Коррекция психического развития ребенка цели задачи подходы

Важнейшая прикладная задача возрастной психологии состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психического развития детей с целью возможно более ранней диагностики и выявления нарушений и отклонений в развитии, их предупреждения и коррекции [35]. Термин «коррекция психического развития» впервые стал использоваться в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития ребенка. Под «коррекцией», в отличие от медицинской помощи, понималась определенная форма психолого-педагогической деятельности, т.е. совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция как вид психологической практики имеет долгую и значительную историю развития, начиная еще с попыток французского врача и педагога Ж. Итарда перевоспитать и обучить «авейронского мальчика-дикаря» с использованием техник сенсорного тренинга в конце XVIII в. Особую известность приобрела система воспитания Ф. Фребеля, реализуемая в XIX в. в детских садах Германии, а также система сенсорного воспитания М.Монтессори, представляющая собой значительный шаг вперед в создании психологически обоснованных методов оптимизации психического развития ребенка. Основой создания особой практики прикладной детской психологии — практики коррекционно-развивающей работы с детьми с трудностями развития — являются идеи гуманистической философии, достижения педагогической науки и практики, общественно-политические причины и прогресс в развитии самой психологии.

В истории детской психологии развитие идей и методов бихевиоризма, утверждающего в противоположность теориям спонтанного развития приоритетность фактора среды и научения для психического развития ребенка, определило содержание коррекционной работы как научения адаптивному поведению путем манипулирования средой и системой положительных и отрицательных подкреплений и поставило в центр внимания проблему научения ребенка. В отечественной психологии значительный вклад в разработку принципов организации коррекционной работы с детьми внес Л.С.Выготский [35]. Определяя цели коррекционной работы, Л. С. Выготский подчеркивал первоочередное значение профилактических задач, т. е. задач предупреждения развития вторичных дефектов, а не исправления уже образовавшихся первичных дефектов. Поскольку под «вторичными дефектами» Л. С. Выготский понимал нарушение развития социокультурных высших психических функций, становится понятно, что, по его мнению, акцент в коррекционной работе должен быть перенесен с тренировки и упражнения натуральной дефицитарной функции на создание оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации первичного звена, нарушенного в результате органического повреждения. Именно поэтому Л. С. Выготский, говоря о границах в возможностях оказания коррекционной помощи ребенку, определял эти границы не столько тяжестью самого органического поражения, сколько возможностями социальной компенсации первичного дефекта за счет развития высших психических функций. Понимание Л.С.Выготским психологического содержания коррекционной работы как обеспечения условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций) создало необходимую теоретическую основу и позволило распространить термин «коррекция» на область нормального психического развития, т. е. развития в пределах возрастной нормы.

Расширение сферы применения коррекции как способа психологического воздействия на развитие ребенка обусловлено новыми социальными задачами «значительного повышения морального и интеллектуального творческого потенциала, формирования у всех детей… разносторонних творческих возможностей» [183, 60]. Повышение уровня социальных требований и ожиданий общества в отношении подрастающего поколения привело к изменению самого представления об уровне «нормального» развития ребенка. Если раньше «нормальное» развитие определялось прежде всего среднестатистической нормой и означало «усредненное» для определенной популяции развитие психических функций, то теперь, в связи с повышением уровня социальных требований и ожиданий общества к социальной, личностной и познавательной компетентности всех его членов, эталон «нормального» (нормативного) психического развития стал выступать как высокий, опосредованный индивидуально-личностными особенностями ребенка уровень, определяющий высокую обучаемость, пластичность и гибкость поведения и деятельности субъекта. С другой стороны, логика развития самой возрастной психологии как науки — превращение на качественно новой теоретической основе в прикладную науку, обогащение методическим инструментарием, включая широкий арсенал диагностических, развивающих, коррекционных, терапевтических и профилактических методов, а также осмысление и операционализация модели детерминации психического развития ребенка — сделала задачу оптимизации и коррекции детского развития не просто актуальной, но и принципиально решаемой.

Итак, основными задачами коррекции как способа психологического воздействия на развитие ребенка являются коррекция отклонений в его психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для его личностного и интеллектуального роста, а также профилактика негативных тенденций этого процесса [183]. Теоретической основой поставленных задач в отечественной психологии является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца. Важнейшим положением данной концепции является принцип прижизненного формирования основных психологических структур сознания и личности в активной деятельности ребенка, направленной на присвоение социально-культурного исторического опыта.

