Конвенция о правах ребенка право на всестороннее развитие

Конвенция о правах ребенка право на всестороннее развитие thumbnail

Конвенция о правах ребенка. Основные положения.

Конвенция о правах ребенка (далее – Конвенция) —  это международный правовой документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицирован Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года [1].

Конвенция представляет собой важнейший международно-правовой договор в сфере установления и защиты прав детей.

Проблема прав ребенка — одна из самых актуальных социальных проблем современного мира. Ее решение означает обеспечение государственных гарантий в социальном становлении личности, вступлении детей, молодежи в самостоятельную жизнедеятельность, реализацию прав и законных интересов представителей социальной группы, которая рассматривается как нуждающаяся в социальной поддержке и защите.

Проблемой правовой защиты детей от произвола родителей, эксплуатации работодателей заинтересовались еще во второй половине XIX века. В то время защита прав детей затрагивала вопросы жестоких форм эксплуатации детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В 1924 году Лигой Наций была принята Женевская декларация прав ребенка, согласно которой ребенок признавался объектом международной правовой защиты. Организацией Объединенных Наций, созданной в 1945 году, в первую очередь было принят акт об образовании Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Также Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года, признала особым приоритетом защиту и помощь детям.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены 10 социальных и правовых принципов защиты и обеспечения благополучия детей на национальном и международном уровне. Однако в силу статуса Декларации как акта международного права она могла иметь только рекомендательный характер. Продолжавшееся ухудшение положения детей во многих государствах мира потребовало принятия более эффективного международно-правового документа.

Генеральная Ассамблея ООН в ноябре 1989 года принятием Конвенции подтвердила свою приверженность гуманистическим принципам, а международное сообщество назвало ее «Великой хартией вольностей для детей», «мировой конституцией прав ребенка» [5].

Все права, указанные в конвенции можно условно разделить на 4 группы:

Права на обеспечение развития – права призванные обеспечить раскрытие потенциала каждого ребенка, помочь его полноценному всестороннему развитию как личности и как гражданина. К данной категории относятся: право на образование, досуг, участие в культурных мероприятиях, вероисповедание.

Права на защиту – права призванные защищать детей от проявления к ним насилия и эксплуатации. Эта такие права, как, например, право на особую защиту детей беженцев, право на защиту от насилия, телесных наказаний, право на невовлечение в вооруженные конфликты.

Права на участие – данные права подразумевают под собой вопросы равноправного участия всех детей в жизни общества. Данная группа прав включает в себя право на выражение собственного мнения, право на объединение в ассоциации, право на участие в решении проблем, касающихся жизни и развития ребенка. Степень вовлеченности в жизнь общества должна увеличиваться по мере взросления ребенка, что, несомненно, благотворно повлияет на развитие ребенка как гражданина.

Права на жизнь – это категория прав на обеспечение необходимых потребностей ребенка для его нормальной жизни, такие как право на обеспечение адекватным жилищными условиями, питанием и медицинским обслуживанием.

Определение в Конвенции социальной группы людей, относящихся к детям, означает необходимость разработки и проведения каждой страной государственной политики в интересах детей. В России данная норма получила отражение в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2].

Конвенция утверждает важные социально-правовые принципы. Каждый ребенок от рождения признается полноценной и полноправной личностью. Его права и законные интересы затрагивают все сферы жизнедеятельности и неотчуждаемы. Конвенция охватывает всю систему гражданских, социальных, экономических, культурных, политических прав. А это предполагает создание государством, обществом, различными социальными институтами, в том числе семьей, таких условий, при которых обеспечиваются здоровая и безопасная окружающая среда, условия, необходимые для выживания, образования, развития ребенка, подготовки его к самостоятельной жизнедеятельности в различных сферах, установление минимальных социальных норм жилья, питания, медицинской помощи, доступа к культурным ценностям.

Будущее людей в целом и населения отдельных государств в частности находится в прямой зависимости от подрастающего поколения. В силу этого обеспечение прав семьи, матерей, отцов и детей, их социальная и правовая защита относятся к числу основных задач, стоящих не только перед отдельными государствами, но и перед мировым сообществом.

