Контрольная работа семья в развитии ребенка
ГЛАВА 7. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГАРМОНИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
В СЕМЬЕ.
Роль семьи в воспитании подрастающего
поколения определяется индивидуальностью,
оригинальностью, глубоким учетом особенностей
детей, которые родители знают лучше других
субъектов воспитания. Однако положительные
результаты воспитания в семье сами по себе не
гарантируются. Для достижения таких результатов
необходимо учитывать некоторые факторы
семейного воспитания.
Внутрисемейные отношения играют особую
роль в формировании личности. Значение
внутрисемейных отношений в становлении и развитии ребенка обусловлено
как тем, что они являются первым специфическим
образцом общественных отношений, с которыми
сталкивается человек с момента рождения,
так и тем, что в них как бы фокусируется
и находит своеобразное выражение все
богатство общественных отношений, а стало
быть, создается возможность раннего включения
ребенка в их систему.
Внутрисемейные отношения обладают только
им присущими относительно самостоятельными
характеристиками, которые делают семейное
воспитание наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем
возрасте. Это достигается тем, что
внутрисемейные отношения предполагают
непосредственный контакт, в отличии от
других общественных отношений, субъекты
которых могут быть разъединены пространственными
и временными интервалами (Григорович
Л.А., стр. 156).
Глубокий постоянный психологический
контакт с ребенком – это универсальное
требование к воспитанию, которое в одинаковой
степени может быть рекомендовано всем
родителям. Контакт необходим в воспитании
каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и
переживание контакта с родителями дают
детям возможность почувствовать и осознать
родительскую любовь, привязанность и
заботу (Радугин А.А., стр.256).
Основа для сохранения контакта – искренняя
заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее
любопытство к его детским, пусть самым
пустяковым и наивным проблемам, желание
наблюдать за всеми изменениями, которые
происходят в душе и сознание растущего
человека.
Контакт никогда не может возникнуть
сам собой, его нужно строить даже с младенцем.
Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном
контакте между детьми и родителями, имеется
в виду некий диалог, взаимодействие ребенка
и взрослого друг с другом.
Как строить воспитывающий диалог? Каковы
его психологические характеристики? Главное в установлении
диалога – это совместное устремление
к общим целям, совместное видение ситуации,
общность в направлении совместных действий.
Наиболее существенная характеристика
диалогичного воспитывающего общения
заключается в установлении равенства
позиций ребенка и взрослого. Равенство
позиций в диалоге состоит в необходимой
для родителей постоянно учиться видеть
мир в самых разных его формах глазами
своих детей (Радугин А.А., стр.258).
Помимо диалога, для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо
выполнять ещё одно чрезвычайно важное
правило. На психологическом языке эта
сторона общения между детьми и родителями
называется принятием ребенка. Что это
значит? Под принятием понимается признание
права ребенка на присущую ему индивидуальность,
непохожесть на других, в том числе непохожесть
на родителей. Принимать ребенка, значит
утверждать неповторимое существование
именно этого человека, со всеми свойственными
ему качествами. Речь идет о реализации
любви, о созидании правильного эмоционального
фундамента, правильной чувственной основы
контакта между родителями и ребенка.
Требование принятия ребенка, любви к
такому, какой есть, базируется на признании
и вере в развитии, а значит, в постоянное
совершенствование ребенка, на понимании
бесконечности познания человека, даже
если он совсем ещё мал. Контакт с ребенком
на основе принятия становится наиболее
творческим моментом в общении с ним.
Росс Кемпбелл в книге «Как по-настоящему
любить своего ребенка» подчеркивал значение таких взаимоотношений с детьми, которые
он называет «безраздельное внимание».
«Безраздельное внимание» к ребенку означает
пристальное, неделимое внимание к нему,
которое позволяет ему с полной уверенностью
ощутить себя любимым, почувствовать,
что за ним признают его право на безраздельное
внимание, признание и безоговорочное
уважение.
Коротко, безраздельное внимание позволяет
ребенку почувствовать, что он самый важный
человек на свете для своих родителей
(Кемпбелл Р., 1195., стр.65).
