Контрольная работа развитие ребенка дошкольного возраста

Контрольная работа развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

Контрольная работа

Исполнитель: Шакирова Любовь Сергеевна

Тема. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.Сформулируйте 3-4 задания–вопросы для развития мышления дошкольников в различных формах жизнедеятельности и конкретизируйте их психологические возможности.

Рисование : почему на рисунке существует граница между небои и землей? Существует ли она на самом деле? Нарисуй небо, так как ты привык его видеть(формирование навыков выстраивания рассуждения, причинно-следственных связей, поиска путей решения нестандартных задач)

Игра: узнай человека с закрытыми глазами (на ощупь) (формирование и выделение признаков, которые обычно видимы: абстрагирование, анализ)

Обучение: Найди лишнее слово/ картинку (развитие мыслительных операций: анализ, синтез и абстрагирование)

Назови одним словом (развитие мыслительной операции Обобщение и классификация)

2. Сформулировать психологические особенности общения дошкольников со взрослыми и со сверстниками. (не менее 6 развернутых характеристик)

малыш инициативен по отношению к взрослому – стремится привлечь его внимание к своим действиям, обращается за помощью и оценкой своих действий;

– настойчиво требует от взрослого соучастия в своих делах;

– чувствителен к отношению взрослого, к его оценке, умеет перестраивать свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различает похвалу и порицание;

– охотно подражает взрослому, выполняет его просьбы и инструкции; своевременно овладевает активной речью, пользуется ею в целях общения.

Овладение речью  является  важнейшим событием в этом возрасте. Это происходит в общении со взрослым путем называния предметов и указания действий. Позже речь приобретает функцию основного психического инструмента. Она становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением и т.д.

В раннем возрасте формируются  навыки самообслуживания: малыш сам одевается,  пользуется ложкой и вилкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет руки и т.д.

Интерес к предметам и действиям с ними приводит к возникновению процессуальной игры: малышу важен сам процесс, например, кормление куклы или катание мишки на машинке К концу этого периода в игре ребенка появляются элементы творчества, воображаемая ситуация выходит на первый план по отношению к наглядной и складывается самостоятельная сюжетная игра, которая имеет важное значение в развитии и становится ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

  • Итак, на третьем году жизни ребенок испытывает особую потребность в общении со сверстником, которая удовлетворяется в эмоционально окрашенной игре. Но и к концу раннего возраста общение детей друг с другом пока еще уступает по притягательности общению со взрослыми и предметной деятельности.-

  • В группе детского сада существует относительно длительные привязанности между детьми. Прослеживается существование относительно устойчивого положения дошкольника в группе (по данным Т.А. Репиной, к подготовительным группам сохранилось неблагоприятное положение у 1/3 детей).

  • -Проявляется определенная степень ситуативности в отношениях дошкольников. Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников.

  • – К концу дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает (под сопереживаниями имеется в виду одинаковое отношение, сходная оценка происходящего, созвучие чувств, вызванное общностью мнений). Исследования Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому. В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.

  • В сфере общения со сверстниками М.И. Лисина выделяет три основные категории средств общения: у младших детей (2-3 года) ведущее положение занимают выразительные и практические операции. Начиная с 3 лет, речь выступает на первый план и занимает ведущее положение.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в культурно исторической теории выготского

3. Дополнить содержание таблицы по характеристике развития игровой деятельности дошкольников из предложенных

А.

Г. Переходит к игровым действиям, отражающим социальные функции. Проигрывает действия, передающие характерные отношения между людьми

Ребенок

3-4 лет

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Характер игровых действий

Отдельные игровые действия носят условный характер. Предметное действие с игрушками или предметами заместителями ребенок производит в игре, подражая действиям взрослого

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий; ребенок самостоятельно удерживает воображаемую ситуацию. Способен выделить правило, по которому нужно действовать

Цепочка игровых действий объединена сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых. Согласует свои действия со взятой на себя ролью, ролевые действия разнообразны, ролевая речь ребенка достаточно четкая.

Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Проигрывает действия с предметами, игровые действия и их внешняя последовательность соответствует реальной действительности

Выполнение роли

Роль осуществляется фактически, но не называется

Роль называется, ребенок старается выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной им роли – ребенок требует развертывания сюжета, может наладить отношения с 1-2 партнерами

Роль называется, ребенок старается выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной им роли –ребенок по ходу игры меняет роль, если это требует развертывание сюжета

Роли распределяются до начала игры. Придерживаются своей роли на протяжении всей игры. Четко выделяет роли. По ходу игры может выполнить и другие роли, если этого требует развитие сюжета, а играющих мало, затем снова может вернуться к своей основной роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

Сюжет – цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый. Игра однообразна, как правило, повторы одних и тех же операций

Цепочка игровых действий объединена сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.

Переходит к игровым действиям, отражающим социальные функции. Проигрывает действия, передающие характерные отношения между людьми

Сюжет держится на воображаемой ситуации; действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми. Правила которым ребенок жестко следует, определены в соответствии с реальной жизнью

4. Сформулируйте психологические условия для социального развития ребенка (3-4 года и 6-7 лет) в различных формах жизнедеятельности. Обоснуйте свой выбор.

Умение ребенка установить контакт с партнером

Характер игровых действий(какие навыки ребенок приобретает)

Выбранный сюжет (примеряемая или навязанная социальная роль)

Коммуникативность

Творческая деятельность (рисование, пение, конструирование и др.)

