Контроль за состоянием и развитием ребенка

Контроль за состоянием здоровья воспитанников детских дошкольных учреждениях

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как закон РФ «Об образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указом президента России «об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

Изучив новый проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 15 июля 2011 года, нас порадовало, что внесены поправки в статью 41 «Охрана здоровья обучающихся»

Государство считает одной из важных задач – обеспечить воспитание начиная с самого раннего возраста, физически здорового молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям.

Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в ДОУ. Начиная работу с детьми по формированию дошкольного возраста, наше дошкольное учреждение поставило перед собой такие задачи:

1. Объединить усилие сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.

2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.

3. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребёнка.

4. Добиваться углубленных медицинских осмотров узкими специалистами поликлиники.

Укрепление здоровья детей должна стать ценностным приоритетом всей воспитательно – образовательной работы ДОУ.

Совместные усилия всего нашего коллектива, посильный вклад каждого, распределение задач и полномочий между всеми участниками педагогического процесса приносят ощутимые результаты, создают единое пространство развития и оздоровления дошкольников.

Заболеваемость по нашему детскому саду в сравнение с прошлым годом снизилась на 3%.

Оздоровительная деятельность в нашем ДОУ осуществляется по двум направлениям:   профилактическое и организационное.

1. Профилактическое направление включает:

1.1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (поэтапный приём детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания, индивидуальный подход к ребёнку).

1.2. Выполнение санитарно – гигиенического режима:

– Контроль за соблюдением санитарных условий в дошкольном учреждении: режим дня, занятия, проветривание, сон, температурный и питьевой режим, закаливание, прогулки.

– Чёткая маркировка посуду, инвентаря, белья.

1.3. Проведение диагностической работы:

– Доврачебное обследование: антропометрическая оценка, плантография в 5 лет.

1.4. Оздоровление детей средствами физкультуры:

– Прогулки на свежем воздухе.

– Закаливающие мероприятия

– Проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики.

Систематическая работа с воспитателями и детьми по пропаганде здорового образа жизни, внедрению закаливания, повышению уровня двигательной активности приносит свои результаты. Дошкольники по желанию выполняют все процедуры по закаливанию и оздоровлению.

1.5. Профилактика острых вирусных заболеваний инфекций, травматизма.

Своевременное выявление и изолирование детей с подозрением на инфекционные заболевания. Все прививки в дошкольном учреждении детям проводят в строгом соответствии со специальным календарем. Дети подлежащих прививкам осматриваются участковым врачом педиатром.

К большому огорчению, в нашем дошкольном учреждении нет медицинского кабинета имеющего лицензию, на проведение профилактических прививок.

Рождению здорового ребёнка стало редкостью, растёт число врождённых аномалий, детей с речевыми расстройствами. Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют третью группу здоровья.

Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, инфекционные и нейропсихические перегрузки.

1.6.Организация питания детей:

– Выполнение натуральных норм расхода основных продуктов питания, контроль за выдачей пищи на группы.

– С -витаминизация.

– Контроль за санитарно – гигиеническим состоянием пищеблока, брокераж готовой продукции, соблюдение сроков реализации продуктов и готовых блюд. От правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Старшей медицинской сестрой осуществляется:

– Контроль за организацией питания.

– Соблюдение правил личной гигиены.

– Своевременное прохождение медицинских осмотров.

Анализ питания показал, что питание осуществляется в соответствии с 10 – меню, используются технологические карты .

В этом году ДОУ обеспечивалось основными продуктами:

– Мясом – 91%

– Молочными продуктами – 70%

– Овощами – 73%

– Свежими фруктами – 66%  

1.7. Проведение санитарно- просветительной работы с персоналом дошкольного учреждения, с родителями и детьми по текущим вопросам, по профилактике различных заболеваний, детского травматизма.

Читайте также:  Центр развития ребенка вологда на ярославской

Повысилась активность родителей при проведении мероприятий по гигиеническому воспитанию, родители принимают участие в спортивных праздниках и развлечениях.

