Контрольная работа развитие ребенка и наследственность
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Роль наследственности и среды в развитии ребенка…………………………4
Заключение………………………………………………………………………9
Введение……………………………………………………………………….11
2. Половое созревание детей и подростков…………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………20
1. Введение
Наследственность… что мы понимаем под этим словом? Конечно же, когда речь идёт о маленьком человеке, в голове, как правило, возникают два варианта: внешность и черты личности, которые достались ей от родителей. Но что, если эта наследственность не всегда благоприятна? Кому-то достаётся красота или большая физическая сила, а кому-то – мутации или серьёзное отставание в развитии от своих сверстников. Так или иначе, степень важности роли наследственности не всегда бывает высокой. Почему? Потому что порою у организма человека появляются признаки или заболевания, коих вообще не было в конкретно взятой семье. А заглянуть в своё семейное древо глубже и выяснить досконально причину появления тех или иных признаков могут не все.
Но на развитие ребёнка накладывает отпечаток не только наследственность. Бывает и так, что это развитие зависит в большей степени от окружающей среды, в которой растёт маленький человек. И факторы этой среды накладывают отпечаток и на дальнейшую жизнь человека в целом. Особенно это актуально сейчас, когда условия нынешней жизни не столь благоприятны, как было ещё, скажем, лет двадцать назад. К тому же, они постоянно изменяются и от того, насколько высока приспособляемость того или иного организма, может зависеть его благополучие в целом.
Поэтому цель нашей работы – выяснить, являются ли наследственные факторы исходным условием развития человека и как именно они связаны с окружающей средой, в которой этот человек растёт. Для этого обратимся к генетике, основным закономерностям человеческого развития, а также проследим взаимосвязь, существующую между физическим и психическим развитием у детей.
2. Роль наследственности и среды в развитии ребенка
«Наследственность – свойство живого организма хранить генетическую информацию и передавать ее от одного поколения к другому. Явление наследственности лежит в основе воспроизведения форм жизни по поколениям, что принципиально отличает живое от неживого. Наследственным аппаратом любой клетки являются молекулы ДНК. Они образуют в ядре клетки специфические структуры – хромосомы. Их число и форма строго постоянны для каждого вида животных и растительных организмов. Каждая пара хромосом специфична и имеет свой порядковый номер. ДНК хромосом содержит в закодированном виде всю наследственную информацию (программу развития будущего организма). Участок молекулы ДНК, в котором закодирована программа развития того или иного признака называется геном. Каждая молекула ДНК содержит сотни генов, их совокупность называется генотипом» [5].
Знание законов наследственности позволяет понять механизмы передачи наследственной информации от родителей детям, закономерности формирования наследственно обусловленных признаков
и роль генов в процессах жизнедеятельности организма. Уменьшение генетического груза наследственных аномалий будет способствовать сохранению наследственной природы человека.
«Различают хромосомную и внехромосомную наследственность. Хромосомная наследственность связана с распределением носителей наследственности (генов) в хромосомах. Передача признаков потомству прослеживается при наследовании таких наследственных признаков, которые в потомстве расщепляются по моногенному типу наследования в соответствии с законами Менделя. Законы Менделя являются эмпирическими правилами наследования, и они устанавливают численные соотношения отдельных признаков и их сочетаний, которые проявляются в гибридном потомстве при половом размножении» [7].
Внехромосомная наследственность заключается в наследовании признаков, которые контролируются факторами, локализованными
в митохондриях. Наследственная информация распределяется между дочерними клетками случайно, поэтому четкого менделевского
расщепления в этих случаях не наблюдается. Все системы внехромосомной наследственности взаимодействуют с хромосомными генами или их продуктами…
6. Заключение
Таким образом, половое созревание как у детей, так и у подростков можно смело назвать совокупностью физических и психологических изменений, самым прямым образом влияющих на становление личности и её сексуальность в будущем. Причём под последним термином подразумевается не только секс как таковой, а, скорее, осознание себя настоящим мужчиной или настоящей женщиной. Умение принимать изменения в своём теле и психике во многом будет зависеть у ребёнка от того, насколько правильно на эти изменения будет реагировать старшее поколение в его семье. Неправильное психосексуальное развитие может исказить восприятие человеком самого себя, и тем самым осложнить его отношения в будущем с представителями противоположного пола.
Важно помнить и о том, что половое развитие происходит гораздо раньше, чем социальное. Подростки чаще всего способны на бесконтрольные поступки, от которых в этом возрасте взрослым всегда было принято их удерживать. Однако делать это тоже надо с умом, учитывая значительную часть особенностей психики на том или ином этапе полового созревания. Грамотное просвещение в данной сфере, умение отвечать на зачастую простые и бесхитростные детские вопросы – залог не только взаимопонимания между старшим и младшим поколением. Это – ещё и залог гармоничного психофизического развития личности, которая должна достойно и без излишних стрессов выдержать данный этап, найдя поддержку у взрослых.
Список литературы
1. Каменская В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.
2. Куренина М.М. Анатомия человека: учебное пособие для вузов / М.М. Куренина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014. – 383 с.