Отношение ребенка к окружающей действительности

Читайте также:  Роль общения взрослого с ребенком в его развитии

Готовность ребенка к освоению различных видов деятельности, самовыражению

Уровень развития навыков творческой деятельности,

Самооценка

Привычки

Познавательная деятельность (занятия с ребенком)

Педагогическое мастерство воспитателей, родителей

Имеющийся опыт познания окружающего мира

Педагогическое мастерство воспитателей, родителей

Уровень развития познавательной активности, готовность родителей и учителей отвечать на вопросы, интерсующие ребенка

Общение (непосредственное, ежедневное)

Характер отношений в семье (ребенок переносит видимую им модель, это влияет на уровень доверия, заинтересованности и т.д.)

Характер отношений в семье (ребенок переносит видимую им модель, это влияет на уровень доверия, заинтересованности и т.д.)

Самооценка

Отношение к окружающим

5. Дать характеристику по годам различным видам продуктивной деятельности дошкольников (данные занести в табл.)

Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и т.д. в каждой группе предметы имеют и общие и различные признаки.

Конструирование из бумаги

Работа с природными материалами

Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, чтобы увидеть в естественном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой

С использованием пластиковых и металлических конструкторов для подготовки к школе

на этом этапе ребенок учится читать рисунок-схему, запоминает названия новых для себя деталей таких как: винт, гайка, гаечный ключ 

конструирование в рамках сложной сюжетной линии игры

лепка

Формирование и развитие навыков создания фигур и объектов по образцу/ совместно со взрослым из мягкого материала

Песок/пластилин

Освоение сенсорных эталонов: длины, ширины, высоты и др.

Развитие мелкой моторики тематическая работа

Создание картин и композиций, работа с различными материалами:

Глина, песок, пластилин, пластика и др

Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Чем больше он задаёт вопросов, тем больше «получает» руками ответов

Возможна как самостоятельное занятие. Создание композиции, работа с сюжетом, иллюстрирование прочитанного и т.д.

Работа с трафаретами, вылепливание букв и цифр для освоения грамоты.

изобразительная

Изображают простые предметы и явления действительности (идет дождь)

Замысел неустойчив, меняется в процессе рисования.

Освоение основных способов деятельности под руководством взрослого

Замысел неустойчив, меняется в процессе рисования.

Закрашивают рисунки кистью, карандашом. Наносят штрихи и мазки по всей форме, не выходя за контур. Проводят широкие и узкие линии. Изображают круглую, овальную, треугольную, прямоугольную форму

Замысел создают до начала рисования, формулируя его в речи. В соответствии с ним выбирают формат и цвет бумаги, изобразительные и выразительные средства.

Смешивают краски. объекты приобретают сходство с реальными

Замыслы устойчивы и разнообразны

Смешивают краски. Совершенствуются разнообразные способы рисования предметов и явлений окружающей действительности, на основе чего изображенные объекты приобретают сходство с реальными

музыкальная

Освоение и развитие навыков восприятия и исполнительства

детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Читайте также:  Все буде добре развитие ребенка

музыкально-образовательная деятельность, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных пилах исполнительства.

Источник

Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства. Кризис трех лет. Дошкольный возраст: развитие мышления, речи, внимания, памяти и воображения ребенка. Виды деятельности, характерные для данного возраста. Эмоционально-волевая сфера дошкольника.

Подобные документы

  • Развитие познавательной сферы личности ребенка в период раннего детства. Перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Характерные особенности мышления ребенка. Развитие самостоятельности, кризис трех лет и эмоциональная сфера ребенка.

    контрольная работа, добавлен 26.05.2009

  • Особенности и характеристика развития мышления. Образное мышление и взаимосвязь форм мышления ребенка. Осмысление речи и развитие внимания в дошкольном возрасте. Развитие памяти и воображения, умственная не зрелость. Область познания ребёнка-дошкольника.

    курсовая работа, добавлен 25.03.2009

  • Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоции и воспитательный процесс. Развитие эмоций в деятельности. Значение эмоций. Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка.

    курсовая работа, добавлен 03.04.2007

  • Эмоциональное восприятие ребенка раннего возраста. Развитие психических функций. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка. Желания ребенка. Общение ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эмоциональные реакции. Переходный период – кризис 3-х лет.

    курсовая работа, добавлен 21.07.2008

  • Особенности психологического развития ребенка раннего возраста. Проблема “нельзя и надо” в воспитании ребенка. Мышление и его развитие у детей раннего возраста. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами.

    курсовая работа, добавлен 16.01.2012

  • Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С. Мухиной. Влияние взрослого на “Я-концепцию” дошкольника.

    курсовая работа, добавлен 07.05.2011

  • Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста: мышления, памяти, внимания, воображения и восприятия, их мозговые механизмы. Экспериментальное исследование возрастных различий в нейрокогнитивных функциях детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа, добавлен 10.01.2015

  • Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Сущность страхов в дошкольном детстве. Семейное воспитание детей дошкольного возраста. Роль семейного воспитания в формировании страхов детей дошкольного возраста как важная задача общей психологии.

    курсовая работа, добавлен 20.07.2012

  • Особенности физического и психического развития детей раннего возраста: непроизвольность и ситуативность поведения, сенсорное восприятие окружающего. Развитие воображения, внимания памяти, мышления. Формирование обобщений в предметных действиях ребенка.

    контрольная работа, добавлен 08.09.2011

  • Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Потребность общения детей друг с другом. Развитие у детей обобщений — мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Использование мышления у ребенка от 1 года.

    курсовая работа, добавлен 30.05.2015

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник