Контрольная работа развитие ребенка в игровой деятельности

Контрольная работа развитие ребенка в игровой деятельности thumbnail

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

« Государственный гуманитарно-технологический университет »

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 Контрольная работа

по курсу  « Организация игровой деятельности дошкольников»

на тему:

«Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей:

методики руководства сюжетно-ролевой игрой»

Выполнил слушатель ФППК:

Лухманова Надежда Андреевна

Старший преподаватель:

Лялина Наталья Вячеславовна

Орехово-Зуево

2017

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Н.А.Короткова «Сюжетная игра дошкольников», Москва: изд.«Линка-Пресс», 260 стр., 2016.

2.Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»,  Москва: изд. Линка-Пресс», 2015.

Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и так далее.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую решаются  все образовательные задачи, в том числе и обучение.  

Задача воспитателя – помочь детям в организации игры, развить интерес к разным профессиям. Расширить кругозор ребенка, привить уважение к труду. Не предлагать готовые сюжеты игр, а развивать детское воображение, самостоятельность, пусть дети свободно выражают свои мысли и чувства. В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.

Задачи развития игровой деятельности

 Педагог в каждой возрастной группе решает задачи полноценного развития по пяти образовательным областям и задачи, связанные с поступательным развитием и усложнением самой игровой деятельности воспитанников.

Самые основные первоочередные задачи:

Ранний возраст: приобщение к разным играм: предметным (в т.ч. с составными игрушками и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

2-я младшая группа: обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослыми игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Эти задачи направлены на становление и развитие самодеятельной игры детей, они не сопровождаются дополнительными дидактическими задачами. В самостоятельной игре инициатива идет от детей, действуют они самостоятельно, ставят свои игровые задачи, реализовывают их в собственной деятельности.

Пример: объединение детей разных возрастов очень перспективно, дети играют вместе, старшие организуют диалог, мало ориентируются на возможности ребёнка и в тоже время они не могут сильно “оторваться” от них, что создаёт ЗБР для игровой деятельности +эмоциональное и личностное развитие.

Методика педагогической поддержки игровой деятельности.        Педагоги опираются на 4 известные методики педагогической поддержки игровой деятельности:

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.- метод поэтапного формирования способов игры.

 Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

С.Л.Новосёлова Е.В.Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Е.И Касаткина – метод комплексной поддержки самодеятельных игр.

Метод включает 4 компонента:

  1. Обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
  2. Обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
  3. Создание развивающей предметной среды;
  4. Активизирующее общение взрослых с детьми.

1. Обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем.

С.Л.Новосёлова “Игра-это практическое (т.е. в действии) размышление ребёнка об окружающей его действительности”. Приведу пример: ребёнок играет с разными игрушками: отбери у него игрушки, но игра может продолжиться, так как он играет со своим образом мира. Со своим знанием об этом мире, своим реальным жизненным опытом в самых разных его проявлениях. А можно и наоборот завалить ребёнка игрушками (например “Ферма”, “Морские пираты”), но если он смутно представляет, что с ними можно делать, игры не будет. Так как нет опыта. Поэтому если мы хотим, чтобы дети играли, мы должны задаться вопросом, а с чем они будут играть? (живое знание). Смысл игры в том, что она позволяет действовать практически там, где реальная жизнь недоступна (книги, фильмы, рассказы взрослых и пр.). Непревзойдённой по своему развивающему эффекту остаётся детская художественная литература (чтение книг с продолжением , особенно остросюжетных произведений–особенно в старшем возрасте для самодеятельных игр). Но этого недостаточно, если у ребёнка будут знания, много впечатлений получит, но недостаточно опыта или он беден, то это не даст возможности его знаниям воплотиться в игре. Эту задачу решает второй компонент.

2. Обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);

Общая линия развития игровых умений всем известна:

Младший возраст: становление ролевого (игрового) действия.

Проведение ребёнка через эти этапы. Чтобы каждый раз открывали и усваивали новый, более сложный способ её построения, представляет собой целенаправленное формирование игры, а точнее – игровых способов действий.

