Коррекция и развитие проблемного ребенка эффективна при помощи

Коррекция и развитие проблемного ребенка эффективна при помощи thumbnail

Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.

Психологическая коррекция ребенка

Цель коррекции

Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для назначения

Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:

  • гиперактивность, импульсивность;
  • неконтролируемая агрессия;
  • тревожность, мнительность;
  • чрезмерная стеснительность, боязливость;
  • неоправданные страхи;
  • трудности запоминания;
  • неусидчивость;
  • нарушения мышления;
  • трудности в процессе обучения.

Этапы психологической коррекции

Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:

  • сбор информации;
  • создание программы проведения психокоррекции;
  • установочный этап;
  • процесс психологической коррекции;
  • завершающий этап.

Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.

Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.

Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.

Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.

Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.

Основные методы

Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.

Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.

Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.

Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.

Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).

По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.

Источник

Когда родители и педагоги пасуют перед детьми и их нестандартным поведением, то нередко записывают своих питомцев в «трудные». На самом деле, важно понять, в чем особенности каждого конкретного случая, почему именно он кажется проблемным и как справляться с трудным ребенком.

Каких детей относят к «трудным» и способы коррекции поведения

Агрессивный ребенок

О том, что у их детей случаются приступы агрессии, родители обычно узнают от воспитателей, учителей или соседей. «Ваша Мила опять дралась», – сообщают отцу девочки, когда он вечером забирает дочь из детского сада. «Ваш Алексей грубил классному руководителю», – читает мать в дневнике сына. И за всем этим стоят какие-то причины. Агрессия может выражаться в словах и действиях. Агрессивные дети недооценивают собственную враждебность. При этом окружающих считают врагами. Им свойственно винить в собственном поведении людей и обстоятельства. С себя же ответственность они снимают и не думают о последствиях своих поступков. Они не понимают, что другим может быть обидно и больно.

Чаще всего причинами агрессивных проявлений у детей являются:

  • неуверенность в себе и ощущение внешней угрозы. Ребенок боится быть побежденным, уязвленным, обиженным и, чтобы избежать роли жертвы, атакует сам;
  • желание обрести самостоятельность и самоутвердиться. И тогда агрессия –способ избавиться от опеки взрослых;
  • подражание старшим. Ребенок действует по образцу – к примеру, видит, как старшие мальчишки обижают малолетку, и поступает так же;
  • агрессия родителей (угрозы, оскорбления, телесные наказания);
  • повышенная возбудимость и избыток энергии, которой нужен выход;
  • желание привлечь к себе внимание, потребность в любви;
  • неумение контролировать свои эмоции и выстраивать мирные отношения с окружающими;
  • стремление доминировать в коллективе и продемонстрировать собственное превосходство. К примеру, мальчики посредством драк стараются занять лидирующее положение в классе или дворовой компании.

Психологическая коррекция:

Следует развивать в детях умение «перенаправлять» агрессию социально приемлемыми способами. Выход агрессивности можно дать через активные игры и спорт. Необходимо развивать навыки коммуникации и показывать модели неагрессивного поведения в различных ситуациях. Родители должны оценивать не самого ребенка, а его поступки, т.е. говорить не «ты плохой», а «это ты сделал плохо». А затем объяснить, что за подобными действиями последует.

Демонстративный ребенок

Он старается все время быть в центре внимания, как актер на сцене – все делает напоказ. Поэтому все его действия заметные и яркие, а любые проявления –гипертрофированные. И неважно, шалит такой ребенок, капризничает, играет, корчит рожицы, внимает чему-либо – все будет сделано нарочито и таким образом, чтобы окружающие обязательно заметили и отреагировали. Ведь он дает понять, что ему важно почувствовать интерес к себе. За демонстративным поведением скрываются недостаток любви и ласки со стороны родителей, а также потребность в заботе, дефицит общения, неумение контактировать со сверстниками и повышенная тревожность.

