Контрольная закономерности психического развития ребенка

Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

Подобные документы

  • Характеристика личностного и эмоционального развития ребенка в раннем детстве. Сензитивный период развития речи. Особенности развития предметной деятельности, игры, воображения. Восприятие, внимание, память, мышление в раннем возрасте. Кризис трех лет.

    контрольная работа, добавлен 19.01.2011

  • Особенности психологического развития ребенка раннего возраста. Проблема “нельзя и надо” в воспитании ребенка. Мышление и его развитие у детей раннего возраста. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами.

    курсовая работа, добавлен 16.01.2012

  • Факторы психического развития ребенка. Раннее детство: врожденное и приобретенное, приспособление к новым условиям жизни. Особенности младенческого возраста: автономная детская речь, истоки личности. Показатели развития ребенка от года до трех лет.

    дипломная работа, добавлен 26.07.2012

  • Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Особенности развития памяти в раннем детстве. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка. Диагностические методики обследования памяти у детей 1-3 лет.

    дипломная работа, добавлен 17.11.2012

  • Биологические и социальные условия психического развития подростков. Общая характеристика кризиса подросткового возраста и его значение в становлении личности. Самосознание как новообразование личности подростка. Роль учебной деятельности в жизни ребенка.

    курсовая работа, добавлен 20.05.2014

  • Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства. Кризис трех лет. Дошкольный возраст: развитие мышления, речи, внимания, памяти и воображения ребенка. Виды деятельности, характерные для данного возраста. Эмоционально-волевая сфера дошкольника.

    контрольная работа, добавлен 26.01.2014

  • Психика ребенка в старшем дошкольном возрасте. Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка. Методики, позволяющие диагностировать психическое развитие ребёнка 5-7 лет. Рекомендации для педагогов и родителей по психологическому сопровождению.

    контрольная работа, добавлен 07.04.2015

  • Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.

    курсовая работа, добавлен 06.05.2011

  • Психика новорожденного ребенка. Социальная ситуация развития и центральные новообразования младенческого возраста. Физическое развитие младенца: перцептивное развитие младенца и развитие мелкой и грубой моторики. Понимание речи и появление первых слов.

    реферат, добавлен 21.10.2013

  • Закономерности аномалий развития психики. Общая характеристика детей с задержкой психического развития, в частности дошкольного возраста. Анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы о задержке психического развития.

    курсовая работа, добавлен 23.10.2009

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

  • Психическое развитие ребенка. Основные особенности младенческого возраста. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.

    реферат, добавлен 13.11.2008

  • Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

    дипломная работа, добавлен 23.06.2015

  • Подходы к анализу кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии, предпосылка психического развития в подростковом возрасте. Развитие самосознания посредством рефлексии, феноменология развития, кризис личности в отрочестве.

    реферат, добавлен 18.06.2011

  • Подходы к развитию психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества. Разработка программы психологических игр для улучшения нервно-психического развития ребенка до 1 года.

    дипломная работа, добавлен 21.04.2012

  • Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте. Виды игр.

    реферат, добавлен 03.02.2009

  • Значение и психологическое содержание 6–7-летнего возраста как переходного этапа в личностном развитии ребенка. Главные психологические особенности старшего дошкольного возраста. Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 17.04.2015

  • Характеристика основных аспектов психического здоровья детей. Рассмотрение семьи как источника психического здоровья ребенка. Эмпирическое исследование взаимосвязи между восприятием ребёнком атмосферы в семье и уровнем его психического здоровья.

    курсовая работа, добавлен 05.12.2015

  • Кризис трех лет как один из самых острых кризисов на протяжении всего детского возраста, его сущность, основные причины и предпосылки, этапы протекания. Содержание наблюдения, эксперимента и других методов основной работы. Анализ полученных результатов.

    курсовая работа, добавлен 13.09.2014

  • Развитие познавательной сферы личности ребенка в период раннего детства. Перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Характерные особенности мышления ребенка. Развитие самостоятельности, кризис трех лет и эмоциональная сфера ребенка.

    контрольная работа, добавлен 26.05.2009

  • Психолого-педагогические особенности влияния родительских отношений на психическое развитие детей дошкольного возраста. Основные признаки семьи. Трудные ситуации и психическое здоровье ребенка. Основные методики для оценки образно-логического мышления.

    дипломная работа, добавлен 02.01.2011

  • Источник

    Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

  • Психологические проблемы становления игры как ведущей деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности детей шестого года жизни. Характеристика межличностных отношений в игровом “обществе” детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 27.05.2015

  • Функция матери с эволюционной точки зрения. Содержание и особенности отношений между матерью и младенцем. Проблема установления контактов младенца с отцом. Социально-психологические модели отцовства. Влияние семьи на развитие ребенка в раннем возрасте.

    реферат, добавлен 20.03.2009

  • Серьезные изменения, происходящие в организме взрослеющего ребенка в подростковом возрасте. Психологическая характеристика подросткового возраста. Ведущий тип деятельности в этом возрасте – общение со своими сверстниками. Типичность возникающих проблем.

    реферат, добавлен 24.08.2010

  • Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Причины и симптомы кризиса новорожденности. Социальная ситуация развития младенца. Новообразования младенческого возраста. Новые условиям существования.

    контрольная работа, добавлен 04.12.2008

  • Причины появления кризиса у детей в трехлетнем возрасте. Применение методики для определения уровня психического развития ребенка. Проведение диагностики, направленной на изучение всех сторон психики детей. Особенностей их памяти и уровня мышления.

    курсовая работа, добавлен 16.12.2015

  • Дошкольное детство – это период интенсивного психического развития ребенка. Развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного с задержкой психического развития. Процесс формирования умственных действий по Гальперину.

    дипломная работа, добавлен 18.02.2011

  • Изучение трактовки понятий эмоции и личности. Рассмотрение особенностей развития эмоций у детей раннего возраста; кризис трех лет. Выявление факторов, влияющих на эмоциональное состояние детей. Анализ предложенных способов гармонизации самочувствия.

    дипломная работа, добавлен 10.11.2014

  • Психологические особенности развития памяти и мышления в раннем возрасте, характеристика педагогических условий и оценка их эффективности в данном процессе. Описание констатирующего и формирующего, а также контрольного эксперимента, анализ результатов.

