Конвенция оон о правах ребенка с нарушениями развития

Конвенция оон о правах ребенка с нарушениями развития thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 ноября 2017;
проверки требуют 16 правок.

Государства-участники конвенции (ратифицировавшие — зелёного цвета, подписавшие, но не ратифицировавшие — фиолетового, не подписавшие — жёлтого)

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права каждого человеческого существа до достижения им 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол, Палестина и все страны-члены ООН, кроме США[1].

История создания[править | править код]

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В её положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества[2].

К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом детей[3]. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.

Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка[4], вступившая в силу в 2002 году[5].

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.

В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых конфликтах (161 страна-участница на октябрь 2015 года[6]) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (174 страны-участницы на июль 2018 года[7]).

В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола[8][9]. На сентябрь 2016 года в третьем протоколе участвуют 28 стран.[10]

Основные положения[править | править код]

Первая часть[править | править код]

  • Статьи 1—4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
  • Статьи 5—11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12—17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
  • Статьи 18—27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.
  • Статьи 28—31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
  • Статьи 32—36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37—41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, что предусмотрено Конвенцией.

Вторая часть[править | править код]

  • Статьи 42—44 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.
Читайте также:  Духовность семьи как основа развития ребенка

Третья часть[править | править код]

  • Статьи 45—54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому не являющийся членом ООН Святой Престол подписал её.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции[уточнить].

О праве на образование[править | править код]

Конвенция в статье 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.

О воспитании детей[править | править код]

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст. 18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

Статья 20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

Статья 21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».

Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

  • развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций;
  • воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  • подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • воспитание уважения к окружающей природе.

Конвенция в России[править | править код]

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

  • 1993 год Комитет ООН по правам ребёнка на своих 62, 63 и 64 заседаниях, состоявшихся 21 и 22 января 1993 года, рассмотрел представленный в соответствии со статьей 44 Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребёнка и принял соответствующие замечания.
  • 1993 год — Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 848 от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
  • 1993 год — Правительство Российской Федерации Постановлением № 1977 от 23 октября 1993 года утвердило Положение «О Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации» (комиссия просуществовала до 2004 года, с 2006 года созданы Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также Правительственная Комиссия по правам ребёнка в Российской Федерации).
  • 1998 год — Утверждён Второй периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребёнка и приложение к нему.
  • 2002 год — Утверждён Третий периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребёнка (1998—2002 гг.).
  • 2006 год — Комитету по правам ребёнка ООН представлен доклад, получены его заключительные замечания[11].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Конвенция о правах ребенка : Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи : сорок четвертая сессия : [арх. 16 февраля 2011] = Convention of the Rights of the Child. New York, 20 November 1989 : [пер. с англ.]. — Нью-Йорк : ООН, 1989. — С. 230–239. — Официальный текст Конвенции о правах ребёнка на русском языке.
  • 1386 (XIV). Декларация прав ребёнка : [арх. 15 февраля 2011] // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи : четырнадцатая сессия. — Нью-Йорк : ООН, 1959. — С. 21–22.
  • Шнекендорф, З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка / М-во образования РФ. Моск. пед. ун-т.. — 2 изд., перераб. и доп. — М. : СигналЪ, 2001. — 221, [2] с. — ББК Х911.4-321,0. — ISBN 5-7017-0389-4.
  • Кравчук, Н. В. Система международных органов в защите прав ребенка : [арх. 2 сентября 2012] // Защити меня : журн.. — 2004. — № 1.
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года) : История принятия и основные положения (в изложении) : [арх. 15 декабря 2007] // Аналитический вестник Совета Федерации РФ : журн.. — 2003. — № 3 (196), Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика. — Копия на сайте «Бюджетная система Российской Федерации».
Читайте также:  Особенности развития ребенка с ранним органическим поражением цнс

Ссылки[править | править код]

  • Convention of the Rights of the Child. New York, 20 November 1989 (англ.). Audiovisual Library of International Law. UN. — Документация ООН по подготовке конвенции по правам ребёнка. Дата обращения 16 мая 2019. Архивировано 5 октября 2013 года.
  • Children’s Rights (англ.). Humanium. — Раздел о правах детей сайта международной НКО «Humanium». Дата обращения 16 мая 2019.
  • Michael P. Farris, J. D. Nannies in Blue Berets: A Legal Analysis. Understanding the U.N. Convention on the Rights of the Child (англ.) (недоступная ссылка). ParentalRights.org (15 December 2008). — Критика Конвенции о правах ребёнка с точки зрения права США. Дата обращения 16 мая 2019. Архивировано 10 мая 2012 года.
  • Права детёнышей. Перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык (недоступная ссылка). Детям. Президент России гражданам школьного возраста. Администрация Президента России. Дата обращения 16 мая 2019. Архивировано 27 июля 2014 года.

Источник

Энциклопедия МИП » Семейное право » Родители и дети » Конвенция ООН о правах ребенка

Родители имеют целый ряд прав и обязанностей, которые они должны реализовывать по отношению к своим детишкам.