Где реализуется

В ходе совместных игр с более старшими детьми или взрослыми (актуально для малышей). Им требуется показ, помощь в согласовании игровых действий).

Игры более старших детей нельзя пустить на “самотёк”, т.к. им нередко требуется помощь в организации игры, усложнении и развитии сюжетов;

Нельзя форсировать события, предлагая новые и новые игры, “дайте детям наиграться”. Этот термин применим не только к дошкольному возрасту. Но и к каждой конкретной игре в отдельности. Каждый ребёнок имеет индивидуальный темп усвоения тех или иных содержаний, проживание событий, овладение умениями в разных играх.

Для реализации игрового опыта нужна игровая предметная среда.

3. Создание развивающей предметной среды;

Основные требования к игровой среде:

Младший возраст. Динамические игрушки, игрушки-орудия (каталки, сачки, палки и т.д.), разнообразные дидактические игрушки, направленные на формирование сенсорных эталонов, обобщённые по образу сюжетных игрушек и разнообразной атрибутики, сомасштабной этой игрушке (фигурки людей, животных, соответствующая мебель, посуда и т.д.). Особое значение имеет введение предметов-заместителей, (бруски, бросовый, а в среднем возрасте поделочный материал (принцип полифункциональности); показать как с ними играть). Игрушка служит побудителем игры, в зоне доступности все игрушки.

4. Активизирующее общение взрослых с детьми.

Тактика: младшим лучше задавать вопросы, помогающие им ставить и решать новые игровые задачи.

Предметно-развивающая среда и поддержка самостоятельной игровой деятельности ( из опыта работы)

  Дети, переступившие порог нашей группы оказались в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации ребенка к дошкольному учреждению, но и его развитие.

  Под развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную творческую деятельность детей всей группы. Так как дети у нас маленькие, мы стараемся создать для них добрую, уютную атмосферу в нашей группе. Мы поделили групповое пространство на зоны для разных видов детской   игровой активности.        

 Наполняемость предметной развивающей среды в группе обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса, соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

  Предметная развивающая среда способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

3) доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;

4) возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности. Обеспечение ребенка материалами и оборудованием в группе не угрожает физическому и психическому здоровью.

В группе созданы зоны для игр в «Семью», « Больницу», «Магазин», «Парикмахерскую», «Строитель». Есть в группе сенсорный, театральный, музыкальный, физкультурный, книжный уголок, уголок художественного творчества и уголок природы.

В сюжетных играх дети находят отражение разнообразных бытовых (семейных) сюжетов и новые впечатления о жизни и труде близких людей (магазин, семья, детский сад, парикмахерская и другие), а также сюжеты, навеянные произведениями литературы. В одной сюжетно – ролевой игре переплетаются разнообразные события (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в Салон красоты, затем в магазин за подарками).
Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. Игровые объединения по (2 – 5 человек) носят порой самостоятельный и постоянный характер. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.
В соответствии с замыслом сюжета я формирую умение детей устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама – папа – сын, продавец – покупатель – кассир, врач – больной – аптекарь и так далее. Активно развиваю ролевой диалог: «Во что будем играть? Что произойдёт?». Учу детей использовать различные предметы – заместители (разнообразные кубики, бруски, коробочки, верёвки и т.д.), осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже пришли из магазина и будем готовить обед», «Чик – чик, это чек», «Один, два – ваша сдача»). Стараюсь стимулировать развитие игрового замысла через проблемную ситуацию (отправились в морское путешествие, а забыли взять еду). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным.
Совершенствование игровых умений (создание замысла, придумывание сюжета, определение содержания игры, распределение ролей и так далее) происходит, конечно же, в совместной игре, когда дети и воспитатель являются партнерами. В совместной игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваются ролями с воспитателем. Взаимодействие в ролевом диалоге учит детей планировать свои ролевые действия, а на более позднем этапе овладения игровыми навыками действовать более свободно, импровизированно.
Я забочусь об обогащении социального опыта детей в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед, слушания художественных произведений и организации других совместных форм совместной деятельности.
Сюжетно-ролевую игру в группе проводим в вечерние часы, обустраиваем вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, тем самым детям предоставляется возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью.
В обстановке совместных игр своим примером я показываю детям, как лучше распределить роли, договориться друг с другом, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, я побуждаю детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т.п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции.