    Читайте также:  Роль детских садов в развитии ребенка

    курсовая работа, добавлен 15.02.2015

  • Характеристика социальной ситуации развития – системы отношений субъекта в социальной действительности, реализуемой им в совместной деятельности с другими людьми. Особенности возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

    курсовая работа, добавлен 09.05.2010

  • Понятие игровой деятельности и ее роль в воспитании ребенка. История развития и особенности детских игр, их виды и классификация. Характеристика сюжетно-ролевой игры. Влияние игровой деятельности на различные стороны психического развития личности.

    контрольная работа, добавлен 10.09.2010

  • Источник

    Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

    Подобные документы

    • Характеристика психологического развития детей раннего возраста. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка раннего возраста, влияние братьев и сестёр на развитие эмоциональной сферы. Исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.

      курсовая работа, добавлен 22.07.2011

    • Периоды в жизни человека. Социальная ситуация развития. Основные психические новообразования. Изменение структуры сознания ребенка. Принцип учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития. Построение образовательной деятельности.

      презентация, добавлен 11.10.2016

    • Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста. Влияние родителей на развитие ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка раннего возраста. Обзор авторских программ раннего развития. Рекомендации для родителей по семейному воспитанию.

      курсовая работа, добавлен 14.02.2011

    • Понятие раннего возраста. Характеристика теории Эриксона и Фрейда. Структура идентичности: соматическая, личностная, социальная. Анализ уровней развития нравственных суждений. Основные особенности и этапы развития психики ребенка в раннем детстве.

      контрольная работа, добавлен 02.03.2012

    • Эмоциональное восприятие ребенка раннего возраста. Развитие психических функций. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка. Желания ребенка. Общение ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эмоциональные реакции. Переходный период – кризис 3-х лет.

      курсовая работа, добавлен 21.07.2008

    • Общая характеристика потребности детей в привязанности и описание психического развития ребенка раннего возраста. Формирование потребности предрасположенности у воспитанников ясельной группы к воспитателю как основная проблема детского возраста.

      курсовая работа, добавлен 19.05.2011

    • Возрастная периодизация, характеристика периода новорожденности и грудного возраста. Психическое, физиологическое и личностное развитие ребенка в возрасте 1-3 года, 4-5 лет. Особенности развития детей 6-7 лет. Характеристики готовности ребенка к школе.

      презентация, добавлен 03.08.2016

    • Оценка старшего школьного возраста с точек зрения различных теорий. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность в юношеском возрасте, центральные психологические новообразования, формирование личной идентичности. Отношения со взрослыми, кризисы.

      реферат, добавлен 12.12.2010

    • Теоретические аспекты психического развития детей раннего возраста. Роль предметной деятельности в психическом развитии детей. Организация развивающей среды, направленной на развитие детей. Обеспечение самостоятельности ребенка при выполнении заданий.

      курсовая работа, добавлен 16.05.2019

    • Раннее детство как важный этап в развитии ребенка. Социальная ситуация развития ребенка. Прямохождение как условие расширения пространства ребенка. Развитие речи, восприятия, действия и мышления в раннем возрасте. Эмоциональное развитие ребенка.

      курсовая работа, добавлен 11.08.2014

    • главная
    • рубрики
    • по алфавиту
    • вернуться в начало страницы
    • вернуться к подобным работам

    Источник

    Определение понятия “статистическая норма развития”, ее значение для работы педагога и психолога. “Функциональная норма” и ее значение для работы в специальном образовательном учреждении. Профессия как реальность, творчески формируемая субъектом труда.

  • Понятие психического развития и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха. Отставание в развитии мышления детей с нарушениями слуха. Роль элементов практики и речи в развитии мышления ребенка на примере глухонемых детей.

    реферат, добавлен 04.10.2014

  • Особенности протекания познавательных, эмоционально-волевых процессов детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Специфика общения дошкольников с задержкой психического развития. Условия проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

    курсовая работа, добавлен 04.02.2015

  • Общая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, их особые образовательные потребности. Общие закономерности психического развития. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в группах ДОУ.

    курсовая работа, добавлен 18.11.2017

  • Особенности профессиональной деятельности специалиста. Система построения работы психолога. Его функциональные обязанности в детском саду. Организация рабочего места. Осуществление пассивного участия педагога в групповой психологической диагностике.

    отчет по практике, добавлен 14.11.2014

  • Психодиагностика как область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, ее содержание и значение, задачи и история развития. Определение места и роли понятия “норма” в современной психодиагностике, ее разновидности.

    реферат, добавлен 16.02.2011

  • Анализ факторной структуры способностей 5-летних детей, с выделением шкал, наиболее достоверно дифференцирующих типично развивающихся детей этого возраста (“Норма”) и детей с задержкой психического развития. Нормы для быстрого выявления “группы риска”.

    статья, добавлен 15.01.2019

  • Описание средств, развивающих эмоциональную сферу дошкольников с задержкой психического развития в процессе изобразительной деятельности. Выявление и значение основных направлений коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития.

    статья, добавлен 09.04.2019

  • Сущность нарушений психического развития. Факторы, способствующие возникновению лиц, нуждающихся в специальном образовании. Изучение детей с нервными расстройствами. Специфические закономерности, характерные для всех умственных отклонений у ребенка.

    контрольная работа, добавлен 28.01.2015

  • Причины и основные формы задержки психического развития. Показатели нарушения темпа нервно-психического развития. Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития. Направления коррекционной работы в дошкольных учреждениях.

    реферат, добавлен 10.12.2012

  • Характеристика процесса прохождения психолого-педагогической практики в детском саду: анализ работы педагога-психолога с воспитателями и родителями; диагностика развития психических процессов и составление заключения на детей средней и старшей группы.

