Коррекция нарушения физического развития ребенка
Надежда Бердникова
Дети с отклонением в физическом развитии.
«Дети с отклонением в физическом развитии».
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В нашей стране за последние десятилетие состояние здоровья детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Об этом свидетельствуют в том числе итоги Всероссийской диспансеризации детей. Ухудшение здоровья объясняется разными причинами, в частности недостатками в организации контроля за ростом, развитием и здоровьем детей. Для сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих ДОУ, необходимо постоянно совершенcтвовать учебно – воспитательный процесс в ДОУ и его медицинское сопровождение. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений, уплощение стопы или плоскостопие, косоглазие, группу риска по миопии.
Это далеко не весь перечень заболеваний,есть и более тяжелые случаи это: дети с нарушение в развитии опорно – двигательного аппарата, синдром Дауна, эпилепсии, детский церебральный паралич (ДЦП, слабовидящие и слабослышащие дети и т. д. Отсутствие у нас в городе специализированных учреждений дети с такими отклонениями в здоровья ходят в обычные группы ДОУ, в следствии этого большая нагрузка и ответственность за охрану и укрепление здоровья возлагается главным образом на воспитателя (мл. воспитателя, мед. работника, специалистов ДОУ, старшего воспитателя, заведующую).
1. Что должен знать воспитатель?
– количество детей по группам здоровья; (1-2-3гр. зд.)
– хронические заболевания;
– выявить детей на подгруппы для профилактики заболеваний:
* гр. риска по миопии;
* уплощение стопы или плоскостопие;
* нарушение осанки;
* ЧБД.
– ребенка с явным физическим недостатком.
– диагностику уровня физической подготовленности.
2. Оформить лист здоровья своей группы.
3. Разработать план физкультурно – оздоровительной работы для детей данной возрастной группы. (на год, на летний период).
4. Внести мероприятия в циклограмму.
5. Подбор методического материала по возрасту, изготовление нестандартного оборудования, оформление картотек, и т. д.
6. Оборудование в группе центра физического развития.
Проводя профилактическую работу в системе с детьми из тех 4 групп которые были выделены можно добиться определенных результатов:
– снижение заболеваемости,
– изменение группы здоровья на более высокую,
– научить заботиться о своем зрении и осанке.
Если в группе есть дети с отклонением в физическом развитии.
Совсем по другому обстоит дело с тяжелыми заболеваниями детей. Воспитатели должны построить работу так, чтобы этим детям было комфортно находиться в группе, среди большой массы детей. Нужно так организовать режимные моменты, игры или занятия, чтобы они не стали источником душевных травм для таких детей и поводом для насмешек. Если педагог поверит в возможности ребенка с дефектом зрения, слуха, моторики он сможет создать нормальную атмосферу в группе и действительно развивающую среду для всех детей.
Однако одной веры недостаточно, ее необходимо воплотить технологически.Например:
В группе слабовидящий ребенок.
Чтобы ребенок со значительными зрительными нарушениями мог на равных с нормально видящими детьми участвовать в организуемых воспитателем занятиях и играх, их содержание не должно быть ориентировано только на зрительное восприятие. Это вовсе не значит, что все игры и занятия следует строить по данному правилу. Важно, чтобы у ребенка с ослабленным зрением периодически возникали ситуации, когда он имел бы возможность почувствовать себя сильным и уверенным.
Игры:
«Особый заказ».
Для игры выбираются 2 команды от 2 до 6 участников, судьи 3 человека, ведущий (воспитатель, зрители.
Оборудование:
– щит с прорезями и рукавами или коробка с прорезями для рук;
– коробка с предметами по теме игры;
– пустые 1-2 коробки;
– карточки по теме: (Стол, накрытый для праздничного обеда. Транспорт. Овощи. Фрукты. Кухня. Лес. и т. д.)
Внимание: нельзя комплектовать набор предметов спорными предметами, тогда могут быть курьезные ситуации, когда ребенок, ощупывая фигурку, скажем, зебры, отнесет ее, приняв за барана, к праздничному столу в качестве запеченного барашка.
Заказы могут касаться и фактуры материалов,из которых изготовлены предметы: «Все из шерсти», «Металл», «Бумага» и др.
Игра организуется на определенное время выполнения, чья команда первой закончит. По окончании игры объявляется команда победительница.
Игры серии «Особый заказ» способствуют не только совершенствованию тонкой моторики, тактильного чувства, делающего восприятие окружающего мира более ярким и богатым, но также развитию пространственного воображения, формированию логического мышления. Главное, что дают эти игры,- равенство условий для детей с нормальным и пониженным зрением.