 Вначале приходилось ведущие роли в играх брать на себя, потому что дети были слишком малы, и у них не было жизненного опыта. Учась исполнять свои роли, подражая взрослому, дети не только осмысливают и уточняют свои знания о труде взрослых, но и усваивают нормы общественного поведения. Сейчас дети сами придумывают сюжеты игр и выбирают, с кем они желают играть.

Таким образом, будет ли игра у дошкольника ведущим видом деятельности, зависит и от нас, педагогов. А для этого нужно совершенствовать своё педагогическое мастерства, уметь организовать и обогатить игровую деятельность ребёнка, выделить время и место для игры в течение дня, вовлечь дошкольника в игру и достичь её уровня в соответствии с возрастом ребёнка.

Источник

ГБОУ СПО АО

“Котласский педагогический колледж”

Контрольная работа

по теоритической и методической основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

преподаватель

Шабалина Е.Ю.

Федорова Валентина Владимировна

Группа 39-Д

Домашний адрес:

Г.Вельск, ул.Чехова, д,1кв.5

Котлас

2015

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь активно в ней участвовать, что конечно ему еще недоступно. Кроме того не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Противоречия между стремлением все сделать самостоятельно и реальными возможностями побуждают ребенка реализовывать свои интересы в сюжетно-ролевой игре. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Дети отражают в игре предметную трудовую деятельность взрослых (приготовление пищи, ремонт квартиры). И так в процессе сюжетно-ролевой игры у дошкольников развивается способность к созданию и реализации замысла , который будучи на первых порах спонтанным , со временем возникает как сознательно задуманная тема , реализуя которую дети не просто механически копируют действия взрослых, а воспроизводят чувства ,переживания, воодушевляют их личностным смыслом.

    Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и предметных действий к свободе от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом освобождении и состоит значение игры для психического развития детей. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно игра является основой творческого развития ребёнка.

    .

    Сюжетно-ролевая игра действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетно–ролевой игре, как правило, несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д.

    Сюжетноролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

    Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

    Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

    Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

    Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

    В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто».

    Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

    Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

      В современной педагогике сюжетно-ролевая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности, трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Характер и содержание игры социальны по своей природе и детерминированы конкретными культурными и социально-экономическими условиями жизни ребенка.

      Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трех-четырех лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни. После трех лет, как отмечал Л.С. Выготский, в развитии ребенка наблюдаются «противоречивые тенденции: с одной стороны, у него появляется целый ряд нереализуемых немедленно потребностей, желаний, невыполнимых сейчас и тем не менее не устраняющихся как желания; с другой стороны, у него сохраняется почти полностью тенденция к немедленной реализации желаний. Отсюда и возникает игра, которая с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Воображение и есть то новообразование, которое отсутствует в сознании ребенка раннего возраста».

      Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли. Выполняя взятую на себя роль, ребенок стремится подражать тем взрослым, старшим или сверстникам, образы которых сохранились в его опыте. Однако ребенок подражает не полностью, так как он не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Связано это со сложностью современного общественного производства и общественных отношений, а также уровнем знаний и умений ребенка, его жизненным опытом, умением ориентироваться в знакомых и новых ситуациях. Поэтому в т сюжетно -ролевой игре он выполняет символические действия («как будто бы»), реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (палка — «лошадка», песочница — «пароход», стул — «ракета» и т. д.).

      Выполняя взятую на себя роль, дошкольник многократно возвращается к тому первообразу, каким является для него окружающий мир, осваивается в нем, познает его, «врастает» в него постепенно, без принуждений, добровольно. Произвольность действий детей является характерной особенностью сюжетно-ролевых творческих игр.

