Кормление грудью и развитие речи ребенка
«…Речь – источник всего того субъективного, что проникает в объективную систему языка, – она канал, по которому человеческая практика входит в язык».
(В.А. Звегинцев, 1970).
Понятие «речь» можно определить, как «способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка»; как «один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива» [1]. Речь каждого человека индивидуальна, также, как и его речевое развитие. Для того чтобы понять, как влияет грудное вскармливание ребёнка на его речевое развитие, необходимо остановиться более подробно на основных моментах.
Какую пользу приносит грудное вскармливание для младенца?
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «грудное вскармливание является наилучшим способом питания младенцев. Грудное молоко является оптимальной пищей для новорожденных, содержащие питательные элементы, необходимые для здорового развития детей, и антитела, помогающие защитить малышей от распространённых детских болезней» [2].
Как грудное вскармливание может помочь удовлетворить потребность ребёнка раннего возраста в эмоционально положительном общении с мамой?
Существуют определенные нормы развития детской речи и факторы, влияющие на её формирование, такие как: биологические и социальные. Если рассматривать более подробно социальные факторы, то здесь необходимо особенно выделить потребность ребёнка раннего возраста в эмоционально положительном общении с мамой. Эту потребность возможно удовлетворить, практикуя продолжительное грудное вскармливание.
Грудное вскармливание помогает поддерживать с мамой эмоциональную связь, чувства любви и защищенности, а также способствует налаживанию общения. Каждый раз, когда мама берёт своего малыша для кормления она контактирует с ним, разговаривает и ждёт ответной реакции, что способствует речевому развитию, так как речь развивается по подражанию и ребёнок уже сейчас все «впитывает».
Успешное и продолжительное грудное вскармливание способно дать хороший «толчок» для отношений матери и ребёнка, а также для взаимодействия ребёнка и окружающего мира.
Какая связь между продолжительным грудным вскармливание (3 года и более) и развитием речи?
Существует мнение о том, продолжительное грудное вскармливание (более 3х лет) может привести к нарушению речи (приводит к формированию неправильного «межзубного» произношения), давайте остановимся здесь более подробно и узнаем, какие движения происходят при грудном вскармливании у малыша во рту (в момент прикладывания, сосания и глотания).
По исследованиям проведенным компанией «Pigeon» [3] в сам момент прикладывания к груди положения органов артикуляции, следующие (рисунок №1): верхняя и нижняя губы вытягиваются, чтобы захватить сосок и ареолу; губы плотно обхватывают ареолу, тем самым предотвращая вытекание молока и попадание воздуха в рот ребенка; кончик языка держится неподвижно над нижней десной.
В процессе кормления (в момент сосания) у ребёнка во рту происходят перистальтические движения (волнообразные движения), которые взрослый человек не может воспроизвести и положение органов артикуляции, будет следующие: при неподвижности языка колеблется только одна его поверхность; начало движения приходится на кончик языка, который надавливает на сосок, находящийся у твердого нёба, а заканчивается движение тем, что корень языка соприкасается с мягким нёбом; волнообразные движения повторяются с интервалом в 0,8 секунд; перистальтические движения позволяют сжимать и растягивать сосок, и, тем самым, извлекать молоко из груди матери [3].
При глотании ведущая роль принадлежит языку и молоко сразу поступает в пищевод. Кроме волнообразных перистальтических движений языка, было доказано компанией «Pigeon», с помощью ультразвука, что кончик языка поднимается, чтобы протолкнуть молоко вниз в кишечник при глотании [3].
Таким образом, правильный захват груди приводит к задействованию мышцы губ и языка, а, следовательно, в дальнейшем ребёнок сможет быстрее научится вытягивать губы «трубочкой» – данное движение необходимо для артикуляции многих звуков. «Движения языка в процессе сосания повторяются с интервалом приблизительно 0,8 секунд 800 – 1000 раз за одно кормление. Ни один взрослый не сможет повторить одно и то же движение языком 800 раз подряд с такой скоростью (по данным компании «Pigeon»)» [3]! В процессе глотания задействуется кончик языка, развитие которого тоже немало важно для формирования правильного произношения в дальнейшем. Следовательно, можно сказать, что чем дольше кормится ребёнок, тем больше происходит развитие мышц артикуляционного аппарата. Грудное вскармливание ребёнка помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения.