«Лото».
Плоские изображения на карточках заменяются рельефными, объемными, да еще предложить сыграть «вслепую» – вариант, естественно используемый в классических народных «жмурках».
Дети могут играть парами, когда один ребенок находит карточку, а другой укладывает ее на соответствующую клетку листа. Игры в парах имеют также значение для формирования умения соотносить свои действия с действиями других, обучают основам партнерского взаимодействия, гуманных взаимоотношений.
Эти игры ориентированы на развитие осязания, тактильного чувства у детей.
Игра «Арома» – касается еще одной сферы чувств, обонятельной.
(организация игр и занятий, ориентирована на развитие способности ребенка различать запахи и ароматы).
Оборудование: несколько непрозрачных баночек (количество зависит от возраста детей, знаний запахов, 5, 10 и более) с плотно закрывающимися, но легко открывающимися крышками; коробочка куда будем ставить баночки; кружочки из плотной бумаги с диаметром, близким к внутреннему диаметру баночки, и кружки из марли или легкой хлопчатобумажной ткани.
В качестве запахов подойдут сухие грибы, свежерастертая хвоя, кусочки кожи, засушенные лепестки сильно пахнущих цветов, зерна жареного кофе, лавровый лист, гвоздика, укроп и т. д.
Внимание:
1. При работе с запахами нельзя пользоваться парфюмерией, искусственными ароматизаторами.
2. При работе детей с запахами даже естественного происхождения возможны случаи аллергических реакций. Будьте внимательны, при появлении первых признаков повышенной восприимчивости отведите ребенка подальше от игрового поля, в случае необходимости проводите к медицинскому работнику.
2. Игры занятия, ориентированные на слуховое восприятие.
В эту группу относятся музыкальные занятия, слушание музыкальных произведений разного характера.
«Слушаем птиц».
Эта игра, в которой каждый звук требует своего действия от детей.
Оборудование: запись голосов птиц.
Цель: Научить различать голоса птиц.
Сначала самые привычные и легко распознаваемые, например кукушка, петух. Слушая пение дети выполняют определенное действие.
– кукушка: дети в такт наклоняют головки то к левому плечу, то к правому.
– кукареканье петушка: приставляют ладошку с поднятыми пальцами к голове, изображая гребешок петуха.
Затем звуки постепенно добавляются, а когда дети хорошо будут ориентироваться в звуках можно организовать соревновательный вариант игры (командами – выигрывает та команда, которая допускает меньше ошибок и быстрее реагирует на голос птиц).
«Шуршунчики».
Оборудование: шапочки – колпаки по количеству играющих детей;небольшие кусочки разной бумаги: чертежной, оберточной, кальки, салфетки, полиэтилена, целлофана, сухие листья, ткани разного типа (шелк, хлопок, лен, шерсть, синтетика).
Организовать игровой момент (кто- то отправляет шуршунчиков к детям а они должны по мере приближения звука узнать, что издает тот или иной звук- какой материал).
Дети усаживаются на стульчики или на корточки, надвигают шапки на глаза, оставляя закрытыми уши, опускают головки и ждут шуршунчика.
– приближается первый шуршунчик, – дети определяют и называют шуршащий предмет, если правильно определили – его можно отпугнуть гласным «а»
(дети вместе, не поднимая головы, произносят звук «а-а-а», испугавшись «страшного звука», шуршунчик уходит.
Для начала возьмите совсем немного шуршаших предметов и, как в случае с птицами, прибавляйте понемногу новых звуков – шуршаний и соответствующих гласных или их сочетаний. Не забудьте написать «шпаргалку», где будет указано, какому предмету – шуршунчику какой звук для отпугивания соответствует.
В группе ребенок с нарушением опорно – двигательного аппарата, ДЦП.
Тяжесть этого заболевания обусловлена сопровождающими его двигательными, психическими, речевыми, и другими нарушениями, поэтому проблема реабилитации детей имеет комплексный характер. Педагоги, медицинские работники, родители стремятся к достижению одной цели – оздоровлению детей и формированию у них навыков здорового образа жизни и потребностей в нем. Недостаток или даже отсутствие моторной деятельности препятствует формированию у детей поведенческих актов и в большей или меньшей степени снижает коэффициент их активности. Это в определенной мере способствует задержке у них речевого развития, повышению нервного и мышечного напряжения, что в комплексе влияет на поведение ребенка.
Для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата организуются малоподвижные игры, планируется индивидуальная работа для укрепления различных групп мышц и совершенствовании координации движений (в специализированных детских садах такие дети занимаются на тренажерах).