    отчет по практике, добавлен 19.02.2014

  • Источник

    Àíàëèç òåîðèé, îïèñûâàþùèõ ïñèõîñåêñóàëüíîå, ïñèõîñîöèàëüíîå, óìñòâåííîå è êóëüòóðíîå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè, åå ïîâåäåíèå è ïîòðåáíîñòè. Ïåðèîäèçàöèè è çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïî Ë.Ñ. Âûãîòñêîìó. Êðèçèñ îäíîãî ãîäà è ðàííåãî äåòñòâà.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    Èíäèâèäóàëüíàÿ ðàáîòà

    Íà òåìó:

    «Çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà»

    Ïëàí

    1. Òåîðèè äåòñêîãî ðàçâèòèÿ

    2. Ïåðèîäèçàöèè è çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà

    3. Êðèçèñ îäíîãî ãîäà è ðàííåãî äåòñòâà

    Ëèòåðàòóðà

    1. Òåîðèè äåòñêîãî ðàçâèòèÿ

    Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü íå ñóùåñòâóåò åäèíîé òåîðèè, ñïîñîáíîé äàòü âñåîáúåìëþùåå ïðåäñòàâëåíèå î ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. ×òîáû ïîëó÷èòü áîëåå èëè ìåíåå ïîëíóþ êàðòèíó ðàçâèòèÿ, ïîâåäåíèÿ è âîñïèòàíèÿ äåòåé, íóæíî ïîçíàêîìèòüñÿ ñ íåñêîëüêèìè òåîðèÿìè, êîòîðûå âûðàæàþòñÿ â òèïå ïåðèîäèçàöèè.

    Ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ òåîðèÿ

    Åå ïðåäìåò – ÷åëîâå÷åñêèå ýìîöèè è ìåæëè÷íîñòíûå îòíîøåíèÿ. Íàèáîëåå èçâåñòíû äâå ïåðèîäèçàöèè ïðåäñòàâèòåëåé ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé òåîðèè: Çèãìóíäà Ôðåéäà è Ýðèêà Ýðèêñîíà.

    Ç. Ôðåéä (1856-1939) îáúÿñíÿë ðàçâèòèå ëè÷íîñòè äåéñòâèåì áèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ è îïûòîì ðàííåãî ñåìåéíîãî îáùåíèÿ. Îí ïîëàãàë, ÷òî äåòè ïðîõîäÿò 5 ñòàäèé ïñèõè÷åñêîãî, òî÷íåå, ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Íà êàæäîé ñòàäèè èíòåðåñû ðåáåíêà ñîñðåäîòî÷åíû âîêðóã îïðåäåëåííîé ÷àñòè òåëà, ñëóæàùåé èñòî÷íèêîì ïîëó÷åíèÿ óäîâîëüñòâèÿ:

    îðàëüíàÿ ñòàäèÿ (0 – 2 ãîäà);

    àíàëüíàÿ ñòàäèÿ (2 – 3 ãîäà);

    ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ (4 – 5 ëåò);

    ëàòåíòíàÿ ñòàäèÿ (6 – 12 ëåò);

    Читайте также:  Влияние учебной деятельности на развитие ребенка

    ãåíèòàëüíàÿ ñòàäèÿ (12 – 18 ëåò).

    Ý. Ýðèêñîí (1902-1979) âûäåëèë 8 ñòàäèé ïñèõîñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Íà êàæäîé ÷åëîâåê èñïûòûâàåò ñïåöèôè÷åñêèé êðèçèñ, ñóòü êîòîðîãî ñîñòàâëÿåò êîíôëèêò ìåæäó ïðîòèâîïîëîæíûìè ñîñòîÿíèÿìè ñîçíàíèÿ, ïñèõèêè:

    äîâåðèå – íåäîâåðèå ê îêðóæàþùåìó ìèðó (0 – 1 ãîä);

    ÷óâñòâî íåçàâèñèìîñòè – îùóùåíèå ñòûäà è ñîìíåíèÿ (1 – 3 ãîäà);

    èíèöèàòèâíîñòü – ÷óâñòâî âèíû (4 – 5 ëåò);

    òðóäîëþáèå – ÷óâñòâî íåïîëíîöåííîñòè (6 – 11 ëåò);

    ïîíèìàíèå ïðèíàäëåæíîñòè ê îïðåäåëåííîìó ïîëó – íåïîíèìàíèå ôîðì ïîâåäåíèÿ, ñîîòâåòñòâóþùåãî äàííîìó ïîëó (12 – 18 ëåò);

    ñòðåìëåíèå ê èíòèìíûì îòíîøåíèÿì – èçîëèðîâàííîñòü îò îêðóæàþùèõ (ðàííåå âçðîñëåíèå);

    æèçíåííàÿ àêòèâíîñòü – ñîñðåäîòî÷åííîñòü íà ñåáå, âîçðàñòíûå ïðîáëåìû (íîðìàëüíîå âçðîñëåíèå);

    îùóùåíèå ïîëíîòû æèçíè – îò÷àÿíèå (ïîçäíåå âçðîñëåíèå).

    Êîãíèòèâíàÿ òåîðèÿ

    Êàñàåòñÿ ãëàâíûì îáðàçîì ïðîáëåì ñòàíîâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ, ïðîöåññà óñâîåíèÿ çíàíèé. Íàèáîëåå ïîëíî ïðîöåññû óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ áûëè ðàçðàáîòàíû øâåéöàðñêèì ó÷åíûì Æàíîì Ïèàæå (1896 – 1980). ×åëîâåê, ïî Ïèàæå, â ñâîåì óìñòâåííîì ðàçâèòèè ïðîõîäèò 4 áîëüøèå ïåðèîäà: 1) ÷óâñòâåííî-äâèãàòåëüíûé (ñåíñîìîòîðíûé) – îò ðîæäåíèÿ äî 2 ëåò; 2) äîîïåðàòèâíûé (2 – 7 ëåò); 3) ïåðèîä êîíêðåòíîãî ìûøëåíèÿ (7 – 11 ëåò); 4) ïåðèîä ôîðìàëüíî-ëîãè÷åñêîãî, àáñòðàêòíîãî ìûøëåíèÿ (11-12 – 18 ëåò è äàëåå).

    Òåîðèÿ ïîâåäåíèÿ

    Ïûòàåòñÿ îáúÿñíèòü, ïî÷åìó, êîãäà è êàêèì îáðàçîì äåòè è âçðîñëûå îáó÷àþòñÿ âåñòè ñåáÿ òàê, à íå èíà÷å. Ýòó òåîðèþ íàçûâàþò òàêæå áèõåâèîðèñòñêîé (îò àíãë. behavior – ïîâåäåíèå). Îñíîâîïîëîæíèêîì áèõåâèîðèçìà ÿâëÿåòñÿ Äæîí Óîòñîí (1878-1958). Áîëüøîé âêëàä â ïðàêòè÷åñêîå îñóùåñòâëåíèå òåîðèè âíåñ Á. Ñêèííåð (1904-1992). Áèõåâèîðèñòû ïîä÷åðêèâàþò âëèÿíèå ñðåäû íà ïîâåäåíèå è ðàçâèòèå äåòåé è âûäåëÿþò 3 òèïà ñîöèàëüíîãî îáó÷åíèÿ: êëàññè÷åñêîå è îïåðàíòíîå îáóñëîâëèâàíèå è ïîäðàæàíèå.

