Контрольная право ребенка на развитие
Тест – опросник «Права ребенка»
- Кто несет основную ответственность за ребенка:
а) семья б) школа в) орган опеки и попечительства г) государство
- В каком возрасте наступает правоспособность:
а) с рождения, б) с 6 лет, в) с 14 лет, г) с 18 лет.
- С какого возраста мнение ребенка является основным для решения вопросов его жизнедеятельности:
а) с 10 лет, б) с 14 лет, в) с 16 лет. г) с 18 лет.
- Ребенком считается человеческое существо пока ему не исполниться:
а) 12 лет, б) 14 лет, в) 16 лет, г) 18 лет.
- Равные ли права у обоих родителей:
а) да, всегда б) да, если нет судебных ограничений, в) нет, если проживают раздельно, больше у того с кем проживает ребенок г) нет, у матери всегда прав больше.
- Где лучше всего воспитать ребенка:
а) дома, с родителями б) у бабушки, в) в замещающей семье г) в детском доме.
- Какой метод воспитания является основным:
а) наказание, б) поощрение в) убеждение, г) личный пример
- Все без исключения несовершеннолетние, нарушившие уголовное законодательство имеют право:
а) на прощение, б) на гуманное обращение, в) на условное наказание, в) на минимальный срок наказания.
- Какое минимальное образование должны обеспечить родители своему ребенку:
а) начальное -4 класса, б) основное общее –9 классов, в) полное среднее – 11 классов г) профессиональное образование.
- Несовершеннолетний старше 14 лет имеет право работать если:
а) нечего есть, б) нечего надеть, в) когда он сам захочет г) не мешает учебе и не вредит здоровью.
- Если несовершеннолетний до 14 лет нанес кому-либо ущерб, то первоочередную ответственность несут:
а) родители/лица их замещающие, б) педагоги/воспитатели в) он сам
г) государство.
- Ребенок имеет право совершать самостоятельно мелкие бытовые сделки:
а) с 18 лет, б) с 14 лет, в) с 12 лет г) с 6 лет.
- Несовершеннолетний имеет право исповедовать свою религию или веру:
а) которая является основной для общества, б) которую исповедуют его родители
в) любую, которую они желают исповедовать, если она не ограничена законом
г) любую, которую они желают исповедовать без ограничений.
- Если ребенок попрошайничает, то виноваты в этом в первую очередь:
а) общество, б) педагоги, в) родители, г) никто не виноват.
- Ребенок имеет право получать и распоряжаться самостоятельно:
а) пенсией, б) алиментами в) пособием, г) стипендией/заработками.
- Приоритетное право представлять интересы несовершеннолетнего имеют:
а) он сам, б) родители, в) педагоги, г) орган опеки и попечительства.
- Если родителей лишают родительских прав, то они лишаются:
а) всех прав и обязанностей в отношении ребенка, б) лишаются только обязанностей, в) лишаются только прав, г) ничего не лишают.
- В случае, если родители осуществляют воспитание с применением жестокого обращения, вмешаться в семейную жизнь могут:
а) любые граждане б) соседи, в) школа, г) орган опеки и попечительства.
- Родители обязаны материально поддерживать ребенка, если:
а) подан иск на алименты,
б) если ребенок болен
в) в любом случае, если ребенок нуждается,
г) в случае раздельного проживания.
- Ребенок может самостоятельно обратиться за защитой в орган опеки и попечительства:
а) по достижению 10 лет
б) по достижению 14 лет,
в) в любом возрасте,
г) никогда.
№ | Правильный ответ | Законодательная основа правильного ответа |
1 | а | Семейный кодекс, ст.63 |
2 | а | Гражданский кодекс, ст.17 |
3 | а | Семейный кодекс, ст.57 |
4 | г | Конвенция о правах ребенка, ст1 |
5 | б | Семейный кодекс, ст.61 |
6 | а | Конвенция о правах ребенка, Преамбула |
7 | г | Психолого-педагогическая литература |
8 | б | Конвенция о правах ребенка, ст.37, 40 |
9 | б | Закон об образовании, ст.52 |
10 | г | Конвенция о правах ребенка, ст.32 |
11 | а | Гражданский кодекс, ст.1073 |
12 | г | Гражданский кодекс, ст.28, |
13 | в | Конвенция о правах ребенка, ст.14 |
14 | в | Уголовный кодекс, ст.63, 151, 156 |
15 | г | Гражданский кодекс, ст.26 |
16 | б | Семейный кодекс, ст.63 |
17 | в | Семейный кодекс, ст.71 |
18 | г | Семейный кодекс, ст.64,65 |
19 | в | Семейный кодекс, ст.63 |
20 | в | Семейный кодекс, ст.56 |
Источник
Тест права ребенка
Воспитатель: Карева Анна Александровна
Какие из перечисленных прав, закрепленных в конституции РФ, относятся к личным
Выберите один или несколько ответов:
1. Право участвовать в управлении делами государство
2. Право на жилище
3. Право на жизнь
4. Право на неприкосновенность личности
С какого возраста несовершеннолетний может обратиться в суд за защитой своих прав?