На физкультурных занятиях (ДОУ обычного типа, уменьшается нагрузка, бег заменяется только ходьбой, нельзя давать упражнения на скорость, быстроту, выносливость, прыжковые упражнения.
Внимание: обязательна страховка при выполнении любых разрешенных движений воспитателем.
Благодаря занятиям у дошкольников формируется сознательное отношение к правильной осанке, ходьбе, самоконтролю. Поощрение при выполнении любого упражнения мотивирует детей с большим энтузиазмом достигать результатов, а чувство успеха, в свою очередь, способствует формированию у них чувства самодостаточности, улучшению психического здоровья.
В группе слабослышащий ребенок.
Как организовать общение взрослого с ребенком с нарушением слуха, какие игры – занятия по развитию слухового восприятия может проводить взрослый? Все это можно найти прочитав статьи в журнале «Здоровье дошкольника» № 4, 5, 6. 2010г.
Самая главная потребность ребенка – это желание любви, теплоты чувств, т. е. положительного эмоционального комфорта. Чтобы у детей было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное здоровье, дети должны чувствовать, что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят, принимают их такими, какие они есть, относятся к ним всегда доброжелательно.
Ребенку необходима ситуация успеха. Для этого педагоги и родители должны вовремя поддержать его, вселить уверенность, помочь.
Источник
Наталья Кочетова
Коррекция недостатков психического и физического развития как инструмент инклюзивного образования
Древняя китайская пословица гласит:
«Ты можешь стать умнее тремя способами:
путем опыта – это самый горький путь;
путем подражания – это самый легкий путь;
путем размышления – это самый благородный путь».
Наш детский сад прошел, пожалуй, по всем трем путям и понял, что путь подражания не для нас. Мы не ищем легкой жизни, мы размышляем и накапливаем опыт. По пути опыта и размышлений, думаю, идут сегодня те детские сады, которые работают в режиме инновации и развития. Путь опыта наш, потому что мы одни из первых в городе начали эту нелегкую работу, с детьми с особенными возможностями здоровья. И трудностей и проблем у нас было и есть не мало.
Путь размышлений, потому что без этого невозможно выбрать и применить те способы работы с такими детьми, которые помогли бы им в дальнейшем развитии. Осознание этого привело наш коллектив к пониманию того, что заимствование самого лучшего опыта – это не механическое перенесение отдельных методов и приемов в свою работу, а перенесение идеи.
Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были здоровыми, умными и красивыми.
Но не всегда так происходит. Неожиданно на свет появляется ребенок с тяжелыми врожденными дефектами или сложными нарушениями, которые ставят под сомнение его «нормальное» развитие. Это «особый ребенок».
Таким семьям очень нужна своевременная поддержка специалистов, верящих в возможность помочь ребенку с любыми нарушениями.
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, к сожалению, растет.
В нашем детском саду организованна работа по коррекции недостатков физического и психического здоровья детей. Коррекция осуществляется:
в 4-х логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи;
1 коррекционной группы с задержкой психического развития;
в 5 общеобразовательных группах 10 детей с ОВЗ по разным диагнозам.
Всего в ДОУ 38 детей нуждающихся в помощи.
Поэтому главной целью стало: Создание условий для специальной коррекционно-образовательной среды, обеспечивающей равные возможности получения образования в пределах образовательных стандартов, оздоровление, воспитание, обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи,которые мы перед собой поставили:
1. выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ;
2. осуществлять индивидуальную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ;
3. способствовать усвоению детьми с ОВЗ образовательной программы дошкольного образования;
4. обеспечить позитивные сдвиги в психо-физическом развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимуляцию интеллектуального развития и личностного саморазвития;
5. оказывать методическую и психологическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Вся работа должна осуществлять планомерно и целенаправленно.
Для решения поставленных задач мы выделили и реализовываем следующие этапы работы:
Разработана и действует модель продвижения ребенка с ОВЗ по его образовательному маршруту. Данная модель позволяет ребенку постепенно «вливаться» в среду более здоровых сверстников.
Маршрут сопровождения детей с особенными возможностями здоровья и оказание помощи родителям таких детей направлен на компенсацию (возможно коррекцию) индивидуальных проблем и удовлетворение индивидуальных запросов, интересов, склонностей, потребностей.
Маршрут состоит из следующих разделов:
1. Сбор информации о ребенке, его родителях, условиях жизни и др.
2. Изучение состояния здоровья ребенка проводят медицинские работники.Берут на заметку:
3. Группа здоровья.
4. Изучают заключения специалистов о состоянии здоровья, полученные в детской консультации
5. Выявляют, стоит ли ребенок на «Д» учете, на инвалидности.