    Áèîëîãè÷åñêàÿ òåîðèÿ

    Ñðàâíèâàåò ïîâåäåíèå ëþäåé è æèâîòíûõ â åñòåñòâåííûõ óñëîâèÿõ è àêöåíòèðóåò âíèìàíèå íà îïðåäåëåíèè îáùåãî è ñïåöèôè÷åñêîãî â èõ ïîâåäåíèè. Íàó÷íîå íàïðàâëåíèå, çàíèìàþùååñÿ ýòèìè ïðîáëåìàìè, íîñèò íàçâàíèå ýòîëîãèÿ. Êîíðàä Ëîóðåíö (1903-1988), èçâåñòíûé ýòîëîã, ââåë â ïñèõîëîãèþ ïîíÿòèå èìïðèíòèíãà (çàïå÷àòëåâàíèÿ). Ïî ìíåíèþ ýòîëîãîâ, ÷åëîâåê ðîæäàåòñÿ ñ îïðåäåëåííûìè ôèêñèðîâàííûìè îáðàçöàìè äåéñòâèé, ãåíåòè÷åñêè äåòåðìèíèðîâàííûìè ôîðìàìè ïîâåäåíèÿ – èíñòèíêòàìè.

    Ãóìàíèñòè÷åñêàÿ òåîðèÿ

    Ðàññìàòðèâàåò ÷åëîâåêà êàê óíèêàëüíîãî èíäèâèäà, öåëîñòíóþ ëè÷íîñòü, ñòðåìÿùóþñÿ ê ñàìîðåàëèçàöèè. Íàèáîëüøèé âêëàä â ðàçâèòèå ãóìàíèñòè÷åñêîé òåîðèè âíåñ Àáðàõàì Ìàñëîó (1908 – 1970). Ñîãëàñíî åãî òåîðèè, êàæäûé ÷åëîâåê îáëàäàåò ìîòèâàöèîííûì íàáîðîì, êîòîðûé ïîìîãàåò åìó óäîâëåòâîðÿòü ïîòðåáíîñòè ïÿòè óðîâíåé:

    âûæèâàíèå, èëè áèîëîãè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè;

    áåçîïàñíîñòü è óâåðåííîñòü â áóäóùåì;

    ëþáîâü è ïðèíàäëåæíîñòü ê êîíêðåòíîé ñîöèàëüíîé ãðóïïå (ñîöèàëüíûé ñòàòóñ);

    ñàìîîöåíêà;

    ñàìîðåàëèçàöèÿ.

    Óäîâëåòâîðèâ èõ, ÷åëîâåê ìîæåò ñòàòü òâîð÷åñêèì è íåçàâèñèìûì ñóùåñòâîì.

    Êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêàÿ òåîðèÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî

    Îñíîâûâàåòñÿ íà òîì, ÷òî “âñÿêàÿ ôóíêöèÿ â êóëüòóðíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ íà ñöåíó äâàæäû, â äâóõ ïëàíàõ, ñïåðâà ñîöèàëüíîì, êàê êàòåãîðèÿ èíòåðïñèõè÷åñêàÿ, ïîòîì – ïñèõîëîãè÷åñêîì, êàê êàòåãîðèÿ èíòðàïñèõè÷åñêàÿ, ñïåðâà ìåæäó ëþäüìè, çàòåì âíóòðè ðåáåíêà”. Âñå âíóòðåííèå ïðîöåññû, ïî Âûãîòñêîìó, ÿâëÿþòñÿ ïðîäóêòîì èíòåðèîðèçàöèè: îíè çàðîæäàþòñÿ â ïðÿìûõ ñîöèàëüíûõ êîíòàêòàõ ðåáåíêà ñî âçðîñëûìè, à çàòåì “âðàùèâàþòñÿ” â åãî ñîçíàíèå.

    Âñå ýòè òåîðèè âçàèìîäîïîëíèòåëüíû, òàê êàê èõ àâòîðû èñïîëüçóþò ðàçëè÷íûå “èíñòðóìåíòû” ïðè èçó÷åíèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà è àêöåíòèðóþò âíèìàíèå íà ðàçëè÷íûõ óðîâíÿõ è ñòîðîíàõ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.  äàííîì ïîñîáèè â êà÷åñòâå îñíîâíîé èñïîëüçóåòñÿ êîíöåïöèÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî.

    2. Ïåðèîäèçàöèè è çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà

    Áîëüøèíñòâî ïñèõîëîãîâ äåëèò äåòñòâî íà ïåðèîäû.

     îñíîâó ïåðèîäèçàöèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà Ë.Ñ. Âûãîòñêèé ïîëîæèë ïîíÿòèå âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè, êîòîðàÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ òðåìÿ ïðèçíàêàìè:

    Îíà äîëæíà áûòü ñìûñëîîáðàçóþùåé äëÿ ðåáåíêà. Íàïðèìåð, â 3 ãîäà áåññìûñëåííûå ðàíåå âåùè ïðèîáðåòàþò äëÿ ðåáåíêà ñìûñë â êîíòåêñòå èãðû. Ñëåäîâàòåëüíî, èãðà è åñòü âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü è ñðåäñòâî ñìûñëîîáðàçîâàíèÿ.

    Â êîíòåêñòå ýòîé äåÿòåëüíîñòè ñêëàäûâàþòñÿ áàçîâûå îòíîøåíèÿ ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè.

     ñâÿçè ñ îñâîåíèåì âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè âîçíèêàþò îñíîâíûå íîâîîáðàçîâàíèÿ âîçðàñòà (êðóã ñïîñîáíîñòåé, êîòîðûå ïîçâîëÿþò ýòó äåÿòåëüíîñòü ðåàëèçîâûâàòü, íàïðèìåð, ðå÷ü).

    Íà êàæäîì èç ýòàïîâ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü èìååò ðåøàþùåå çíà÷åíèå. Ïðè ýòîì äðóãèå âèäû äåÿòåëüíîñòè íå èñ÷åçàþò. Îíè åñòü, íî ñóùåñòâóþò êàê áû ïàðàëëåëüíî è íå ÿâëÿþòñÿ ãëàâíûìè äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Íàïðèìåð, èãðà ÿâëÿåòñÿ âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ äîøêîëüíèêîâ. Íî îíà íå èñ÷åçàåò ó øêîëüíèêîâ, õîòÿ óæå è íå ÿâëÿåòñÿ âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ.

    Êðèçèñû è ñòàáèëüíûå ïåðèîäû

    Ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ íåðàâíîìåðíî. Åñòü ïåðèîäû îòíîñèòåëüíî ñïîêîéíûå, èëè ñòàáèëüíûå, à åñòü òàê íàçûâàåìûå êðèòè÷åñêèå.

    Êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû

    Êðèçèñû îòêðûòû ýìïèðè÷åñêèì ïóòåì, ïðè÷åì, íå ïî î÷åðåäè, à â ñëó÷àéíîì ïîðÿäêå: 7, 3, 13, 1, 0. Âî âðåìÿ êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäîâ ðåáåíîê çà î÷åíü êîðîòêèé ñðîê ìåíÿåòñÿ âåñü â öåëîì, â îñíîâíûõ ÷åðòàõ ëè÷íîñòè. Ýòî ðåâîëþöèîííîå, áóðíîå, ñòðåìèòåëüíîå òå÷åíèå ñîáûòèé êàê ïî òåìïó, òàê è ïî ñìûñëó ñîâåðøàþùèõñÿ ïåðåìåí. Äëÿ êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäîâ õàðàêòåðíû ñëåäóþùèå îñîáåííîñòè:

    Ãðàíèöû, îòäåëÿþùèå íà÷àëî è êîíåö êðèçèñà îò ñìåæíûõ ïåðèîäîâ, êðàéíå íåîò÷åòëèâû. Êðèçèñ âîçíèêàåò íåçàìåòíî, î÷åíü òðóäíî îïðåäåëèòü ìîìåíò åãî íàñòóïëåíèÿ è îêîí÷àíèÿ. Ðåçêîå îáîñòðåíèå (êóëüìèíàöèÿ) íàáëþäàåòñÿ â ñåðåäèíå êðèçèñà.  ýòî âðåìÿ êðèçèñ äîñòèãàåò àïîãåÿ.

    Òðóäíîâîñïèòóåìîñòü äåòåé â êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû â ñâîå âðåìÿ ïîñëóæèëà îòïðàâíîé òî÷êîé èõ ýìïèðè÷åñêîãî èçó÷åíèÿ. Íàáëþäàåòñÿ ñòðîïòèâîñòü, ïàäåíèå óñïåâàåìîñòè è ðàáîòîñïîñîáíîñòè, âîçðàñòàíèå êîëè÷åñòâà êîíôëèêòîâ ñ îêðóæàþùèìè. Âíóòðåííÿÿ æèçíü ðåáåíêà â ýòî âðåìÿ ñâÿçàíà ñ ìó÷èòåëüíûìè ïåðåæèâàíèÿìè.

    Íåãàòèâíûé õàðàêòåð ðàçâèòèÿ. Îòìå÷åíî, ÷òî âî âðåìÿ êðèçèñîâ, â îòëè÷èå îò ñòàáèëüíûõ ïåðèîäîâ, ñîâåðøàåòñÿ ñêîðåå ðàçðóøèòåëüíàÿ, íåæåëè ñîçèäàòåëüíàÿ ðàáîòà. Ðåáåíîê íå ñòîëüêî ïðèîáðåòàåò, ñêîëüêî òåðÿåò èç ïðèîáðåòåííîãî ïðåæäå. Îäíàêî âîçíèêíîâåíèå íîâîãî â ðàçâèòèè íåïðåìåííî îçíà÷àåò îòìèðàíèå ñòàðîãî. Îäíîâðåìåííî â êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû íàáëþäàþòñÿ è êîíñòðóêòèâíûå ïðîöåññû ðàçâèòèÿ. Âûãîòñêèé íàçâàë ýòè ïðèîáðåòåíèÿ íîâîîáðàçîâàíèÿìè.

    Íîâîîáðàçîâàíèÿ êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäîâ íîñÿò ïåðåõîäíûé õàðàêòåð, òî åñòü îíè íå ñîõðàíÿþòñÿ â òîì âèäå, â êîòîðîì âîçíèêàþò, íàïðèìåð, àâòîíîìíàÿ ðå÷ü ó ãîäîâàëûõ äåòåé (ñì. íèæå).

    Ñòàáèëüíûå ïåðèîäû

    Âî âðåìÿ ñòàáèëüíûõ ïåðèîäîâ ðåáåíîê íàêàïëèâàåò êîëè÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ, à íå êà÷åñòâåííûå, êàê âî âðåìÿ êðèòè÷åñêèõ. Ýòè èçìåíåíèÿ íàêàïëèâàþòñÿ ìåäëåííî è íåçàìåòíî.

    Ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ðàçâèòèÿ îïðåäåëÿåòñÿ ÷åðåäîâàíèåì ñòàáèëüíûõ è êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäîâ.

    Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ

    Ê íà÷àëó êàæäîãî ïåðèîäà ñêëàäûâàåòñÿ íåïîâòîðèìîå îòíîøåíèå ðåáåíêà ñ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòüþ – ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ.

    Îíà çàêîíîìåðíî îïðåäåëÿåò åãî îáðàç æèçíè, ÷òî âåäåò ê âîçíèêíîâåíèþ íîâîîáðàçîâàíèé.

    Íîâîîáðàçîâàíèÿ âëåêóò çà ñîáîé íîâóþ ñòðóêòóðó ñîçíàíèÿ ðåáåíêà, èçìåíåíèå îòíîøåíèé.

    Ñëåäîâàòåëüíî, èçìåíÿåòñÿ ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ. Íàñòóïàåò ñâÿçàííûé ñ ýòèì êðèòè÷åñêèé ïåðèîä.