Выберите один ответ:
1. 16 лет
2. 12 лет
3. 14 лет
4. 10 лет
Согласно международному законодательству ребенок обладает правами:
Выберите один ответ:
1. с момента рождения
2. по достижению 14 лет
3. по достижению 16 лет
4. по достижению 18 лет
На основании Конвенции о правах ребенка насилие в отношениях детей является нарушением прав человека. Насилие нарушает:
Выберите один ответ:
1. право на равную защиту
2. право не подвергаться жестокому обращению
3. право на стандарты эмоционального состояния
4. право на жизнь и физическую неприкосновенность
Воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, государство:
Выберите один ответ:
1. не вмешивается, если не угрожает жизни и здоровью ребенка
2. запрещает
3. никогда не вмешивается
4. контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях
Может ли ребенок быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции?
Выберите один ответ:
1. да
2. нет
3. да, но только в чрезвычайных случаях
Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находится под защитой:
Выберите один ответ:
1. государства
2. полиции
3. органов загса
4. суда
К законным представителям ребенка относятся:
Выберите один ответ:
1. родители
2. усыновители (удочерители), опекуны, попечители
3. патронатные воспитатели и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка
4. все выше перечисленные
По определению ООН, подросток – это лицо в возрасте:
Выберите один ответ:
1. от 12 до 19 лет
2. от 10 до 19 лет
3. от 12 до 18 лет
Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, – это …
Выберите один ответ:
1. Декларация
2. Программа
3. Конвенция
«Конвенция ООН о правах ребенка» была ратифицирована в России в ___ году
Выберите один ответ:
1. 1994
2. 1989
3. 1918
4. 1990
Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила …
Выберите один ответ:
1. «Конституция Российской Федерации»
2. «Всеобщая декларация прав человека»
3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»
4. «Конвенция ООН о правах ребенка»
Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций – это социальная …
Выберите один ответ:
1. адаптация
2. реабилитация
3. компенсация
4. депривация
Права учащихся образовательного учреждения определяются…
Выберите один ответ:
1. Общим собранием родителей
2. Уставом образовательного учреждения
3. Типовым положением об образовательном учреждении
Согласно «Всеобщей Декларации прав человека» к элементарным правам личности не относится право на …
Выберите один ответ:
1. свободу
2. жизнь
3. личную неприкосновенность
4. труд
Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей:
Выберите один ответ:
1. дом
2. семья
3. школа
Реализуя право детей на здоровье, страны, ратафицировашие Конвенцию о правах ребенка, обязуются:
Выберите один ответ:
1. бороться с болезнями и недоеданием детей
2. распространять санитарную информацию
3. сокращать детскую смертность
4. все выше перечисленное
5. обеспечивать дородовой и послеродовой уход за ребенком
Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:
Выберите один ответ:
1. если это не наносит вреда другим
2. безоговорочно
3. не имеет
4. по разрешению старших
Какой международный документ был принят в 1959г. Генеральной Ассамблеей ООН?
Выберите один ответ:
1. Конвенция о правах ребенка
2. Конституция о правах ребенка
3. Международный пакт о правах ребёнка
4. Декларация прав ребёнка
Что делают государства-участники, принявшие Конвенцию для осуществления права ребенка на образование на основе равных возможностей?
