Контроль за физическим развитием ребенка по фгосам

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля

на тему:«Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ»

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет – это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.

Цель тематического контроля: Выяснить организацию и эффективность работы   по развитию у детей двигательной активности в режиме МБДОУ Детский сад № 1

Проверить уровень знаний педагогов по организации и эффективности работы   по развитию у детей двигательной активности в разных видах деятельности в режиме дня дошкольного образовательного учреждения.

Тематический контроль проведен в установленные сроки проведения с 01 марта по 31 марта 2013 года. Структура тематического контроля включала: обследование знаний, умений и навыков у детей; оценку профессиональных умений воспитателя; знание воспитателя программы по физическому воспитанию; разнообразие приемов, используемых педагогами при работе с детьми; создание условий; анализ планирования работы по физическому воспитанию; анализ работы с родителями по данному направлению.

В завершении тематического контроля проведен с педагогами письменный опрос, который включает  вопросы организации работы   по развитию у детей двигательной активности ДОУ.

I.Обследование знаний, умений и навыков у детей.

    В ходе тематического контроля на тему: «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ» проведен анализ развития основных движений, уровень двигательных качеств и степень сформированности двигательных навыков у  детей. Цель  проведения анализа: получить промежуточные данные по сформированности двигательных навыков у детей в режиме детского сада; изучить способности детей. Результаты анализа помогут  в планировании учебно- воспитательной работы с детьми; подбора использование современных  технологий для обучения; организации индивидуальной работы с детьми.

Анализ развития основных двигательных навыков показал следующие результаты:

мальчики

девочки

II.Оценка профессиональных умений воспитателя.

Проведен контроль по планированию и организации проведения прогулки, анализ предметно – развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при ее создании). Заполнены карты профессиональных знаний и умений воспитателя. Проанализировав карты педагогов можно сделать выводы:

– педагоги  владеют знаниями  организации и проведении прогулки в каждой возрастной группе,

-используют все методы и приемы организации двигательного режима в ДОУ в течении дня ,

-умеют объективно анализировать знания, умения и навыки.

– умеют сочетать упражнения разного уровня интенсивности.

Даны следующие рекомендации:

1.Продолжать изучать необходимую литературу по организации двигательного режима в режиме детского сада, продолжать накоплять знания через самообразование.

2.Продолжать организовывать различные мероприятия  с участием родителей .

3.Продолжать принимать участие в различных мероприятиях города и детского сада.

III.Создание условий.

1.Для детей организован и проведен праздник «Ай, да Масленица», где дети с удовольствием участвовали  в разных играх соревновательного характера. Родители на данном празднике были в качестве гостей.

Используя спортивные праздники и досуги с участием родителей как одну из форм активного досуга, мы заметили, что изменилось отношение родителей к физической подготовке своих детей. На основе единства подходов двигательной активности в детском саду семье можно достичь реально поставленные задачи – укрепление физического и психического здоровья детей.

Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создаёт условия для эмоционально-психологического благополучия. Она поднимает настроение, организует движение детей, даёт возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

3.По итогам обследования предметно- развивающей среды (с точки зрения ее содержания) для двигательной активности детей были сделаны следующие выводы:  во всех возрастных группах мебели подобрана по росту детей и есть соответствующая маркировка на столах и стульях. Расположение мебели и игрового материала дает возможность детям удовлетворять двигательную активность.

Читайте также:  Понятие нормы и патологии в психическом развитии ребенка

Во всех возрастных группах имеются спортивные уголки с наличием атрибутов для подвижных игр, для игр с прыжками, с бросанием.

Во всех возрастных группах оформлены картотеки подвижных игр, комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения после сна по возрасту. Педагоги групп  через различные формы работы: беседы,  консультации, наглядной информации для родителей просвещают по вопросам организации оптимального для детей двигательного режима (рекомендации по закаливанию, материалы по профилактике различных заболеваний).

      РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Продолжать пополнять предметно – развивающую среду для развития двигательной активности детей во всех возрастных группах.
  2. Педагогическому коллективу продолжать вести пропаганду здорового образа жизни, через разнообразные формы работы с родителями.
  3. Средней группе  предметно – развивающую среду привести в соответствии эстетическому виду(срок до сл. пед.совета- май).