3. Назарова Е.Н. Возрастная анатомия и физиология: Учеб. пос. для студ. Педвузов / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: ИЦ «Академия», 2008. – 272 с.
4. Столяренко, А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463 с.
5. Studme.org. Анатомия и возрастная физиология:
1625070726873/meditsina/vliyanie_nasledstvennosti_sre y_razvitie
6. Biosocium.ru. Роль наследственности и среды в развитии человека:
users/wild_katze/post257098704/
7. Конспектов.нет. Влияние наследственности и среды
на рост и развитие детского организма:
koi_books/sedokova/2.7.htm
8. Конспектов.нет. Рост и развитие человека. Акселерация. Роль наследственности и среды в развитии человека:
question/5970297203195904
9. УИзиды. Половое созревание мальчиков и девочек по периодам жизни:
razvitie-i-vospitanie-rebenka/item/48-polovoe-sozreva ie-malchikov-i-devochek-po-periodam-zhizni
10. Медицинская энциклопедия. Половое созревание (раннее и позднее):
15/polovoe-sozrevanie.shtml
Источник
Проверочная тестовая работа
по теме: Основы учения о наследственности и изменчивости
9 класс
Вариант I
Задание 1.
1. Способность организмов приобретать новые признаки в процессе жизнедеятельности называется:
а) генетика б) изменчивость в) селекция г) наследственность
2. Соматические клетки у большинства животных, высших растений и человека являются
а) Полиплоидными б) Диплоидными в) Гаплоидными г) Тетраплоидными
3. Набор хромосом в соматических клетках человека равен:
а) 48 б) 46 в) 44 г) 23
4. Особи, в потомстве которых НЕ обнаруживается расщепление признака, называются:
а) гибридными б) гомозиготными в) гетерозиготными г) гемизиготными
5. Признак, которыйпроявляется в гибридном поколении называется:
а) доминантный б) рецессивный в) гибридный г) мутантный
6. Фенотип – это совокупность:
а) Рецессивных генов б) Доминантных генов
в) Проявившихся внешне признаков г) Генотипов одного вида
7. Ген:
а) Единица наследственной информации б) Участок молекулы И-РНК
в) Участок ДНК г) Содержит определенный набор нуклеотидов
8. Гибриды 1-го поколения при моногибридном скрещивании гомозиготных особей
а) Единообразны
б) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:3:1
в) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:1
г) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:2:1
9. Дигибридное скрещивание:
а) это скрещивание по двум парам аллельных генов
б) принципиально отличается от моногибридного скрещивания
в) позволило выявить рекомбинацию признаков
г) лежит в основе третьего закона Менделя
10. При скрещивании особей с генотипами аа и Аа наблюдается расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении
а) 1:1 б) 3:1 в) 9:3:3:1 г) 1:2:1
11. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие окраску
цветков гороха, называют
а) сцепленными б) рецессивными в) доминантными г) аллельными
12. Особь с генотипом ААВв дает гаметы:
а) АВ, Ав, аВ, ав б) АВ, Ав в) Ав, аВ г) Аа, Вв, АА, ВВ
13. В ядре яйцеклетки человека содержится 23 хромосомы, а в ядре мужской клетки:
а) 24 б) 23 в) 46 г) 32
14. Хромосомный набор половых клеток женщин содержит:
а) две ХХ – хромосомы б) 22 аутосомы и одну Х – хромосому
в) 44 аутосомы и одну Х – хромосому г) 44 аутосомы и две Х – хромосомы
15. Изменчивость, которая не затрагивает гены организма и не изменяет наследственный
материал, называется…
а) Генотипической изменчивостью б) Комбинативной изменчивостью
в) Мутационной изменчивостью г) Фенотипической изменчивостью
16. Выпадение четырех нуклеотидов в ДНК – это:
а) генная мутация; б) хромосомная мутация; в) геномная мутация.
Задание 2.
Выберите три верных ответа из шести.
1. Соматические мутации:
а) Проявляются у организмов, у которых возникли; б) По наследству не передаются;
в) Проявляются у потомства; г) Возникают в клетках тела;
д) Могут передаваться по наследству; е) Возникают в гаметах .
2. Установите соответствие:
Между видами изменчивости и их характеристикой.
Характеристика: Вид изменчивости:
Носит групповой характер. А) модификационная
Носит индивидуальный характер. Б) мутационная
Наследуется.
Не наследуется.
Обусловлена нормой реакции организма.
Неадекватна изменениям условий среды.