Выберите один ответ:
1. вводят бесплатное и обязательное начальное образование
2. принимают такие меры как введение бесплатного среднего образования (общего и профессионального) и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей
3. поощряют развитие различных форм среднего образования, обеспечивают его доступность
4. все ответы правильные
Источник
Тест права ребенка
Какие из перечисленных прав, закрепленных в конституции РФ, относятся к личным
Выберите один или несколько ответов:
1. Право участвовать в управлении делами государство
2. Право на жилище
3. Право на жизнь
4. Право на неприкосновенность личности
С какого возраста несовершеннолетний может обратиться в суд за защитой своих прав?
Выберите один ответ:
1. 16 лет
2. 12 лет
3. 14 лет
4. 10 лет
Согласно международному законодательству ребенок обладает правами:
Выберите один ответ:
1. с момента рождения
2. по достижению 14 лет
3. по достижению 16 лет
4. по достижению 18 лет
На основании Конвенции о правах ребенка насилие в отношениях детей является нарушением прав человека. Насилие нарушает:
Выберите один ответ:
1. право на равную защиту
2. право не подвергаться жестокому обращению
3. право на стандарты эмоционального состояния
4. право на жизнь и физическую неприкосновенность
Воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, государство:
Выберите один ответ:
1. не вмешивается, если не угрожает жизни и здоровью ребенка
2. запрещает
3. никогда не вмешивается
4. контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях
Может ли ребенок быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции?
Выберите один ответ:
1. да
2. нет
3. да, но только в чрезвычайных случаях
Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находится под защитой:
Выберите один ответ:
1. государства
2. полиции
3. органов загса
4. суда
К законным представителям ребенка относятся:
Выберите один ответ:
1. родители
2. усыновители (удочерители), опекуны, попечители
3. патронатные воспитатели и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка
4. все выше перечисленные
По определению ООН, подросток – это лицо в возрасте:
Выберите один ответ:
1. от 12 до 19 лет
2. от 10 до 19 лет
3. от 12 до 18 лет
Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, – это …
Выберите один ответ:
1. Декларация
2. Программа
3. Конвенция
«Конвенция ООН о правах ребенка» была ратифицирована в России в ___ году
Выберите один ответ:
1. 1994
2. 1989
3. 1918
4. 1990
Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила …
Выберите один ответ:
1. «Конституция Российской Федерации»
2. «Всеобщая декларация прав человека»
3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»
4. «Конвенция ООН о правах ребенка»
Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций – это социальная …
Выберите один ответ:
1. адаптация
2. реабилитация
3. компенсация
4. депривация
Права учащихся образовательного учреждения определяются…
Выберите один ответ:
1. Общим собранием родителей
2. Уставом образовательного учреждения
3. Типовым положением об образовательном учреждении
Согласно «Всеобщей Декларации прав человека» к элементарным правам личности не относится право на …
Выберите один ответ:
1. свободу
2. жизнь
3. личную неприкосновенность
4. труд
Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей:
Выберите один ответ:
1. дом
2. семья
3. школа
Реализуя право детей на здоровье, страны, ратафицировашие Конвенцию о правах ребенка, обязуются:
Выберите один ответ:
1. бороться с болезнями и недоеданием детей
2. распространять санитарную информацию
3. сокращать детскую смертность
4. все выше перечисленное
5. обеспечивать дородовой и послеродовой уход за ребенком
Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:
Выберите один ответ:
1. если это не наносит вреда другим
2. безоговорочно
3. не имеет
4. по разрешению старших
Какой международный документ был принят в 1959г. Генеральной Ассамблеей ООН?
Выберите один ответ:
1. Конвенция о правах ребенка
2. Конституция о правах ребенка
3. Международный пакт о правах ребёнка
4. Декларация прав ребёнка
Что делают государства-участники, принявшие Конвенцию для осуществления права ребенка на образование на основе равных возможностей?
Выберите один ответ:
1. вводят бесплатное и обязательное начальное образование
2. принимают такие меры как введение бесплатного среднего образования (общего и профессионального) и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей
3. поощряют развитие различных форм среднего образования, обеспечивают его доступность
4. все ответы правильные
Источник
Контрольная работа по «Правам ребенка»
«Имущественные права детей»
План
Введение
1. Понятие имущественных отношений
2. Имущественные права детей
Заключение
Список литературы
Введение
На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличало отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а потом как к взрослым, и приучали их к взрослой жизни. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого.
В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенной, усиленной защите, которая должна исходить первоначально от родителей.
Детство – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Начиная с пренатального периода, на психическое и физическое развитие ребенка влияет, та социальная среда, в которой он на данный момент находится.