      В процессе игры ребенок как бы выходит из подчинения взрослого и действует самостоятельно, свободно проявляя свои чувства, желания. Воображение, фантазия помогают ребенку восполнить пробелы в знаниях об окружающем и замещать необходимые для игры предметы. Творческая ролевая игра в данном случае своеобразный мостик, дающий возможность ребенку переходить от действительности в область фантазии и, наоборот, при всём этом каждый раз отталкиваясь от реальной жизни. Мотивом, побуждающим ребенка к игровой деятельности, является внутренняя потребность ребенка в активном участии в жизни взрослых.

      На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Однако не всякое ознакомление с окружающим побуждает ребенка к игре. Например, наблюдения за растениями, явлениями природы, животными, транспортом, машинами развивают у детей представление об окружающем, но существенно не влияют на развитие игры. Ролевая игра возникает и развивается прежде всего в том случае, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения (выращивание человеком растений, забота о других людях, управление транспортом, использование машин и т. п.).

        Важную роль для правильной организации сюжетно-ролевых игр и руководства ими играет осознание воспитателями сущности детской творческой игры и ее педагогической ценности. Четкое определение позиций при рассмотрении данных вопросов дает нам возможность наметить наиболее оптимальные способы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.

        Цель работы – дать характеристику сюжетно – ролевой игры и показать особенности руководства ею со стороны взрослого.

        Игра – одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир.

        Осуществляя индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе игровой деятельности, педагог постоянно должен создавать и опираться на общественное мнение группы детей. В творческой игре каждая роль раскрывает определенные правила общественного поведения. Игровые цели достигаются только в совместной коллективной деятельности. Выполняемая каждым роль имеет смысл при условии, если соответственно выполняют свою роль все участники Игры. Эта роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность и верность долгу, выдержку и терпение, мужество и великодушие. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах. Выражение общественного мнения группой детей, влекущее за собой иногда и исключение из игры, заставляет ребенка переосмысливать и изменять свое отношение к коллективу, создает у детей опыт ответственности за общее дело, сплачивает детский коллектив.

          Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми..

          В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности. Широкое использование в игре предметов-заменителей в дальнейшем позволяет ребенку овладеть другими типами замещения, в частности, подготовиться к пониманию смысла моделей, схем, символов и знаков в процессе школьного обучения.

          Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, сосредоточенности, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.

          Расцвет ролевой игры начинается с четырехлетнего возраста, своего наивысшего развития она достигает в средине дошкольного возраста (5–6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после 7 лет.

          Обсуждение с детьми различных ситуаций, возникающих в игре, характера общения между ее участниками выносить за рамки самой игры, чтобы не разрушать ее замысел. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представления. чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:

          • Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяют конкретной воспитательной задачей.

          • Педагогическая разработка плана игры, наметка ее сюжета, определение игровых ролей и наполнения их конкретным содержанием.

          • Ознакомление детей с планом игры и ее доработка.

          • Создание воображаемой ситуации.

          • Распределение ролей (стремиться удовлетворить игровые потребности детей, применить очередность разыгрывания ролей).

          • Начало игры.

          • Сохранение игровой ситуации.

          • Завершение игры.

          Во всех случаях необходимо о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра. Для повышения воспитательной эффективности сюжетно-ролевых игр необходимо провести предварительную работу: чтение литературы, беседы.

          Таким образом, планирование также определяет цели игры, разработку игровых действий, составление списка оборудования предметно – игровой среды эффективность данного внедрения зависит от того, как воспитатель обеспечит реализацию интересов детей в разных видах игры, в совместных и индивидуальных формах, развивать самостоятельность инициативу в выборе игры, активность при создании и реализации игровых замыслов.

