Контроль за ходом психического развития ребенка

Библиографическое описание:
Дюдюева, О. Ю. Контроль за нервно-психическим развитием ребенка как способ выявления отклонений в раннем возрасте / О. Ю. Дюдюева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2104/ (дата обращения: 25.11.2020).
Правильно ли
развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития,
чтобы избежать в будущем многих проблем? Что является критериями
показателей развития малыша? Ведь своевременность формирования
основных умений, навыков в первые годы жизни, как правило, исключает
трудности дальнейшего обучения. Очень важно, чтобы развитие ребенка
протекало гармонично, раскрывало его способности. Ведь от того, какие
развивающие условия были созданы, на что делается упор, какие
воспитательные приемы использовались, чему и как учили ребенка, и от
многого другого зависит его компетентность. Для того чтобы понять
уровень развития ребенка, необходимо принять во внимание, что это и
проверка взрослого, т.е. педагога, который организует такую
среду, в которой ребенок достигает определенных для его возраста
показателей развития.
Как отмечают В.М. Сотникова, Т.Е.
Ильина, процесс отслеживания педагогического процесса в детском саду
складывается из единства трех стадий [4,
с. 4]:
– сбора информации о ходе воспитательно-образовательного
процесса в детском саду, т.е. установления и выявления фактов;
– анализа собранного материала, его оценка;
– выработки мероприятий, направленных на улучшение
существующего положения в дошкольном учреждении в целом или в
определенной возрастной группе. Организация наблюдения
педагогического процесса в детском саду проходит через все виды
контроля (оперативный, тематический, итоговый).
Контроль должен быть своевременным. В процессе контроля
констатация фактов не должна быть самоцелью, она должна помочь
выявлению причин, вызывающих недостатки в работе, выработке
эффективных мер, предусматривающих их устранение. Необходимо
вскрывать причины, обстоятельства, которые привели к недостаткам в
воспитательно-образовательной работе с детьми, а также педагогической
деятельности коллектива.
Одним из видов контроля за ходом психического развития
ребенка раннего возраста является психологическая диагностика.
Т.Д. Марцинковская пишет, что
термин «психодиагностика» можно рассматривать с разных
позиций: как теоретическую психологическую дисциплину и как
практическую психологическую деятельность. В первом случае –
это область психологической науки «О методах классификации и
ранжирования по психологическим и психофизиологическим признакам».
Во втором случае – это разработка методов выявления и измерения
индивидуально-психологических особенностей личности
(научно-исследовательская деятельность), а также их использование с
прикладными целями (научно-практическая деятельность).
Применительно к дошкольному
детству (включая ранний и дошкольный возраст), психодиагностика
определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на
протяжении всего указанного периода, в контексте семьи и
образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения
(ДОУ). Следовательно, предметом психологической диагностики в
условиях ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей,
причины нарушений и отклонений в их психическом развитии [1, с.86].
Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в
том, чтобы, опираясь на возможности ребенка, развивать его при
активном участии самого ребенка. Эта задача, по мнению ряда авторов
(Н.М. Щелованов, Э.Л. Фрухт, Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В.
Пантюхина, Н.В. Серебрякова и др.), заключается в ранней и
своевременной диагностике, определяющей уровень развития малыша. При
этом определяется актуальная зона его развития.
Диагностика предполагает
эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в
непринужденной ситуации. При этом важнейшим является не только
альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие
моменты, как направленность детского мышления, проявление его
личности (отношение к предложенной деятельности, умение принять
задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым,
отношение к результатам своей деятельности).
Диагностика психического развития дает возможность
определить такую сложность задания, которая вызывает интерес ребенка
в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым
получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое
общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего
развития». Л.С. Выготский использовал это понятие, имея в виду
психические процессы вообще, «область не созревших, но
созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности
в целом [3,с.32].
Для детей раннего возраста
разработаны показатели и методы диагностики психического развития
ребенка. На 1-му
году жизни авторами
ее являются Н.М.
Щелованов, Э.Л.
Фрухт, на
2-3-м году – Н.М.