    Ñåíçèòèâíûå ïåðèîäû

    Êàæäûé ðåáåíîê ñåíçèòèâåí ê îïðåäåëåííûì âîçäåéñòâèÿì, ê îñâîåíèþ ðåàëüíîñòè è ðàçâèòèþ ñïîñîáíîñòåé â ðàçëè÷íûå ïåðèîäû. Ñåíçèòèâíûå ïåðèîäû ñâÿçàíû, âî-ïåðâûõ, ñ âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ, âî-âòîðûõ, ñ àêòóàëèçàöèåé â êàæäîì âîçðàñòå òåõ èëè èíûõ áàçàëüíûõ ïîòðåáíîñòåé.

    Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ

    Âçàèìîäåéñòâèå ðåáåíêà ñ ñîöèàëüíîé ñðåäîé ÿâëÿåòñÿ íå ôàêòîðîì, à èñòî÷íèêîì ðàçâèòèÿ. Èíà÷å ãîâîðÿ, âñå, ÷åìó íàó÷èòñÿ ðåáåíîê, äîëæíû äàòü åìó îêðóæàþùèå åãî ëþäè. Âàæíî ïðè ýòîì, ÷òîáû îáó÷åíèå (â ñàìîì øèðîêîì ñìûñëå) øëî ñ îïåðåæåíèåì. Ó ðåáåíêà åñòü íåêèé óðîâåíü àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ (íàïðèìåð, îí ìîæåò ðåøèòü çàäà÷ó ñàìîñòîÿòåëüíî, áåç ïîìîùè âçðîñëîãî) è óðîâåíü ïîòåíöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ, òî åñòü â ñîòðóäíè÷åñòâå ñî âçðîñëûì.

    Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ – ýòî òî, íà ÷òî ðåáåíîê ñïîñîáåí, íî íå óìååò áåç ïîìîùè âçðîñëûõ. Âñå îáó÷åíèå ñòðîèòñÿ íà ïðèíöèïå ó÷åòà çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ, ñ îïåðåæåíèåì àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

    Читайте также:  Обследование речевого развития ребенка с нарушением речи

    ïñèõè÷åñêèé êðèçèñ ðåáåíîê

    3. Êðèçèñ îäíîãî ãîäà è ðàííåãî äåòñòâà

    ÊÐÈÇÈÑ ÎÄÍÎÃÎ ÃÎÄÀ

    Íîâîîáðàçîâàíèå êðèçèñà – àâòîíîìíàÿ ðå÷ü.

    Êðèçèñ îäíîãî ãîäà õàðàêòåðèçóåòñÿ îñâîåíèåì ðå÷åâîãî äåéñòâèÿ. Îðãàíèçì ìëàäåíöà ðåãóëèðîâàëà áèîëîãè÷åñêàÿ ñèñòåìà, ñâÿçàííàÿ ñ áèîðèòìàìè. Òåïåðü æå îíà âîøëà â ïðîòèâîðå÷èå ñ âåðáàëüíîé ñèòóàöèåé, îñíîâàííîé íà ñàìîïðèêàçå èëè ïðèêàçå ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ. Òàêèì îáðàçîì, ðåáåíîê â âîçðàñòå îêîëî ãîäà îêàçûâàåòñÿ âîîáùå áåç ñèñòåìû, ïîçâîëÿþùåé åìó íàäåæíî îðèåíòèðîâàòüñÿ â îêðóæàþùåì ìèðå. Áèîëîãî÷åñêèå ðèòìû ñèëüíî äåôîðìèðîâàíû, à ðå÷åâûå íå íàñòîëüêî ñôîðìèðîâàíû, ÷òîáû ðåáåíîê ìîã ñâîáîäíî óïðàâëÿòü ñâîèì ïîâåäåíèåì.

    Êðèçèñ õàðàêòåðèçóåòñÿ îáùèì ðåãðåññîì äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà, êàê áû îáðàòíûì ðàçâèòèåì. Ýìîöèîíàëüíî ïðîÿâëÿåòñÿ â àôôåêòèâíîñòè. Ýìîöèè ïðèìèòèâíûå. Ïðè ýòîì íàáëþäàþòñÿ ðàçëè÷íûå íàðóøåíèÿ:

    íàðóøåíèå âñåõ áèîðèòìè÷åñêèõ ïðîöåññîâ (ñîí – áîäðñòâîâàíèå);

    íàðóøåíèå óäîâëåòâîðåíèÿ âñåõ âèòàëüíûõ ïîòðåáíîñòåé (íàïðèìåð, ÷óâñòâà ãîëîäà);

    ýìîöèîíàëüíûå àíîìàëèè (óãðþìîñòü, ïëàêñèâîñòü, îáèä÷èâîñòü).

    Êðèçèñ íå îòíîñèòñÿ ê ÷èñëó îñòðûõ.

    ÐÀÍÍÅÅ ÄÅÒÑÒÂÎ

    (1 – 3 ãîäà)

     ýòîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò ðàçäåëåíèå ëèíèé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê. Èì ïðèñóùè ðàçíûå òèïû âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè. Ó ìàëü÷èêîâ íà îñíîâå ïðåäìåòíîé äåÿòåëüíîñòè ôîðìèðóåòñÿ ïðåäìåòíî-îðóäèéíàÿ. Ó äåâî÷åê íà îñíîâå ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè – êîììóíèêàòèâíàÿ.

    Ïðåäìåòíî-îðóäèéíàÿ äåÿòåëüíîñòü âêëþ÷àåò ìàíèïóëÿöèþ ñ ÷åëîâå÷åñêèìè ïðåäìåòàìè, çà÷àòêè êîíñòðóèðîâàíèÿ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ó ìóæ÷èí ëó÷øå ðàçâèòî îòâëå÷åííîå, àáñòðàêòíîå ìûøëåíèå.

    Êîììóíèêàòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü ïðåäïîëàãàåò îñâîåíèå ëîãèêè ÷åëîâå÷åñêèõ îòíîøåíèé. Áîëüøèíñòâî æåíùèí îáëàäàåò áîëåå ðàçâèòûì, ÷åì ó ìóæ÷èí, ñîöèàëüíûì ìûøëåíèåì, ñôåðà ïðîÿâëåíèÿ êîòîðîãî – îáùåíèå ëþäåé. Ó æåíùèí òîíüøå èíòóèöèÿ, òàêò, îíè áîëåå ñêëîííû ê ýìïàòèè.