Призывать к порядку и стыдить «доморощенного актера» бесполезно, ведь он уже добился своего – на него обратили внимание. И какое именно – осуждение это или одобрение – ребенку в принципе безразлично. Ему важно, что он смог вызвать эмоциональную реакцию у взрослых. А вот наказанием для него является игнорирование.

Психологическая коррекция:

Действуйте по принципу: уделяйте внимание ребенку тогда, когда он «хороший», и не замечайте, когда «плохой». А еще приобщайте его к занятиям различными видами творчества, чтобы такие дети могли реализовать свою демонстративность и направить ее в нужное русло. Подойдут занятия танцами, музыкой, живописью и т.п.

Гиперактивный ребенок

Такого наверняка легко узнает каждый. Он непоседлив, энергичен и неуправляем. Конечно, многие дети активны и подвижны, однако при гиперактивности эти качества гипертрофированы. И проблема в том, что ребенок не может себя контролировать и сдерживать. Его активность непродуктивна, а действия хаотичны и довольно бессмысленны. И есть определенные признаки, по которым его отличают специалисты. Обычный активный ребенок предпочитает подвижные игры пассивным. Однако если вы его чем-то увлечете, он спокойно может сосредоточить свое внимание и сохранить спокойствие. И при определенных обстоятельствах (например, в незнакомой обстановке, общественных местах) он может быть вполне уравновешенным и сдержанным.

А гиперактивный ребенок всегда в движении. И даже если он устает, то не отдыхает привычным для нас образом, а начинает капризничать, кричать и рыдать. Говорит он не просто быстро, а как бы глотает слова. Вопросов задает много, но ответы на них не слушает. У гиперактивных детей нередки проблемы со сном. Они часто страдают от нарушения пищеварения и аллергии. Такие дети не реагируют на запреты и ограничения.

Нередко гиперактивность соседствует с синдромом дефицита внимания, отчего еще больше затрудняется процесс обучения. Обычно такие дети попадают в разряд отстающих учеников и причисляются к хулиганам.

Психологическая коррекция:

Специалисты рекомендуют родителям:

  • сохранять спокойствие и невозмутимость;
  • учить ребенка управлять собой, помогая выплескивать излишнюю энергию (например, в активных играх, спортивных занятиях);
  • оберегать его от излишнего переутомления и перевозбуждения;
  • учить ребенка расслабляться (в частности, подобрав подходящие методы релаксации);
  • обязательно хвалить его, когда он доводит начатое дело до конца;
  • приучать ребенка к учебе и тихим занятиям, стараясь не принуждать, а заинтересовывать;
  • помогать ему планировать время, соблюдать режим и распределять силы.

Тревожный ребенок

Распознать повышенный уровень тревожности у ребенка не всегда просто. Одни дети явно демонстрируют собственное беспокойство. Они становятся непоседливыми, суетливыми, не желают оставаться в одиночестве, а льнут к родителям. Еще они могут жаловаться, пугаться совершенно невинных вещей, часто плакать без явного повода. У тревожных детей появляются странные привычки, показывающие внутреннюю тревогу – специалисты называют их маркерами. К примеру, они могут грызть ногти и как-либо травмировать себя. Нередко возникают проблемы с аппетитом – ребенок чуть ли не часами сидит над тарелкой и даже свои любимые блюда ест без энтузиазма. А еще у тревожных детей может нарушаться сон – их трудно уложить независимо от возраста, а потом сложно поднять с кровати. Многие действия они совершают через сопротивление, со слезами на глазах. Психологическая коррекция:

Для таких детей необычайно важен индивидуальный подход. Так, при обучении в школе их рекомендуется меньше спрашивать у доски и больше давать им письменных заданий. Желательно, чтобы они обучались в достаточно спокойной обстановке и классах, в которых немного учеников. В качестве методов снижения уровня тревоги используются различные психолого-педагогические методы. В их числе – индивидуальные и групповые занятия, игры, сказкотерапия, рисование и иные виды творчества. Важно, чтобы в результате ребенок смог избавиться от своих страхов, успокоился и приобрел уверенность в себе.