Российское законодательство на современном этапе включает в себя   нормативные положения, позволяющие реализовать приоритетные интересы детей, однако, вопрос заключается в том, чтобы их осуществление стало повседневной нормой для всех структур государства, общества и граждан.

В Российской Федерации более чем за четверть века была создана объемная правовая база, направленная на регулирование вопросов охраны и защиты материнства и детства. Данный процесс не прекращается и в настоящее время. При этом необходимо отметить, что создание отечественного законодательства, направленное на защиту прав и интересов семьи и детей, происходит в соответствии с международными нормами и стандартами.

Однако, проблема детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, живущих в детских домах-интернатах, все еще остается не разрешенной.

В Конвенции установлено, что для полноценного и гармоничного развития личности детям необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере которого преобладают счастье, любовь и понимание. В силу законоположений, закрепленных в статье 20 Конвенции, у детей, временно или постоянно лишенных семьи, или которые в их интересах не могут оставаться в своих семьях, имеется право на особую защиту и помощь – их должно предоставить государство. В соответствии с положениями Конвенции дети, лишенные их семей в силу различных обстоятельств, приоритетно должны передаваться на воспитание другим лицам (семье) и только в случае отсутствия такой возможности –  направляться в специальные учреждения.

По мнению большинства российских исследователей, семья, пусть и приемная, является лучшей средой для воспитания детей, чем детские дома, школы-интернаты и иные учреждения. Согласно данным, которые приводят отечественными исследователи, большинству выпускников специальных учреждений для детей присущи такие деструктивные личностные черты, как неразвитый социальный интеллект – неспособность на практике применять приобретенные теоретические знания, неумение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним; иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, неадекватная самооценка, и т.д. [7, С. 8].

Читайте также:  Анализ уровня развития ребенка 7 лет

Статистические данные также показывают, что высока вероятность того, что выпускники детских домов и школ-интернатов для сирот будут страдать от алкогольной и наркотической зависимостей либо попадут в преступную среду [8]. Нередко данные дети заканчивают жизнь самоубийством, и только  малая часть детей, воспитанных в условиях детских домов и школ-интернатов для сирот, как не печально это звучит, успешно реализовывают себя в самостоятельной жизни [6].

 Также существует проблема, так называемого социального сиротства, при живых родителях. Социальное сиротство- это явление, характерное и болезненное для современного общества. Как известно, всегда легче предупредить негативные явления, однако, что касается социального сиротства, термин профилактика здесь применить сложно, так как вторгаться в семейную жизнь никто не имеет права. Вот и получается, что прийти на помощь социальные службы могут только в двух случаях. Во-первых, если семья обратилась сама, что далеко не всегда происходит вовремя. Во-вторых, когда проблема уже настолько обострилась, что стала заметна окружающим и бдительные соседи, неравнодушные родственники или просто посторонние лица сообщили о нарушении прав ребенка. В последнем случае заниматься профилактикой уже поздно – необходимо срочно оказывать помощь по устранению трудной жизненной ситуации.

Как верно отметил уполномоченный по правам ребенка г. Санкт-Петербурга Агапитова С.Ю. в своем ежегодном докладе о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге и о соблюдении и защите прав и законных интересов детей за 2017 год, среди причин, повлекших за собой риск отказа от ребенка, направления его в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывается не только асоциальный и аморальный образ жизни семьи, но и игнорирование нужд ребенка, завышенные требования с элементами психологического насилия, использования детей как инструмента мести второму родителю и т.п. Если компетентность современных матерей и отцов в вопросах воспитания детей очень низкая, то он, вырастая, скорее всего, будет транслировать в своей семье опыт, который передали ему собственные родители [4].

Таким образом, необходимо не просто проведение профилактической работы в отдельных учреждениях, но и создание и реализация общегосударственной, а также на уровне субъектов Российской Федерации, программы профилактики отказов от детей, повышению родительской ответственности и компетентности, в реализации которой будут принимать участие, как государственные учреждения, так и некоммерческие организации.

Также, для того, чтобы как можно большее количество сирот могло воспитываться хотя и в приемной, но все-таки семье, государство и общество не должны экономить в отношении  семей, желающих взять детей на воспитание. Общество со своей стороны, а именно сами граждане, должны более внимательно относится к данной социальной категории. Государство должно с детства прививать  людям уважение и понимание необходимости помощи, в том числе и благотворительной от каждого человека по мере его возможностей, указанным семьям. Ведь родители, которые взяли на воспитание несколько детей-сирот, детей-инвалидов, с тяжелыми пороками и заболеваниями, в том числе и в том возрасте, когда система уже оказала негативное влияние на ребенка и его поведение  разительно отличается от общепринятой нормы, фактически совершают подвиг на благо будущего общества, стараясь по мере сил дать детям, которые в самом начале их жизни были лишены необходимых каждому человеку благ, ограничены в возможности реализации своих прав, гарантированных каждому ребенку, все необходимое для возможности реализации их как равноправных членов общества. Вряд ли стоит оспаривать, что, воспитываясь в такой среде, приемные дети с ранних лет будут приучаться жить в семье в окружении любви и заботы, благодаря чему у них появится больше шансов стать успешными членами нашего общества с высоким чувством ответственности перед своими детьми, что является залогом процветания будущих поколений.

Помимо этого, родителям-воспитателям государство должно выплачивать достойную заработную плату.

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детей указом президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 в нашей стране 2018-2027 годы объявлены «Десятилетием детства» [3].

Все государства, ставшие участниками договора, обязаны широко освещать Конвенцию среди своего народа, чтобы ее положения стали нормой   в сознании граждан, что обеспечит соблюдение всех ее положений, так как нет наиболее действенного способа регулирования поведения людей, чем их самоконтроль, ведь соблюдение и принятие приходит через понимание.

Конвенция по правам ребенка по своему содержанию носит декларативный характер, закрепляя важнейшие права самой незащищенной и значительной части населения. Главная задача по реализации указанных прав ложится на государства-участников. Россия, ратифицировав данный международный акт, взяла на себя обязанности по обеспечению и гарантии соблюдения прав ребенка. Так, приняты новые законы, создан институт уполномоченного по правам ребенка, усовершенствована система помощи семьям, на реализацию социальных программ из бюджета выделяются немалые средства. Вместе с тем, проблема сиротств и приемных детей будет оставаться актуальной, требующей пристального внимания как со стороны государства, так и со стороны каждого члена нашего общества, а также требующей постоянного принятия мер по улучшению сложившейся ситуации, пока каждый ребенок в мире не обретет свою семью. Ведь нельзя утверждать, что все положения Конвенции соблюдены и реализованы, пока хоть один ребенок воспитывается в государственных учреждениях или в неблагополучной обстановке.   

Список использованных источников:

  1. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для России с 15.09.1900 // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI. 1990.
  2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ 03.08.1998. № 31. ст. 3802.
  3. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 // Российская газета. 2017.
  4. Агапитова С.Ю. Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге и о соблюдении и защите прав и законных интересов детей за 2017 год. URL: https://www.spbdeti.org/id6990 (дата обращения 15.06.2018).
  5. Камалдинова Э.Ш. Конвенция о правах ребенка: Энциклопедия гуманитарных наук. / Знание. Понимание. Умение. 2006. № 3. С. 199-200.
  6. Никитина Е.М. Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России, пути решения этих проблем. URL: https://juvenjust.org/txt/index.php/t495.html (дата обращения 10.06.2018).
  7. Никитина Е.М. Защита семьи, материнства и детства как важная составляющая ювенальной политики Российского государства // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 3. С. 6 – 9.
  8. Ходусов А.А. О механизме защиты прав детей. [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». (дата обращения 14.06.2018).
Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка курсовая

Старший юрисконсульт правовой группы

УМВД России по Петроградскому району г. СПб

Новикова А.В.

Источник

Государства-участники конвенции (ратифицировавшие — зелёного цвета, подписавшие, но не ратифицировавшие — фиолетового, не подписавшие — жёлтого)

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права каждого человеческого существа до достижения им 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол, Палестина и все страны-члены ООН, кроме США[1].

История создания[править | править код]

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В её положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества[2].

К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом детей[3]. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.

Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка[4], вступившая в силу в 2002 году[5].