Безраздельное внимание, по мнению автора, это не то внимание,
которое уделяют ребенку, если позволяет
время; это острая потребность каждого
ребенка. Не получая безраздельного внимания,
ребенок чувствует постоянное беспокойство,
потому что ему кажется, что все остальное
в мире гораздо важнее его самого. Ребенок
утрачивает чувство безопасности, при
этом замедляется его эмоциональное и
психическое развитие. Такие дети обычно
более замкнуты и имеют трудности в общении
со сверстниками. И непросто справляться
с конфликтом, и обычно реагирует на него
они неудачно. Они полностью зависят от
учителя или других взрослых, с которыми
контактируют. По мнению Кемпбелл, найти
время для того, чтобы ни на что не отвлекаясь,
побыть наедине с ребенком, – самый сложный
аспект в воспитании в наше время, однако
именно умение справиться с этой проблемой
отличает хороших родителей от всех прочих
родителей, готовых на жертвы, наиболее
заботливых, которые правильно расставили
свои приоритеты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, анализируя роль семьи в развитии
личности, мы видим, что главной задачей
семьи является выполнение родителями
функций воспитателя. Под этими функциями
подразумевается создание не только определенных
взаимоотношений между родителями и их
детьми, но и их предпосылок, то есть определенного
образа жизни семьи и взаимоотношений
её членов. Неуверенность родителей, неправильное
воспитание ими детей обостряют взаимоотношения
в семье и негативно влияют на развитие
личности ребенка.
Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких
условий, при которых его физиологические,
эмоциональные и интеллектуальные потребности
будут удовлетворяться в достаточной
мере и на необходимом качественном уровне.
Результат такого воспитания – здоровье
ребенка, его счастье и благополучие.
Конечно, роль семейного воспитания в
формировании характера, взглядов, привычек
не абсолютна – большую роль играет самовоспитание,
а также роль внесемейного воспитания,
которое человек получает, живя в обществе.
Но семья может расширить те светлые качества человека, которые
уже есть в нем, присущи ему от рождения
и помочь человеку победить и искоренить
свои недостатки и пороки, и именно в этом
заключается великая роль семьи.
Но я считаю, что самая естественная и
самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться
к ребенку в любом возрасте с любовью и
вниманием. Ведь воспитывает подлинная
любовь к ребенку, уважение его личного
достоинства, зародыш которого есть уже
у начавшего только что ходить.
«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально
любви к ним», – этот вывод принадлежит
классику педагогики И.Песталоцци. Любовь
должна быть не слепой, все допускающей
и все прощающей. Нужна «требовательная
педагогика ласковой матери», как выражается
народный учитель, писатель и ученый из
Чувашии Г.Н.Волков.
И не правы те родители, которые считают,
что ни в коем случае нельзя показывать
детям любовь к ним, полагая, что когда
ребенок хорошо знает, что его любят, это
приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию.
Все эти неблагоприятные личностные черты
как раз возникают при недостатке любви,
когда создается некий эмоциональный
дефицит, когда ребенок лишен прочного
фундамента неизменной родительской привязанности.
Именно любовь родителей к ребенку является
величайшим и незаменимым источником его духовного
развития, формирования характера, уверенности
в себе. Чем меньше тепла и ласки получает
ребенок, тем медленнее он формируется
как личность. Даже недостаточное внимание,
низкая частота общения родителей и детей
(гипоопека) нередко вызывают у детей сенсорный
голод, недоразвитость высших чувств,
инфантильность личности. Это может привести
в отставанию в развитии интеллекта, плохой
успеваемости в школе, нарушению психического
здоровья. Так как детское сознание склонно
к односторонним выводам и обобщениям
в силу ограниченного жизненного опыта,
у ребенка возникает искаженное суждение
о людях. Грубость, недружелюбие, равнодушие
к нему родителей – самых близких людей
дают основание считать, что чужой человек
способен причинить ему ещё больше неприятностей
и огорчений.
Исходя из вышеизложенного, следует учесть,
что для того, чтобы максимизировать положительное
и свести к минимуму отрицательное влияние
семьи на воспитание ребенка необходимо
помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- Культивировать в семье атмосферу теплоты,
заботы и взаимной поддержки. Счастливые
дети обнаруживают большую зрелость, у
них лучше развит самоконтроль и просоциальное
поведение. - Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении
нежелательного. Подавать детям пример,
поддерживать поведение детей (заботу
о других, помощь, сочувствие). - Предъявлять детям разумные требования
и настаивать на их выполнении. Ясно давать
понять детям, что от них ждут, и быть последовательными. - Избегать неоправданного применения
силы и угроз для контроля над поведением
детей. - Помогать ребенку научиться владеть
собой и развить чувство контроля над
обстоятельствами. - Использовать объяснения и убеждения
для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное
пособие. – СПб.: Речь, 2005. - Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика
и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. - Карабанова О.А. Психология семейных
отношений и основы семейного консультирования:
Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. - Мардахаев Л.В. Социальная педагогика:
Учебник. – М.: Гардарики, 2005. - Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие
для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2002. - Педагогическая психология: учебник
для студентов высших учебных заведений.
Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,
2003. - Столяренко А.М. Психология и педагогика:
учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - Фридман Л.М. Психология детей и подростков:
Справочник доля учителей и воспитателей.
– М.: Изд-во Института Психотерапии,
2003.
9. Психология семейных отношений.
Курс лекций Шнейдер Л.Б.
10. Ребенок и семья. Хрестоматия.
Источник
Семья как главный институт воспитания. Важность семьи как института воспитания в формирования ребенка. Роль семейной микросреды в становлении личности. Типы и стили семейных взаимоотношений. Личностные особенности ребенка. Общение в семейной микросреде.
Подобные документы
Роль семьи в развитии личности. Типы семейных взаимоотношений и стили воспитания, их роль в формировании характера и личностных особенностей детей. Основные ошибки родителей в семейном воспитании и основы формирования гармоничных взаимоотношений.
реферат, добавлен 27.03.2011
Основные функции семьи по отношению к личности ребенка, цели и средства семейного воспитания. Значение воспитательного потенциала, условия формирование личности в семье. Значение семейных традиций в воспитании. Главные линии семейного воспитания.
контрольная работа, добавлен 13.04.2009
Факторы, обеспечивающие особую роль семьи в социализации личности, ее влияние на подрастающее поколение. Необходимость семейного воспитания. Функции семьи и компоненты ее воспитательного потенциала. Стили семейных взаимоотношений в современной психологии.
реферат, добавлен 23.09.2011
Рассмотрение взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка. Семья как источник психического здоровья ребенка. Особенность физического воспитания в семье. Значение и роль семьи в воспитании здорового ребенка.
реферат, добавлен 02.11.2020
Влияние семьи на развитие личности. Эмоционально-психологические основы семейного воспитания, роль матери и отца. Стили родительского поведения, семейных взаимоотношений. Типы семейного воспитания. Сиблинговая позиция как фактор развития личности.
курсовая работа, добавлен 05.04.2016
Выявление роли семьи в воспитании ребенка. Рассмотрение социально-психологических типов личности ребенка, которые соответствуют типу семейного воспитания. Описание психолого-педагогической работы по изучению и коррекции детско-родительских отношений.
курсовая работа, добавлен 29.09.2014
Анализ важности семьи как института воспитания. Определение внутрисемейных социально-психологических факторов, имеющих воспитательное значение. Изучение принципов общения взрослых и детей. Типы семейных взаимоотношений. Становление самооценки ребенка.
реферат, добавлен 01.05.2014
Общий теоретический анализ семейного воспитания в психолого-педагогической литературе. Рассмотрение семьи как социального института формирования личности. Роль родителей в развитии ребенка. Профилактика и коррекция неправильного семейного воспитания.
курсовая работа, добавлен 30.11.2015
Семья как институт воспитания. Необходимость проявления и способы передачи безусловной родительской любви: контакт “глаза в глаза”, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина. Роль стилей семейного воспитания в формировании личности ребенка.
контрольная работа, добавлен 12.02.2010
Семья как социальный институт формирования индивидуальности ребенка. Родительские стили воспитания. Психологические типы личности ребенка, соответствующие определенному типу семейного воспитания. Общение родителей и детей как детерминант их развития.
курсовая работа, добавлен 10.03.2012
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Оценка роли и раскрытие содержания влияния семьи на психологическое развитие личности ребенка. Семейные факторы влияния на развитие ребенка: родительская любовь, авторитет старших. Роль матери и отца в воспитании. Изучение стилей родительского поведения.
Подобные документы
Роль семьи в развитии личности. Типы семейных взаимоотношений и стили воспитания, их роль в формировании характера и личностных особенностей детей. Основные ошибки родителей в семейном воспитании и основы формирования гармоничных взаимоотношений.
реферат, добавлен 27.03.2011
Условия обеспечения эффективности воспитательного воздействия. Формирование у младенца определенного отношения к миру в зависимости от эмоций матери. Роль родителей в воспитании дошкольника и младшего школьника. Проблема отделения молодых людей от семьи.
курсовая работа, добавлен 23.03.2011
Ранний возраст ребенка как период его интенсивного психического развития. Развитие наглядно-образного мышления в предметной деятельности ребенка. Роль речи в психической жизни ребенка и ее возникновение. Развитие произвольности поведения ребенка.