Аксарина, К.Л.
Печора, Г.В. Пантюхина.
К
раннем возрасту применяют термин «нервно-психическое
(психомоторное)» развитие ребенка, которое рассматривают как
качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений.
Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня
биологического созревания ребенка, особенно в первые месяцы и годы
жизни. Нервно-психическое (психомоторное) развитие во многом
регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за
ребенком, являясь отражением степени его социализации.
Еще в Советском Союзе
Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной, М.Ю.Кистяковской,
С.М. Кривиной, Н.Ф. Ладыгиной были разработаны показатели
нервно-психического развития (НПР) детей раннего возраста и принципы
контроля за их развитием. Этот метод диагностики нервно-психического
развития детей раннего возраста отличался от существующих в
зарубежной педагогике и психологии, так как он опирался на
объективное изучение закономерностей хода развития детей в
определенных условиях воспитания.
Метод
диагностики позволял
ставить перед ребенком определенные задачи и объективно
оценивать его способности и уровень развития.
Цель
диагностики
– своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и
поведении ребенка для необходимой коррекции.
Как отмечали данные исследователи
диагностика нервно-психического развития детей в первые три года
жизни является одной из важных функций врача и педагога дошкольного
учреждения (яслей, яслей-сада, дома ребенка) и детской
поликлиники [2]. Традиционно, воспитательница группы под руководством
старшего воспитателя, применяя методы диагностики, определяет уровень
развития ребенка и оценивает его по показателям. В настоящее время
эту функцию выполняют педагоги-психологи ДОУ.
Контроль за динамикой развития
детей в дошкольных учреждениях осуществляется по представленным
показателям (стандартам) развития в установленные сроки [2]:
на 1-й году жизни – ежемесячно,
на 2-м году – 1 раз в квартал,
на 3-м году – 1pаз в полугодие в дни,
близкие к дню рождения ребенка.
Каждый ребенок проверяется по
показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует
возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного
периода.
На 1-м году жизни
в возрасте от 1 до
5-6 мес.
Проверяется:
- развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций,
- положительных эмоций и общения детей друг с другом,
- движений руки, общих движений,
- подготовительных этапов активной речи и умений в
процессе кормления.
В возрасте от 6
до 12 мес.контролируется:
- развитие общих движений,
- понимания речи и активной речи,
- действий с предметами,
- умений и навыков в процессах, общения детей друг с
другом.
Наиболее
значимыми в 1-ом
полугодии являются
зрительные и
слуховые ориентировочные реакции,
положительные эмоции
(с 2 мес.)
и движения руки
(с 4 мес.).
Значение движений
руки особенно
велико во 2-ом
полугодии (с
7 мес.). В этом же
возрасте значимым для многих функций оказывается понимание
речи. Наиболее
информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его
состояние, уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих
умений являются показатели, которые могут быть отнесены к
социальным (этапы развития активной речи, первые формы общения
детей друг с другом, умения и навыки в процессах). В случае задержки
развития других они также формируются с отставанием. На каждом этапе
развития между функционально близкими показателями
устанавливается двусторонняя связь. Два показателя определяют
развитие друг друга и являются взаимно информативными.
Для проверки развития детей должен
быть подобран материал, аналогичный используемому в самостоятельной
деятельности. Одномоментно проверяется развитие ребенка не более
чем по 2-3 показателям.
Поведение ребенка, состояние
возбудимости нервной системы, выносливость, подвижность,
уравновешенность, контактность и другие индивидуальные особенности
могут быть определены путем наблюдения за ним.
За нормальное
развитие на 1-м году жизни
принимается формирование
умении в пределах ± 15 дней от возраста,
принятого за норму.
Умения,
формирующиеся до верхней
границы нормы (до “+ 15 дней”),
т.е. раньше на 16 дней, 1 мес. и более, свидетельствуют об
ускоренном или
раннем развитии.
Овладение
умениями с задержкой
до 1 мес., т.е.
после допустимой степени отклонения(нижней границы
кормы ” — 15 дней”),
указывает на замедленный
темп развития.
Формирование
умений с задержкой
до 2 мес.