Ребенок не может ни физически, ни психически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от мира взрослых. Однако и взрослые не могут существовать без мира детства.
Детство-это то с чего начинается жизнь каждого человека. Этот период является самым ярким и важным этапом развития личности. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого субъекта.
Человек выращивает Человека. Отсюда следует обязанность (а не право) родителей задать человеческую программу развития: научить развитым в социуме словесным способам общения (писать, читать, слушать, мыслить на различных языках), обучить жизнедеятельности в социальной среде (пользование техникой и освоение технологий), демонстрировать человеческие алгоритмы адаптации (ум и мудрость) и создать возможность реализации личной индивидуальности.
К сожалению, правовая культура детей и их родителей низкая. Сложная экономическая ситуация обязывает государство обратить особое внимание на проблемы детей. Оно должно способствовать интеллектуальному и культурному развитию личности, но все родители без исключения реализуют свое право установить тип семейных отношений (а значит тип среды обитания будущего ребенка), решить, когда быть ребенку, как с ним обращаться и какую жизнь ему жить.
1. Понятие имущественных отношений
В современных условиях развития рыночных отношений в Республике Беларусь ощущается большая потребность общества в обеспечении устойчивых гарантий защиты своих имущественных прав, возникающих в семье, что в конечном счете должно благоприятно отразиться на стабильности имущественных отношений, а следовательно, и личных неимущественных отношений между супругами, родителями и детьми.
В связи с этим особую актуальность приобретает определение понятия “имущество” в контексте гражданско-правового понятия “собственность”.
Семейное законодательство не может существовать в отрыве от гражданского законодательства. Тем более круг объектов права собственности граждан значительно расширился.
Следовательно, прежде чем коснуться основной темы, т.е. правового регулирования имущественных правоотношщений в семье, нам необходимо проследить путь познания термина “имущество” в его лучшем юридическом понимании “собственность”.
Термин “собственность” употребляется в различных значениях. Например, в древнейший период собственность обозначалась как “моя вещь”, “наша вещь” [35, C.23].
В современный период развития собственности окончательно утвердилась ее экономическая основа, которую более или менее обстоятельно вывел и описал в юридической литературе Е.А. Суханов [24, C. 34]. С точки зрения теоретического обоснования своей концепции профессор Е.А. Суханов экономические отношения собственности представляет как “отношения присвоения конкретными лицами определенного имущества (материальных благ), влекущие его отчуждение от всех иных лиц и предоставляющие возможность хозяйственного господства над присвоенным имуществом, соединенную с необходимостью несения бремени его содержания” [24].
Возвращаясь к семейному праву уточним, что оно регулирует как личные неимущественные так и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, к которым приравниваются усыновленные и усыновители, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами. Очевидно, что семейное право никогда не регулировало все неимущественные и все имущественные отношения, возникающие в семье между супругами, родителями и детьми, и тем более другими членами семьи. Имущественные отношения между родителями и детьми, а также другими членами семьи, в том числе и возникающие в семье, например отношения собственности, всегда регулировались нормами гражданского, а не семейного права. К семейно-правовой сфере относились лишь алиментные обязательства, существующие между этими лицами. Кроме того, семейное законодательство может устанавливать пределы, в которых данные отношения подпадают под его воздействие. Например, семейное законодательство регулирует в настоящее время только некоторые аспекты опеки и попечительства, в частности отношения, возникающие в связи с воспитанием детей в семье опекуна.
Анализируя данную норму, можно сделать вывод, что семейное законодательство по-прежнему не содержит качественных материальных критериев, позволяющих отграничить семейные отношения от отношений, регулируемых другими отраслями права. Данные отношения выделяются лишь по формальным признакам. Они должны возникать между супругами или родителями и детьми, или между другими родственниками, или иными лицами, однако в последних двух случаях о регулировании таких отношений должно быть прямое указание в нормах семейного законодательства.
Как уже отмечалось, семейное законодательство не регулирует всех имущественных и личных неимущественных отношений и между супругами, и родителями и детьми. При отсутствии материального критерия для разграничения отношений, регулируемых семейным и гражданским правом, ответить на вопрос, какие имущественные отношения между родителями и детьми, а также между супругами являются семейно-правовыми, практически невозможно. Единственным способом, позволяющим определить, применимо ли в тех или иных случаях семейное законодательство, является выяснение того, существуют ли нормы семейного права, прямо регулирующие данные отношения. Если таких норм нет, необходимо выяснить, регулирует ли данные отношения гражданское право.