Второе направление – Организационное, включающее в себя:

2.1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Государство считает одной из важных задач – обеспечить воспитание, начиная с самого раннего возраста, физически здорового молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям.

Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в ДОУ. Начиная работу с детьми по формированию дошкольного возраста, наше дошкольное учреждение поставило перед собой такие задачи:

1. Объединить усилие сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.

2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.

3. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребёнка.

4. Добиваться углубленных медицинских осмотров узкими специалистами поликлиники.

Укрепление здоровья детей должна стать ценностным приоритетом всей воспитательно – образовательной работы ДОУ.

Совместные усилия всего нашего коллектива, посильный вклад каждого, распределение задач и полномочий между всеми участниками педагогического процесса приносят ощутимые   результаты, создают единое пространство развития и оздоровления дошкольников.

Заболеваемость по нашему детскому саду в сравнение с прошлым годом снизилась на 3%.

– Оценкой сетки занятий: наличие занятий с разной степенью трудности в течение дня и недели.

Система медицинского обслуживания детей в нашем дошкольном учреждении включает в себя:

– Организацию и проверку состояния здоровья детей.

– Разработку плановой профилактической и оздоровительной работы с детьми.

– Режим питания детей.

– Совершенствование системы закаливания.

Мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, спланированная работа всего коллектива ДОУ на длительный срок.

В федеральном законе подчеркивается, что детские дошкольные учреждения являются основными проводниками правильного воспитания дошкольников.

Предлагаем внести в статью 2 «Основные понятия» проекта Закона определение услуги «Присмотр и уход», а также её составляющее: Питание, Сон, Прогулки, Санитарно – гигиенические услуги, Досуговая деятельность. Так как считаем, что проект закона предусматривает разделение услуг на образовательную – «Дошкольное образование» и социальную – «Присмотр и уход», однако не содержит само определение понятия социальной услуги «Присмотр и уход».

Источник

Контроль за развитием детей — составная часть системы оздо­ровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреж­дении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и дошкольного учреж­дения в целом. При этом устанавливают также правильность меди­ко-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитатель­ные воздействия, определив для него индивидуальный режим жизни.

Что же это за критерии, по которым оценивается уровень раз­вития детей?

Контроль за развитием ребенка, разработанный в нашей стра­не в 30-е годы в клинике проф. Н. М. Щелованова (за детьми перво­го года жизни), а в 50-е годы продолженный сотрудниками Цент­рального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) под руководством проф. Н. М. Аксариной (для второ-

Зак. 1109. К- Л. Печор» и др.

го и третьего года жизни), имеет методологическую основу, кото­рая отличает его от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономер­ностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, слу­жит основанием создания для него необходимых условий — «со­циальных ситуаций», которые обеспечивают «…особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л. С. В ы-готский), необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в ме­сяц, на втором — один раз в квартал, на третьем — один раз в пол­года, в так называемые эпикризные сроки.

Читайте также:  Волгоград центр развития ребенка 10 ворошиловского района волгограда

Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического раз­вития детей, их поведения. Невозможно врачу определить состоя­ние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя педагогу оценить психическое развитие без учета его состоя­ния здоровья и применять соответствующие педагогические воз­действия. В дошкольных учреждениях очень важна связь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его вос­питанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), важно своевременно и правильно определить задачи для дальнейшего его

хода.

Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравно­мерно созревание различных морфологических структур, функцио­нальных систем, неравномерно и его психическое развитие. Поэто­му наиболее чувствительные периоды к определенным воздейст­виям оптимальны и для определения состояния функциональной деятельности. Ведя контроль за развитием детей, дают оценку преж­де всего ведущим, определяющим линиям (сферам) развития орга­низма.

Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием

Детей?

Прежде всего состояние здоровья; физическое и психическое развитие; поведение малыша. Одновременный контроль по указан­ным направлениям дает возможность провести комплексную оцен­ку здоровья и развития ребенка.

При оценке поведения детей, за которым воспитатель следит ежедневно (а к моменту его оценки — в эпикризный пе­риод — особенно внимательно), следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности ребенка. Для этого можно пользоваться памят­кой-вопросником.