Источник

Цель, основные задачи и принципы психологической коррекции
в дошкольном возрасте

В психолого-педагогической научной литературе и в практике воспитания и обучения детей дошкольного возраста понятие «коррекция» широко используется многими авторами. В переводе с латинского языка слово «коррекция» означает исправление, внесение поправок, улучшение чего-либо. В таком дословном понимании термина «коррекция» «психологическая коррекция» как форма психолого-педагогической деятельности зародилась и продолжает существовать в настоящее время в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность воздействий, направленных на исправление недостатков и отклонений в психическом развитии, которые связаны в первую очередь с органическими нарушениями и нуждаются в специальной медико-педагогической помощи.

Постепенно с развитием практической психологии употребление понятия «психологическая коррекция» стало распространяться и на область нормального психического развития ребенка, так как и в его ходе встречаются различные отклонения, расстройства и нарушения, которые связаны с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей и порождают нестандартное и «трудное» поведение. К настоящему времени в пространстве дошкольного детства сложилась устойчивая традиция широко использовать понятие «психологическая коррекция» применительно к различным психологическим проблемам, существующим в рамках медико-биологической нормы. Действительно, запросы педагогической практики направляют усилия дошкольных психологов не только на всестороннее изучение каждой конкретной ситуации развития и глубокое понимание тех или иных специфических трудностей ребенка. Они побуждают и к вдумчивому анализу причин поведения, и к последующей разработке эффективной помощи, которая компенсирует неблагоприятные тенденции психического развития и способствует более успешной адаптации ребенка к социальным условиям.

Однако необходимо подчеркнуть, что по отношению к нормальному дошкольному детству использование термина «психологическая коррекция» допустимо, если при этом смысл понятия «коррекция» отчетливо смещается с «исправления и улучшения» на «закономерное и качественное изменение» как свойство процесса развития, и в толковании понятия «психологическая коррекция», прежде всего, подразумевается направляющее и развивающее содержание. Тогда происходит принципиальная замена внешнего оценочного содержания коррекции, ориентированного на довлеющую позицию вмешательства и воздействия взрослого по отношению к ребенку. И в таком случае «психологическая коррекция» понимается как организованный целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, главная цель которого – полноценное психическое и личностное развитие ребенка, а основные задачи – интенсификация нормального развития и создание наиболее благоприятных условий для гармоничного психического развития ребенка.

Именно такое понимание основной цели и задач психологической коррекции задает определенную – совершенно особую – психолого-педагогическую позицию по отношению к ребенку-дошкольнику. Не ребенка «подгонять» под те или иные образовательные программы и образцы поведения, ограничивая рамками жестко заданных требований и представлений, а видоизменять и совершенствовать условия развития ребенка. Обогащать, расширять и варьировать содержание, методы и формы воспитания, активизировать потенциал возможностей развития психики за счет наполнения деятельности ребенка наиболее значимыми ее видами и способами.

Центральная идея теории психического развития ребенка
А.В. Запорожца, которая принята и разрабатывается в отечественной психологии, выделяет положение о качественном своеобразии и непреходящей ценности отдельных периодов детства, создающих уникальные возможности для формирования соответствующих психических процессов и функций. Исходя из этого, в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками важно опираться на знание основных возрастных закономерностей развития ребенка в разные периоды детства и выбирать путь амплификации развития, т.е. широкого и максимального развертывания различных специфически дошкольных видов деятельности, а также общения со сверстниками и взрослыми.

Основные принципы организации и проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в отечественной педагогике и психологии определяются и формулируются в соответствии с фундаментальным понятием личности человека как целостной психологической структуры. Методологическим основанием коррекционно-развивающего подхода является теоретическое положение о формировании личности человека в течение жизни и в процессе усвоения культурно-исторического опыта благодаря общению с окружающими людьми и в результате собственной активной деятельности, содержание и структура которой закономерно изменяются в онтогенезе (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

Перечислим основные принципы организации и проведения коррекционно-развивающей работы в пространстве дошкольного детства.