Какие исследования были проведены в данной области?
Вышеупомянутая компания «Pigeon» первая с помощью ультразвука смогла определить 3 ключевых фактора, обеспечивающих процесс сосания (положение органов артикуляции) [3].
По исследованиям «логопеда-дефектолога Г. М. Новиковой, обследовавшей 936 детей 5—7 лет, при длительности сосания груди более 6 месяцев нарушения речи выявляются только у 14,5 % детей. В основном это физиологические замены звуков [ш], [ж], [л], сравнительно легко устранимые. В группе детей с коротким периодом сосания сложные нарушения речи наблюдались в 80% случаев» [4].
Дети, «…которых кормили грудью до 12 месяцев, имеют лучший словарный запас в возрасте 3 лет» – к такому выводу пришли профессор Мэнди Б. Белфорт и её коллеги из Подразделения Неонатальной Медицины в Детской Больнице Бостона и Медицинской Школы Гарварда в Бостоне, штат Массачусетс (2013 год, журнал «JAMA Pediatrics») [5].
Что можно сказать о сосание соски с точки зрения логопедии? Какое влияние оказывает грудное вскармливание на формирование челюстно-лицевого аппарата? Какие исследования были проведены в данной области?
«Соской» называют «любой имитирующий сосок предмет, предназначенный для удовлетворения сосательного рефлекса или кормления, временный заменитель маминой груди» [6].
В норме формирование мышц рта у детей происходит приблизительно до 3,5 лет, и потребность в сосании сохраняется в среднем до 3-4 лет, что является подтверждением необходимости грудного вскармливания до этого возраста (до самоотлучения ребёнка). Соска способна серьёзно деформировать мышцы рта. Она способна вызывать неправильное формирование прикуса, что в свою очередь может привести к логопедическим проблемам и многим другим. Регулярное применение пустышки вызывает значительное искривление зубов. У детей данной возрастной категории продолжается формирование нёба, а вместе с ним формируется расположение зубов. Когда происходит регулярное соприкосновение пустышки с небом, это очень часто вызывает образование высокого узкого неба. Язык является очень сильной мышцей, которая помогает правильному развитию неба, а если оно узкое, то это мешает правильно произносить слова и затрудняет глотание слюны. Постоянное использование соски может стать причиной того, что ребёнок поздно начнет разговаривать, а его речь будет недостаточно развитой. Ребёнок может подумать, что ему удобнее указывать на нужные вещи и общаться жестами, потому что он привык не раскрывать рта из-за соски. В настоящее время не доказано, что существует прямая связь между сосанием соски и задержкой в развитии речи, но в то же время, есть риск косвенного влияния на неё. Поэтому многие логопеды и стоматологи рекомендуют как можно раньше начинать отучать ребёнка от сосания пустышки, а лучше обходить без неё.
Были проведены исследования в области изучения формирования челюстно-лицевого аппарата. По данным F. Bertrand (1968), обследовавшего 1200 детей в Африке, где практикуется кормление грудью до 3х и 4х лет, нормальное формирование зубочелюстной системы имело 99,6% детей, и только у 0,3% выявлено нарушение (прогнатический прикус) [4].
У 27% европейских детей встречается недоразвитие нижней челюсти, а прогнатический прикус в 3% от всех обследованных [4].
B серии работ F. Broad (1972, 1975) констатируется, что у детей 5 и 6 лет, естественно вскормленных, все характеристики воспроизведения тональности и чистоты звуков были значительно выше, чем у детей, которые находились на искусственном скармливании [4].
Таким образом, как уже было написано выше, можно сказать, что грудное вскармливание помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения. Только при нормально сформированных функциях речевого аппарата, полноценном слухе, а также при условии достаточного общения со взрослыми (полноценное речевое окружение) возможно правильное развитие речи.
О.А. Мальгина, учитель-логопед,
аспирант кафедры общей педагогики и
современных образовательных технологий,
ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт».