классифицируется как отставание,
требующее консультации врача-педиатра и специалиста
и дополнительных воспитательных воздействий.
Овладение
умениями с задержкой
на 3 мес. и более
свидетельствует о значительном
отставании, которое может быть отнесено к состоянию,
пограничному с нормой.
Причинами отставания могут быть
длительное заболевание ребенка, неблагоприятные условия жизни,
педагогическая запущенность или не выявленная ранее патология
центральной нервной системы. Поэтому необходимы тщательное
обследование ребенка и постоянный контроль за ним со стороны
специалистов.
На 2-м году жизни
в развитии ребенка выделено четыре периода:
от
1 г. 1 мес. до
1 г. 3 мес., от
1 г. 4 мес. до
1 г. 6 мес., от
1 г. 7 мес. до
1 г.9 мес., от
1 г. 10 мес. до
2 лет.
В каждом периоде диагностируется
развитие понимания речи, активной, речи, сенсорное развитие, развитие
игры и действий с предметами, движений, навыков.
Развитие активной речи – наиболее
информативный показатель на 2–3-м году жизни,
сигнализирующий о каких-либо неблагополучных условиях воспитания
и требующий особого внимания со стороны воспитателей, показатель,
наиболее сложный и вновь формирующийся.
Наиболее значимыми на 2-м году являются показатели,
отражающие развитие движений, действий с предметами, понимания
речи. На 3-м году все показатели приобретают одинаковую значимость.
За нормальное развитие на 2-м году жизни принимается
формирование умений в пределах квартала.
На 3-й году жизни
в развитии ребенка выделено два полугодия. В 1-м полугодии
проверяется развитие активной речи, игры, конструктивной
деятельности, сенсорное развитие, развитие движении и навыков в
процессах, во 2-м полугодии – развитие активной речи, игры,
изобразительной и конструктивной деятельности, сенсорное
развитие, развитие движений и навыков.
На 3-м году жизни за нормальное развитие принято
формирование умений в пределах 1-го полугодия.
Анализ последних лет показывает, что если раньше дети
раннего возраста воспитывались больше дома, то теперь в ДОУ в большом
количестве поступают дети, как из неблагополучных, так и
благополучных семей, однако дети с задержкой в развитии остаются.
Что, прежде всего, задерживается у детей? Прежде всего,
функции, которые вновь формируются, являются новообразованием –
развитие активной речи, сенсорное развитие, которое связано с
формированием наглядно-действенного мышления. Это не может не
отразиться на дальнейшем развитии детей дошкольного возраста, где
также наблюдается более позднее развитие речи и мышления. Кроме этого
выявляется более позднее формирование внимания и памяти.
Определяя уровень психического развития, и оценивая
поведение детей, мы всегда обращаемся к анамнезу ребенка, т.к.
опираемся на систему комплексной оценки состояния здоровья ребенка,
включающая, как биологический, так и социальный анамнез.
Анализ влияния биологического
анамнеза на психическое
развитие и поведение ребенка выявил следующее
[3]:
число детей, имеющих благоприятный анамнез, с годами
постепенно уменьшается;дети, имеющие неблагоприятный анамнез, имеют больший
процент отклонений в развитии и поведении;
3) развитие такого социального
показателя, как речь, также имеет связь с биологическим анамнезом.
Динамика такого важного показателя, как активная речь в периоде
становления, связана с тем, как протекала беременность и роды мамы.
Явления токсикоза беременности, обвитие пуповины при родах, диагноз
невропатолога при рождении ребенка имели определенную связь с речевым
развитием;
длительность грудного вскармливания, предполагающего
необходимый интимный эмоциональный контакт ребенка с матерью, также
необходима для здоровья и развития ребенка (многие дети
вскармливаются до 3-х месяцев, наиболее эффективный срок
вскармливания – 9-12 месяцев. Дети, вскармливаемые грудным
молоком после 12 месяцев, имеют аффективную привязанность к матери,
проблемы адаптации к ДОУ).