На основании полученных результатов выявляют детей «группы риска» и доводит до сведения администрации, ст. воспитателя, воспитателей той группы, куда идет ребенок.
Выявление условий семейного воспитания проводят воспитатели группы:
1. Условия проживания.
2. Вредные привычки родителей.
3. Тип воспитания – изучают участие каждого члена семьи в воспитании ребенка.
Неблагополучные семьи берутся на заметку и ставятся на учет в ДОУ.
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребёнка в ДОУ воспитатели, и специалисты наблюдают за ребёнком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности. Это очень важный период, как для ребенка, так и для всех, кто с ним работает. В это время важно выявить все проблемы, связанные с развитием ребенка. Наблюдая за ребенком, педагоги имеют четкие представления о нормальных показателях развития детей. Индивидуальный образовательный маршрут реализовывается во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения, учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра.
Далее организуется обсуждение результатов всеми специалистами, целью которого является составление полной картины развития ребёнка, о его развитии в разных областях, что облегчает понимание потребности ребёнка, семьи и планирование программы развития. Вся информация заносится в маршрут ребёнка.
Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, с первой младшей группы на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Структура индивидуального образовательногомаршрута включает следующие компоненты:
1. целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
2. содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
3. технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
4. диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
5. результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Нами было определено ключевое понятие нашей работы – программа индивидуального сопровождения ребёнка. Под программой индивидуального сопровождения мы понимаем модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенную на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющую последовательность дальнейших действий для развития дошкольника.
Такая программа в полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый ребенок способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным.
Для этого в детском саду организованна работа Психолого – Медико – Педагогический консилиума (ПМПк,в состав которой вошли:
1. директор ДОУ
2. учитель – логопед
3. учитель – дефектолог
4. врач – педиатр
5. воспитатели
6. музыкальный руководитель
7. воспитатель по физической культуре
Предварительно изучив практический опыт и специальные документы разработали и утвердили приказом Положение о Психолого – Медико- Педагогический консилиума (ПМПк) составили план работы ПМПк, составили алгоритм работы Психолого – Медико – Педагогический консилиума (ПМПк) координирует работу всех специалистов ДОу.Это позволяет:
1. вырабатывать общие задачи коррекционно – развивающей работы;
2. прослеживать динамику развития ребенка посредствам прохождения ПМПк
3. с целью определения дальнейшего образовательного маршрута;
4. осуществлять индивидуальную работу с детьми с учетом особенностей их заболеваний;
5. обеспечивать преемственность в работе всех специалистов по выполнению индивидуальной программе развития
Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты стараются помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка. Детям и их родителям необходима поддержка и оказание психолого-медико-педагогической помощи. Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку. С момента обнаружения нарушения развития ребенка, родителей информируем обо всех результатах его обследований и обсуждают их с ними, выбирая для этого приемлемую форму. Специалисты не должны скрывать проблемы ребенка. Родители участвуют в работе по реабилитации их ребенка, в которой у них формируется адекватная оценка ситуации, реальных возможностей и перспектив ребенка.
С целью оказания помощи родителям в воспитании детей с ОВЗ организована работа консультативного пункта.
Одним из важных условий работы с детьми с ОВЗ является создание условий для сенсорного воспитания. Рекомендуется сенсорная комната с набором оборудования, пособиями и тренажорами. В нашем ДОУ нет возможности создать отдельную комнату, поэтому мы устанавливаем отдельные элементы по сенсорному воспитанию в музыкальном зале и группах.
Работа по маршрутам сопровождения и индивидуальным программам обучения анализируется и результаты коррекции недостатков заслушиваются на Психолого – Медико- Педагогическом консилиуме (ПМПк) и на итоговом педсовете.
Эффективность сопровождения определяется не только по данным психологической, педагогической, медицинской диагностики,но и по общим показателям в соответствии с требованиями:
1. удовлетворенность ребенка и его родителей пребыванием в ДОУ;
2. уверенность ребенка (в своих возможностях);
3. способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;
4. успешность овладения адекватными возрастному этапу и особенностями ребенка видам деятельности.
Опыт работы показывает, что специально организованный коррекционный воспитательно-образовательный процесс, взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми и родителями дает положительный результат.
Все выпускники ДОУ продолжают обучение в общеобразовательных школах, участвуют в городских мероприятиях.
Именно взрослые помогают детям с особыми потребностями, создают «мир равных возможностей» для любого, кто в этом нуждается. Они смело вливаются в коллектив при поступлении в школу.
Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и
ценили.
Источник