Контроль за ходом психического развития ребенка

Контроль за ходом психического развития ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Дюдюева, О. Ю. Контроль за нервно-психическим развитием ребенка как способ выявления отклонений в раннем возрасте / О. Ю. Дюдюева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2104/ (дата обращения: 25.11.2020).

Правильно ли
развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития,
чтобы избежать в будущем мно­гих проблем? Что является критериями
показателей развития ма­лыша? Ведь своевременность формирования
основных умений, навыков в первые годы жизни, как правило, исключает
трудности дальнейшего обучения. Очень важно, чтобы развитие ребенка
протекало гармонично, раскрывало его способности. Ведь от того, какие
развивающие условия были созданы, на что делается упор, какие
воспитательные приемы использовались, чему и как учили ребенка, и от
многого другого зависит его компетентность. Для того чтобы понять
уровень развития ребенка, необходимо принять во внимание, что это и
проверка взрослого, т.е. педагога, который ор­ганизует такую
среду, в которой ребенок достигает определенных для его возраста
показателей развития.

Как отмечают В.М. Сотникова, Т.Е.
Ильина, процесс отслеживания педагогического процесса в детском саду
складывается из единства трех стадий [4,
с. 4]:

– сбора информации о ходе воспитательно-образовательного
процесса в детском саду, т.е. установления и выявления фак­тов;

– анализа собранного материала, его оценка;

– выработки мероприятий, направленных на улучшение
сущест­вующего положения в дошкольном учреждении в целом или в
определенной возрастной группе. Организация наблюдения
педагогического процесса в детском саду проходит через все виды
контроля (оперативный, тематический, итоговый).

Контроль должен быть своевременным. В процессе контроля
констатация фактов не должна быть самоцелью, она должна по­мочь
выявлению причин, вызывающих недостатки в работе, выра­ботке
эффективных мер, предусматривающих их устранение. Не­обходимо
вскрывать причины, обстоятельства, которые привели к недостаткам в
воспитательно-образовательной работе с детьми, а также педагогической
деятельности коллектива.

Одним из видов контроля за ходом психического развития
ребенка раннего возраста является психологическая диагностика.

Т.Д. Марцинковская пишет, что
термин «психодиагностика» можно рассматривать с разных
позиций: как теоретическую психологическую дисциплину и как
практическую психологическую деятельность. В первом случае –
это область психологической науки «О методах классификации и
ранжирования по психологическим и психофизиологическим признакам».
Во втором случае – это разработка методов выявления и измерения
индивидуально-психологических особенностей личности
(научно-исследовательская деятельность), а также их использование с
прикладными целями (научно-практическая деятельность).

Применительно к дошкольному
детству (включая ранний и дошкольный возраст), психодиагностика
определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на
протяжении всего указанного периода, в контексте семьи и
образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения
(ДОУ). Следовательно, предметом психологической диагностики в
условиях ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей,
причины нарушений и отклонений в их психическом развитии [1, с.86].

Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в
том, чтобы, опираясь на возможности ребенка, развивать его при
активном участии самого ребенка. Эта задача, по мнению ряда авторов
(Н.М. Щелованов, Э.Л. Фрухт, Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В.
Пантюхина, Н.В. Серебрякова и др.), заключается в ранней и
своевременной диагностике, определяющей уровень развития малыша. При
этом определяется актуальная зона его развития.

Диагностика предполагает
эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в
непринужденной ситуации. При этом важнейшим является не только
альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие
моменты, как направленность детского мышления, проявление его
личности (отношение к предложенной деятельности, умение принять
задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым,
отношение к результатам своей деятельности).

Диагностика психического развития дает возможность
определить такую сложность задания, которая вызывает интерес ребенка
в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым
получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое
общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего
развития». Л.С. Выготский использовал это понятие, имея в виду
психические процессы вообще, «область не созревших, но
созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности
в целом [3,с.32].

Для детей раннего возраста
разработаны показатели и методы диагностики психического развития
ребенка. На 1-му
году жизни авторами
ее являются Н.М.
Щелованов, Э.Л.
Фрухт, на
2-3-м году – Н.М.
Аксарина, К.Л.
Печора, Г.В. Пантюхина.

К
раннем возрасту применяют термин «нервно-психическое
(психомоторное)» развитие ребенка, которое рассматривают как
качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений.
Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня
биологического созревания ребенка, особенно в первые месяцы и годы
жизни. Нервно-психическое (психомоторное) развитие во многом
регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за
ребенком, являясь отражением степени его социализации.

Еще в Советском Союзе
Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной, М.Ю.Кистяковской,
С.М. Кривиной, Н.Ф. Ладыгиной были раз­работаны показатели
нервно-психического развития (НПР) детей раннего возраста и принципы
контроля за их развитием. Этот метод диагностики нервно-психического
развития детей раннего возраста отличался от существующих в
зару­бежной педагогике и психологии, так как он опирался на
объективное изучение закономерностей хода развития детей в
определенных ус­ловиях воспитания.

Метод
диагностики позволял
ставить перед ребенком опреде­ленные задачи и объективно
оценивать его способности и уровень развития.

Цель
диагностики
– своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и
поведении ребенка для необходимой коррекции.

Как отмечали данные исследователи
диагностика нервно-психического развития детей в первые три года
жизни является одной из важных функций врача и педагога дошкольного
учреждения (яслей, яслей-сада, дома ребенка) и дет­ской
поликлиники [2]. Традиционно, воспитательница группы под руководством
старшего воспитателя, применяя методы диагностики, определяет уровень
развития ребенка и оценивает его по показателям. В настоящее время
эту функцию выполняют педагоги-психологи ДОУ.

Контроль за динамикой развития
детей в дошкольных учреж­дениях осуществляется по представленным
показа­телям (стандартам) развития в установленные сроки [2]:

на 1-й году жизни – ежемесячно,

на 2-м году – 1 раз в квартал,

на 3-м году – 1pаз в полугодие в дни,
близкие к дню рождения ребенка.

Каждый ребенок проверяется по
показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует
возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного
периода.

На 1-м году жизни
в возрасте от 1 до
5-6 мес.
Проверяется:

  1. развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций,

  2. положительных эмоций и общения детей друг с другом,
  3. движений руки, общих движений,
  4. подготовительных этапов активной речи и умений в
    процессе кормления.

В возрасте от 6
до 12 мес.контролируется:

  1. развитие общих движений,
  2. понимания речи и активной речи,
  3. действий с предметами,
  4. умений и навыков в процессах, общения детей друг с
    другом.

Наиболее
значимыми в 1-ом
полугодии являются
зрительные и
слуховые ориентировочные реакции,
положительные эмоции
(с 2 мес.)
и движения руки
(с 4 мес.).
Значение движений
руки особен­но
велико во 2-ом
полугодии (с
7 мес.). В этом же
возрасте значимым для многих функций оказывается понимание
речи. Наиболее
информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его
состояние, уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих
умений являются показатели, которые могут быть отнесе­ны к
социальным (этапы развития активной речи, первые формы об­щения
детей друг с другом, умения и навыки в процессах). В случае задержки
развития других они также формируются с отставанием. На каждом этапе
развития между функционально близкими по­казателями
устанавливается двусторонняя связь. Два показателя определяют
развитие друг друга и являются взаимно информативными.

Для проверки развития детей должен
быть подобран материал, аналогичный используемому в самостоятельной
деятельности. Одно­моментно проверяется развитие ребенка не более
чем по 2-3 пока­зателям.

Поведение ребенка, состояние
возбудимости нервной систе­мы, выносливость, подвижность,
уравновешенность, контактность и другие индивидуальные особенности
могут быть определены путем наблюдения за ним.

За нормальное
развитие на 1-м году жизни
принимается фор­мирование
умении в пределах ± 15 дней от возраста,
принятого за норму.

Умения,
формирующиеся до верхней
границы нормы (до “+ 15 дней”),
т.е. раньше на 16 дней, 1 мес. и более, свидетель­ствуют об
ускоренном или
раннем развитии.

Овладение
умениями с задержкой
до 1 мес., т.е.
после допустимой степени отклоне­ния(нижней границы
кормы ” — 15 дней”),
указывает на замедленный
темп развития.

Формирование
умений с задержкой
до 2 мес.
классифицируется как отставание,
требующее консультации врача-педиатра и специалиста
и дополнительных воспитательных воздей­ствий.

Овладение
умениями с задержкой
на 3 мес. и более
свиде­тельствует о значительном
отставании, которое может быть отне­сено к состоянию,
пограничному с нормой.

Причинами отставания могут быть
длительное заболевание ребенка, неблагоприятные усло­вия жизни,
педагогическая запущенность или не выявленная ранее патология
центральной нервной системы. Поэтому необходимы тща­тельное
обследование ребенка и постоянный контроль за ним со стороны
специалистов.

На 2-м году жизни
в развитии ребенка выделено четыре перио­да:

от
1 г. 1 мес. до
1 г. 3 мес., от
1 г. 4 мес. до
1 г. 6 мес., от
1 г. 7 мес. до
1 г.9 мес., от
1 г. 10 мес. до
2 лет.

В каждом периоде диагностируется
развитие понимания речи, активной, речи, сенсорное развитие, развитие
игры и действий с предметами, дви­жений, навыков.

Развитие активной речи – наиболее
информативный показа­тель на 2–3-м году жизни,
сигнализирующий о каких-либо небла­гополучных условиях воспитания
и требующий особого внимания со стороны воспитателей, показатель,
наиболее сложный и вновь формирующийся.

Наиболее значимыми на 2-м году являются показатели,
отра­жающие развитие движений, действий с предметами, понимания
речи. На 3-м году все показатели приобретают одинаковую значи­мость.

За нормальное развитие на 2-м году жизни принимается
фор­мирование умений в пределах квартала.

На 3-й году жизни
в развитии ребенка выделено два полуго­дия. В 1-м полугодии
проверяется развитие активной речи, игры, конструктивной
деятельности, сенсорное развитие, развитие движе­нии и навыков в
процессах, во 2-м полугодии – развитие активной речи, игры,
изобразительной и конструктивной деятельности, сен­сорное
развитие, развитие движений и навыков.

На 3-м году жизни за нормальное развитие принято
формиро­вание умений в пределах 1-го полугодия.

Анализ последних лет показывает, что если раньше дети
раннего возраста воспитывались больше дома, то теперь в ДОУ в большом
количестве поступают дети, как из неблагополучных, так и
благополучных семей, однако дети с задержкой в развитии остаются.

Что, прежде всего, задерживается у детей? Прежде всего,
функции, которые вновь формируются, являются новообразованием –
развитие активной речи, сенсорное развитие, которое связано с
формированием наглядно-действенного мышления. Это не может не
отразиться на дальнейшем развитии детей дошкольного возраста, где
также наблюдается более позднее развитие речи и мышления. Кроме этого
выявляется более позднее формирование внимания и памяти.

Определяя уровень психического развития, и оценивая
поведение детей, мы всегда обращаемся к анамнезу ребенка, т.к.
опираемся на систему комплексной оценки состояния здоровья ребенка,
включающая, как биологический, так и социальный анамнез.

Анализ влияния биологического
анамнеза на психическое
развитие и поведение ребенка выявил следующее
[3]:

  1. число детей, имеющих благоприятный анамнез, с годами
    постепенно уменьшается;

  2. дети, имеющие неблагоприятный анамнез, имеют больший
    процент отклонений в развитии и поведении;

3) развитие такого социального
показателя, как речь, также имеет связь с биологическим анамнезом.
Динамика такого важного показателя, как активная речь в периоде
становления, связана с тем, как протекала беременность и роды мамы.
Явления токсикоза беременности, обвитие пуповины при родах, диагноз
невропатолога при рождении ребенка имели определенную связь с речевым
развитием;

  1. длительность грудного вскармливания, предполагающего
    необходимый интимный эмоциональный контакт ребенка с матерью, также
    необходима для здоровья и развития ребенка (многие дети
    вскармливаются до 3-х месяцев, наиболее эффективный срок
    вскармливания – 9-12 месяцев. Дети, вскармливаемые грудным
    молоком после 12 месяцев, имеют аффективную привязанность к матери,
    проблемы адаптации к ДОУ).

Немаловажное значение имеет социальный
анамнез в развитии ребенка, формировании его
личности. Довольно часто в условиях семьи либо не создаются
оптимальные условия для развития ребенка, либо наблюдается
форсирование темпов развития, в результате чего ребенок лишается тех
основ, которые формируются в раннем детстве, и родители не приходят к
желаемым результатам. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряются
неповторимые возможности, присущие детям раннего возраста.

Литература:

  1. Детская практическая психология: Учебник / Под ред.
    проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005.

  2. Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,
    Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых
    трех лет жизни. – М.: Центральный ордена Ленина институт
    усовершенствования врачей Министерства здравоохранения СССР, 1983 г.

  3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего
    возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк.
    учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

  4. Сотникова В.М., Ильина Т.Е.
    Контроль за
    организацией педагогического процесса в группах раннего возраста
    ДОУ. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие ребенка, активная речь, ребенок, развитие, ранний возраст, показатель, жизнь, метод диагностики, психическое развитие, сенсорное развитие.