реферат, добавлен 18.03.2009
Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками. Роль общения в психическом развитии ребенка. Возникновение общения у ребенка. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми. Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном детстве.
книга, добавлен 08.01.2012
Влияние семьи на ребенка, развитие личностных качеств, способностей и возможностей. Изучение проблем семьи, выявление и характеристика внутрисемейных психологических факторов, которые имеют большое воспитательное значение. Критерии родительских отношений.
реферат, добавлен 22.04.2019
Значение психологической поддержки родителей для гармоничного развития ребенка. Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери для благоприятного протекания этого периода. Развитие ребенка младенческого возраста.
дипломная работа, добавлен 26.09.2008
Самооценка, ее виды и формирование, роль воспитания в развитии самооценки дошкольников из неполных семей материнского типа. Изменяющаяся природа семьи, неполные семьи: факторы риска и возможности. Воздействие стилей родительского поведения на ребенка.
дипломная работа, добавлен 08.10.2014
Основные функции семьи по отношению к личности ребенка, цели и средства семейного воспитания. Значение воспитательного потенциала, условия формирование личности в семье. Значение семейных традиций в воспитании. Главные линии семейного воспитания.
контрольная работа, добавлен 13.04.2009
Исследование структуры деятельности и анализ определяющей роли педагога в воспитании разносторонне развитой личности. Определение и оценка влияния интегративного и целостного воспитательного процесса на характер формирования личностных качеств ребенка.
курсовая работа, добавлен 07.05.2011
Важность семьи как института воспитания. Положительные и отрицательные воздействия на личность ребенка. Минимизация отрицательного влияния семьи на воспитание ребенка. Типы семейных взаимоотношений, демократический, авторитарный и популистский стили.
реферат, добавлен 09.08.2009
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Сущность и назначение семьи, ее роль в воспитании ребенка. Понятие и социальные функции. Сложности развития личности в онтогенезе. Психологические механизмы социализации в семье. Виды, инструменты и средства семейного воспитания. Стили общения с ребенком.
Подобные документы
Понятие и основные функции семьи. Роль семьи в обществе. Классификация семей по типам. Сущность, значение и принципы семейного воспитания. Стили взаимоотношений между родителями и детьми. Структура семьи и ее количественный состав в Республике Беларусь.
реферат, добавлен 06.09.2010
Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка. Рассмотрение семьи как института первичной социализации ребенка. Изучение основных тактик воспитания в семье и, отвечающих им, типов семейных взаимоотношений. Типология стилей воспитания.
реферат, добавлен 29.08.2020
Роль семьи в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста. Характеристика стилей семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.
курсовая работа, добавлен 11.11.2015
Семья как фактор формирования личности. Ее социальные функции. Роль семейного воспитания в развитии ребенка. Социальные и психолого-педагогические функции общеобразовательной школы в работе с семьей. Основные периоды развития семьи и функции ее членов.
курсовая работа, добавлен 21.01.2012
Влияние типа взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности последнего. Классификация типов и стилей семейного воспитания. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и психического развития ребенка. Значимость семейных установок для ребенка.
контрольная работа, добавлен 22.03.2015
Влияние семьи на становление и развитие личности ребенка. Принцип целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности, систематичности и согласованности в воспитании детей.
реферат, добавлен 10.03.2016
Семья как главный институт воспитания и социализации ребенка, источник формирования личности. Исследование проблем семейного воспитания и его влияния на развитие дошкольника. Воспитательная, хозяйственно-бытовая, социально-контролирующая функции семьи.
статья, добавлен 14.03.2019
Социально-психологический анализ семьи. Изучение влияния семьи как главного фактора последующей социализации ребенка, методы развития его личности. Анализ характера взаимоотношений между родителями и их позицией и эмоциональным состоянием ребенка.
курсовая работа, добавлен 24.11.2010
Роль семьи в формировании личности ребенка. Основные задачи и содержание успешного семейного воспитания. Условия создания благоприятного психологического климата и гармоничных отношений в семье. Смысл родительского авторитета, виды ложных авторитетов.
курсовая работа, добавлен 21.06.2014
Понятие и типы семьи, ее роль в социализации личности ребёнка. Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье, значение авторитета родителей. Требования к организации взаимодействия педагога с учащимися и родителями, формирование сотрудничества.
курсовая работа, добавлен 07.06.2012
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник