Коррекция познавательного развития ребенка раннего возраста

Коррекция познавательного развития ребенка раннего возраста thumbnail

На чтение 7 мин.

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.

Восприятие окружающего мира раннего – младшего дошкольного периода становится более субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от неинтересного.

Интерес к познанию – отличительная особенность маленьких детей

Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – интеллектуальному. Недоработки на этом этапе могут крайне негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.

Какие виды деятельности в этом возрасте нужно развивать в первую очередь и чему уделять особое внимание? Рассмотрим закономерности развития познавательного развития ребенка раннего возраста.

Познавательное развитие малышей – структура и особенности

Новообразования раннего возраста

Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.

  1. Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
  2. Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
  3. Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
  4. Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности познавательного развития

У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:

Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.

Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.

Восприятие – основной способ развития малышей

Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.

Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.

Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.

Основы сенсорного развития младших дошкольников

Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.

К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.

Развитие речи у дошкольников – схема

Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.

Цели познавательного развития

Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:

  1. Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
  2. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности – делиться с родителями своими впечатлениями.
  3. Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
  4. Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
  5. Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
  6. Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
  7. Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.

Модель развивающей среды для детей 2-3 лет

Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности  – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.

Читайте также:  Центр развития ребенка октябрьский район

Особенности развития памяти у маленьких деток

Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.

Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.

Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие

Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.

Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны.

Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.

Видео: Программа развития познавательной деятельности у малышей

Источник

Елена Комарова
Опыт работы «Познавательное развитие детей раннего возраста»

Опыт работы на тему «Познавательное развитие детей раннего возраста»

АННОТАЦИЯ

Опыт работы по познавательному развитию детей раннего возраста разработан воспитателем Комаровой Е. С., в процессе реализации одной из задач годового плана учреждения.

Воспитатель работает с детьми раннего возраста по программе «Кроха». Основной целью по данному направлению является развитие всех сфер деятельности детей, формирование у детей различных способностей. Совместная деятельность проводится в игровой форме. Умело используются различные виды мотивации детской деятельности. В процессе проведения совместной деятельности и НОД педагог учитывает интеллектуальные возможности обучающихся (организованные формы обучения проводятся по подгруппам). Программные задачи по познавательному развитию детей включаются в другие разделы программы.

Вносимый в совместную деятельность материал дети имеют возможность использовать в процессе свободной самостоятельной деятельности. Все организуемые и проводимые мероприятия дают неплохие результаты.

ВВЕДЕНИЕ

Познавательное развитие детей раннего возраста.

Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает нормальное и полноценное, интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире. Результаты многочисленных психофизиологических и психо-педагогических исследований свидетельствуют о том, что в раннем детстве формируется здоровье,закладываются фундаментальные человеческие способности и личностные качества: любознательность, доверие к миру, уверенность в себе, целенаправленность, настойчивость, творческое воображение.

Основой мировосприятия ребенка раннего возраста является предметное содержание действительности. Предметный мир существует для ребенка в контексте его субъективности, значимости этого мира для него лично. Ребенок открывает мир для себя, обозначая тем самым значимость своей субъективности и субъективности в художественном, образном, целостном понимании себя и мира. Освоение предметного мира носит пристрастный характер, у ребенка складывается «картина мира, картина свойств вещей в их отношениях к нему и друг к другу.

Самым важным приобретением на втором году жизни является осознание ребенком себя как личности. Ребенок становится самостоятельным. Повышается его самооценка. В 1 -3 года появляется любознательность. Любознательность является жизнеутверждающим качеством человека. Доверие к миру складывается в раннем детстве. Уверенность в себе формируется в процессе общения со взрослыми, в предметной деятельности. Целенаправленность, или целенаправленная деятельность является особым приобретением в раннем детстве. Настойчивость заключается в умении добиваться поставленной цели. Творческое воображение также впервые проявляется в раннем детстве. Ребенок познает мир, исследуя его и экспериментируя, манипулируя его предметным содержанием, познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю.

ОСНОВНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для развития познавательных способностей детей в группе раннего возраста я составила перспективный план «Ребенок познает мир»и определила следующие цели и задачи:

Создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка.

Развивать у детей любопытство и заинтересованность ко всему происходящему и наблюдаемому в их окружении.

Поощрять у детей проявления интереса к предметам окружающего мира, называть вещи и типичные действия с предметами.

Учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий.

В работес детьми опиралась на следующие принципы:

интеграция воспитательных задач; обучение детей, организованное и систематическое;

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

требования, предъявляемые к детям – посильны. Малыши следят и подражают действиям взрослого;

поддержка эмоционального тонуса;

Определила основные направления познавательного развития детей раннего возраста:

Расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

Создать условия для развития самостоятельности, познавательности, активности в центре познавательного развития.

Формировать основы познавательного, бережного,созидательного отношения к окружающему миру:

мир человека – все сотрудники детского сада собственным примером демонстрируют внимательное отношение друг к другу, к детям, личным примером демонстрировать детям бережное отношение к предметам;

мир природы – вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении сними.

В перспективном плане «Ребенок познает мир» отражены как организованные формы работы, так же совместная деятельность детей и воспитателя. (Приложение 1)

Основными методическими приемами являются игра, речевое общение, поисковая деятельность, использование фольклора. В своем перспективно-тематическом плане я отразила темы по познавательной деятельности, конспекты на тему «Животные и птицы на нашем участке», зимнюю тематику «Следы на снегу», рассказы-пояснения, конспекты комплексных занятий. (Приложение 2, Приложение 3)

Для построения предметно-пространственной среды в группе использовала следующие принципы соответствующие ФГОС ДО:

принцип открытости, доступности, насыщенности;

принцип полифункциональности;

принцип трансформируемости:

принцип вариативности;

принцип индивидуализации;

принцип безопасности.

В группе созданы условия для познавательного развития – центры «Осваиваем окружающий мир», «Учимся говорить», «Играем рядом», «Это я», «Петрушкин театр», «Вместе бегаем, играем». Создание этих центров и организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Тема самообразования игровая деятельность в развитии личности ребенка дошкольника

В группе раннего возраста происходит знакомство детей с предметным окружением. Дети в этой группе знакомятся с названиями предметов ближайшего окружения. Называют предметы, знакомятся с цветом, формой, величиной, материалом, из которого сделаны предметы. При ознакомлении с материалом, прежде всего у детей обеспечивала его активное восприятие, формировала умение различать знакомые предметы и действия. Для этого в своей работе я использовала дидактические игры и упражнения. В процессе дидактических игр и упражнений происходит успешное усвоение новых слов.

Ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам. Жизненные ситуации помогают детям в ориентировке на цвет, величину, форму, материал предмета.

На занятиях дети учатся слышать и понимать разные обращения взрослого. Дети упражняются в выполнении простейших заданий. Эффективны в работе с детьми раннего возраста жизни дидактические упражнения с использованием несложных сюжетных картинок. Так же с детьми этого возраста можно рассматривать настенные картины. Это помогает накоплению и уточнению представления об окружающем мире, о его семье, о самом ребенке.

В воспитании эмоциональной отзывчивости я использую дидактические игры, упражнения «Как помочь маме?», «Как помочь бабушке?». Я стараюсь формировать у детей чувство симпатии к другим детям «Улыбнись Кате», «Пожалей Колю». Учу детей пониманию, нельзя драться и обижать других детей. Начинаю побуждать интерес к труду взрослых людей. Например, «Мама дома – повар», «Дворник в детском саду». Полученные детьми знания уточняются и закрепляются в дидактических играх «Узнай и назови».

Таким образом, развивая познавательную сферу ребенка – я стремилась создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

Анализ проведенной работы

Проведенная работа по познавательному развитию:

У детей сформирована и способность к активной познавательной деятельности.

У детей повысился уровень успешности освоения в образовательной области «Познавательное развитие».

Появился интерес к предметам окружающего мира, к называнию вещей и к типичным действиям с предметами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.

Источник

Программа по развитию и коррекции познавательной сферы для младших дошкольников.

Пояснительная записка

В последнее время многих специалистов интересуют вопросы раннего выявления детей с проблемами в развитии и поиска методов дифференциальной работы с младшими дошкольниками, имеющих негрубые нарушения полиморфна. В течение последних тридцати лет в отечественной литературе данные исследования были ориентированы в основном на старших дошкольников. Недостаточность исследований детей младшего и среднего дошкольного возраста со слабо выраженными отклонениями в развитии объясняется тем, что диагностика и коррекция до последнего времени проводились с детьми не младше пятилетнего возраста, когда трудности усвоения образовательной программы становились особенно очевидными.

Дети с негрубыми нарушениями в развитии с традиционных позиций специальной психологии и коррекционной педагогики являются «нормальными», поскольку качественное своеобразие и глубина имеющихся у них нарушений таковы, что им не требуется создание специальных условий обучения и воспитания. Специализированных учреждений для них на сегодняшний день нет, и они оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников. Между тем им должна быть организована своевременная коррекционная помощь с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем.