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.

В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых конфликтах (161 страна-участница на октябрь 2015 года[6]) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (174 страны-участницы на июль 2018 года[7]).

В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола[8][9]. На сентябрь 2016 года в третьем протоколе участвуют 28 стран.[10]

Основные положения[править | править код]

Первая часть[править | править код]

  • Статьи 1—4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
  • Статьи 5—11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12—17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
  • Статьи 18—27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.
  • Статьи 28—31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
  • Статьи 32—36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37—41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, что предусмотрено Конвенцией.

Вторая часть[править | править код]

  • Статьи 42—44 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.

Третья часть[править | править код]

  • Статьи 45—54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому не являющийся членом ООН Святой Престол подписал её.
Читайте также:  Массаж при задержке моторного развития у ребенка

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции[уточнить].

О праве на образование[править | править код]

Конвенция в статье 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.

О воспитании детей[править | править код]

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст. 18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

Статья 20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

Статья 21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».

Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

  • развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций;
  • воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  • подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • воспитание уважения к окружающей природе.

Конвенция в России[править | править код]

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

  • 1993 год Комитет ООН по правам ребёнка на своих 62, 63 и 64 заседаниях, состоявшихся 21 и 22 января 1993 года, рассмотрел представленный в соответствии со статьей 44 Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребёнка и принял соответствующие замечания.
  • 1993 год — Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 848 от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
  • 1993 год — Правительство Российской Федерации Постановлением № 1977 от 23 октября 1993 года утвердило Положение «О Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации» (комиссия просуществовала до 2004 года, с 2006 года созданы Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также Правительственная Комиссия по правам ребёнка в Российской Федерации).
  • 1998 год — Утверждён Второй периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребёнка и приложение к нему.
  • 2002 год — Утверждён Третий периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребёнка (1998—2002 гг.).
  • 2006 год — Комитету по правам ребёнка ООН представлен доклад, получены его заключительные замечания[11].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Конвенция о правах ребенка : Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи : сорок четвертая сессия : [арх. 16 февраля 2011] = Convention of the Rights of the Child. New York, 20 November 1989 : [пер. с англ.]. — Нью-Йорк : ООН, 1989. — С. 230–239. — Официальный текст Конвенции о правах ребёнка на русском языке.
  • 1386 (XIV). Декларация прав ребёнка : [арх. 15 февраля 2011] // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи : четырнадцатая сессия. — Нью-Йорк : ООН, 1959. — С. 21–22.
  • Шнекендорф, З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка / М-во образования РФ. Моск. пед. ун-т.. — 2 изд., перераб. и доп. — М. : СигналЪ, 2001. — 221, [2] с. — ББК Х911.4-321,0. — ISBN 5-7017-0389-4.
  • Кравчук, Н. В. Система международных органов в защите прав ребенка : [арх. 2 сентября 2012] // Защити меня : журн.. — 2004. — № 1.
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года) : История принятия и основные положения (в изложении) : [арх. 15 декабря 2007] // Аналитический вестник Совета Федерации РФ : журн.. — 2003. — № 3 (196), Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика. — Копия на сайте «Бюджетная система Российской Федерации».

Ссылки[править | править код]

  • Convention of the Rights of the Child. New York, 20 November 1989 (англ.). Audiovisual Library of International Law. UN. — Документация ООН по подготовке конвенции по правам ребёнка. Дата обращения 16 мая 2019. Архивировано 5 октября 2013 года.
  • Children’s Rights (англ.). Humanium. — Раздел о правах детей сайта международной НКО «Humanium». Дата обращения 16 мая 2019.
  • Michael P. Farris, J. D. Nannies in Blue Berets: A Legal Analysis. Understanding the U.N. Convention on the Rights of the Child (англ.) (недоступная ссылка). ParentalRights.org (15 December 2008). — Критика Конвенции о правах ребёнка с точки зрения права США. Дата обращения 16 мая 2019. Архивировано 10 мая 2012 года.
  • Права детёнышей. Перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык. Детям. Президент России гражданам школьного возраста. Администрация Президента России. Дата обращения 10 октября 2020.

Источник