Контроль развития ребенка с нарушением

Библиографическое описание:
Дюдюева, О. Ю. Контроль за нервно-психическим развитием ребенка как способ выявления отклонений в раннем возрасте / О. Ю. Дюдюева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2104/ (дата обращения: 18.09.2020).
Правильно ли
развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития,
чтобы избежать в будущем многих проблем? Что является критериями
показателей развития малыша? Ведь своевременность формирования
основных умений, навыков в первые годы жизни, как правило, исключает
трудности дальнейшего обучения. Очень важно, чтобы развитие ребенка
протекало гармонично, раскрывало его способности. Ведь от того, какие
развивающие условия были созданы, на что делается упор, какие
воспитательные приемы использовались, чему и как учили ребенка, и от
многого другого зависит его компетентность. Для того чтобы понять
уровень развития ребенка, необходимо принять во внимание, что это и
проверка взрослого, т.е. педагога, который организует такую
среду, в которой ребенок достигает определенных для его возраста
показателей развития.
Как отмечают В.М. Сотникова, Т.Е.
Ильина, процесс отслеживания педагогического процесса в детском саду
складывается из единства трех стадий [4,
с. 4]:
– сбора информации о ходе воспитательно-образовательного
процесса в детском саду, т.е. установления и выявления фактов;
– анализа собранного материала, его оценка;
– выработки мероприятий, направленных на улучшение
существующего положения в дошкольном учреждении в целом или в
определенной возрастной группе. Организация наблюдения
педагогического процесса в детском саду проходит через все виды
контроля (оперативный, тематический, итоговый).
Контроль должен быть своевременным. В процессе контроля
констатация фактов не должна быть самоцелью, она должна помочь
выявлению причин, вызывающих недостатки в работе, выработке
эффективных мер, предусматривающих их устранение. Необходимо
вскрывать причины, обстоятельства, которые привели к недостаткам в
воспитательно-образовательной работе с детьми, а также педагогической
деятельности коллектива.
Одним из видов контроля за ходом психического развития
ребенка раннего возраста является психологическая диагностика.
Т.Д. Марцинковская пишет, что
термин «психодиагностика» можно рассматривать с разных
позиций: как теоретическую психологическую дисциплину и как
практическую психологическую деятельность. В первом случае –
это область психологической науки «О методах классификации и
ранжирования по психологическим и психофизиологическим признакам».
Во втором случае – это разработка методов выявления и измерения
индивидуально-психологических особенностей личности
(научно-исследовательская деятельность), а также их использование с
прикладными целями (научно-практическая деятельность).
Применительно к дошкольному
детству (включая ранний и дошкольный возраст), психодиагностика
определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на
протяжении всего указанного периода, в контексте семьи и
образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения
(ДОУ). Следовательно, предметом психологической диагностики в
условиях ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей,
причины нарушений и отклонений в их психическом развитии [1, с.86].
Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в
том, чтобы, опираясь на возможности ребенка, развивать его при
активном участии самого ребенка. Эта задача, по мнению ряда авторов
(Н.М. Щелованов, Э.Л. Фрухт, Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В.
Пантюхина, Н.В. Серебрякова и др.), заключается в ранней и
своевременной диагностике, определяющей уровень развития малыша. При
этом определяется актуальная зона его развития.
Диагностика предполагает
эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в
непринужденной ситуации. При этом важнейшим является не только
альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие
моменты, как направленность детского мышления, проявление его
личности (отношение к предложенной деятельности, умение принять
задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым,
отношение к результатам своей деятельности).
Диагностика психического развития дает возможность
определить такую сложность задания, которая вызывает интерес ребенка
в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым
получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое
общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего
развития». Л.С. Выготский использовал это понятие, имея в виду
психические процессы вообще, «область не созревших, но
созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности
в целом [3,с.32].
Для детей раннего возраста
разработаны показатели и методы диагностики психического развития
ребенка. На 1-му
году жизни авторами
ее являются Н.М.
Щелованов, Э.Л.
Фрухт, на
2-3-м году – Н.М.
Аксарина, К.Л.
Печора, Г.В. Пантюхина.
К
раннем возрасту применяют термин «нервно-психическое
(психомоторное)» развитие ребенка, которое рассматривают как
качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений.
Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня
биологического созревания ребенка, особенно в первые месяцы и годы
жизни. Нервно-психическое (психомоторное) развитие во многом
регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за
ребенком, являясь отражением степени его социализации.
Еще в Советском Союзе
Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной, М.Ю.Кистяковской,
С.М. Кривиной, Н.Ф. Ладыгиной были разработаны показатели
нервно-психического развития (НПР) детей раннего возраста и принципы
контроля за их развитием. Этот метод диагностики нервно-психического
развития детей раннего возраста отличался от существующих в
зарубежной педагогике и психологии, так как он опирался на
объективное изучение закономерностей хода развития детей в
определенных условиях воспитания.
Метод
диагностики позволял
ставить перед ребенком определенные задачи и объективно
оценивать его способности и уровень развития.
Цель
диагностики
– своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и
поведении ребенка для необходимой коррекции.
Как отмечали данные исследователи
диагностика нервно-психического развития детей в первые три года
жизни является одной из важных функций врача и педагога дошкольного
учреждения (яслей, яслей-сада, дома ребенка) и детской
поликлиники [2]. Традиционно, воспитательница группы под руководством
старшего воспитателя, применяя методы диагностики, определяет уровень
развития ребенка и оценивает его по показателям. В настоящее время
эту функцию выполняют педагоги-психологи ДОУ.
Контроль за динамикой развития
детей в дошкольных учреждениях осуществляется по представленным
показателям (стандартам) развития в установленные сроки [2]:
на 1-й году жизни – ежемесячно,
на 2-м году – 1 раз в квартал,
на 3-м году – 1pаз в полугодие в дни,
близкие к дню рождения ребенка.
Каждый ребенок проверяется по
показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует
возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного
периода.
На 1-м году жизни
в возрасте от 1 до
5-6 мес.
Проверяется:
- развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций,
- положительных эмоций и общения детей друг с другом,
- движений руки, общих движений,
- подготовительных этапов активной речи и умений в
процессе кормления.
В возрасте от 6
до 12 мес.контролируется:
- развитие общих движений,
- понимания речи и активной речи,
- действий с предметами,
- умений и навыков в процессах, общения детей друг с
другом.
Наиболее
значимыми в 1-ом
полугодии являются
зрительные и
слуховые ориентировочные реакции,
положительные эмоции
(с 2 мес.)
и движения руки
(с 4 мес.).
Значение движений
руки особенно
велико во 2-ом
полугодии (с
7 мес.). В этом же
возрасте значимым для многих функций оказывается понимание
речи. Наиболее
информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его
состояние, уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих
умений являются показатели, которые могут быть отнесены к
социальным (этапы развития активной речи, первые формы общения
детей друг с другом, умения и навыки в процессах). В случае задержки
развития других они также формируются с отставанием. На каждом этапе
развития между функционально близкими показателями
устанавливается двусторонняя связь. Два показателя определяют
развитие друг друга и являются взаимно информативными.
Для проверки развития детей должен
быть подобран материал, аналогичный используемому в самостоятельной
деятельности. Одномоментно проверяется развитие ребенка не более
чем по 2-3 показателям.
Поведение ребенка, состояние
возбудимости нервной системы, выносливость, подвижность,
уравновешенность, контактность и другие индивидуальные особенности
могут быть определены путем наблюдения за ним.
За нормальное
развитие на 1-м году жизни
принимается формирование
умении в пределах ± 15 дней от возраста,
принятого за норму.
Умения,
формирующиеся до верхней
границы нормы (до “+ 15 дней”),
т.е. раньше на 16 дней, 1 мес. и более, свидетельствуют об
ускоренном или
раннем развитии.
Овладение
умениями с задержкой
до 1 мес., т.е.
после допустимой степени отклонения(нижней границы
кормы ” — 15 дней”),
указывает на замедленный
темп развития.
Формирование
умений с задержкой
до 2 мес.
классифицируется как отставание,
требующее консультации врача-педиатра и специалиста
и дополнительных воспитательных воздействий.
Овладение
умениями с задержкой
на 3 мес. и более
свидетельствует о значительном
отставании, которое может быть отнесено к состоянию,
пограничному с нормой.
Причинами отставания могут быть
длительное заболевание ребенка, неблагоприятные условия жизни,
педагогическая запущенность или не выявленная ранее патология
центральной нервной системы. Поэтому необходимы тщательное
обследование ребенка и постоянный контроль за ним со стороны
специалистов.