Немаловажное значение имеет социальный
анамнез в развитии ребенка, формировании его
личности. Довольно часто в условиях семьи либо не создаются
оптимальные условия для развития ребенка, либо наблюдается
форсирование темпов развития, в результате чего ребенок лишается тех
основ, которые формируются в раннем детстве, и родители не приходят к
желаемым результатам. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряются
неповторимые возможности, присущие детям раннего возраста.
Литература:
Детская практическая психология: Учебник / Под ред.
проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005.Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,
Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых
трех лет жизни. – М.: Центральный ордена Ленина институт
усовершенствования врачей Министерства здравоохранения СССР, 1983 г.Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего
возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк.
учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.Сотникова В.М., Ильина Т.Е.
Контроль за
организацией педагогического процесса в группах раннего возраста
ДОУ. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие ребенка, активная речь, ребенок, развитие, ранний возраст, показатель, жизнь, метод диагностики, психическое развитие, сенсорное развитие.
Источник
1.Метод опроса матери (при приеме ребенка в детское учреж
дение и в дальнейшем по ходу развития ребенка).
2. Метод наблюдения в группе за поведением детей.
3. Метод диагностики психического развития ребенка.
От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью определенного материала, в определенной ситуации, которая должна быть максимально приближена к естественным условиям жизни малыша.
При выявлении уровня развития очень важно установить интимный контакт с ребенком, и взрослый всем своим видом, тоном должен внушить ему уверенность, что малыш выполнит задание, стимулировать у него желание выполнить его. Обычно дети с боль-
шим интересом относятся к такому занятию. Однако поведение взрослого при проведении диагностики не совсем обычно: он должен не обучать ребенка, не показывать, а только умело выявлять уже сформированные умения малыша. Ребенок обычно ждет оценки со стороны взрослого. И если он хорошо справился с заданием, нужно это обязательно положительно оценить. Если ребенок не справляется с задачей, взрослый дает другую — на возраст ниже. Так, если ребенок 2 лет не выполнил задание соответственно своему возрасту, ему дается такое же задание, как ребенку 1 года 9 месяцев, но и в том случае, если малыш справился с требованием, так-“же нужно его похвалить.
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечается опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребенка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала: 1 год 1 месяц — 1 год 3 месяца; 1 год 4 месяца — 1 год 6 месяцев; 1 год 7 месяцев — 1 год 9 месяцев; 1 год 10 месяцев — 2 года, а на третьем году — в пределах полугодия: 2 года 1 месяц — 2 года 6 месяцев; 2 года 7 месяцев — 3 года.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети разделены на три основные группы (четвертая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии. Во в т о р у ю группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году— 1-й квартал, на третьем году— 1-е полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой — на два эпикризных срока, ачетвертую с еще большей задержкой — на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе — опережение на один эпикризный срок — ускоренное развитие; на два эпикризных срока — высокое развитие. Во второй, третьей и четвертой группах выявлены три степени задержки развития’ (в зависимости от количества несфор-мированных навыков — линий задержки): I степень—1—2, II— 3—4, III— 5—7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе — дети с верхнегармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая на 2 эпикризных срока), во II группе — с негармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая ниже на 1 эпикризный срок), в IIIгруппе — с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1, другая часть на 2 эпикризных срока).
Таблица 26
Качественно-количественная оценка психического развития детей второго года жизни1
Нормальное распределение детей по группам развития | Пограничное состояние | ||
I группа | II группа | III группа | IV группа |
Дети с опережением в развитии: на 2 эпикризных срока (высокое развитие); на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие) | Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: I степень — на 1 — 2 линии; II степень — на 3—4 линии; 1Ц степень — на 5—7 линий | Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: I степень — на 1—2 линии; II степень — на 3—4 линии; III степень — на 5—7 линий | Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока <• |
Нормальное распределение детей по группам развития | Пограничное состояние | ||
Iгруппа | II группа | III группа | IV группа |
Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие). Часть линий выше нормы на 1, часть на 2 эпикризных срока Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют календарному возрасту ребенка) | Дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть линий выше нормы, часть ниже на 1 эпикризный срок) | Дети с нетипичным, нижнегармоничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть — на 2 эпикризных срока) |
1 Разработана К. Л. Печорой.