Дети индиго

В различных СМИ сейчас нередко говорят и пишут о детях индиго. И хотя официальная наука этот феномен не признает, вполне возможно, что он все же существует. Просто пока нет исследований, которые бы могли убедительно его доказать. Термин «дети индиго» появился в 80-х годах прошлого века в США. Авторы теории утверждают, что у некоторых детей аура (энергетическая оболочка) имеет необычный, сине-фиолетовый цвет. Поэтому эти дети отличаются от других особенностями личности и поведением. Говорят, с ними сложно найти общий язык. Они плохо поддаются воспитанию и нередко являются нарушителями спокойствия и дисциплины.

Считается, что дети индиго обладают следующими чертами и качествами:

  • высокая (часто завышенная) самооценка и твердая уверенность в себе и своих силах;
  • независимость в суждениях и действиях;
  • ощущение собственной исключительности и уникальности;
  • решительность;
  • настойчивость и упрямство;
  • развитая интуиция;
  • раннее взросление;
  • наличие творческих способностей и большой творческий потенциал;
  • высокий уровень интеллекта;
  • неуравновешенность, импульсивность, перепады настроения;
  • повышенная потребность во внимании и любви;
  • склонность к вредным привычкам;
  • индивидуализм, игнорирование чужого мнения и пренебрежение авторитетами;
  • трудновоспитуемость, асоциальность, низкая коммуникабельность, замкнутость;
  • стремление к справедливости, желание принести пользу и совершить нечто великое;
  • неприятие общепринятых норм и правил. 

Если такие дети подвергаются внешнему давлению, то могут прийти в ярость и «отбрить» любого взрослого. Считается, что дети индиго с одинаковой вероятностью могут стать как гениями, так и преступниками.

Психологическая коррекция:

Приверженцы концепции индиго полагают, что с такими детьми надо обращаться максимально бережно, ничего им не навязывать и не заставлять делать, потому что они «сами с усами». Однако представители традиционной науки не только считают данную гипотезу весьма сомнительной, но и вдобавок уверены, что все дети нуждаются в любви, понимании и корректировке их поведения.

План индивидуальной работы с трудными детьми

Родителям важно понять ребенка, а затем, пусть и корректируя его поведение, сохранить и развить детскую индивидуальность.

  1. При возникновении конфликтов не старайтесь переложить всю ответственность на ребенка. Ищите причины непослушания и странного поведения, а только потом принимайте меры.
  2. Признайте право ребенка на самостоятельность и собственное мнение.
  3. Старайтесь видеть в собственном ребенке положительные стороны, даже если другие его ругают. Доверяйте детям, не заставляйте их соответствовать чужим представлениям взрослых о «правильности».
  4. Создавайте дома эмоционально спокойную атмосферу – ребенок не должен быть свидетелем разногласий и ссор между родителями. Это не только разрушает авторитет старших, но и вызывает у них тревогу и чувство вины.
  5. Показывайте детям четкие границы добра и зла, объясняйте, что такое хорошо и плохо, чтобы они могли вести себя правильно. Замечайте и позитивно оценивайте успехи детей, не забывайте их одобрять и хвалить. Чрезмерная критика и повышенные требования повышают тревожность.
  6. Не злоупотребляйте наказаниями. Иначе они станут привычными для ребенка, и их действенность сведется к нулю. Также вредны придирки и мелочная опека.
  7. Уберите из своей речи фразы типа: «У тебя никаких прав нет, ты полностью зависишь от нас!», «У всех дети как дети, а у нас не поймешь кто!», «Я никогда не была такой в твои годы!», «Радуйся, что родители живы, и не прибавляй нам седых волос», «Я лучше знаю, что и как должен делать мой ребенок»…

Принимайте и любите свое чадо таким, каково оно есть. Относитесь к ребенку доброжелательно и уважительно. Он не обязан оправдывать чужие ожидания и соответствовать чужим притязаниям. И не приписывайте детям своих желаний, не реализовывайте через них собственные амбиции.