Объектами семейных правоотношений являются действия и имущество. Наиболее распространенным объектом семейных отношений является действие как результат сознательной деятельности людей. Действия в зависимости от их объективного проявления можно подразделить на две группы: положительные — выбор супругами фамилии, рода занятий, места пребывания и жительства, предоставление средств на содержание детей и других членов семьи и др.; в форме воздержания — родители не вправе совершать действия, причиняющие вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; лица, которым известно об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления.
Как видно из приведенных примеров, действия могут быть объектами как личных, так и имущественных, как относительных, так и абсолютных семейных правоотношений. Имущество является объектом имущественных семейных правоотношений. В юридической литературе встречается точка зрения, согласно которой вторую группу объектов семейных отношений составляют вещи.
Анализ содержания статей КоБС, посвященных регулированию имущественных семейных отношений, позволяет сделать вывод о том, что в большинстве из них употребляется понятие “имущество” . Понятие “вещи” употребляется значительно реже .Что же следует понимать под имуществом в качестве объекта семейных правоотношений? Ни в семейном, ни в гражданском законодательстве правового определения понятия имущества нет.
2. Имущественные права детей
Как бы ни менялось отношение государства к семье и родителям, ребенок всегда имел право на получение содержания за их счет. На обязанность материально обеспечивать несовершеннолетних, а также нетрудоспособных нуждающихся совершеннолетних детей можно посмотреть и как на право ребенка на заботу со стороны своих родителей. Это один из наиболее типичных примеров слияния личных и имущественных прав ребенка в семье.
В перечень имущественных прав ребенка КоБС включает также получение причитающихся ему платежей, выплачиваемых государством. Это может быть, например, пенсия по случаю утраты родителя – кормильца. Ребенок, имеющий на момент своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.
Усыновленный ребенок имеет право с согласия усыновителей на получение до достижения шестнадцати лет ежемесячных денежных выплат, осуществляемых в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в семьях.
Но, по существу, благодаря ей создаются материальные предпосылки надлежащих условий семейного воспитания. Таков еще один пример тесной взаимосвязи и взаимозависимости личных и имущественных прав ребенка в семье, включения в круг регулируемых семейным законодательством отношений, которые касаются семейно – правовой защиты его прав и одновременно относятся к отношениям, подчиненным нормам пенсионного (трудового) права[23, C.23].
Если пенсия по случаю утраты кормильца имеет как бы компенсационный характер, то иначе обстоит дело с различного рода пособиями, в частности с государственным ежемесячным пособием на ребенка. Его выплата – одна из форм участия государства в содержании несовершеннолетних граждан. Отсюда следует, что к числу прав ребенка относится право на получение пособия, которое призвано способствовать созданию надлежащих условий семейного воспитания.
До сих пор говорилось об имущественных правах ребенка, имеющих прямое или косвенное отношение к его семейному воспитанию. Но кодекс делает несовершеннолетнего субъектом имущественных прав, имеющих принципиально иное, не связанное с семейными отношениями, происхождение. Конституции РБ наделяет каждого гражданина правом иметь имущество в собственности – владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никаких исключений на этот счет в отношении несовершеннолетних Конституция не делает [3]. Статья ГК, посвященная праву собственности граждан (и юридических лиц), также не делает исключений для несовершеннолетних собственников, которые могут приобретать право собственности на общих основаниях. К наследникам по закону первой очереди относятся дети, в том числе не достигшие 18 лет. Мало того, несовершеннолетние имеют обязательную долю в наследстве, что позволяет эффективно защищать их наследственные права. Но, говоря о правах ребенка имущественного характера, Гражданский кодекс не подчеркивает, что он является самостоятельным субъектом лишь ему принадлежащих имущественных прав. Это делает КоБС, предусматривающий право его собственности на полученные им доходы; имущество, полученное им в дар либо в порядке наследования. Согласно ст. 89 КоБС родители не вправе без согласия органа опеки и попечительства:
отчуждать, отдавать в залог имущество, принадлежащее ребенку;
отказываться от наследства от имени ребенка, принимать наследство под условием;
отказываться от принятия в дар;
требовать раздела имущества ребенка;
совершать другие сделки, противоречащие интересам ребенка.