Родители имеют целый ряд прав и обязанностей, которые они должны реализовывать по отношению к своим детишкам. Они обязаны не только обеспечивать ребенка в материальном плане, но и заботится в отношении его физического, нравственного, а также духовного и психического развития. Все это утверждено основными положениями, прописанными в семейном законодательстве.

Обязанность родителей по воспитанию детей

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей регламентируются не только внутренним законодательством, но и международной конвенцией ООН «О правах ребенка».

Любой человек старается донести до собственного ребенка простую истину о том, что он обязан отвечать за свои совершенные поступки и действия. Правда, зачастую даже родители забывают о том, что они должны нести собственную ответственность за собственных детей, и умышленно перекладывают личные обязанности на учителей, воспитателей или самих детей.

В ст.63 СК РФ рассматриваются главные обязанности родителей, которые касаются воспитательного и образовательного процессов. В соответствии с закрепленными положениями, родители несут ответственность за воспитание несовершеннолетних. Поэтому для начала необходимо разъяснить, что же включает в себя сам термин «ответственность родителей за воспитание». Это понятие состоит из нескольких основных моментов:

  • Забота о всестороннем развитии ребенка, а в частности, в духовном, психологическом и физическом аспекте. Родители обязуются предоставить ребенку возможность в получении общего образования, и все дети обязаны посещать образовательные учреждения;
  • Защита интересов ребенка. Родители выступают официальными представителями интересов собственного ребенка перед законом. Поэтому при возникновении необходимости они обязаны отстаивать его интересы и защищать права;
  • Обеспечение безопасности. В соответствии с этим моментом, родители должны обеспечить ребенку безопасную среду для развития и жизни, при этом, не используя физические наказания и моральное давление в качестве инструментов контроля;
  • Материальное обеспечение ребенка. До того момента, как ребенок не достигнет возраста совершеннолетия (18 лет), родители обязаны его содержать;
  • Воспитание ребенка. В этой категории особенное внимание стоит уделить ответственности родителей за поведение детишек, поскольку их воспитательный процесс в дальнейшем найдет свое отражение на поведении ребенка не только в семье, а и в социуме.

Конвенция о правах ребенка, а также внутренние нормативы российского законодательства предусматривают, что основную ответственность в плане воспитания детей несут именно родители, и интересы ребенка обязательно должны стоять на первом месте для его отца и матери.

Если же будет установлено, что обязанности родителей выполняются недолжным образом или же имеет место нарушение прав ребенка, то в этой ситуации ответственность родителей может стать юридической. Практически в каждом сегменте права имеются положения, которые регулируют ответственность родителей перед своими детьми:

  • Гражданская правовая база (ст.1073-1075 ГК РФ);
  • Административное право (ст.5.35 КоАП РФ);
  • Семейное право (ст.69, 73 СК РФ);
  • Уголовное законодательство (ст.156 УК РФ).

В перечисленных выше положениях и нормативах предусмотрены меры ответственности родителей за ненадлежащее выполнение личных обязанностей в отношении к собственным детям.

Право родителей на обучение своих детей

Важной составляющей воспитательного процесса, в результате которого ребенок формируется как личность, выступает получение им общего образования. Обязанность родителей по обеспечению своим детям права на получение качественного образования закреплено в Конституции РФ (п.4 ст.43).

В соответствии с п.2 ст.63 СК была узаконена конституционная норма относительно действующих обязанностей родителей на обеспечение получения общего образования своими потомками. Кроме того, предполагается, что образование должно в обязательном порядке обеспечить формирование у каждого ребенка адекватной картины мира, которая соответствует современной степени знаний. Это поможет сформировать личность ребенка и обеспечит моделирование поведенческой модели, которая будет приемлема не только для семьи, а и в целом для общества.

Непосредственно само образование направляется на достижение таких основных целей, как:

  • Развитие личности и формирование нормального поведения ребенка в социуме;
  • Развитие личностных талантов и распознание способностей ребенка;
  • Воспитание у ребенка понятия уважения к человеческим правам и основным свободам личности;
  • Формирование уважительного отношения к культуре и традициям не только своей страны, но и всех государств мира;
  • Развитие нормального уважительного отношения к основным правовым нормам;
  • Подготовка ребенка к сознательной жизни в плане взаимного равноправия и уважения;
  • Бережливое отношение к природе.

Общее образование является обязательным, и если родители не в состоянии обеспечить выполнение этого права, то в соответствии с действующим законодательством они могут понести ответственность. При этом стоит уточнить, что право родителей на выбор образовательной программы считается непрекословным. Следовательно, именно родители решают, каким образом их дети будут получать общее образование – в специальных образовательных заведениях или же на дому.

Читайте также:  Презентация значение общения в развитии личностных качеств ребенка 3 класс

Передача ребенка на воспитание другим родственникам

Главной обязанность любого родителя является обеспечение образовательного и воспитательного процесса для собственных детей. Если по каким-то причинам родители не обеспечивают соблюдение прав ребенка, то они могут быть их лишены, а ребенок будет передан под ответственность близких родственников, которые выступят в роли опекунов, приемных семей или же государства.