    Ïîëîâûå ðàçëè÷èÿ â ïîâåäåíèè äåòåé îáóñëîâëåíû íå ñòîëüêî áèîëîãè÷åñêèìè è ôèçèîëîãè÷åñêèìè ïðè÷èíàìè, ñêîëüêî õàðàêòåðîì èõ ñîöèàëüíîãî îáùåíèÿ. Îðèåíòàöèÿ ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê íà ðàçíûå òèïû äåÿòåëüíîñòè çàäàíà ñîöèàëüíî, âñëåäñòâèå êóëüòóðíûõ îáðàçöîâ. Íà ñàìîì äåëå ìåæäó ìàëûøàìè ìóæñêîãî è æåíñêîãî ïîëà áîëüøå ñõîäñòâà, ÷åì ðàçëè÷èé. Ðàçëè÷èÿ ïîÿâëÿþòñÿ ïîçæå.  îñíîâíîì æå ìàëü÷èêè è äåâî÷êè ðàçâèâàþòñÿ ïàðàëëåëüíî è ïðîõîäÿò îäèíàêîâûå ýòàïû.

    Òàê, ê òðåì ãîäàì ó äåòåé òîãî è äðóãîãî ïîëà ñêëàäûâàþòñÿ ñëåäóþùèå íîâîîáðàçîâàíèÿ âîçðàñòà: íà÷àòêè ñàìîñîçíàíèÿ, ðàçâèòèå ß-êîíöåïöèè, ñàìîîöåíêà. Ðåáåíîê ïðîäåëûâàåò 90% ðàáîòû ïî óñâîåíèþ ÿçûêà. Çà òðè ãîäà ÷åëîâåê ïðîõîäèò ïîëîâèíó ïóòè ñâîåãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

    Ïåðâûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ñåáå âîçíèêàþò ó ðåáåíêà ê ãîäó.

    Ýòî ïðåäñòàâëåíèÿ î ÷àñòÿõ ñâîåãî òåëà, íî îáîáùèòü èõ ìàëûø ïîêà íå ìîæåò. Ïðè ñïåöèàëüíîì îáó÷åíèè âçðîñëûìè ê ïîëóòîðà ãîäàì ðåáåíîê ìîæåò óçíàâàòü ñåáÿ â çåðêàëå, îñâàèâàåò èäåíòè÷íîñòü îòðàæåíèÿ è ñâîåé âíåøíîñòè.

    Ê 3 ãîäàì – íîâûé ýòàï ñàìîèäåíòèôèêàöèè: ñ ïîìîùüþ çåðêàëà ðåáåíîê ïîëó÷àåò âîçìîæíîñòü ôîðìèðîâàòü ñâîå ïðåäñòàâëåíèå î ñåáå íàñòîÿùåì.

    Ðåáåíîê èíòåðåñóåòñÿ âñåìè ñïîñîáàìè ïîäòâåðæäåíèÿ ñâîåãî ß. Îäóõîòâîðÿÿ îòäåëüíûå ÷àñòè òåëà, â èãðå îí ïîçíàåò âîëþ íàä ñàìèì ñîáîé.

    Òðåõëåòíèé ìàëûø èíòåðåñóåòñÿ âñåì, ñ íèì ñâÿçàííûì, íàïðèìåð, òåíüþ. Íà÷èíàåò èñïîëüçîâàòü ìåñòîèìåíèå “ÿ”, óñâàèâàåò ñâîå èìÿ, ïîë. Èäåíòèôèêàöèÿ ñ ñîáñòâåííûì èìåíåì âûðàæàåòñÿ â îñîáîì èíòåðåñå ê ëþäÿì, êîòîðûå íîñÿò òàêîå æå èìÿ.

    Ïîëîâàÿ èäåíòèôèêàöèÿ. Ê 3 ãîäàì ðåáåíîê óæå çíàåò, ìàëü÷èê îí èëè äåâî÷êà. Ïîäîáíûå çíàíèÿ äåòè ÷åðïàþò èç íàáëþäåíèé çà ïîâåäåíèåì ðîäèòåëåé, ñòàðøèõ áðàòüåâ è ñåñòåð. Ýòî ïîçâîëÿåò ðåáåíêó ïîíÿòü, êàêèõ ôîðì ïîâåäåíèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ åãî ïîëîâîé ïðèíàäëåæíîñòüþ æäóò îò íåãî îêðóæàþùèå.

    Óÿñíåíèå ðåáåíêîì ïðèíàäëåæíîñòè ê êîíêðåòíîìó ïîëó ïðîèñõîäèò â ïåðâûå 2-3 ãîäà æèçíè, è íàëè÷èå îòöà ïðè ýòîì êðàéíå âàæíî. Äëÿ ìàëü÷èêîâ ïîòåðÿ îòöà ïîñëå 4 ëåò ìàëî ñêàçûâàåòñÿ íà óñâîåíèè ñîöèàëüíûõ ðîëåé. Ïîñëåäñòâèÿ îòñóòñòâèÿ îòöà ó äåâî÷åê íà÷èíàþò ñêàçûâàòüñÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå, êîãäà ó ìíîãèõ èç íèõ âîçíèêàþò òðóäíîñòè â ïðèñïîñîáëåíèè ê æåíñêîé ðîëè ïðè îáùåíèè ñ ïðåäñòàâèòåëÿìè äðóãîãî ïîëà.

    Âîçíèêíîâåíèå ñàìîñîçíàíèÿ. Ê òðåì ãîäàì ðåáåíîê ïðîÿâëÿåò íà÷àòêè ñàìîñîçíàíèÿ, ó íåãî ðàçâèâàåòñÿ ïðèòÿçàíèå íà ïðèçíàíèå ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ. Ïîëîæèòåëüíî îöåíèâàÿ òå èëè èíûå äåéñòâèÿ, âçðîñëûå ïðèäàþò èì ïðèâëåêàòåëüíîñòü â ãëàçàõ äåòåé, ïðîáóæäàþò â äåòÿõ æåëàíèå çàñëóæèòü ïîõâàëó, ïðèçíàíèå.

    Óñâîåíèå ÿçûêà. Ñëîâàðíûé çàïàñ äåòåé 1,5 ëåò îáû÷íî ñîäåðæèò îêîëî 10 ñëîâ, â 1,8 – 50 ñëîâ, â 2 ãîäà – ïðèìåðíî 200. Ê òðåì ãîäàì ñëîâàðíûé çàïàñ ñîñòàâëÿåò óæå 900 – 1000 ñëîâ. Óñòàíîâëåíà ïðÿìàÿ çàâèñèìîñòü ìåæäó êà÷åñòâîì ÿçûêîâîé ñòèìóëÿöèè â äîìàøíåì îêðóæåíèè è ðàçâèòèåì ðå÷è ðåáåíêà â 3 ãîäà.