Источник

 Денисова И.В.,

педагог-психолог МКОУ ЦППРИК (г. Куровское)

Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми

с нарушениями в развитии   

Аннотация: в данной статье рассматривается использование современных методов и технологий в работе педагога-психолога. Эти методы разработаны отечественными нейропсихологами (А.В. Семенович, Л.С. Цветковой и др.) и опираются на закономерности развития мозговых механизмов психической деятельности.

Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция, метод замещающего онтогенеза, сенсомоторная коррекция, восстановительное обучение, дети с нарушением онтогенеза, дети с трудностями в обучении.

         В психологии  на сегодняшний день существует много различных направлений и подходов коррекции и реабилитации процессов развития, но, несмотря на это проблема эффективности психологической помощи детям  остаётся очень актуальной.  

        Десять-пятнадцать лет назад коррекционные программы чаще всего представляли собой набор упражнений, направленных на тренировку слабой функции. Например, если у ребёнка страдала память – в заданиях предлагалось запомнить и воспроизвести различные стимулы, если у ребёнка были трудности произношения – нужно было многократно повторять звуки слова по образцу логопеда. Т.е. и без того слабое звено в психической деятельности ребёнка получало дополнительную нагрузку без исследования причин его недостаточности.  

        В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получило наиболее эффективное направление – нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А.Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции развития ребёнка.

        Нами на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции применяются следующие нейропсихологические системы:

– комплексная методика сенсомоторной коррекции, созданная группой психологов под руководством А.В. Семенович;

– методы восстановительного обучения, разработанные Цветковой Л.С.

        В рамках нейропсихологической коррекции по Семенович А.В. реализуется принцип замещающего онтогенеза,  предполагающий развитие мозгового обеспечения психических функций.  

         Метод замещающего онтогенеза (МЗО) заключается в соотнесении актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Проще говоря, основной принцип коррекции – прохождение непройденных этапов. Коррекционная работа ведётся по двум направлениям:

– с использованием методов двигательной коррекции;

– с использованием собственно когнитивных методов.

        Первой и основной коррекционно-абилитационной целью МЗО является формирование у ребёнка сенсомоторных взаимодействий. Здесь максимально используется психомоторная коррекция. Формируемое на этом уровне сенсомоторное обеспечение всех психических функций активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус. Комплекс этих технологий ориентирован на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга (таблица 1).

        Постепенно в этот процесс интегрируется нейропсихологическое сопровождение развития специальных когнитивных функций, а именно речи, письма, пространственных представлений, памяти и т.д. Коррекция познавательных процессов связано с воздействием на 2-ой функциональный блок мозга.

        Последний этап направлен на повышение уровня саморегуляции и произвольного контроля (оптимизация структур 3-го функционального блока).

Таблица 1. Трёхуровневая система методики

Уровни

Коррекционные методы направлены

на элиминацию дефекта и

функциональную активацию:

  1. Уровень стабилизации,  активации и энергоснабжения психических процессов

подкорковых и стволовых образований головного мозга

  1. Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов

задних и премоторных отделов правого и левого полушарий мозга  и их взаимодействия

  1. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психических процессов

передних (префронтальных) отделов мозга

        Для осуществления коррекционного воздействия используются двигательные упражнения:

  1. упражнения, повышающие уровень  активации больших полушарий мозга (массаж кистей рук, стоп ног, ушных раковин; пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения);  
  2. упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, нормализацию мышечного тонуса («Яйцо», прокатки, растяжки);  
  3.  упражнения для развития базовых сенсомоторных взаимодействий, крупной моторики, пространственных представлений (глазодвигательные упражнения, параллельные и перекрёстные движения, различные виды ползания, игры с мячом, графические упражнения);  
  4. упражнения, направленные на формирование произвольности и внимания (стоп-игры, игры с правилами,  формулировка вопросов, «объяснялки», развитие коммуникативных навыков

        Когнитивные методы направлены на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование высших психических функций.

