Коррекция процесса физического развития ребенка

Коррекция процесса физического развития ребенка thumbnail

Уровень физической подготовленности дошкольников во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма ребенка дошкольного возраста, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь, при накоплении в организме ребенка усталости или при отрицательных эмоциях – заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.

По характеру физической подготовленности дошкольников условно можно разделить на три группы – дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.

Дети первой группы, имеющие высокие показатели физической подготовленности, отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум, усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания. Им свойственно отсутствие сомнения и страха при выполнении упражнений, высокое чувство активности и самостоятельности, умение слушать воспитателя, выполнять его указания и поручения [3, 40].

Детей второй группы, имеющих средние показатели физической подготовленности, характеризуют неравномерность развития основных видов движений, физических и волевых качеств, разноплановость двигательного поведения. Так, наряду с высокими показателями силы, быстроты, выносливости, эти дети имеют низкие показатели ловкости и допускают много ошибок в технике сложных видов движений (прыжки, лазанье и т.н.). Часть детей этой группы даже при постоянном побуждении педагога упражнение выполняют некачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения, однако есть и такие, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций педагога, но при неудачах или допускаемых ошибках снижают активность действий и не обращают внимания на то, качественно или нет они выполняют задание.

Дети с низкими показателями физической подготовленности (в большинстве случаев имеющие низкий уровень развития физических и волевых качеств и в основном низкие количественные и качественные показатели движений) в отличие от других детей почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. В ситуациях, требующих решительности, энергичности действий, проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. Им свойственно состояние угнетенности в связи с неудачами, неумение подавлять в себе отдельные желания. Только в достаточно простой обстановке они обнаруживают некоторую активность, которая по мере возникновения новых трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.) [3, 46].

Коррекционная работа с детьми выделенных групп должна строиться с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигатёльных умений и навыков. Этому способствует выполнение знакомых движении в новых сочетаниях (упражнения в парах), из необычных исходных положений (прыжки в длину с места из низкого приседа, бег из исходного положения лежа и т.п.), в необычных условиях (на спортивных снарядах, тренажерах). Возможно использование доступных детям элементов акробатики и художественной гимнастики.

Этот материал может быть использован и в работе с детьми, имеющими средний уровень физической подготовленности, но наряду с совершенствованием техники основных видов движений дошкольникам можно предлагать специальные задания, направленные на развитие у них волевых и физических качеств. Так, развитию ловкости может способствовать выполнение знакомых движений в новых сочетаниях ( упражнения в парах, игры с постоянно изменяющимися игровыми ситуациями).

Задания по развитию силы включают динамическое напряжение при прыжковых упражнениях, лазании по щиту, канату, общеразвивающих упражнениях, выполняемых из исходного положения, лежа (на спине, животе).

Для развития быстроты необходимо использовать знакомые детям упражнения, включающие движение ног, рук, туловища, т.е. упражнения для развития частоты движений и быстроты мышечных сокращений (бег, плавание, подвижные и спортивные игры). Для формирования необходимых навыков особо эффективными могут стать игровые конкурсы-задания: догони обруч, кто больше соберет и др).

Дошкольникам с низкими показателями физической подготовленности необходимы доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому могут служить знакомые детям физические упражнения , подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой воспитания. Особое внимание следует уделять развитию всех основных видов движений. Следует чаще проводить игры, во время которых все дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение [5, 141].

При подборе методов, обеспечивающих наглядности обучения, необходимо руководствоваться сложившимися у детей умениями воспринимать пространственные, временные и количественные признаки и отношения, существующие между предметами и явлениями окружающею мира.

Чем ниже двигательные способности детей, тем конкретнее и полнее должна быть представлена наглядность. Так, если детям с высоким уровнем физической подготовленности для создания точных представлений о выполнении движения достаточно демонстрации его в нормальном темпе, то для детей со средним и низким уровнем физических возможностей необходим замедленный показ с указанием, на какой элемент техники необходимо обратить особое внимание.

Читайте также:  Понятие сензитивных периодов в развитии психики ребенка

Наиболее сложные упражнения нужно демонстрировать в различных плоскостях, многократно повторяя их показ в процессе занятия. Замечено, что упражнение лучше усваивается детьми, если его демонстрацию осуществляет ребенок. Педагог при этом разъясняет детали движения.

Метод сенсорного ориентирования, включающий в себя применение зрительных ориентиров (предметы, игрушки, разметка и детали обстановки), также требует соблюдения определенных условий его применения: для детей с высоким уровнем физической подготовленности ориентиры должны располагаться на расстоянии их предельных двигательных возможностей, для детей, имеющих низкий уровень, на расстоянии, преодолеваемом ребенком без дополнительных усилий. Это способствует мобилизации физических возможностей первых и созданию уверенности, чувства удовлетворения и самоутверждения при достижении намеченной цели – у вторых.