Возраст от 3 до 5 лет для работы по данной программе выбран не случайно, так как дети в три года переходят в дошкольные группы, и если дети этого возраста не имеют выраженных отклонений в поведении, то они остаются в детском саду до поступления в школу. По данным И. С Кривовяз, «среди воспитанников общеобразовательного детского сада детей с проблемами в развитии оказалось 30 из 100». В условиях массового дошкольного учреждения целенаправленной коррекционно-развивающей работы с ними не проводится. Педагоги детских садов к этому не подготовлены, да и не ставят перед собой подобной задачи. Находясь в массовых дошкольных учреждениях и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них формируются заниженная самооценка, низкий уровень притязаний; они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальнуюдезадаптацию. Фактически это самая обделенная группа детей с отклонениями в развитии, поскольку именно они, своевременно пройдя диагностическое обследование и получив специальную помощь, могли бы значительно продвинуться в плане коррекции своего нарушения еще в младшем дошкольном возрасте.

В системе комплексного психолого-педагогического обследования детей с нарушением интеллекта особый интерес представляют данные о способах ориентировочно-исследовательских действий, складывающихся в младшем и среднем дошкольном возрасте. Именно от того, каким видом ориентировки пользуется ребенок, зависят его познавательные возможности и дальнейшее развитие высших психических функций. Кроме этого, от состояния указанных действий существенным образом зависят общая регуляция деятельности и контроль поведения ребенка в проблемных ситуациях. Поэтому в основу диагностики развития познавательной сферы детей дошкольного возраста целесообразно включить анализ ориентировочно-исследовательских действий.

Диагностика нарушений развития детей младшего и среднего возраста строится с опорой на ряд принципов, описанных в трудах ведущих специалистов специальной психологии и педагогики.

Исходя из выше сказанного, а также учитывая тот факт, что в нашем детском саду имеется часть детей с негрубыми нарушениями интеллектуальной сферы, автор попыталась составить программу развития и коррекции познавательной сферы для младших дошкольников, находящихся среди условно нормально развивающихся сверстников в массовом дошкольном учреждении, чтобы предотвратить вторичные нарушения у них.

Цель программы: привести к условной возрастной норме уровень познавательного развития младших дошкольников.

Задачи программы:

Читайте также:  Мультики на развитие речи ребенку 6 лет

1. Формирование у детей сенсорных эталонов.

2. Стимуляция и совершенствование ориентировочных действий.

3. Развитие мотивационной направленности на целенаправленные действия с предметами.

4. Формирование познавательных мотивов: создание проблемных ситуаций; стимуляция активности ребенка на занятиях.

Направленность программы: дети среднего дошкольного возраста.

Форма проведения занятий: индивидуально.

Динамика:1-2 раза в неделю.

Длительность занятий: от 15 до 20 минут.

Объем: 20 занятий.

Структура занятия:

1. Аутотренинг на повышение самооценки, на уверенность.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Игры-упражнения на развитие внимания.

4. Игры-упражнения на развитие представлений о цвете, форме предметов.

5. Игры-упражнения на развитие практической ориентировки на форму и величину предметов.

6. Игры-упражнения на развитие наглядно-образного мышления.

7. Подведение итогов занятия.

Требования к детям, прошедших цикл занятий по данной программе: уровень познавательного развития в соответствии с возрастом.

Учебно – методическое обеспечение:

1. Чашки – вкладыши.

2. Простые варианты досок Сегена.

3. Разрезные картинки (до 4-х равных частей) .

4. Мячи разных размеров.

5. Магнитная доска.

6. Разноцветные домики, окошки, вырезанные из картона.

7. Плоскостные формы одного цвета и разного размера.

8. Фигуры разного цвета, но одного размера.

9. Игра «Разноцветные дорожки» (с кружками) .

10. Игра «Найди все формы» (на бланке) .

11. Игра «Что здесь изображено? » (зашумленные изображения, наложенные, перечеркнутые) .

12. Игра «Чего здесь не хватает? ».

13. «Дорисуй предмет до целого».

14. Лабиринты (разные варианты) .

15. Лестница.

16. Выбор недостающего изображения.

17. Игры на простейшие классификацию и обобщение (игрушки,

посуда, одежда, деревья, цветы и т. п.) .

Перспективный план занятий

1 занятие

1. Аутотренинг на успокоение, уверенность.

2. Игра «Цветные дорожки» (представление о цвете) .