На 2-м году жизни
в развитии ребенка выделено четыре периода:
от
1 г. 1 мес. до
1 г. 3 мес., от
1 г. 4 мес. до
1 г. 6 мес., от
1 г. 7 мес. до
1 г.9 мес., от
1 г. 10 мес. до
2 лет.
В каждом периоде диагностируется
развитие понимания речи, активной, речи, сенсорное развитие, развитие
игры и действий с предметами, движений, навыков.
Развитие активной речи – наиболее
информативный показатель на 2–3-м году жизни,
сигнализирующий о каких-либо неблагополучных условиях воспитания
и требующий особого внимания со стороны воспитателей, показатель,
наиболее сложный и вновь формирующийся.
Наиболее значимыми на 2-м году являются показатели,
отражающие развитие движений, действий с предметами, понимания
речи. На 3-м году все показатели приобретают одинаковую значимость.
За нормальное развитие на 2-м году жизни принимается
формирование умений в пределах квартала.
На 3-й году жизни
в развитии ребенка выделено два полугодия. В 1-м полугодии
проверяется развитие активной речи, игры, конструктивной
деятельности, сенсорное развитие, развитие движении и навыков в
процессах, во 2-м полугодии – развитие активной речи, игры,
изобразительной и конструктивной деятельности, сенсорное
развитие, развитие движений и навыков.
На 3-м году жизни за нормальное развитие принято
формирование умений в пределах 1-го полугодия.
Анализ последних лет показывает, что если раньше дети
раннего возраста воспитывались больше дома, то теперь в ДОУ в большом
количестве поступают дети, как из неблагополучных, так и
благополучных семей, однако дети с задержкой в развитии остаются.
Что, прежде всего, задерживается у детей? Прежде всего,
функции, которые вновь формируются, являются новообразованием –
развитие активной речи, сенсорное развитие, которое связано с
формированием наглядно-действенного мышления. Это не может не
отразиться на дальнейшем развитии детей дошкольного возраста, где
также наблюдается более позднее развитие речи и мышления. Кроме этого
выявляется более позднее формирование внимания и памяти.
Определяя уровень психического развития, и оценивая
поведение детей, мы всегда обращаемся к анамнезу ребенка, т.к.
опираемся на систему комплексной оценки состояния здоровья ребенка,
включающая, как биологический, так и социальный анамнез.
Анализ влияния биологического
анамнеза на психическое
развитие и поведение ребенка выявил следующее
[3]:
число детей, имеющих благоприятный анамнез, с годами
постепенно уменьшается;дети, имеющие неблагоприятный анамнез, имеют больший
процент отклонений в развитии и поведении;
3) развитие такого социального
показателя, как речь, также имеет связь с биологическим анамнезом.
Динамика такого важного показателя, как активная речь в периоде
становления, связана с тем, как протекала беременность и роды мамы.
Явления токсикоза беременности, обвитие пуповины при родах, диагноз
невропатолога при рождении ребенка имели определенную связь с речевым
развитием;
длительность грудного вскармливания, предполагающего
необходимый интимный эмоциональный контакт ребенка с матерью, также
необходима для здоровья и развития ребенка (многие дети
вскармливаются до 3-х месяцев, наиболее эффективный срок
вскармливания – 9-12 месяцев. Дети, вскармливаемые грудным
молоком после 12 месяцев, имеют аффективную привязанность к матери,
проблемы адаптации к ДОУ).
Немаловажное значение имеет социальный
анамнез в развитии ребенка, формировании его
личности. Довольно часто в условиях семьи либо не создаются
оптимальные условия для развития ребенка, либо наблюдается
форсирование темпов развития, в результате чего ребенок лишается тех
основ, которые формируются в раннем детстве, и родители не приходят к
желаемым результатам. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряются
неповторимые возможности, присущие детям раннего возраста.
Литература:
Детская практическая психология: Учебник / Под ред.
проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005.Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,
Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых
трех лет жизни. – М.: Центральный ордена Ленина институт
усовершенствования врачей Министерства здравоохранения СССР, 1983 г.Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего
возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк.
учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.Сотникова В.М., Ильина Т.Е.
Контроль за
организацией педагогического процесса в группах раннего возраста
ДОУ. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие ребенка, активная речь, ребенок, развитие, ранний возраст, показатель, жизнь, метод диагностики, психическое развитие, сенсорное развитие.