По закону передача ребенка на воспитание иным родственникам может быть осуществлена только в отношении тех детей, которые остались без опеки и попечительства со стороны собственных родителей. Зачастую, подобное возникает в тех ситуациях, когда родители были лишены действующих родительских прав, или же по каким-то причинам не имеют возможности выполнять обязательства по отношению к ребенку.

Приоритетное право на воспитание ребенка имеют его биологические родители. И если они лишаются этого права, то обязанность по воспитанию и образованию детей может быть возложена на ближайших родственников, но исключительно по их письменному согласию и разрешению органов опеки и попечительства.

Если в настоящий момент осуществлена передача ребенка на воспитание родственникам, то стоит понимать, что основные права и свободы ребенка никуда не исчезают, а все обязанности в отношении несовершеннолетнего будут переданы его опекунам.

Что касается вопроса материального обеспечения, то при передаче ребенка близким родственникам, на них ложится обязанность по полному обеспечению и содержанию ребенка. Впрочем, по закону, опекуны имеют право на получение финансовой помощи от государства.

Стоит заметить, что передача ребенка на воспитание в другую семью не может быть произведена в одностороннем порядке. Это возможно исключительно по ходатайству органов опеки и попечительства, по письменному заявлению опекунов и при помощи судебных инстанций. Именно суд примет окончательное решение и подтвердит переход родительских обязанностей на опекуна.

Конвенция о правах ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка – это специализированный юридический документ, который играет международную роль и предопределяет права несовершеннолетних детей, которые должны быть гарантированы в странах-участницах подписания документа. Участниками процесса подписания документа стали все страны ООН, кроме США. Конвенция ООН о правах ребенка выступает базовым нормативным актом, который охватывает полный спектр правовых гарантий несовершеннолетним лицам. 

Конвенция ООН о правах ребенка включает 54 статьи, которые подробно рассматривают индивидуальные свободы и права всех граждан, возраст которых может варьироваться от момента рождения до 18 лет (совершеннолетие в различных странах может ограничиваться различным возрастом). 

Конвенция ООН о правах ребенка, первая ее часть полностью расшифрует понятие слова «ребенок», а также регламентирует верховенство интересов и базовые права и свободы детей. Вторая часть документа Конвенция ООН о правах ребенка уточняет особенности структуры и функции Комитета по правам ребенка, а также возлагает на государственные органы задачу по реализации решений данного учреждения. Третья часть Конвенции ООН о правах ребенка фиксирует пути разрешения различных процессуальных правовых проблем органами государственной власти, которые возникли в процессе применения статей данного документа. 

Конвенция ООН о правах ребенка была составлена в соответствии с базовыми демократическими принципами, среди которых:

  • Отсутствие любых видов дискриминации. Конвенция ООН о правах ребенка запрещает пренебрежение ребенка по различным индивидуальным признакам: национальной принадлежности, языку, религиозным предпочтениям, этническому происхождению и социальному положению, состоянию здоровья, политическим взглядам и личным предпочтениям;
  • Верховенство интересов. Конвенция ООН о правах ребенка регламентирует соблюдение интересов несовершеннолетних в процессе принятия любых решений, которые касаются жизни детей;
  • Наивысшее качество жизни, развитие и защита. Общество и государственные органы должны гарантировать несовершеннолетним лицам полноценную реализацию физического, социального и духовного потенциала;
  • Всяческое участие в жизни подрастающего поколения: родители, взрослые граждане и государственная власть должны постоянно участвовать в принятии любых решений, а также добиваться учета мнения при решении дальнейшей судьбы малолетних граждан.  

Конвенция ООН о правах ребенка гарантирует несовершеннолетним возможность получения бесплатного базового образования. Для воплощения целей документа государственные органы стран-участников должны развивать различные виды и ступени образовательной системы. Конвенция ООН о правах ребенка также включает статьи о воспитании детей в семье. Процесс воспитания детей должен контролироваться родителями или законными опекунами, которые должны полностью соблюдать все требования и интересы ребенка. 

Международная конвенция, в которой уточнены базовые права и свободы детей из стран-участниц подписания документа, выступает новаторским решением проблемы всесторонней реализации подрастающего поколения. Многие из прав в данном документе были внесены впервые, поэтому соблюдение базовых статей конвенции обеспечивает полноценное развитие личностных и физических качеств детей, достойное воспитание уважения к обществу и окружающей среде. 

Общее обязательное образование

В соответствии с главными конституционными нормами и основными законодательными положениями, все граждане России имеют право на получение общего образования. Это право наступает для всех в детском возрасте, и должно быть обеспечено родителями ребенка.

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» обязательным считается начальное, основное и среднее образование. Таким образом, в соответствии с данным нормативом, все дети обязаны ходить в школу и получать общее образование, а на их родителей накладывается обязательство по контролю за выполнением этого права.

При этом закон предусматривает, что именно родители имеют право решать, каким образом их дети будут получать основы образования. По решению родителей, ребенок может получать образование в домашних условиях или же в общеобразовательных заведениях государственного или частного образца. При этом стоит отметить, что прохождении домашнего обучения должно быть согласовано с органами опеки, дабы в будущем не возникли никакие сложности.

Источник