Как примерно распределяются дети по группам развитияв процентном отношении?
Первая группа развития — 33,1%;
вторая группа —52%;
третья группа —13,65%;
четвертая группа — 1,25%.
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой I степени, т. е. на 1—2 показателя, чаще всего это дети с первоначальнойзадержкой активной речи. Таких детей сле-
дует сразу же взять на учет с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвертой—обязательной консультации психоневролога.
Такая оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.
Как организовать контроль за развитием ребенка в детском учреждении?
Вконтроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы, педагог, врач. Воспитатель группы ведет наблюдение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, состояние здоровья, дает общую оценку развития ребенка (определяет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-психического развития (группа развития), которую дает педагог. Контроль за поведением детей осуществляется в дневнике группы (форма № 127), где, помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей, воспитатель дает описание поведения эпикриз-ных детей, используя памятку-вопросник.
Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психического развития, которая хранится у педагога. Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам. Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни — по следующей форме:
Таблица 27
Карта нервно-психического развития ребенка второго года жизни1
Дата рождения
Дата поступления Анализ
Возраст | Уровень развития | Поведение | .Заключены* | Назначения | |||||
Речь | Сенсорное | Игра | Движение | Навыки | |||||
пас- с ив -ная | активная | ||||||||
1 год 3 месяца | |||||||||
1 год 6 месяцев | |||||||||
1 год 9 месяцев | |||||||||
2 года |
Разработана К. Л. Печорой.
Таблица 28
Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни’
Дата рождения__________________________
Дата поступления________________________
Анализ
Возраст | Уровень нервно-психического развития | Поведение | Заключение | Назначения | ||||||||
Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Конструирование | Изобразительная деятельность | Движения | Навыки | ||||||
группа | ш | восприятие цвета | восприятие формы | |||||||||
2 года 6 месяцев | Аи | |||||||||||
3 года | ||||||||||||
1 Разработана Г. В. Пантюхиной.
В данной таблице с левой стороны проставляется возраст детей, уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» даются лишь краткие ответы на вопросник, относящийся к характеристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Графа «Заключение» содержит сведения педагога о поведении (без отклонений, незначительные или значительные отклонения в поведении) и развитии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной период. Так, например, если уровень психического развития ребенка соответствует 2 годам, то назначения даются на следующий возрастной период — на 2 года 6 месяцев.
Врач, используя данные педагога, дает оценку состояния здоровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма № 112).
Для проведения диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога по каждому возрасту (1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них же должна находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.
(О
Таблица 29
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни1
Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движения руки и действия с предметами . | Движения общие | Подготовительные этапы развития понимания речи | ————– . Подготовительные этапы развития активной речи | ——— •— Навыки и умения в режимных процессах |
дней 18—20 дней 1 месяц | Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) Плавное прослеживание движущегося предмета | Вздрагивает и мигает при резком звуке Успокаивается при сильном звуке Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки) | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову | Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним |
Составлены Э. Л. Фрухт по материалам Н. М. Щелованова, М. Ю. Кистяковской, С. М. Кривиной, Э. Л. Фрухт.
Педагог имеет четкий план сроков выявления уровня развития детей по группам, который должен совпадать (даже несколько опережать) с планом врача; он тоже пишет эпикризы в истории развития в эти же сроки.
В начале месяца педагог дает назначения воспитателям групп (в дневнике группы), за какими детьми в данном месяце следует вести особое наблюдение.
Проведя комплексную оценку состояния здоровья, врач и педагог передают’свои назначения родителям и воспитателям групп. Срочные назначения фиксируются в дневнике группы, а все другие обычным путем — в перспективном плане работы. Оценка уровня развития детей (по группам развития) проводится не реже одного раза в квартал. , •
Правильно организованный контроль за развитием и поведением детей является одним из основных средств систематического повышения качества работы детского учреждения.
Рассмотрим примерные показатели нервно-психического развития детей раннего возраста и методику их определения.
ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ1
1 год 3 месяца
Понимание речи
Источник