IV. Работа с родителями по данной проблеме.

Во время всего тематического контроля «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ»  во всех возрастных группах:

  1. оформлены папки – передвижки для родителей на темы: «Физкультура и здоровье», «Движение – это  жизнь!», «Спорт, спорт, спорт!», «Основные виды движений (согласно возрасту группы)».
  2. проведены  беседы, индивидуальные консультации по данному направлению.
  3. Каждому родителю воспитанника МБДОУ Детского сада № 1 оформлена памятка  «Организации двигательного режима в ДОУ»

Со всеми родителями воспитанников детского  сада проведено анкетирование ,  где следует вывод , что родители воспитанников МБДОУ Детского сада № 1 – люди активные, общительные, любящие своих детей , ясно представляющие , что такое «двигательная активность » и его место в семье, большинство родителей спортивные и сознательно привлекающие своих детей к здоровому образу жизни.

Для педагогов групп вынесены следующие рекомендации:

1.Агитировать родителей вести здоровый образ жизни.

2.Совершенствовать знания родителей о необходимости  соблюдении режима дня  дома.

3.Включить в план работы с родителями консультации:

  1. «Организация закаливания»
  2. «Профилактика плоскостопия, нарушения осанки, сколиоза.»
  3. «Организация занятий по физическому воспитанию в детском саду»
  4. «Какой вид спорта приемлем для каждого возраста»
  5. «Упражнения для ног»

В завершении тематического контроля проведен с педагогами письменный опрос (в тетрадях по самообразованию), который включает  вопросы организации работы   по развитию у детей двигательной активности ДОУ.

Выводы по итогам тематического контроля «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ» ведется  работа по  развитию у детей двигательной активности в разных видах деятельности в режиме дня дошкольного образовательного учреждения.

Осуществляется по следующим направлениям:

  1. развитие двигательной сферы,  посредством физкультурных занятий, подвижных, спортивных и игр — развлечений на воздухе, а также в разных видах деятельности в режиме дня ДОУ.;
  2. формирование необходимых знаний, умений и навыков у дошкольников в организации здорового образа жизни с помощью бесед, наблюдений, решения проблемных ситуаций, игровых задач, связанных со сбережением здоровья;
  3. охрана и укрепление психического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников, достигаемые за счет создания комфортной среды в группах, недопущения психологических и физических перегрузок;
  4. формирование основ безопасности детей, базирующееся на понимании каждым ребенком значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья;
  5. гигиеническое воспитание детей и родителей, направленное на пропаганду здорового образа жизни;
  6. Профилактические мероприятия.

Источник

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ

Основной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, развитие функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).

Работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, заведующей, методиста.

Основная цель медико-педагогического контроля: оптимизировать двигательную активность детей.

Основные задачи и формы медико-педагогического контроля

Задачи медико-педагогического контроля

  1. Выяснить уровень физического развития, функциональные возможности организма и уровень развития двигательного аппарата.
  1. Систематически наблюдать за динамикой роста, здоровья и развития моторной функции ребенка после физических упражнений, чтобы оценить оздоровительный эффект.
  1. Профилактика, выявление и лечение изменений в организме ребенка при нерациональном занятии физкультурой.
  1. Проведение санитарно-просветительной работы.
Читайте также:  Особенности развития ребенка с зпр слуховое восприятие

ФОРМЫ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Основными формами медико-педагогического контроля являются:

  1. медицинское обслуживание детей, формирование групп здоровья, физическая подготовка – основанные для формирования групп для занятий физическим воспитанием;
  2. медико-педагогические наблюдения во время занятий, соревнований.
  3. санитарный осмотр места проведения занятий;
  4. диспансеризация – занятия детей в подготовительных или специальных группах;
  5. медицинские консультации по вопросам физического воспитания;
  6. медицинское сопровождение во время соревнований;
  7. профилактика спортивного травматизма;
  8. санитарно-просветительная работа;
  9. контроль за эффективностью организации физического воспитания в дошкольном учебном заведении.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Распределение детей на группы здоровья для проведения занятий проводится следующим образом:

  1. Медицинское обследование детей проводится согласно приказу Министерства охраны здоровья Украины от 29 ноября 2002 года № 434.
  2. Уровень гармонического и физического развития детей согласно их возрасту.
  3. Определение функционального развития ребенка (использование спец. методов обследования).
  4. Оценка физической подготовленности, что включает определение у детей уровня развития физических данных.