Настроение(бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое):

1. Бодрое, жизнерадостное настроение. Положитель­
но относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен,
реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется,
охотно контактирует с окружающими.

2. Спокойное настроение. Положительно относится к окру­
жающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем
при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей
инициативе.

3. Раздражительное, возбужденное состояние. Не­
адекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или дея­
тельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аф­
фективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик.

4. Подавленное настроение. Вял, бездеятелен, пассивен,
неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

5. Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро мо­
жет заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от од­
ного настроения к другому.

Сон:1. Засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокой­ное).

2. Характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, не­
спокойный с дополнительными воздействиями).

3. Длительность сна (укороченный, длительный, соот­
ветствующий возрасту).

Аппетит(хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отноше­ние к пище).

Характер бодрствования(активный, малоактивный, пассивный).

Индивидуальные особенности,черты личности ребенка (контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.).

При выявлении нервн о-п сихического развития ребенка второго года жизни1 следует его оценивать, исходя из основных линий развития, которые представлены опре­деленными показателями состояния детей 1 года 3 месяцев, 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и 2 лет. Это эпикризные сроки, когда проводится оценка нервно-психического развития ребенка: развитие понимания и активной речи ребенка; сенсорное развитие малыша; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движе­ний; формирование навыков самостоятельности.

Специальные проверки (с целью контроля) говорят о том, что показатели развития, отражающие становление игры и действий с предметами, движений, понимания речи, являются более стабиль­ными, стержневыми, редко поддаются влиянию неблагоприятных факторов среды. Чаще наблюдается задержка в развитии по тем показателям, которые отражают развитие активной речи, так как на втором году жизни это новое образование в развитии психики ре­бенка и оно особенно чувствительно к влиянию неблагоприятных факторов. Данный показатель является информативным и требует

1 Здесь мы не останавливаем внимание читателя на методике оценки нервно-психического развитияребенка первого года жизни; даются лишь показатели разви­тия, которые учитываются при планировании контроля за развитием детей второго и третьего годон ЖИЗНИ.

Выявляя уровень развития детей, воспитатель во время плановых проверок не обучает малыша, задания дает с опорой на приобретенные им умения.

вмешательства со стороны взрослых, которые стимулируют раз­витие активной речи детей.

На третьем году жизни оценка уровня развития ребен­ка идет по следующим линиям: развитие активной речи; сенсор­ное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирова­ние изобразительной и конструктивной деятельности; развитие об­щих движений; воспитание навыков самостоятельности.

Источник

Основными задачами контроля за здоровьем и развитием детей являются:· углубленное исследование, оценка состояния здоровья ребенка в эпикризные периоды и назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния организма и полноценного здоровья;· раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка для организации оздоровления и лечения с целью профилактики формирования хронических заболеваний. Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:

Читайте также:  Методологические основы развития личности ребенка дошкольного возраста

I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,

II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,

III критерий – уровень нервно–психического развития,

IV критерий – резистентность организма,

V критерий – функциональное состояние органов и систем,

VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

I критерий обуславливает здоровье, II–VI критерии характеризуют здоровье.

Комплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности перечисленных критериев. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз. Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции. Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие “риск” формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья. II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья. II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья. Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

– ребенок от многоплодной беременности,

– недоношенность, переношенность, незрелость,

– перинатальное поражение ЦНС,

– внутриутробное инфицирование,

– низкая масса тела при рождении,

– избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),

– рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),

– гипотрофия 1-й ст.,

– дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,

– аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),

– функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,

– частые острые заболевания, в т. ч. респираторные,

– понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,

– тимомегалия,

– дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,

– вираж туберкулиновых проб,

– состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т. ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),

– состояние после неотложных хирургических вмешательств.

Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т. е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т. е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

P. s.

Более подробную информацию о группах здоровья Вы сможете найти в разделе “Каталог файлов”

1. Приказ Минздрава России от 01.01.01 г. N 621

2. Приказ Минздравмедпрома РФ от 01.01.01 г. № 60

Источник