Источник
Ранее я поднимала тему к каким врачам прежде всего стоит идти. А в этой статье я бы хотела поговорить об обследованиях, которые необходимо пройти, если вы обнаружили у ребенка симптомы проблем с речью, аутизма и ЗПР. Их обязательно нужно сделать, чтобы исключить ситуации, когда родитель мечется и не знает чем помочь ребенку, а у ребенка на самом деле просто нарушена какая-то физиологическая функция. Например, он глухой и ему нужен слуховой аппарат и сурдолог, в то время как мама высаживает его на безглютеновые диеты, кормит БАДами и водит по логопедам, которые в силу отсутствия слуха вряд ли чего-то от него добьются.
Ниже пойдет речь о довольно распространенных состояниях, при которых развитие ребенка может затормозиться и выглядеть как алалия, аутизм и другие “замечательные” вещи, с которыми лучше на практике никогда не знакомиться. Только если раньше мы обсуждали причины нарушений развития, с которыми практически ничего уже нельзя сделать, то сейчас речь пойдет о более-менее исправимых состояниях, которые можно диагностировать, пролечить и компенсировать, если не полностью, то хотя б значимую часть.
Нарушение кровоснабжения головного мозга
Человеческий мозг так устроен, что наибольший доступ к потоку крови, а значит и к кислороду, имеют самые важные, по мнению природы, его части. Это лимбическая система (эмоции), ствол и продолговатый мозг (ниже на картинке – рептильный), а также мозжечок (красный). Эти отделы мозга называются архикортекс и палеокортекс – если не вдаваться в пространные рассуждения, то это попросту отделы “старого мозга” – основа мозга для практически всех животных.
изображение из открытых источников
Почему по мнению природы так важны именно эти части? Потому, что наше тело заточено под самосохранение любой ценой. Для выживания важно, чтобы работало сердце, вы могли справлять естественные нужды, дышали (ствол + продолговатый мозг), могли убежать или сражаться при опасности (мозжечок+лимбическая система), испытывать голод, сексуальное влечение и материнский инстинкт (лимбическая система).
Но для вашего выживания совсем необязательно говорить, логически мыслить и осуществлять какую-то сложную умственную деятельность. Из-за этого неокортекс, особенно лобно-височные доли мозга, ответственные за интеллект, получают снабжение в последнюю очередь. Если по какой-то причине кровоснабжение мозга нарушается, в первую очередь пострадает именно неокортекс, то есть мышление, речь, интеллект, что приводит к задержке развития. Развивается дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭП).
Как обнаружить:
Проблемы с кровоснабжением может обнаружить офтальмолог при осмотре глазного дна. При ДЭП обычно повреждаются микрососуды на дне глаза.
Более глубокие исследования – транскраниальное УЗДГ сосудов головы и дуплекс брахиоцефальных сосудов (исследование сосудов шеи с поворотными пробами).
Новообразования в мозге, внутричерепное давление
Если новообразования (кисты, опухоли) небольшие по размеру, какое-то время они могут не вызывать видимых нарушений, а сигнализировать о себе будут тем, что ребенок, например, все никак не заговорит, плохо слышит без патологий со стороны органов слуха, странно себя ведет (аутичные симптомы) и т.д.
Повышенное внутричерепное давление тоже на глаз не распознается, но когда оно долго сохраняется на постоянном уровне, мозговые ткани начинают раздражаться, что приводит к ухудшению их питания. Итогом может стать ЗПР, алалия и аутизм.
Как обнаружить:
Родничок у детей в норме закрывается к 2 годам. Если родничок не закрылся, а проблемы видны, можно сделать нейросонографию (УЗИ мозга).
С помощью НСГ конечно далеко не все можно увидеть, зато оно безопасное и безболезненное. НСГ может обнаружить крупные кисты, смещение структур мозга, новообразования, повышение внутричерепного давления.
МРТ конечно более информативный метод со значительно лучшим разрешением. МРТ считается безопасным, но его имеет смысл проводить как уточнение после других исследований, если у вас уже есть намеки на какие-то нарушения. Почему? Потому, что на МРТ требуется хотя бы 30 минут неподвижно лежать. Ребенок до 5 лет, да ещё и с диагнозами вроде алалии или аутизма, просто неспособен на такой подвиг. Физиологический сон не прокатит, так как аппарат сильно шумит. Поэтому МРТ маленьким детям делают исключительно с наркозом, который тоже не безвредная конфетка.