Осознанному выполнению детьми движения способствуют такие приемы, как объяснение, анализ, оценка. Подробное и последовательное изложение техники выполнения упражнения с демонстрацией каждого его элемента необходимо детям, имеющим низкий уровень физической подготовленности.

Для детей среднего и высокого уровня подготовленности в объяснении важно подчеркнуть особенности выполнения наиболее сложных элементов движения. Объяснение можно давать в сжатой форме, ссылаясь на уже известные элементы движений. Эти дети могут представить и описать упражнение, которое они только начинают разучивать, что недоступно детям, имеющим низкий уровень физической подготовленности.

Среди практических методов особое значение необходимо придавать повторению упражнений и игровым двигательным заданиям, однако в группе детей, имеющих высокий уровень физической подготовленности, наиболее эффективным является вариативное повторение, при котором характер упражнения вносятся изменения. Это вызывает повышенный интерес к упражнению, способствует более качественному его выполнению.

Применение игровых приемов также неоднозначно. С детьми, имеющими низкий уровень физической подготовленности, следует проводить игры, во время которых все занимающиеся выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение. В группах детей высокого и среднего уровня физической подготовленности наиболее эффективны игры с элементами соревнования. Некоторые дети, а чаще всего это дети с низкими показателями физической подготовленности: снижением интереса к учебной задаче при наличии трудности, неспособностью слушать указания при обращении педагога ко всем детям, неумение выделять и запоминать особенности выполнения сложных элементов техники движений – нуждаются в дополнительных приемах стимуляции их двигательной деятельности. С учетом названных признаков воспитателем осуществляется подбор приемов индивидуального воздействия на таких детей.

Так, формированию у дошкольников интереса к учебным задачам различной степени трудности могут способствовать игровые ситуации, в которых разучиваемое упражнение включается в игру.

Формированию у ребенка дошкольного возраста способности выделять и запоминать сложные элементы движений помогает непосредственное обращение педагога к нему, заострение его внимания на способе выполнения движения; нерешительным и неуверенным детям нужны поощрение и помощь педагога [5, 152].

Выводы по второй главе

1. Результаты педагогического наблюдения показывают, что педагог на физкультурном занятии обеспечивает оптимальную двигательную плотность занятия, умело организует работу с оборудованием, делает правильный показ упражнений, использует различные формы организации, способы (поточный, фронтальный); варьирует нагрузку в зависимости от подготовленности ребенка, осуществляя индивидуализацию обучения, создавая, таким образом, оптимальный двигательный режим каждому.

2. По результатам бега физическую подготовленность на высоком уровне показали 30 % дошкольников, на среднем уровне – 35%, и низкий уровень по бегу показали 35% дошкольников. По метанию высокий уровень физический подготовленности показали 25% дошкольников, средний уровень показали 40% дошкольников, и низкий уровень – 35% дошкольников. Уровень физической подготовленности дошкольник по прыжкам следующий: высокий – 20%, средний – 50% и низкий – 30% дошкольников.

Таким образом, результаты тестирования показали, что физическая подготовленность дошкольников в целом находится на среднем уровне и требует работы с целью дальнейшего ее развития.

3. По результатам тестирования дошкольников условно можно разделить на три группы – дети с высоким, средним и низким уровнями физической подготовленности. Коррекционная работа с детьми выделенных групп должна строиться с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития.

Заключение

Таким образом, целью данного исследования являлось теоретически проанализировать и практически исследовать физическую подготовленностью дошкольников посредством педагогического контроля. В соответствии с задачами исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; выявлен уровень физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста; разработаны рекомендации по коррекции и развитию физической подготовленности дошкольников.

Теоретическое исследование позволило сделать вывод, что оценка физической подготовленности – это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности; педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания является одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя ДОУ; педагогический контроль осуществляется на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.

Читайте также:  Саянск центр развития ребенка детский сад 25

Практическое исследование физической подготовленности дошкольников по таким параметрам как бег, метание и прыжки показало: по результатам бега физическую подготовленность на высоком уровне показали 30 % дошкольников, на среднем уровне – 35%, и низкий уровень по бегу показали 35% дошкольников; по метанию высокий уровень физический подготовленности показали 25% дошкольников, средний уровень показали 40% дошкольников, и низкий уровень – 35% дошкольников; уровень физической подготовленности дошкольник по прыжкам следующий: высокий – 20%, средний – 50% и низкий – 30% дошкольников.

По результатам тестирования дошкольников условно можно разделить на три группы – дети с высоким, средним и низким уровнями физической подготовленности. Коррекционная работа с детьми выделенных групп должна строиться с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.

Источник

ирина коробова
Особенности организации коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ

Особенности организации коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ

С. Юдино

Инструктор по физической культуре :Коробова И. Н.