Внимание!

Ошибочный подход к степени развития здоровья ребенка, его физическому развитию, уровню функциональных возможностей может снизить физическую и умственную трудоспособность, уровень здоровья и даже привести к психической травме ребенка.

Перевести ребенка из спец группы в подготовительную, а из подготовительной в основную, можно только после медицинского обследования.

После перенесения острых хронических заболеваний, оперативного вмешательства или после травмы, в период реабилитации их зачисляют в спецгруппу для проведения лечебно-физкультурного комплекса.

Особенности организации занятий по физическому воспитанию для разных групп

Название

группы

Критерии

Характеристика физической

нагрузки

Примечание

Основная группа

1. Возраст

Высокий или средний уровень гармоничного развития.

2. Функциональные возможности соответствующие возрасту.

3. Отсутствие острых или хронических заболеваний.

4. Физическая подготовка позволяет планировать физическую нагрузку.

5. Сердечнососудистая система нормально реагирует на физическую нагрузку

Физическая подготовка проводится в полном объеме с программой

Рекомендации врача (в зависимости от анатомического строения тела, функциональных возможностей и индивидуальных особенностей)

Подготовительная группа

1. Возраст, низкий уровень физического развития. Дисгармония развития за счет дефицита массы тела.

2. Физические возможности ниже возрастных норм.

3. Отсутствие острых и хронических заболеваний.

4. Реабилитационный период после острого заболевания.

5. Отставание в физической подготовке.

Постепенное усвоение программного материала проводится за счет исключения некоторых видов физических упражнений.

Нормативы, на основе которых выявляется успешность, разрабатывают преподаватели по физическому воспитанию.

Занятия в основной и подготовительной группах разрешается проводить совместно.

Специальная группа

Значительные отклонения постоянного или временного характера, или противопоказания для занятий физи-ческого воспитания.

Физическая подготовка проводится по специальным программам ЛФК.

Занятия проводятся специалистами по ЛФК.

Ориентировочные сроки восстановление занятий физкультурой в основной (подготовительной) группах

Название болезни

Срок восстановления физкультурных занятий

Примечание

Ангина

2-4 недели

Для перевода в основную группу нужно сдать анализы, обратить внимание на сердечно-сосудистую систему

ОРЗ

1-3 недели

Избегать переохлаждения

Пневмония

1-2 месяца

Избегать переохлаждения. Рекомендовать дыхательные упражнения

Грипп

2-4 недели

Обратить внимание на работу сердечно-сосудистой системы

Острое инфекционное заболевание

1-2 месяца

Занятие начинать только после лабораторных обследований, обследования сердечно-сосудистой системы.

Острый отит

3-4 недели

Избегать переохлаждения. Исключить резкие упражнения (резкие повороты, перевороты и т.д.)

Схема визуального обозначения степени утомляемости детей во время физических нагрузок.

Объекты

наблюдения

Признаки утомляемости и степень

Мала

Средняя

Недопустимая

Цвет кожи лица

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение или посинение

Речь

Четкая

Затруднена

Затруднена или невозможна

Мимика

Обычная

Лицо напряжено

На лице выражено страдание

Потливость

Небольшая

Обильная, в верхней половине тела

Стекание пота по всему телу.

Дыхание

Ускоренное, ровное

Сильно ускоренное, рывками через рот

Сильно ускоренное, поверхностное с отдельными глубокими вдохами

Движение

Бодрое

Качание, нетверды шаг

Резкое качание, дрожь в конечностях, вынужденная поза при сидении

Самочувствие

Жалоб нет

Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, шум в ушах

Жалобы на плохое самочувствие, боль у правого подреберья, головная боль, тошнота, икота.