    Êðèòè÷åñêèì ïåðèîäîì â ðàçâèòèè äåòñêîé ðå÷è ÿâëÿåòñÿ, ïî ìíåíèþ èññëåäîâàòåëåé, âîçðàñò îò 10 ìåñÿöåâ äî 1,5 ëåò. Èìåííî â ýòî âðåìÿ íóæíû ñïîêîéíûå è ðàçâèâàþùèå èãðû è íåæåëàòåëüíû ñòðåññû.

    Ïðè óñâîåíèè ÿçûêà äåòè âñåõ íàðîäîâ ïðîõîäÿò ñòàäèè îäíîñîñòàâíûõ, äâóñîñòàâíûõ è ïîëíûõ ïðåäëîæåíèé. Âî âñåõ ñóùåñòâóþùèõ íà çåìëå ÿçûêàõ åñòü ïðàâèëà ãðàììàòèêè, ñèíòàêñèñà, ñåìàíòèêè. Ïîíà÷àëó äåòè ïðåäåëüíî îáîáùàþò ïðàâèëà.

    Óìñòâåííîå ðàçâèòèå

    Ãëàâíûì ñòèìóëîì ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ó “õîäÿ÷èõ” äåòåé ÿâëÿåòñÿ èõ ÷óâñòâåííî-äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü. Äåòè 1-2 ëåò íàõîäÿòñÿ â ïåðâîì (ñåíñîìîòîðíîì) ïåðèîäå óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, êîòîðûé Ïèàæå ðàçäåëèë íà 6 ñòàäèé. 4 èç íèõ ðåáåíîê ïðîõîäèò äî ãîäà (ñì. âûøå).

    5 ñòàäèÿ – òðåòè÷íûå êðóãîâûå ðåàêöèè (1 – 1,5 ëåò) – ýêñïåðèìåíòèðîâàíèå ñ ïðåäìåòàìè. Öåëü ýêñïåðèìåíòîâ – â íèõ ñàìèõ: ìàëûøè ëþáÿò íàáëþäàòü, êàê âåäóò ñåáÿ ïðåäìåòû â íîâûõ ñèòóàöèÿõ. Íà ñìåíó ðåôëåêòîðíîìó ïîâåäåíèþ ïðèõîäèò èñòèííî ìûñëèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü: ðåáåíîê èùåò íîâûå ñïîñîáû âçàèìîäåéñòâèÿ ñ íåèçâåñòíûìè ðàíåå ïðåäìåòàìè.

    6 ñòàäèÿ (1,5 – 2 ãîäà). Ïîÿâëåíèå ñèìâîëè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ, òî åñòü ñïîñîáíîñòè ïî çàïå÷àòëåííûì â ìîçãó ïñèõîëîãè÷åñêèì îáðàçàì (ñèìâîëàì ïðåäìåòîâ) âîñïðèíèìàòü èõ â òîò èëè èíîé ìîìåíò. Òåïåðü ðåáåíîê ìîæåò ïðîäåëûâàòü îïåðàöèè íå ñ ðåàëüíûìè, à ñ èäåàëüíûìè ïðåäìåòàìè. Ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ ñïîñîáíûì ðåøàòü ïðîñòåéøèå çàäà÷è â óìå, íå ïðèáåãàÿ ê ìåòîäó ïðîá è îøèáîê. Ôèçè÷åñêèå äåéñòâèÿ ñïîñîáñòâóþò óñïåøíîé ðàáîòå ìûøëåíèÿ.

    Äëÿ âîñïðèÿòèÿ âíåøíåãî ìèðà íà äàííîé ñòàäèè óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðåí ýãîöåíòðèçì. Ðåáåíîê 1,5 – 2 ëåò óæå îñîçíàåò ñâîþ îáîñîáëåííîñòü, îòäåëåííîñòü îò äðóãèõ ëþäåé è ïðåäìåòîâ, à òàêæå ïîíèìàåò, ÷òî íåêîòîðûå ñîáûòèÿ ìîãóò ïðîèñõîäèòü è íåçàâèñèìî îò èõ æåëàíèé. Îäíàêî ïðîäîëæàåò ñ÷èòàòü, ÷òî âñå âèäÿò ìèð òàê æå, êàê è îí. Ôîðìóëà âîñïðèÿòèÿ ìëàäåíöà: “ß öåíòð âñåëåííîé”, “Âåñü ìèð âðàùàåòñÿ âîêðóã ìåíÿ”.

    Ñòðàõè

    Ó äåòåé îò 1 äî 3 ëåò áîëüøèé äèàïàçîí ñòðàõîâ, ÷åì ó ìëàäåíöåâ. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ òåì, ÷òî ñ ðàçâèòèåì èõ ñïîñîáíîñòåé âîñïðèÿòèÿ, à òàêæå óìñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé ðàñøèðÿþòñÿ è ðàìêè æèçíåííîãî îïûòà, èç êîòîðîãî ÷åðïàåòñÿ âñå íîâàÿ è íîâàÿ èíôîðìàöèÿ. Çàìå÷àÿ, ÷òî íåêîòîðûå îáúåêòû ìîãóò èñ÷åçàòü èç èõ ïîëÿ çðåíèÿ, äåòè áîÿòñÿ, ÷òî è ñàìè îíè ìîãóò èñ÷åçíóòü. Îíè ìîãóò îïàñàòüñÿ âîäîïðîâîäíûõ òðóá â âàííîé è òóàëåòå, äóìàÿ, ÷òî âîäà ìîæåò óíåñòè èõ ñ ñîáîé. Ìàñêè, ïàðèêè, íîâûå î÷êè, êóêëà áåç ðóêè, ìåäëåííî ñäóâàþùèéñÿ âîçäóøíûé øàðèê – âñå ýòî ìîæåò âûçâàòü ñòðàõ. Ó íåêîòîðûõ äåòåé ìîæåò âîçíèêàòü ñòðàõ ïåðåä æèâîòíûìè èëè äâèæóùèìèñÿ ìàøèíàìè, ìíîãèå áîÿòñÿ ñïàòü â îäèíî÷åñòâå.

    Îáû÷íî