Конвенция о правах ребенка право на развитие это
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 ноября 2017;
проверки требуют 16 правок.
Государства-участники конвенции (ратифицировавшие — зелёного цвета, подписавшие, но не ратифицировавшие — фиолетового, не подписавшие — жёлтого)
Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права каждого человеческого существа до достижения им 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол, Палестина и все страны-члены ООН, кроме США[1].
История создания[править | править код]
Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В её положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.
Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества[2].
К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом детей[3]. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.
Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.
В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка[4], вступившая в силу в 2002 году[5].
В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.
В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых конфликтах (161 страна-участница на октябрь 2015 года[6]) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (174 страны-участницы на июль 2018 года[7]).
В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола[8][9]. На сентябрь 2016 года в третьем протоколе участвуют 28 стран.[10]
Основные положения[править | править код]
Первая часть[править | править код]
- Статьи 1—4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
- Статьи 5—11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
- Статьи 12—17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
- Статьи 18—27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.
- Статьи 28—31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
- Статьи 32—36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
- Статьи 37—41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, что предусмотрено Конвенцией.
Вторая часть[править | править код]
- Статьи 42—44 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.
Третья часть[править | править код]
- Статьи 45—54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому не являющийся членом ООН Святой Престол подписал её.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции[уточнить].
О праве на образование[править | править код]
Конвенция в статье 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.
О воспитании детей[править | править код]
Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст. 18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».
Статья 20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
Статья 21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».
Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:
- развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
- воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций;
- воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
- подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
- воспитание уважения к окружающей природе.
Конвенция в России[править | править код]
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
- 1993 год Комитет ООН по правам ребёнка на своих 62, 63 и 64 заседаниях, состоявшихся 21 и 22 января 1993 года, рассмотрел представленный в соответствии со статьей 44 Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребёнка и принял соответствующие замечания.
- 1993 год — Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 848 от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
- 1993 год — Правительство Российской Федерации Постановлением № 1977 от 23 октября 1993 года утвердило Положение «О Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации» (комиссия просуществовала до 2004 года, с 2006 года созданы Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также Правительственная Комиссия по правам ребёнка в Российской Федерации).
- 1998 год — Утверждён Второй периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребёнка и приложение к нему.
- 2002 год — Утверждён Третий периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребёнка (1998—2002 гг.).
- 2006 год — Комитету по правам ребёнка ООН представлен доклад, получены его заключительные замечания[11].
См. также[править | править код]
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Конвенция о правах ребенка : Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи : сорок четвертая сессия : [арх. 16 февраля 2011] = Convention of the Rights of the Child. New York, 20 November 1989 : [пер. с англ.]. — Нью-Йорк : ООН, 1989. — С. 230–239. — Официальный текст Конвенции о правах ребёнка на русском языке.
- 1386 (XIV). Декларация прав ребёнка : [арх. 15 февраля 2011] // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи : четырнадцатая сессия. — Нью-Йорк : ООН, 1959. — С. 21–22.
- Шнекендорф, З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка / М-во образования РФ. Моск. пед. ун-т.. — 2 изд., перераб. и доп. — М. : СигналЪ, 2001. — 221, [2] с. — ББК Х911.4-321,0. — ISBN 5-7017-0389-4.
- Кравчук, Н. В. Система международных органов в защите прав ребенка : [арх. 2 сентября 2012] // Защити меня : журн.. — 2004. — № 1.
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года) : История принятия и основные положения (в изложении) : [арх. 15 декабря 2007] // Аналитический вестник Совета Федерации РФ : журн.. — 2003. — № 3 (196), Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика. — Копия на сайте «Бюджетная система Российской Федерации».
Ссылки[править | править код]
- Convention of the Rights of the Child. New York, 20 November 1989 (англ.). Audiovisual Library of International Law. UN. — Документация ООН по подготовке конвенции по правам ребёнка. Дата обращения 16 мая 2019. Архивировано 5 октября 2013 года.
- Children’s Rights (англ.). Humanium. — Раздел о правах детей сайта международной НКО «Humanium». Дата обращения 16 мая 2019.
- Michael P. Farris, J. D. Nannies in Blue Berets: A Legal Analysis. Understanding the U.N. Convention on the Rights of the Child (англ.) (недоступная ссылка). ParentalRights.org (15 December 2008). — Критика Конвенции о правах ребёнка с точки зрения права США. Дата обращения 16 мая 2019. Архивировано 10 мая 2012 года.
- Права детёнышей. Перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык (недоступная ссылка). Детям. Президент России гражданам школьного возраста. Администрация Президента России. Дата обращения 16 мая 2019. Архивировано 27 июля 2014 года.
Источник
Главным международным актом, в котором прописаны права детей является Конвенция ООН о правах ребёнка. Далее, в статье рассмотрим, состав этого документа, какие вопросы регулирует, а также существующие способы защиты прав детей.
История создания
Конвенция была принята в 1989 году и по своей сути является единственным актом, в котором раскрыт широкий перечень прав малышей. Исполнять его требования обязаны все страны участники, подписавшие соглашение.