Проверочная тестовая работа
по теме: Основы учения о наследственности и изменчивости
9 класс
Вариант 2
Задание 1
1. Наука, изучающая наследственность и изменчивость:
а) цитология б) селекция в) генетика г) эмбриология
2. Способность организмов передавать свои признаки и гены от родителей к потомкам
называется:
а) генетика б) изменчивость в) селекция г) наследственность
3. Половые клетки у большинства животных, человека являются
а) Полиплоидными б) Диплоидными в) Гаплоидными г) Тетраплоидными
4. Единица наследственной информации – это:
а) Генотип б) Фенотип в) Ген г) Белок
5. Генотип:
а) Совокупность всех генов особи б) Совокупность всех признаков организмов
в) Всегда полностью совпадает с фенотипом г) Определяет пределы нормы реакции организма
6. Муж и жена имеют ямочки на щеках, а их дети нет. Доминантный или рецессивный признак наличия ямочек на щеках:
а) доминантный б) рецессивный в) сцепленный с полом г) сцепленный
7. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление признака называются:
а) гибридными б) гомозиготными; в) гетерозиготными г) гемизиготными
8. Признак, который НЕ проявляется в гибридном поколении называют:
а) доминантный б) рецессивный в) промежуточный г) мутантным
9. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании двух гетерозиготных по данному признаку родителей?
а) 75% б) 50% в) 25% г) 0%
10. При скрещивании особей с генотипами Аа и Аа (при условии полного доминирования)
наблюдается расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении
а) 1:1 б) 3:1 в) 9:3:3:1 г) 1:2:1
11. Третий закон Менделя:
а) Описывает моногибридное скрещивание
б) Это закон независимого наследования признаков
в) Утверждает, что каждая пара признаков наследуется независимо от других
г) Утверждает, что при дигибридном скрещивании в F2 наблюдается расщепление по генотипу 9:3:3:1
12. Особь с генотипом АаВв дает гаметы:
а) АВ, Ав, аВ, ав б) АВ, ав в) Ав, аВ г) Аа, Вв, АА, ВВ
13. Хромосомный набор половых клеток мужчин содержит:
а) Одну Х – хромосому и одну У – хромосому б) 22 аутосомы и одну Х или У хромосому
в) 44 аутосомы и ХУ – хромосомы г) 44 аутосомы, одну Х или У – хромосомы
14. Мутации могут быть обусловлены
а) новым сочетанием хромосом в результате слияния гамет
б) перекрестом хромосом в ходе мейоза
в) новыми сочетаниями генов в результате оплодотворения
г) изменениями генов и хромосом
15. Кроссинговер – это механизм…
а) Комбинативной изменчивости б) Мутационной изменчивости
в) Фенотипической изменчивости г) Модификационной изменчивости
16. Ненаследственную изменчивость называют:
а) неопределенной; б) определенной; в) генотипической.
.
Задание 2.
Выберите три верных ответа из шести. 1. Мутациями являются:
а) позеленение клубней картофеля на свету б) брахидактилия
в) синдром Дауна г) искревление ствола сосны, растущей в трещине скалы
д) превращение головастика в лягушку е) возникновение белых глаз у дрозофилы
2. Установите соответствие:
Между видами мутаций и их характеристиками.
Характеристика:
Число хромосом увеличилось на 1-2. А – генные
Один нуклеотид ДНК заменяется на другой Б – хромосомные
Участок одной хромосомы перенесен на другую В – геномные
Произошло выпадение участка хромосомы.
Участок хромосомы повернут на 180°.
Произошло кратное увеличение числа хромосом.
Ответы к контрольной работе по теме
«Законы наследственности и изменчивости».
1 вариант 2 вариант
Часть АЧасть А
1 – б 1 – в
2 – б 2 – г
3 – б 3 – в
4 – б 4 – в
5 – а 5 – а
6 – в 6 – б
7 – в 7 – в
8 – а 8 – б
9 – а 9 – в
10 – а 10 – б
11 – г 11 – б
12 – б 12 – а
13 – б 13 – б
14 – б 14 – г
15 – г 15 – а
16 – б 16 – б
Часть ВЧасть В
абг 1. бве
А – 2 2. А – 2
Б – 236 Б – 345
В – 16
Источник
ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Наследственностью принято называть передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.
Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность “записать” определенную информацию.
Каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.
Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.
Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. По этой причине очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, должна быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).
С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:
1. Наследование интеллектуальных качеств.
Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки – потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются исходя из обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт какой-либо деятельности человека). Педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.
2. Наследование специальных качеств.
Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, в случае если человеку предоставляются необходимые условия.
3. Наследование моральных качеств.
Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного – “чистый лист”). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.
Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, – это является доказательством неизменности человеческой природы. Вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.
При этом развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды исходя из их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.
Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы:
– неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.);
– органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами);
– социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).
К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.
При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана и Аллена. Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.
Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.
Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.
Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.
Большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета, как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению. Только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста.
Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует – есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.
Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних – значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.
Развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.
Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем довольно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, он угаснет, не успев реализоваться. Ярким примером этого утверждения являются многочисленные случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное: овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека. Это и есть свидетельство того, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, только через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.
Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как «генотип» и «фенотип».
Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах, это генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей.
Фенотип — совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется в течение всей жизни организма и зависит от генотипа и среды. Одинаковые генотипы (у однояйцевых близнецов), оказавшись в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом всех факторов воздействия фенотип человека можно представить состоящим из нескольких элементов. К ним относятся: биологические задатки, кодируемые в генах; среда (социальная и природная); деятельность индивида; ум (сознание, мышление).
Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.
Источник