Источник

1.Метод опроса матери (при приеме ребенка в детское учреж­
дение и в дальнейшем по ходу развития ребенка).

2. Метод наблюдения в группе за поведением детей.

3. Метод диагностики психического развития ребенка.

От обычного наблюдения метод диагностики психического раз­вития детей отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью определенного материала, в опреде­ленной ситуации, которая должна быть максимально приближена к естественным условиям жизни малыша.

При выявлении уровня развития очень важно установить ин­тимный контакт с ребенком, и взрослый всем своим видом, тоном должен внушить ему уверенность, что малыш выполнит задание, стимулировать у него желание выполнить его. Обычно дети с боль-

шим интересом относятся к такому занятию. Однако поведение взрослого при проведении диагностики не совсем обычно: он дол­жен не обучать ребенка, не показывать, а только умело выявлять уже сформированные умения малыша. Ребенок обычно ждет оценки со стороны взрослого. И если он хорошо справился с заданием, нуж­но это обязательно положительно оценить. Если ребенок не справ­ляется с задачей, взрослый дает другую — на возраст ниже. Так, если ребенок 2 лет не выполнил задание соответственно своему возрасту, ему дается такое же задание, как ребенку 1 года 9 меся­цев, но и в том случае, если малыш справился с требованием, так-“же нужно его похвалить.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которо­му соответствует выявленный показатель. Так отмечается опереже­ние или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребенка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала: 1 год 1 месяц — 1 год 3 ме­сяца; 1 год 4 месяца — 1 год 6 месяцев; 1 год 7 месяцев — 1 год 9 месяцев; 1 год 10 месяцев — 2 года, а на третьем году — в преде­лах полугодия: 2 года 1 месяц — 2 года 6 месяцев; 2 года 7 меся­цев — 3 года.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитыва­ется степень опережения или задержки в развитии ребенка, коли­чество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети разделены на три основные группы (четвертая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии. Во в т о р у ю группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году— 1-й квартал, на третьем году— 1-е полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой — на два эпикризных срока, ачетвертую с еще большей задерж­кой — на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе — опережение на один эпикризный срок — ускоренное развитие; на два эпикризных срока — высокое развитие. Во второй, третьей и четвертой группах выявлены три степени задержки развития’ (в зависимости от количества несфор-мированных навыков — линий задержки): I степень—1—2, II— 3—4, III— 5—7 линий. В каждой группе выделены дети с негармо­ничным развитием. В I группе — дети с верхнегармоничным раз­витием (одна часть линий выше на 1, другая на 2 эпикризных срока), во II группе — с негармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая ниже на 1 эпикризный срок), в IIIгруппе — с нижнегар­моничным развитием (одна часть линий ниже на 1, другая часть на 2 эпикризных срока).

Таблица 26

Качественно-количественная оценка психического развития детей второго года жизни1

Нормальное распределение детей по группам развития Пограничное состояние
I группа II группа III группа IV группа
Дети с опережением в развитии:
на 2 эпикризных сро­ка (высокое развитие); на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие)
Дети с задержкой в развитии на 1 эпи­кризный срок:
I степень — на 1 — 2 линии; II степень — на 3—4 линии; 1Ц сте­пень — на 5—7 ли­ний
Дети с задержкой в развитии на 2 эпи­кризных срока:
I степень — на 1—2 линии; II сте­пень — на 3—4 ли­нии; III степень — на 5—7 линий
Дети с за­держкой в развитии на 3 эпикриз­ных срока
<•
Нормальное распределение детей по группам развития Пограничное состояние
Iгруппа II группа III группа IV группа
Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное раз­витие). Часть линий вы­ше нормы на 1, часть на 2 эпикризных срока
Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют календар­ному возрасту ребенка)
Дети с нетипич­ным, негармоничным развитием (часть ли­ний выше нормы, часть ниже на 1 эпи­кризный срок) Дети с нетипич­ным, нижнегармо­ничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикриз­ный срок, часть — на 2 эпикризных срока)  

1 Разработана К. Л. Печорой.

Как примерно распределяются дети по группам развитияв процентном отношении?

Первая группа развития — 33,1%;

вторая группа —52%;

третья группа —13,65%;

четвертая группа — 1,25%.

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой I степени, т. е. на 1—2 показателя, чаще всего это дети с первоначальнойзадержкой активной речи. Таких детей сле-

дует сразу же взять на учет с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, лого­педа, а четвертой—обязательной консультации психоневролога.