Родители обязаны с надлежащей заботой осуществлять управление имуществом ребенка, сохранять размер этого имущества, а при возможности и умножать его.
Тем самым подчеркивается не только личная независимость ребенка, но и имущественная самостоятельность в сфере семейных правоотношений.
В качестве еще одного своеобразного основания возникновения имущественных прав ребенка в семье служит норма КоБС, посвященнаяразделу имущества супругов. Здесь говорится о том, что вещи, приобретенные супругами – родителями исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и т.д.), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому, с кем проживают дети. Можно сказать, что налицо право ребенка на перечисленные вещи, собственником которых он по существу является, хотя они приобретались его родителями. Аналогичный вывод можно сделать относительно вкладов, внесенных супругами за счет своего общего имущества на имя их общих несовершеннолетних детей. Эти вклады безотносительно к тому, кто из родителей их вносил и в каком размере, не учитываются при разделе имущества. Обладателем права собственности и здесь становится ребенок.
Особое место среди положений КоБС, посвященных имущественным
Таким образом, семейное законодательство уделяет имущественным правам ребенка в семье минимум внимания, посвящая им всего лишь одну, но развернутую статью. А Конвенция ООН “О правах ребенка” вообще ограничивается положениями об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей, никакого упоминания о его праве собственности в ней нет [1].
Имущественные права ребенка относятся к категории малоисследованных и неоднозначных понятий в юридической науке. Сложность вызывает отсутствие законодательного закрепления норм, регулирующих имущественные отношения ребенка как субъекта права. Конвенция ООН о правах ребенка, рассматривая личные неимущественные права детей, вскользь затрагивает отношения имущественного характера, ст. 27 Конвенции ограничивается положениями об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей. В Конвенции даже не содержится упоминания о праве собственности ребенка.
Вместе с тем нормы семейного права не один раз ссылается на гражданское законодательство, тесно соприкасается и с другими отраслями права, что подчеркивает комплексный, сложный характер имущественных прав ребенка, в обеспечении которых не последнее место должно занимать государство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Требует обстоятельного изучения вопрос о содержании и правовой природе личных и имущественных прав несовершеннолетних детей: права ребенка на имя, права ребенка на совместное проживание с родителями, права ребенка на воспитание своими родителями и др. Особенно актуальными здесь являются такие вопросы, как условия ответственности родителей, формы их вины, обязанность по доказыванию виновности родителей и др. В настоящее время появилась проблема обеспечения права ребенка на получение алиментов в условиях, когда привлечение родителей к принудительному труду запрещено. Кроме того, возникли вопросы об определении размера алиментов в новых экономических условиях, специфики хранения денежных средств ребенка в банках и др.
Необходимо определиться в возможности применения в настоящее время гражданского законодательства к семейным правоотношениям. К имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Как видно из указанной нормы, применение гражданского законодательства в принципе возможно, но «постольку – поскольку». Данная проблема давно обсуждается на страницах юридических изданий. Высказывались различные позиции. Многие ученые полагали в прошлом, что семейное право является специальной отраслью права и, следовательно, к данным отношениям неприменимы нормы гражданского законодательства.
Было бы целесообразно включить лишение родительских прав в систему уголовного наказания и применять эту меру в порядке уголовного, а не гражданского судопроизводства. Одновременно с уголовным делом о лишении родительских прав следовало бы предусмотреть рассмотрение гражданского иска об отобрании ребенка у родителей, лишенных родительских прав.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что семейное законодательство развивается по пути придания большего значения социальным связям по сравнению со связями генетическими. Ранее при установлении правовой связи с отцом или матерью ребенка значение придавалось только биологическому происхождению ребенка от этих лиц. В соответствии с этим принципом значение придается уже не биологическому моменту, а социальному — намерению лица признать ребенка своим.
При отсутствии материального критерия для разграничения отношений, регулируемых семейным и гражданским правом, ответить на вопрос, какие имущественные отношения между родителями и детьми, а также между супругами являются семейно-правовыми, практически невозможно.
Имущественные права ребенка относятся к категории малоисследованных и неоднозначных понятий в юридической науке. Сложность вызывает отсутствие законодательного закрепления норм, регулирующих имущественные отношения ребенка как субъекта п?