Состоит этот документ из пятидесяти четырёх статей, в которых полностью детализированы права граждан в возрасте от самого рождения до исполнения 18 лет (в случае, если иными законами наступление дееспособности не определено в более раннюю дату).
Историю создания этого документа можно начать с 1959 года, в котором была принята Декларация прав ребёнка. Основным назначением этого документа являлось создание «счастливого детства каждому малышу», кроме этого основной призыв декларации состоял в том, чтобы дать детям всё самое лучшее.
По истечении 20 лет 1979 год был объявлен Международным годом ребёнка. В преддверии его представителями Польши была выдвинута инициатива о рассмотрении проекта Конвенции о защите прав ребёнка.
Содержание Конвенции много раз менялось, и работа над ней проводилась на протяжении 10 лет. Окончательная работа над документом завершилась по истечении 30 лет с момента издания Декларации.
20.11.1989 Конвенция была принята, а её подписание началось в 1990 году. Во время работы над документом был привлечён целый ряд специалистов и организаций ООН, основной целью которых акцентирование внимания к документу с целью осуществления основных прав детей.
В сентябре 1990 года Конвенция была подписана 20 государствами, в планах была идея добиться универсальности документа для всех других стран.
С 1996 года 20 ноября отмечается как День прав ребёнка.
С 2000 по 2011 были приняты три обязательных протокола к конвенции.
Конвенция о правах ребенка
Основные положения
Перечислим основные принципы Конвенции по правам ребёнка:
- Недопустимость дискриминации.
- Обеспечение интересов детей наилучшим образом.
- Закрепление права на жизнь и развитие.
- Уважение взглядов и прав.
Всё содержание акта сводится к нормам, которые обеспечивают защиту прав малышей: достойная жизнь, развитие, активное участие в общественной жизни и защита.
Конвенция о правах ребенка
Кроме этого, документом утверждается целый ряд правовых принципов, основным назначением которых является признание детей полноценными личностями и их обладание собственными правами, а не придаточными правами своих родителей либо иных членов семьи.
Конвенцией провозглашена приоритетность интересов детей над интересами всего государства, общества, семьи и даже религии. В указанном документе охвачен сразу весь спектр прав, которые могут существовать у гражданина.
Другими словами, всё что необходимо для нормального развития способностей человека как моральных, так и духовных должно сопровождаться не только безопасным окружающим миром, нормой питания, качественным здравоохранением, но и предоставляться всегда в приоритетном порядке детям.
Основные положения документа можно перечислить следующие:
- Нерушимое право на имя и подданство определённой стране.
- Пристальное внимание, прежде всего, к защите интересов детей со стороны всех учреждений этой сферы.
- Недопустимость наличия различий и дискриминации по какому-либо признаку.
- Недопустимость разлучения детей с родителями, за исключением ситуаций, рассматриваемых компетентными органами в интересах детей.
- Содействие со стороны государств по вопросам воссоединения семей.
- Несение основной ответственности родителями за своих детей при содействии государства, которое, в свою очередь, обязуется развивать сеть детских учреждений.
- Наличие защиты со стороны государства по вопросам недопустимости насилия, психологического ущерба, совершения сексуальных действий в отношении малолетних.
- Дети с особыми способностями либо с особенностями развития обладают правом на особую заботу, помощь, образование.
- Обеспечение бесплатной медициной, а также начальным образованием.
- Обеспечение защиты со стороны государства по вопросам, касающимся оборота наркотиков.
- Недопустимо назначение смертной казни или пожизненного заключения в отношении лиц, не достигших 18 лет.
- До достижения 15 лет ни один малыш не должен привлекаться к военным действиям.
- Дети, подвергшиеся насилию, должны проходить особую реабилитацию.
- Возможность пользоваться национальным языком и достояниями собственной культуры для детей из национальных меньшинств.
Права, прописанные в акте
Условно все права, которыми обладают дети и которые закреплены в вышеуказанном документе можно разделить на 4 большие группы.
Основные права ребенка согласно Конвенции
Права, связанные с развитием
Указанная категория прав способствует и направлена на развитие как личности, способствует раскрытию его потенциала. В качестве примера можно привести следующие права на:
- образование;
- участие в массовых мероприятиях;
- предпочтения вероисповедания;
- получение информации.
Права, дающие защиту
Данная категория прав гарантирует детям защиту от насилия и эксплуатации. В качестве примера можно привести следующие права на:
- защиту от насилия и телесных повреждений;
- неучастие в вооружённых конфликтах;
- недопустимость использования и эксплуатации;
- защиту от трудовой эксплуатации.
Права, связанные с участием
То есть такие, которые закрепляют равноправие участия в жизни общества. Например, следующие права на:
- формулирование собственного мнения;
- участие в ассоциациях;
- участие при решении проблем, касающихся решения вопросов, относящихся к их жизни и развитию.
Права на жизнь
К таковым можно отнести следующее:
- достойное жильё;
- обеспечение питанием;
- получение должной медицинской помощи.