Список использованной литературы.
Источник
Дважды мама, сертифицированный слингоконсультант, член АКЕВ, переводчик. Люблю естественность в родительстве, поэтому ношу детей в слинге и кормлю грудью всех в радиусе 100 метров.
Фото: Yaruta/ru.depositphotos.com
«Отучай от груди, не заговорит!» – примерно с таким утверждением может столкнуться мама подросшего грудничка. Насколько обоснована рекомендация сворачивать грудное вскармливание для правильного развития речи?
Мозг ребенка в первый год жизни быстро меняется: увеличивается в три раза, набирая массу за счет липидов, длинноцепочечных жирных кислот. К году малыша больше половины объема мозга – это липиды. Они жизненно необходимы для полноценного нервно-психического развития ребенка. В том числе для развития речи.
Ребенок получает жирные кислоты (докозагексаеновую, арахидоновую) из грудного молока. Когда материнское молоко недоступно, организм синтезирует их самостоятельно. При этом получить жирные кислоты из молока быстрее, чем синтезировать, а перебои в поставках липидов могут привести к нарушениям структуры и функций головного мозга, задержке речевого развития. Как все происходит на практике?
Груднички говорят раньше
Дети на грудном вскармливании начинают говорить раньше своих сверстников на искусственном вскармливании. К такому выводу пришли ученые из США, которые в 2007 году провели исследование 22 399 детей в возрасте от 10 месяцев до 2 лет. Ученые сделали вывод, что грудное вскармливание защищает от задержки речевого развития³.
Интересное по теме: «Секретный компонент грудного молока — это гликаны».
Груднички говорят лучше
Немецкие ученые оценили речь 131 ребенка в возрасте 5-6 лет (артикуляция, тембр, беглость речи, дефекты речи) с поправкой на факторы здоровья (отсутствие зубов, дефекты слуха и т. д.). Оказалось, что лучшие навыки устной речи и чтения показали бывшие груднички¹.
К таким же выводам пришли ученые Новой Зеландии в 1975 г. Тогда 319 детей разделили на две группы по типу вскармливания в дошкольном возрасте. Дети первой группы, вскормленные материнским молоком, демонстрировали четкую речь и хорошие навыки чтения².
Что интересно, в том и другом исследовании речевое развитие мальчиков, в отличие от девочек, больше зависело от грудного вскармливания.
Влияние длительного кормления на речь
Продолжительность грудного вскармливания тоже имеет значение. Американские ученые в 1997 году проанализировали развитие детей, бывших на грудном вскармливании не менее 9 месяцев, и отлученных в ранние сроки. Вывод: качество детской речи зависит от продолжительности грудного вскармливания.
Интересное по теме: «Грудное молоко: что в нем делают стволовые клетки?».
А как же смесь?
Если жирные кислоты так важны для развития мозга ребенка, формирования нервной ткани, что мешает обогатить ими смесь? И действительно, этот важный компонент включают в состав детского питания. Однако исследования показали, что даже при введении длинноцепочечных жирных кислот в состав детской смеси дети на искусственном вскармливании чаще страдают неврологическими нарушениями.
В 2010 г. Гронингенский университет (Нидерланды) провел долгосрочное исследование. Ученые оценили развитие 475 здоровых доношенных детей с рождения и до 9 лет. Детей разделили на три группы по типу питания: на грудном вскармливании, на смеси, на смеси, обогащенной жирными кислотами. Дети на грудном вскармливании на момент окончания исследования демонстрировали лучшее развитие, в том числе речевое.
Грудное вскармливание не волшебная палочка и само по себе не гарантирует ребенку карьеру оратора. Однако молоко – это стартовый капитал, который при прочих равных условиях положительно влияет на нервно-психическое развитие малыша, темпы и качество освоения речи. И это научно доказанный факт.
Источники:
1. The effects of infant feeding on speech quality.
2. Further studies on the effects of infant feeding on speech quality. 1975 г.
3. Associations between breastfeeding practices and young children’s language and motor skill development. 2007 г.
4. Jamie Mahurin-Smith, Nicoline G. Ambrose. Breastfeeding may protect against persistent stuttering. JournalofCommunicationDisorders, 2013 г.