3. Игра «Назови, не ошибись», «Дорожки» (представление о форме) .

4. «Чашки-вкладыши» (практическая ориентировка на величину) .

5. Физкультминутка.

6. «Доски Сегена» (практическая ориентировка на форму) .

7. Игра «Собери картинку» (наглядно-образное мышление) .

8. Подведение итогов.

2 занятие

1. Аутотренинг.

2. «Цветные бабочки».

3. «Назови фигурки». «Дорожка».

4. Игра с пирамидкой (6-ти составная) .

5. Физкультминутка.

6. Доска Сегена.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

3 занятие

1. Аутотренинг.

2. Найди формы.

3. Игра с пирамидкой (ориентировка на величину) .

4. Найди отличия.

5. Подбери пару.

6. Назови одним словом.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

4 занятие

1. Аутотренинг .

2. Упражнения для пальчиков.

3. Найди отличия.

4. Найди пару (по цвету) .

5. Разложи кружки (на величину) .

6. Запомни, кто где живет.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

5 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Найди отличия.

4. Лабиринты.

5. Назови одним словом.

6. Догадайся, чья тень.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

6 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с массажными мячиками.

3. Найди отличия.

4. Игра «Заплатки».

5. Игра с матрешкой.

6. Разложи по цвету.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

7 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Найди отличия.

4. Запомни, что нарисовано.

5. Назови все формы.

6. Игра с пирамидкой (выделение цвета) .

7. Закрой все «дырки».

8. Подведение итогов.

8 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра для рук (межполушарное взаимодействие) .

3. Игра «Чья тень? ».

4. Разложи по форме.

5. Назови одним словом.

6. Лабиринт.

7. Собери картинку из частей.

8. Подведение итогов.

9 занятие

1. Аутотренинг.

2. Лабиринт.

3. Игра «Четвертый лишний» (одежда и обувь) .

4. Найди место медвежатам.

5. Кому что принадлежит?

6. Найди формы.

7. Скажи наоборот (элементарное) .

8. Подведение итогов.

10 занятие

1. Аутотренинг.

2. Найди отличия.

3. Лабиринт.

4. Положи фигуры на место (с доской Сегена на ощупь) .

5. Назови одним словом.

6. Разложи фигуры по цвету.

7. Найди место матрешке (на величину) .

8. Подведение итогов.

11 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнение для рук (межполушарное взаимодействие) .

3. «Чья тень? ».

4. Найди фигуру (на ощупь) .

5. Назови одним словом.

6. Скажи наоборот.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

12 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Найди предметы синего цвета (варьировать) .

4. Закрой «дырки».

5. Игра «4-й лишний».

6. Скажи, что поймал? (с бирюльками) .

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

13 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. «Цветные бабочки».

4. Найди все формы (на корточке) .

5. Назови одним словом.

6. Чашки – вкладыши.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

14 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками (на ощупь) .

3. Лабиринт.

4. Найди отличия в картинках.

5. Игра «Заплатки».

6. Разложи по цвету.

7. Собери картинку из частей.

8. Подведение итогов.

15 занятие

1. Аутотренинг.

2. Зачеркни фигуры (в соответствии с образцом) .

3. Составь узор (на кубиках) .

4. Найди, кто где живет (лабиринт) .

5. Построй лестницу.

6. Назови одним словом.

7. Дорожки.

8. Подведение итогов.

16 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками.

3. Спрячь фигурки в свои окошечки.

4. Игра «4-й лишний».

5. Игра «Продолжи» (с мозаикой) .

6. Дорисуй предмет.

7. Игра «Назови одним словом».

8. Подведение итогов.

17 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Продолжи (с цветными фигурками) .

4. Игра «Закрой дырки».

5. Игра «Чья тень? ».

6. Назови одним словом.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

18 занятие

1. Аутотренинг.

2. Продолжи рисунок.

3. Лабиринт.

4. Игра «Чего не хватает? ».

5. Доска Сегена.

6. Дорисуй.

7. «Что лишнее? ».

8. Подведение итогов.

19 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнение для рук (межполушарное взаимодействие) .

3. Найди отличия.

4. Разложи по-разному (по цвету и форме) .

5. «Чего здесь не хватает? ».

6. Игра с матрешкой (ориентировка на размер) .

7. Построй как у меня.

8. Подведение итогов.

20 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками.

3. Лабиринт.

4. Назови одним словом.

5. Найди отличия.

6. Назови все формы.

7. Найди пару.

8. Подведение итогов.

Источник