  • Единство коррекции и развития. Этот определяющий принцип означает, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе полноценного психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, и что уже с первых этапов работы практический психолог ориентируется на возможные достижения в процессе коррекции. Принцип единства коррекции и развития определяет название соответствующих программ как коррекционно-развивающих.
  • Единство возрастного и индивидуального в развитии. Этот принцип соотносит возрастные возможности развития с индивидуальными особенностями ребенка, учитывает неповторимость и уникальность конкретного пути развития личности человека. Каждый возрастной период имеет свою ценность в целостном поступательном процессе становления личности человека, свой потенциал развития и свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Полноценное проживание дошкольного периода гарантирует реализацию возможностей возраста, способствует формированию всех сторон личности ребенка на этом этапе развития. В онтогенетическом развитии человека существуют определенные сензитивные периоды, в течение которых организм обладает повышенной чувствительностью к различного рода воздействиям внешней среды и оказывается физиологически и психологически способным к усвоению новых знаний и форм поведения. Эти периоды определяют условные возрастные границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и задают оптимальные сроки эффективного обучения. Но для каждого конкретного ребенка возраст выступает как индивидуальный вариант развития. Различаются не только индивидуальные темпы развития, как в целом, так и его отдельных свойств, процессов и качеств, но и своеобразие различных сфер, например, экспрессивность и энергичность движений, сила, глубина и продолжительность эмоциональных переживаний ребенком различных жизненных ситуаций и т.п. Поэтому коррекционная работа хотя и ориентируется на норму психического развития, но не решает задачу «подгонки» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое творческое поле поиска и деятельности в пространстве возможностей ребенка и во времени их актуализации. Следовательно, и коррекционная программа не может быть усредненной и унифицированной. Она призвана способствовать максимальной индивидуализации развития каждого ребенка и создавать условия для сбалансированного развития его личности как целостности.
  • Единство диагностики и коррекции развития. Этот принцип подчеркивает, что коррекция и развитие взаимно обусловлены. Информацию об индивидуально-психологических особенностях ребенка дает психодиагностика, поэтому деятельность, направленная на решение задач психологической коррекции считается диагностико-развивающей работой.
  • Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет специфику средств, путей и способов достижения поставленной цели в дошкольном детстве. Он основан на признании ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка и того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития. Учитывает, что ведущая деятельность этого возраста в наибольшей степени способствует развитию ребенка в данном периоде онтогенеза и что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования. Этот принцип предполагает проведение коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым и создание таких условий воспитания и обучения детей, которые восполнили бы, если это необходимо, недостатки в развитии, возникшие в предыдущие годы жизни ребенка. В связи с этим основным содержанием коррекционной работы становится создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка, позволяющей охарактеризовать возможности и перспективу развития и сформулировать развивающие задачи в позитивной форме. Эффективная психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа способствует продуктивному самовыражению личности ребенка и строится как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнения и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствует способности в чисто количественном направлении и не поднимает их на более перспективный качественный уровень. Но и слишком большой отрыв условий проведения обучения от наличного уровня развития ребенка не приносит желаемого продвижения вперед. Основным критерием здесь выступает способность ребенка справиться с тем или иным заданием при некоторой помощи взрослого, которая постепенно сокращается вплоть до полного отказа от нее. Если же ребенок все-таки не в состоянии отказаться от помощи, можно предположить, что в данный момент времени эти требования находятся за пределами зоны ближайшего развития ребенка и не способствуют прогрессу в его психическом развитии.
  • Подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится коррекционно-развивающая работа, не должны восприниматься родителями и педагогами как дети «другого» сорта. Они нуждаются не в особом отношении, а в продуманном и последовательном развитии до оптимальной нормы. Мобилизация движущих сил развития у ребенка происходит тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него и доверяет ему, когда взрослый активно и заинтересованно включает ребенка в совместное решение все более разнообразных и широких задач.
  • Анализ различных вариантов развития ребенка и особенностей его деятельности в пределах нормы, изучение конкретной межличностной ситуации, выбор и применение адекватных психокоррекционных приёмов в работе с дошкольниками проводится на основе синдромного подхода, предложенного Л.С. Выготским и разработанного в дальнейшем А.Л. Венгером. Этот принцип выделяет приоритет коррекции казуального типа и направляет усилия заинтересованных взрослых, прежде всего, на поиск истинных причин тех или иных нежелательных, проблемных проявлений у ребенка и на их возможное устранение в условиях данной ситуации развития.

Коррекционно-развивающая работа строится как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Синдромный подход позволяет соотнести те или иные поведенческие особенности ребенка с конкретной системой его отношений с окружающими людьми и использовать наиболее эффективные способы коррекционно-развивающего взаимодействия психолога, родителей, педагогов и ребенка.

Таким образом, в пространстве нормального дошкольного детства коррекционно-развивающая работа, направленная на гармонизацию психического развития ребенка, в отношении каждого практического случая ставит перед дошкольным психологом целый комплекс взаимосвязанных задач и предъявляет определенные требования к соответствующим программам, исходя из основных психолого-педагогических принципов.

