности, успехе, самореализации и развитии собственного “Я”.

Источник