Внимание

Точное исполнение команд

Ошибки при выполнении команд не четкое их выполнение

Выполнение команд нечеткое, вольное

Читайте также:  Краснодар детские центры развития ребенка

Оценка эффективности физкультурного занятия

Оценку эффективности физкультурного занятия нужно проводить при помощи:

  1. наблюдений и опросов, что позволяет оценить степень развития утомляемости.
  2. хронометражных наблюдений.

В ходе проведения хронометражных наблюдений при помощи секундомера – регистрирую время отдельных видов деятельности во время занятия. При этом, в зависимости от возраста, учитывают, что:

а) вводная часть (3-4 мин.) – это организация детей  и подготовка их к занятию;

б) подготовительная часть (4-8 мин) – предназначена для проведения упражнений из общей физической подготовки;

в) основная часть (8-14 мин), где раскрывается тема занятия, разделяется на два периода I период – формирование новых движений и II период закрепления их.

г) заключительная часть (3-4 мин), обеспечивает поступательное движение показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма до исходного уровня (на 2-3 мин после окончания занятия).

Общая плотность занятия

Общая плотность занятия физического воспитания выражается в % отношении используемого времени занятия к его общей продолжительности. В соответствии с гигиеническими требованиями эта величина должна быть не меньше 90%.

Моторная плотность занятия

Моторная плотность занятия физического воспитания выражается в % отношении затраченного времени к его общей продолжительности. В соответствии с гигиеническими требованиями эта величина должна быть не меньше 70%

Физиологическая кривая оценки реакции ребенка на физические нагрузки

Оценку реакции ребенка на физические нагрузки во время занятия проводят при помощи построения физиологической кривой .

Для этого измеряют частоту пульса у двух – трех детей перед занятием, после каждой части занятия и в конце занятия. Результаты измерения графически изображают на кривой: по горизонтали – длительность каждой части, по вертикали величина пульса.

При правильном построении занятия и адекватности физической нагрузки возможностям детского организма – физиологическая кривая характеризуется потенциальным увеличением частоты сердечных пульсаций, в вводной и подготовительной части, высоким уровнем (80 – 100% от начального пульса) в основной части, и постепенным уменьшением в заключительной части.

Низкий подъем, и ровный верхний край физиологической кривой показывает недостаточность физической нагрузки. Многоступенчатая кривая показывает о периодах бездеятельности.

Нужно знать, что пульсовая реакция зависит от величины нагрузки и уровня подготовленности ребенка к ним.

Эффективность физического воспитания детей основной и подготовительной группы определяется за динамикой показателей острых заболеваний в течении года, показатели физического развития и гармоничности в результате выполнения контрольных двигательных листов.

ПОКАЗАТЕЛИ ПУЛЬСА ДВУХ ДЕТЕЙ

№ п/п

Ф.И.

возраст

Группа здоровья

Пульс

До занятия

Вводная часть

Основная часть

Подвижная часть

Заключительная часть

Через 2 мин после занятия

1.

Созонцев Денис

5 лет

2 мес

1

80

88

120

130

94

80

2.

Артюшенко Лена

5 лет

8 мес

1

78

86

118

128

92

78

ФИЗИЧЕСКАЯ КРИВАЯ ЗАНЯТИЯ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ПУЛЬСА ДВУХ ДЕТЕЙ

Пульс (удар в мин)

МИНУТЫ

5

15

23

27

30

150

145

140

135

130

125

120

115

110

105

100

95

90

85

80

Части занятия

Вводная

Общеразвивающие упражнения

Основные виды движений

Подвижная игра

Заключительная часть

ПРОТОКОЛ ХРОНОМЕТРАЖА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕГИСТРАЦИЕЙ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Фамилия, имя ____________________________________________________________

Группа      _____________________

Возраст          _____________________________________________________________

Дата         _____________________

Основные моменты хронометража

Время по минутам

Востановление частоты сердечных сокращений

Общее время в минутах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

1

2

3

Выполнение упражнений

Расстановка, уборка инвентаря

Ожидание отдыха

Обоснованный простой

Частота сердечных сокращений, исходная

Показ, объяснение

В каждой графе время отмечается в секундах, по минутам

Продолжительность занятия –