           При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

          • развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

          • использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

          Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

            Сюжетно – ролевая игра, которую я провела, называется «Покатаем кукол на машине». Целями данной игры являются: научить детей объединяться для самостоятельных игр; продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир). Для её проведения мне понадобились следующие материалы и оборудование:

            • набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичики) ;

            • рули (2 шт., в данном случае я использовала игрушки-заместители: кольцо от пирамиды;

            • куклы;

            • в строительном уголке заранее была построена машина;

            Чтобы организовать сюжетно-ролевую игру, потребовалось провести предварительную работу с детьми. Это прогулки, на которых мы наблюдали за машинами. В ходе наблюдений внимание детей обращалось на разнообразие машин, на то, что перевозят машины, и т. д. После прогулки в беседе с детьми задавались им следующие вопросы на закрепление: Какие машины они видели на улице? Что везли машины? Как называется профессия человека, который управляет машиной? Так же предварительная работа заключалась в сооружении машины из мелкого строительного материала на занятиях по конструированию.

            Для игры я выбрала простой сюжет с четырьмя персонажами и элементами-действиями – «шофер» управляет машиной и везет «пассажиров», в роли которых выступают мамы со своими дочками.

            Игра – это путь познания окружающего мира, отражение ребенком мира взрослых. В сюжетно-ролевой игре дети играют роль взрослого. В данном случае мальчики были шоферами, а девочки в роли мам со своими дочками были пассажирами. И те и другие передают в игре не только отдельные действия: действия шофера и действия пассажира, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии», например, девочки, держа своих кукол, явно подражают мамам, а мальчики, держа руль и управляя машиной, подражают папам. Вопросом «Илюша, ты хочешь быть шофёром? » и утвердительным предложением «Максим, ты тоже будешь шофёром» я дала им четкую установку на выполнение ими в игре роли шофёра.

            Во время игры дети выполняют несколько связанных между собой игровых действий: Илюша катает куклу. Я подсказываю: «Посмотри, Илюша, к тебе пришли еще мамы. Они тоже хотят покатать своих дочек», постепенно фиксирую внимание девочек на сходство их действий с действиями взрослых. Так я формирую у детей начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли: куклы и рули.

            В сюжетно-ролевую игру «Покатаем кукол на машине» я включила элемент интеграции: игра с куклой, игра с машиной и игра со строительным материалом.

            Кукла занимает особенно важное место среди всех игрушек. Ребенок берет в руки куклу и при этом сам «взрослеет»: действия выполняет серьезно, солидно, обстоятельно. Это, в свою очередь, обучает и его самого. Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют воспитанию у детей добрых чувств (нежности, доброты, жалости, сочувствия, ласки) .

            Новым сюжетом в данной сюжетно-ролевой игре является сооружение второй машины из строительного материала. Дети применяют здесь выработанные навыки конструирования машины. Чтобы не затягивать время мы строили машину совместно.

            Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника. В этой игре я сама встаю на позицию ребёнка и участвую в игровой деятельности на равных с участниками игры. Я думаю, что это сблизило меня как воспитателя с детьми, и позволило мне реализовать поставленные задачи.

            Чтобы обогатить содержание детской игры, вызвать у детей интерес к ней, желание играть, я использовала следующие приёмы: непосредственное участие воспитателя в игре, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования, пение песенки про шофера.

            В целом, психологический климат сюжетно-ролевой игры положительный. Дети были активны, эмоциональны.

            Я думаю, что с поставленными целями и задачами и дети и я как воспитатель справилась.

            Дошкольное детство -период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя он учиться общаться со сверстниками.

            В процессе игры дети познают себя окружающий мир у них формируется основные понятия человеческих взаимоотношений. Грамотное использование сюжетно -ролевых игр . именно в младшем школьном возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы.

            Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности то что не сложилось в детские годы уже не восполнить взрослому человеку.

            Сюжетно-ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирование гармонически развитой активной личности способной находить выход из критического положения принимать решения проявлять инициативу т.е. приобретают те качества которые необходимы в будущей жизни.

            1. Виноградова Т. А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников .

            2. Короткова Н.А. Сюжетная игра с детьми раннего возраста. 2006.№6

            3. Бондаренко А.К Дидактические игры в детском саду. 1990 г.

            4. Михайленко Н. Я. Организация сюжетно -ролевой игры в детском саду. 1997 г.

            5. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. 2004.г

            Источник