Такая оценка дает возможность осуществлять дифференциро­ванный подход в воспитании детей и вносить своевременную кор­рекцию в их развитие.

Как организовать контроль за развитием ребенка в детском учреждении?

Вконтроле за развитием и поведением детей участвуют вос­питатель группы, педагог, врач. Воспитатель группы ведет наблю­дение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, со­стояние здоровья, дает общую оценку развития ребенка (опреде­ляет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-пси­хического развития (группа развития), которую дает педагог. Кон­троль за поведением детей осуществляется в дневнике группы (фор­ма № 127), где, помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей, воспитатель дает описание поведения эпикриз-ных детей, используя памятку-вопросник.

Результаты оценки уровня развития и поведения детей зано­сятся в карту психического развития, которая хранится у педа­гога. Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам. Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни — по следующей форме:

Таблица 27

Карта нервно-психического развития ребенка второго года жизни1

Дата рождения

Дата поступления Анализ

Возраст Уровень развития Поведение .Заключены* Назначе­ния
Речь Сен­сор­ное Игра Дви­же­ние На­выки
пас-
с ив -ная
актив­ная
1 год 3 месяца                  
1 год 6 месяцев                  
1 год 9 месяцев                  
2 года                  

Разработана К. Л. Печорой.

Таблица 28

Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни’

Дата рождения__________________________

Дата поступления________________________

Анализ

Возраст Уровень нервно-психического развития Поведение Заключение Назначения
Активная речь Сенсорное развитие Игра Конструирование Изобразительная
деятельность
Движения Навыки
группа ш восприятие
цвета
восприятие формы
2 года 6 меся­цев                     Аи  
3 года                        
                         

1 Разработана Г. В. Пантюхиной.

В данной таблице с левой стороны проставляется возраст де­тей, уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» дают­ся лишь краткие ответы на вопросник, относящийся к характе­ристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Графа «Заключе­ние» содержит сведения педагога о поведении (без отклонений, не­значительные или значительные отклонения в поведении) и разви­тии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной период. Так, на­пример, если уровень психического развития ребенка соответст­вует 2 годам, то назначения даются на следующий возрастной пе­риод — на 2 года 6 месяцев.

Врач, используя данные педагога, дает оценку состояния здо­ровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма № 112).

Для проведения диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не исполь­зуется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога по каждому возрасту (1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 меся­цев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них же должна находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.

Таблица 29

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни1

Возраст Зрительные ориен­тировочные реак­ции Слуховые ори­ентировочные реакции Эмоции и социаль­ное поведение Движения руки и действия с пред­метами . Движения общие Подготови­тельные эта­пы развития понимания ре­чи ————– .
Подготови­тельные эта­пы развития активной ре­чи
——— •—
Навыки и уме­ния в режим­ных процессах
дней
 
 
18—20 дней
 
 
1 месяц
Удерживает в поле зрения движущийся предмет (сту­пенчатое сле­жение) Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)
 
Плавное прослежива­ние движуще­гося предмета
Вздраги­вает и ми­гает при резком зву­ке
 
 
Успокаи­вается при сильном звуке
 
 
Длительное слуховое сосредоточе­ние (при­слушивает­ся к голосу взрослого, звуку иг­рушки)
Первая улыбка в от­вет на разго­вор взрослого   Лежа на животе пыта­ется подни­мать и удер­живать голо­ву   Издает от­дельные зву­ки в ответ на разговор с ним  

Составлены Э. Л. Фрухт по материалам Н. М. Щелованова, М. Ю. Кистяковской, С. М. Кривиной, Э. Л. Фрухт.

Педагог имеет четкий план сроков выявления уровня разви­тия детей по группам, который должен совпадать (даже несколь­ко опережать) с планом врача; он тоже пишет эпикризы в истории развития в эти же сроки.

В начале месяца педагог дает назначения воспитателям групп (в дневнике группы), за какими детьми в данном месяце следует вести особое наблюдение.

Проведя комплексную оценку состояния здоровья, врач и педа­гог передают’свои назначения родителям и воспитателям групп. Срочные назначения фиксируются в дневнике группы, а все другие обычным путем — в перспективном плане работы. Оценка уровня развития детей (по группам развития) проводится не реже одного раза в квартал. ,

Правильно организованный контроль за развитием и поведе­нием детей является одним из основных средств систематического повышения качества работы детского учреждения.

Рассмотрим примерные показатели нервно-психического раз­вития детей раннего возраста и методику их определения.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ1

1 год 3 месяца

Понимание речи



Источник