5. The Groningen LCPUFA study: no effect of postnatal long-chain polyunsaturated fatty acids in healthy term infants on neurological condition at 9 years. 2010 г.
Источник
Американские ученые выявили взаимосвязь между кормлением грудью и развитием речи ребенка. Ученые из Университета Иллинойса Николин Амброз и Махурин Смит провели исследование, по результатам которого стало известно, что дети-заики, которых в младенчестве кормили грудью, имеют больше шансов избавиться от дефекта речи, чем малыши на искусственном вскармливании.
Кроме того, груднички, получавшие материнское молоко на протяжении первого года жизни, в 6 раз реже страдали от заикания, чем их сверстники, питавшиеся молочной смесью. Эксперты предположили, что жирные кислоты, которые присутствуют в материнском молоке и отсутствуют в смесях, позитивно влияют на развитие мозга малыша и, как следствие, развитие речи.
Длинноцепочечные жирные кислоты в человеческом молоке, а именно докозагексаеновая кислота и арахидоновая кислота, играют важную роль в развитии нервной ткани. Вероятно, употребление жирных кислот влияет на то, как проявляются гены, отвечающие за заикание. Материнское молоко оказывает существенное влияние на развитие мозга ребенка, считает Николин Амброз.
Исследования, проведенные ранее, показали, что у детей, находившихся на грудном вскармливании более 9 месяцев, значительно реже возникают проблемы с развитием речи. Груднички, как правило, раньше и чаще начинают “лепетать”, что является признаком здорового развития речи.
(Baby Reporter)
Другие новости.
09.08.2013 12:32:31, Редакция
8 комментариев
Согласна с учёными! ГВ это не только развитие мозга, но и антидепрессант для ребёнка, а при благоприятных условиях, как известно, дети развиваются быстрее и качественнее. Сына кормила 1,7, разговаривал с 7 месяцев (мама, папа, баба, да, дяй, ня), а к году у нас уже были полноценные словосочетания. В 1,6 знал (показывал) любую букву алфавита, в 2,5, к 3-м уже читал любые слоги, в 3 самостоятельно прочитаны все русские народные сказки. Сейчас доче 7 месяцев, говорит осознанно -мама (зовёт так), скажет -баба, если та просит, повторяет -да, -на. И постоянно что-то лопочет, лопочет, звуки разные и всевозможные выдумывает. Полагаю, тоже рано заговорим. На ГВ без смесей, только вводим сейчас докорм. Считаю, считала и буду считать, что ГВ играет очень важную роль в умственном развитии ребёнка!
16.10.2020 04:06:05, Мамасита Пападжонс
Дочка искусственница с рождения, заговорила в 7 месяцев, в год уже предложениями говорила 🙂 До сих пор не остановить, комментатор в онлайн режиме и кнопки выкл у нее нет :)))
09.08.2013 18:17:32, “Белка”
меня кормили ГВ до 3 месяцев, заговорила в 7 (ужoс, да? до сих пор не могу остановиться, болтливая – страсть….)
Своего кормила до 10 месяцев, заговорил в 20 месяцев….
09.08.2013 17:08:59, Rainmaker
никакой нет связи. я сторонник ГВ, но связи с речью тут нет)))
меня мама грудью кормила месяц, я начала говорить в 1,3 (по словам мамы) , а в 1,5 стихи читала и тп
сына кормила до 1,6 лет, но он заикался некоторое время + с логопедом занимались и все такое))))
09.08.2013 15:08:49, mara
Так-то оно так, я сама сторонник ГВ, но развитие речи и заикание еще много от чего зависит, да и вообще, просто дети разные, индивидуально все. Например, старшую я кормила до года и трех, она болтать начала рано, хорошо, просто поражала) Среднего кормила год и два почти, речь чуть позже и не такая чистая, как у старшей, плюс был период запинок; а младшую почти до двух лет докормила, она у меня оочень мало пока говорит, ну такой вот ребенок: то, что говорит, очень четко и хорошо произносит, а остальное – какой-то птичий язык или вообще молчит и улыбается)))
09.08.2013 14:43:29, Rimusha
Который раз передергивает… Отдали бы деньги, потраченные этими “учеными”, на благотворительность – сколько б полезного можно было сделать.