Как известно, нарушения в различных сферах у проблемного ребенка в большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры является обязательным и важным направлением оздоровительно-коррекционной работы, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств аномального ребенка и в известной мере – на становление его познавательной деятельности, Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, являются нарушения моторики, не только накладывающие отрицательный отпечаток на их физическое, но и психическое здоровье.

В МБДОУ детский сад №16 функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группе 15 детей с ОВЗ.

Дети нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании, их состояние здоровья может препятствовать освоению образовательной программы.

В коррекционно развивающей работе нуждаются дети, посещающие группы, компенсирующей направленности в большей степени Физическая культура имеет не маловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Эти занятия способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально – речевого дыхания, совершенствованию координации, основных видов движений, мелкой моторики рук, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка; общительности, умению рассчитывать свои силы, воспитанию самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, отзывчивости, чувства товарищества.

Цель: коррекция и укрепление физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи :

Образовательные задачи:

1. Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции)

2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера (плавание)

3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.

4. Обогащение словарного запаса.

Оздоровительные и коррекционные задачи:

1. Активизация защитных сил организма ребёнка.

2. Повышение физиологической активности органов и систем организма.

3. Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.

4. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).

5. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).

6. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

7. Развитие речи посредством движения.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.

2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.

3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

Особенности физического развития и двигательных способностей

детей 5-7 лет с ТНР

Моторика детей с дизартрией отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников по точности движений, замедлено формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса. При моторной алалии наблюдается неврологическая симптома-тика различной степени выраженности. Дети имеют отставания в физическом развитии. Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, недостаточная ритмичность, нарушение статического и динамического равновесия, трудности в формировании пространственно-временных отношений, особенно словесных обозначений временных и пространственных признаков предметов Для детей с моторной алалией кроме специфического речевого дефекта характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.

Особенности развития детей с ЗПР

– деятельность детей носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются;

– им характерна рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель;

– сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия, эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,

Читайте также:  Сензитивный период развития ребенка младшего школьного возраста

– отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;

– недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов – представлений;

– у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утрата информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);

– отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне;

– наблюдается отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изо-деятельности, конструирования;

– нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.

Физическое развитие и двигательные способности детей с ЗПР

Физическое развитие и двигательные способности детей с ЗПР находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже негрубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движений и действий.

По сравнению со здоровыми детьми дошкольники 5-7 лет с ЗПР имеют отставание в развитии основных физических качеств – мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости – на уровне 5-10%. Задержка моторного развития выражается в недостаточной координации предметных действий, слабой согласованности движений рук, ног, туловища, излишней мышечной напряженности при выполнении основных движений (бег, ходьба, прыжки, метания). Дети затрудняются в выполнении двигательных заданий на точность, выразительность, часто нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, задерживаются (застревают) в одной позе, не чувствуют заданного ритма движений, не запоминают правил. Наибольшие трудности вызывают двигательные действия, выполняемые по словесной инструкции. Из-за отставания речи дети испытывают затруднения в вербальном программировании предстоящих действий, которые усиливаются эмоциональной неустойчивостью, импульсивным поведением, отвлекаемостью, низким уровнем самоконтроля. Характерной особенностью является несформированность тонкой моторики кисти, поэтому дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, заплетать косички.

Дети достаточно легко осваивают простые упражнения, не связанные со сложной координацией. Своеобразие психомоторного развития детей с ЗПР состоит главным образом в слабости регуляции сложнокоординационных двигательных действий,требующих активного участия психических функций: избирательности и устойчивости внимания, селективности восприятия сенсорной информации, зрительно-двигательного, слуходвигательного, слухозрительного взаимодействия, реагирующей, ориентационной, кинестетической способности, воображения, запоминания, антиципации, управления эмоциями и поведением и т. п. Это означает, что координационные способности детей с ЗПР регулируются психическими функциями, которые отстают в развитии.

Особенности организации

Средства обучения:

1. физические упражнения ;

2. корригирующие упражнения ;

3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;

4. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;

5. наглядные средства обучения.

Методы обучения:

Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений.

Учитывая трудности в координации учебного материала, ребёнок с ОВЗ нуждается в особомподходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки.

Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:

• выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

• выполнение движения в облегчённых условиях;

• использование сопротивлений (элементы аквааэробики,силовые упражнения в воде, упражнения с утяжелением)

• использование имитационных упражнений, подражательные упражнения,

• использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения,

• использование изученного движения в сочетании с другими действиями

• изменение исходных положений для выполнения упражнения

• изменение внешних условий выполнения упражнений

• изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т. д. ,

• изменение эмоционального состояния.

• Метод дистанционного управления (относится к методу слова, он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд;

• Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.

Разработка индивидуальных программ

При разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП) необходимо учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы. ИОП представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку.

Источник