        Нейропсихологические исследования А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Е.Д., Хомской, А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкой и других отечественных учёных показали, что учебные трудности часто имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей, которые и ведут к нарушению таких ВПФ, как речь и письмо, чтение и счёт, интеллектуальная деятельность и память. В таких случаях очень действенными  являются методы восстановительного обучения. Т.е. такие методы, которые позволяют воссоздать в развёрнутом виде внутреннюю структуру нарушенного звена в распавшейся функции с помощью вынесения наружу отдельных, строго соответствующих структуре дефекта операций, последовательное выполнение которых может привести к осуществлению пострадавшей (несформированной) деятельности. Выписанные в нужной последовательности, операции и составят программу, управляющую извне ходом восстановления нарушенного (несформированного) действия и позволяющую контролировать этот ход.  Программа операций, в отличие от применения отдельных методов, приёмов, упражнений, мало связанных друг с другом, создает схему, структуру протекания процесса письма, чтения или счёта, а не отдельных его сторон и вводит его в систему с другими ВПФ. В этом психологическая сущность программированного обучения.

Методы восстановительного обучения разработаны и описаны Цветковой Л.С. [5]

Например, восстановление чтения при оптической дислексии включает следующие приёмы (на первой стадии – восстановления восприятия букв и их узнавания):         

  1. вспомнить данную букву и воспроизвести её моторный образ путём «записи» её рукой в воздухе с закрытыми глазами;
  2. записать букву в тетрадь;
  3. найти среди нескольких других букв;
  4. ощупывание, сравнение её с другими буквами (зрительно и кинестетически);
  5. назвать букву;
  6. подчеркнуть наиболее часто встречающиеся и знакомые слова, начинающиеся с этой буквы и т.д.

        Серия подобных операций позволяет проанализировать конструкцию букв и корректировать буквенный гнозис.

        В программное обеспечение нашей работы входят:  программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации процессов развития в детском возрасте (А.В. Семенович [3]), программа сенсомоторной коррекции при психосоматических расстройствах в детском возрасте (А.С. Султанова, [2]), курс нейропсихологических коррекционных занятий с детьми 5-10 лет (М.В.Евлампиева и др., [3]), программа сенсомоторной коррекции при нарушениях психического развития у детей младшего школьного возраста (В.А.  Корнеева, [1]), программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (А.Л. Сиротюк, [4]),

методика развития зрительно-вербальных функций у детей (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, [6]) методика развития и коррекции внимания «Школа внимания» (Н.М.  Пылаева, Т.В.   Ахутина, [7]), методики восстановления (формирования) счёта, письма и чтения (Л.С. Цветкова, [5]).

        Все эти программы составляют основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога с детьми следующих категорий:  

  1. дети с нарушением онтогенеза;
  2. дети с трудностями обучения.

        К нам в центр часто обращаются родители детей с отклоняющимся онтогенезом следующих типов:

  1. задержанное психическое развитие;
  1. парциальная несформированность ВПФ, преимущественно регуляторного компонента (гиперактивные дети);
  1. психическое недоразвитие (дети с интеллектуальными нарушениями разной степени выраженности);
  2. дефицитарное развитие (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
  1. искажённое развитие (дети с РДА).

        Дети с трудностями в обучении – это, в общем-то, нормативно развивающиеся дети, но имеющие неярко выраженные мозговые дисфункции, которые становятся очевидными, когда ребёнок включается в образовательный процесс. Дети с трудностями  в чтении, письме и математике  попадают в поле зрения психологов ЦППРИК в результате обращения за помощью образовательных учреждений района (работа по запросу).