Шарлатаны.
09.08.2013 12:34:51, Miralissa
А чем ученые виноваты, что выявили такую вероятность на больших выборках? Ваш личный опыт этого не подтверждает, ну и что? Это все равно, что говорить – я курю и здорова, и мои знакомые курят и здоровы, так что шарлатаны те, кто доказывает, что курение вредно. Другой вопрос, были ли в этом исследовании учтены другие факторы, например, кто сидел с этими детьми (чаще если ребенок на ГВ, с ним сидит мама), насколько дети были привязаны к матери и т.д.
10.08.2013 13:50:24, Shelly
Не говори. Меня долго грудью кормили, заикалась до института, в младшей школе очень сильно
09.08.2013 14:32:00, Паровозик из Ромашкова
Источник
Вопрос навеян разговором с мужем, недавно мне сказал, что ребенок мало говорит из-за того, что еще на ГВ. Дочке 1,4.
Подскажите, замечали ли вы, кормящие мамы, такую связь? Правда ли, что с отлучением от груди ребенок начинает лучше говорить? Под “хорошо говорить” я имею ввиду сложные слова из разных слогов, фразы из двух и более слов.
Всем, кто ответит, спасибо :geek:
Elenaaaa автор темы
Подскажите, замечали ли вы, кормящие мамы, такую связь? Правда ли, что с отлучением от груди ребенок начинает лучше говорить? Под “хорошо говорить” я имею ввиду сложные слова из разных слогов, фразы из двух и более слов.
Да, замечала за своими детьми такое. Отучала в 1,7 м и в 1,4 м. Сразу же скачок в развитии, в речи.
никак не связано, гв свернули в год, щас ребенку 2,7, до сих пор плохо говорит. Со старшим также завязали в год, говорить начал рано.
Помните: вы притягивайте к себе все то, во что верите.
Elenaaaa автор темы
Правда ли, что с отлучением от груди ребенок начинает лучше говорить?
ерунда мне кажется, какая разница из бутылки ребенок молоко трескает или грудью кормится.
Ты не гений? Обмани всех, притворись им
Elenaaaa автор темы
Подскажите, замечали ли вы, кормящие мамы, такую связь? Правда ли, что с отлучением от груди ребенок начинает лучше говорить? Под “хорошо говорить” я имею ввиду сложные слова из разных слогов, фразы из двух и более слов.
никакой, старший был отлучен в 1,9, к тому времени словарный запас насчитывал 200 слов, причем хорошо произносимых, не просто слоги, младшего тоже в 1,9, разговаривать начал ближе к 2 более понятно, тогда же появились предложения из 2-3 слов
Старшая дочь груди и не пробовала – говорить начала ближе к 3 годам.
Младшая в год говорила 12 слов, с полутора лет – лавина речи. На груди до сих пор ( ей 3 года). Легко учит стихи, песни.
Грудное вскармливание не может задерживать речь – потому что сосание груди способствует правильному формированию артикуляционного аппарата, а грудное молоко обеспечивает нормальное развитие интеллекта.
Боже, какие нравы! Бабушки были правы!
кормила до 2,2 , говорит с 1,7
шпингалeтки
Грудное вскармливание не может задерживать речь – потому что сосание груди способствует правильному формированию артикуляционного аппарата, а грудное молоко обеспечивает нормальное развитие интеллекта.
вот +1000000
причем у 2 долгокормящих подруг мальчики и оба прекрасно говорят и говорить начали раньше 2х лет.
Если и есть взаимосвязь, то по моей личной статистике, она обратная
Сын на гв говорит больше и лучше, чем ив-шница дочь
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
невролог Шаронова (она специализируется на речи) из УГМК мне сказала, что сосание может замедлить развитие речи, Лури из Бонума то же сказала
мой на груди, 1,10 ему, говорит не очень четко, понимает хорошо, повторяет слова, новые разучивает, но именно выговаривает плоховато
Cчастье – это правильно подобранные антидепрессанты
Не думаю, что вообще есть такая связь. Старший кормился до 2,5 лет, говорил понятно уже в полтора года, младшему полтора, на груди тоже – молчит, как рыба об лед)))) При этом младший может разговаривать, может повторять – но вот не считает нужным))))) Не видит необходимости, характерный)))
Все в нашем городе цветочном должны стремиться к знаниям прочным.