Источник

Важнейшая прикладная задача возрастной психологии состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психического развития детей с целью возможно более ранней диагностики и выявления нарушений и отклонений в развитии, их предупреждения и коррекции [35]. Термин «коррекция психического развития» впервые стал использоваться в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития ребенка. Под «коррекцией», в отличие от медицинской помощи, понималась определенная форма психолого-педагогической деятельности, т.е. совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция как вид психологической практики имеет долгую и значительную историю развития, начиная еще с попыток французского врача и педагога Ж. Итарда перевоспитать и обучить «авейронского мальчика-дикаря» с использованием техник сенсорного тренинга в конце XVIII в. Особую известность приобрела система воспитания Ф. Фребеля, реализуемая в XIX в. в детских садах Германии, а также система сенсорного воспитания М.Монтессори, представляющая собой значительный шаг вперед в создании психологически обоснованных методов оптимизации психического развития ребенка. Основой создания особой практики прикладной детской психологии — практики коррекционно-развивающей работы с детьми с трудностями развития — являются идеи гуманистической философии, достижения педагогической науки и практики, общественно-политические причины и прогресс в развитии самой психологии.

В истории детской психологии развитие идей и методов бихевиоризма, утверждающего в противоположность теориям спонтанного развития приоритетность фактора среды и научения для психического развития ребенка, определило содержание коррекционной работы как научения адаптивному поведению путем манипулирования средой и системой положительных и отрицательных подкреплений и поставило в центр внимания проблему научения ребенка. В отечественной психологии значительный вклад в разработку принципов организации коррекционной работы с детьми внес Л.С.Выготский [35]. Определяя цели коррекционной работы, Л. С. Выготский подчеркивал первоочередное значение профилактических задач, т. е. задач предупреждения развития вторичных дефектов, а не исправления уже образовавшихся первичных дефектов. Поскольку под «вторичными дефектами» Л. С. Выготский понимал нарушение развития социокультурных высших психических функций, становится понятно, что, по его мнению, акцент в коррекционной работе должен быть перенесен с тренировки и упражнения натуральной дефицитарной функции на создание оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации первичного звена, нарушенного в результате органического повреждения. Именно поэтому Л. С. Выготский, говоря о границах в возможностях оказания коррекционной помощи ребенку, определял эти границы не столько тяжестью самого органического поражения, сколько возможностями социальной компенсации первичного дефекта за счет развития высших психических функций. Понимание Л.С.Выготским психологического содержания коррекционной работы как обеспечения условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций) создало необходимую теоретическую основу и позволило распространить термин «коррекция» на область нормального психического развития, т. е. развития в пределах возрастной нормы.

Расширение сферы применения коррекции как способа психологического воздействия на развитие ребенка обусловлено новыми социальными задачами «значительного повышения морального и интеллектуального творческого потенциала, формирования у всех детей… разносторонних творческих возможностей» [183, 60]. Повышение уровня социальных требований и ожиданий общества в отношении подрастающего поколения привело к изменению самого представления об уровне «нормального» развития ребенка. Если раньше «нормальное» развитие определялось прежде всего среднестатистической нормой и означало «усредненное» для определенной популяции развитие психических функций, то теперь, в связи с повышением уровня социальных требований и ожиданий общества к социальной, личностной и познавательной компетентности всех его членов, эталон «нормального» (нормативного) психического развития стал выступать как высокий, опосредованный индивидуально-личностными особенностями ребенка уровень, определяющий высокую обучаемость, пластичность и гибкость поведения и деятельности субъекта. С другой стороны, логика развития самой возрастной психологии как науки — превращение на качественно новой теоретической основе в прикладную науку, обогащение методическим инструментарием, включая широкий арсенал диагностических, развивающих, коррекционных, терапевтических и профилактических методов, а также осмысление и операционализация модели детерминации психического развития ребенка — сделала задачу оптимизации и коррекции детского развития не просто актуальной, но и принципиально решаемой.

Итак, основными задачами коррекции как способа психологического воздействия на развитие ребенка являются коррекция отклонений в его психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для его личностного и интеллектуального роста, а также профилактика негативных тенденций этого процесса [183]. Теоретической основой поставленных задач в отечественной психологии является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца. Важнейшим положением данной концепции является принцип прижизненного формирования основных психологических структур сознания и личности в активной деятельности ребенка, направленной на присвоение социально-культурного исторического опыта.

Источник