        Использование нейропсихологической коррекции эффективно интегрируется в процесс психолого-педагогического сопровождения процессов развития детей  и имеет положительные результаты.         Эффективность коррекционной работы подтверждают следующие результаты:  

  1. редукция проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений у детей:

– с ЗПР (церебрально-органического генеза):  повышение работоспособности, познавательного интереса, улучшение мнестической деятельности, конструктивного праксиса, гностических функций, повышение обобщающей функции мышления; в общем – повышение уровня  развития ВПФ;

– с гиперактивностью: повышение концентрации внимания и его устойчивости, увеличение усидчивости, улучшение письма,  повышение произвольности и самостоятельности, улучшение поведения;

– с РДА: снижение количества стереотипий, аутоагрессии, улучшение эмоционального контакта, развитие «вкуса» к взаимодействию и игре, повышение целенаправленности деятельности, формирование подражательной способности; улучшение интеллектуальных и речевых показателей;

-с психическим недоразвитием: повышение целенаправленности деятельности и уровня произвольности  психических процессов, развитие графо-моторных навыков, улучшение пространственной ориентировки,  улучшение восприятия речи, увеличение связности речи и её активности, повышение сообразительности;

– с трудностями в обучении: улучшение учебной деятельности и повышение успеваемости.

  1. косвенные результаты: например, повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении в школе, дома;
  2. улучшение показателей диагностики: отмечена выраженная положительная динамика в психическом развитии в 80% случаев обращения, о чём можно судить по данным диагностических обследований (пред началом коррекционной работы и по завершению программы), в том числе и по медицинским данным.  

        Ниже даны примеры изменений в  психическом статусе детей в результате коррекционно-развивающей работы. Диагностика проводилась с использованием  психологических, пато- и нейропсихологических методик. Для детей с выраженными нарушениями развития применялся метод наблюдения во время занятий. Результаты диагностики отражены в данных мониторинга психического состояния ребёнка.

Рис. 1. Мониторинг психического статуса ребёнка (Г.С., 6 лет, РДА 2 группа)

Рис.2. Мониторинг психического статуса ребёнка (С.Р., 8 лет, СДВГ)

1 – Восприятие пространства, 2 –        восприятие времени, 3 – мелкая моторика, 4 – крупная моторика, 5 –        внимание, 6 – память, 7 – мышление, 8 – обучаемость, 9 – адекватность, 10 – критичность, 11 – целенаправленность,  12 – выраженность волевого усилия, 13 – интерес к заданиям, 14 – импульсивность-рефлексивность, 15 – агрессивность-миролюбие, 16 – тревожность-спокойствие, 17 – самостоятельность, 18 – мотивация.

 Выводы:

  1. коррекционная работа с использованием нейропсихологических методов приводит к оптимизации ВПФ, изменению структуры их дефекта;
  2. в ходе коррекции обеспечивается повышение общей психической активности, работоспособности;
  3. нейропсихологические упражнения позволяют формировать внимание как целенаправленную избирательную активность, и как навык самоконтроля, улучшается регуляция деятельности;
  4. в результате коррекции значительные изменения происходят в сенсомоторной сфере, что приводит к положительной динамике в развитии познавательных функций;
  5. под влиянием коррекционного воздействия происходят улучшения аффективной организации психической деятельности, за счёт чего развиваются эмоционально-личностные качества детей.

         Нейропсихологическая коррекция – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.  

Литература

  1. Корнеева В.А. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития у детей младшего школьного возраста / Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С.) // Лечение детей с психосоматическими расстройствами. – С-Пб., 2002
  2. Султанова А.С. Программа сенсомоторной коррекции при психосоматических расстройствах в детском возрасте /   Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков // Под ред. Ю.С. Шевченко. – С-Пб, 2003
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2008
  4. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2002
  5. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. Москва – Воронеж, 2005
  6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. М., 2008
  7. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В.   «Школа внимания». Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2004
  8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003
  9. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психологические особенности проблемных детей. М., 2008

Источник