LetoLeto
. невролог Шаронова (она специализируется на речи) из УГМК мне сказала, что сосание может замедлить развитие речи, Лури из Бонума то же сказала
Сосание пустышки – да, но никак не груди.
Боже, какие нравы! Бабушки были правы!
Первую дочь отлучила резко от груди в 2,5 лет, и как раз в 2,5 она заговорила, а до этого буквально 10 слов в запасе было. Совпадение? Возможно. Дочь при этом умненькая, сейчас в 4 года речь очень развитая и четкая, запоминает все, уже читает. То что поздно заговорила, я себя немного виню, я молчунья и не обеспечила ребенку достаточного речевого стимулирования.
Вторую дочку все еще кормлю, заговорила в полтора года, то есть нет связи с ГВ, со второй дочкой. Раньше заговорила, я думаю, потому что старшая с рождения в режиме радио круглосуточно работает.
Моя племяшка была на ГВ, говорить начала рано. Сын на ИВ говорит мало. Нам год через неделю, в запасе: мама, дай, надо, ням, ам, мяу. Племяшка в год больше 10 слов говорила.
у вас муж фантазер мягко говоря ))))
Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много.
шпингалeтки
Сосание пустышки – да, но никак не груди.
смотря как сосет 😉 при правильных движениях работает все тоже самое :boast:
Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много.
Tigrа
Если и есть взаимосвязь, то по моей личной статистике, она обратная
:ugu:
Да, на фантазию не жалуется. О чем с тобой мол разговаривать, если ты – еда 🙂
Elenaaaa
О чем с тобой мол разговаривать, если ты – еда
т.е. Муж думает, что ребенок с вами не разговаривает, потому что вы – еда? А почему ребенок с мужем не разговаривает?
Elenaaaa автор темы
Подскажите, замечали ли вы, кормящие мамы, такую связь? Правда ли, что с отлучением от груди ребенок начинает лучше говорить?
Я тоже такое слышала.
Вот и у меня сыну 1,10 г, на ГВ, говорит только на своем тарабарском.
А вчера встретила воспитателя из садика. Я ей когда сказала, что сын еще не говорит, она сразу сказала, так наверно пошел рано. Я даже удивилась, потому что он пошел в 9,5 мес. Она сказала, что часто с таким встречается.
Prosto_Maria
А вчера встретила воспитателя из садика. Я ей когда сказала, что сын еще не говорит, она сразу сказала, так наверно пошел рано. Я даже удивилась, потому что он пошел в 9,5 мес. Она сказала, что часто с таким встречается.
старшая пошла в 10 с чем-то месяцев
в 1,5 года нормально говорила
Elenaaaa автор темы
Правда ли, что с отлучением от груди ребенок начинает лучше говорить?
хз, кормила 4 мес, говорить начала хорошо очень с 1,3, щас 1,10-полностью человечий человек, говорит великолепно, тарабарских не было-сразу по-русски
Да это он в шутку, про еду-то )) у него есть есть друзья, у которых девочка, два с лишним года, до сих пор на ГВ и не говорит. Вот он и впечатлился. Ну и так где-то услышал, что у знакомых других знакомых вот точно так же ))) слухи, в общем, собрал.
старший болтал, мелкая молчит
оба на долгом ГВ
Ребенку 1,10, до сих пор на груди. Говорит много, в том числе простыми предложениями из 2-3 слов. Сами слова уже даже не считаю 🙂 Произношение не сказать что супер четкое, но все понятно.
Жень, сосание пустышки ( любой) и сосание груди – разные типы сосания.
Сосание груди – рот широко открыт, работают все артикуляционные мышцы и нижняя челюсть. Сосание пустышки – работают только губы и щеки.
Боже, какие нравы! Бабушки были правы!
Источник