Структура
Структура Конвенции о защите прав ребёнка состоит из следующих разделов. Предварительная часть или преамбула рассказывает об истории и основаниях создания документа. 54 статьи, в которых содержатся права, которые дети приобретают с даты своего рождения, а также обязанности государства по отношению к ним и способы их реализации:
- статьи с 1 по 4 раскрывают понятие ребёнка;
- статьи с 5 по 11 раскрывают нерушимые и неотъемлемые права детей;
- статьи с 12 по 17 излагают права на возможность выражения собственного мнения, взглядов и участие в объединениях;
- статьи с 18 по 20 рассказывают об ответственности родителей и защите от небрежного отношения;
- статьи с 20 по 26 регламентируют права детей особых категорий;
- статьи с 27 по 31 информируют о необходимости получения образования и наличия при этом отдыха;
- статьи с 32 по 36 регламентируют защиту со стороны государства от эксплуатации, насилия, наркотических средств и пр.;
- статьи с 37 по 40 регламентируют права ребёнка, если им совершено правонарушение;
- статьи с 41 по 45 определяют контроль за соблюдение положений акта;
- статьи с 46 по 54 определяют процедуру подписания и принятия условий Конвенции.
Основные инструменты защиты
Существует несколько способов защиты прав детей:
- Юнисеф — детский фонд ООН. Главной направленностью этого фонда является оказание помощи детям и их родителям, оказавшихся в зонах военных конфликтов, беспорядков и стихийных действий/, путём предоставления необходимых товаров, лекарственных средств и питьевой воды. При этом поддержку фонд оказывает обеим сторонам конфликта, призывая к тому, что «дети — это зона мира».
- Жестокое обращение с детьми (child abuse), включающая в себя целую систему законов и актов, а также службы, отвечающие за их реализацию. Это, пожалуй, одна из наиболее глобальных проблем. При этом под насилием следует понимать не только физическое воздействие, нанесение ему ударов, действия сексуального характера, но и психологическое давление, а также нанесение оскорблений. Стоит вспомнить США — страна, в которой принято огромное количество законов, защищающих детей и нанесение обычной пощечины дерзкому подростку может обернуться огромными проблемами для родителя и даже угрозой для расселения семьи. Ещё одним из ярких примеров можно привести оставление ребёнка одного дома, в данном случае в целом ряде западных стран, если этот факт вскроется, родители будут арестованы и преданы правосудию. В России этот механизм защиты прав малолетних до конца не сформирован. Орган, отвечающий за соблюдение прав — социальная защита, прибегает на помощь только в случае, когда уже что-либо отменить же поздно. Таким образом, в нашей стране полностью отсутствуют профилактические меры, направленные на защиту прав детей.
- Ювенальная юстиция, которая представляет собой особое правосудие для несовершеннолетних, согласно чего государство выступает как основной представитель ребёнка и обязано его защищать от всякого насилия. Основой является приоритет правонарушителя над совершённым им правонарушением. Другими словами, согласно этим нормам предполагается, что подростки не способны действительно осознавать тяжесть своих поступков, их ещё можно перевоспитать и указать на ошибки. Проблема создания ювенальной юстиции в РФ носит довольно глубокий характер и своими корнями уходит далеко в начало ХХ века, когда существовали «детские суды». Этот период являлся расцветом ювенальной юстиции, но уже с 1918 года начались изменения и к 1935 году был снижен возраст ответственности, а также определена возможности применения всех видов наказаний к ребёнку. Названная система действовала до 1960 года. На сегодня ювенальная юстиция не возрождена в необходимом объёме.
Права детей в России
Защита прав детей в России, а также применение положений, определённых Конвенцией, на сегодня имеет огромное значение.
СССР присоединился к названному документу только в 1990 году, Россия, как его правопреемница, стала участником в 1992 году. Несмотря на наличие замечаний со стороны Комитета ООН по результатам проведения неоднократных докладов, проблемы и замечания в правовой сфере РФ были устранены не все.
В России целый список нормативных актов регулирует вопросы, связанные с защитой детства, в основе которых лежит Конституция РФ и СК РФ, а также целый ряд законов о гарантиях прав ребёнка.
Осуществление защиты прав ребенка
Однако показатели, которые были представлены за период перестроечной России, с 1992 по 2001 год говорят о совсем нехорошей ситуации с детьми:
- Рост беспризорности.
- Рост смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет.
- Увеличение количества инвалидов, а также воспитанников интернатов.
- Увеличение количества дел, связанных с лишением родительских прав.
В связи с этим в 2002 году была введена должность Уполномоченного по правам ребёнка.
В 2001 году была принята Концепция первоочередных мер по защите прав ребёнка, согласно которой огромную долю по защите прав малолетних на себя взяли некоммерческие организации, оказывающие помощь и выступающие партнёрами для государства в развитии механизмов защиты.
Конвенция о защите прав ребёнка является первым и единственным международным документом, в котором прописаны основные права детей, а также закреплены обязанности государства по отношению к ним. Основной задачей каждого государства является соблюдение условий этого акта и выполнение рекомендаций ООН.
Источник