Своему ребенку, честно скажу, я МРТ сделала, так как всё думала, что врачи что-то проглядели. Но сейчас я считаю, что это была зряшная затея. Опухоли и кисты можно увидеть и на НСГ, показывать наличие новообразований, кстати, косвенно может и ЭЭГ. Нарушения кровообращения видит допплер. Поэтому глубинного смысла в МРТ без назначения врача обычно нет.
Эпилепсия, очаги повышенной судорожной готовности
“Эпилепсия – это же когда человек падает и дергается?” – спросите вы.
И да, и нет. Существует огромное количество форм эпилепсии. Далеко не вся она связана с видимыми припадками. Бывает, абсансная эпилепсия – человек просто теряет сознание на несколько секунд, а потом возвращается к своим делам как ни в чем ни бывало. Это могут не заметить ни он, ни другие люди. Бывает, что нет никаких припадков, зато есть неудержимые приступы смеха. Если смотрели фильм “Джокер”, то у главного героя расстройство как раз напоминающее геластическую эпилепсию – смех, вместо припадков, который появляется к месту и без. Бывает, что всё выражение эпилепсии – это плохое настроение после сна и крики во время него.
фото из открытых источников
Как обнаружить:
Эпилепсия способна здорово испортить жизнь. Мозг, который постоянно атакует эпилепсия, не успевает от нее оправиться. В итоге развиваются повреждения мозговой ткани, что, опять же, приводит к появлению аутичного поведения, алалии, ЗПР. Кроме того, при повышенной судорожной готовности не рекомендуется пить многие лекарства и ноотропы, чтобы не провоцировать мозг на приступы. Поэтому при задержках развития абсолютно показана электроэнцефалограмма (ЭЭГ).
Существует три вида ЭЭГ. Рутинная (в состоянии бодрствования 30 минут), ЭЭГ дневного сна (1-3 часа) и ЭЭГ ночного сна (8-10 часов).
- Рутинная ЭЭГ чаще всего может поймать только какие-то намеки, чтобы дальше обследовать мозг, если она не делается прямо во время приступа;
- ЭЭГ дневного сна более информативно потому, что существует группа бессудорожных эпилепсий, активных только во сне. Она же и рекомендуется как основное ЭЭГ, так как включает в себя исследование всех стадий работы мозга: провокационные пробы, бодрствование, засыпание, сон, пробуждение;
- ЭЭГ ночного сна наиболее подробное из всех. Рекомендуется для уточнения диагноза, если раньше на ЭЭГ уже находили эпиочаги.
Слуховая нейропатия
Это нарушение слуха, при котором звук нормально проходит до улитки (внутреннего уха), но при этом дальше, по слуховому нерву до мозга, он идет с помехами.
При слуховой нейропатии человек может быть как полностью глухим, так и слышать всё, кроме речи. Речь будет казаться неразборчивой. Почему страдает именно распознавание речи? Потому, что в речи присутствует одновременно очень много звуков разной тональности. При слуховой нейропатии эти звуки слипаются в кучу и превращаются в неразборчивую кашу. Детям со слуховой нейропатией часто ошибочно ставят сенсорную алалию или аутизм.
Как обнаружить:
Сделать КСВП.
КСВП похоже на ЭЭГ, только там не так много электродов. На ребенка одевают электроды и наушники. В наушники подают щелчки разной громкости и смотрят как ведет себя слуховой нерв и как при этом отвечает мозг.
фото из открытых источников
Впридачу к КСВП стоит сделать отоакустическую эмиссию и импедансометрию, чтобы исключить проблемы с органами слуха. Если слух снижен не до тотальной глухоты, может наблюдаться ситуация, при которой ребенок в принципе реагирует на звуки, но не на речь, так как она попросту сложнее для восприятия.
Гипотиреоз
Очень распространенное заболевание, связанное с нехваткой йода и, соответственно, гормонов щитовидной железы. Россия и страны СНГ относятся к регионам с дефицитным содержанием йода в почве. В наших краях нет доступа и к другим резервуарам этого микроэлемента – морепродуктам и водорослям. Соответственно, проблема йододефицита у нас стоит достаточно остро.
У взрослых, пока дефицит йода не станет тотальным, гипотиреоз вызывает смазанные симптомы: усталость, ухудшение памяти, выпадение волос, снижение либидо. Неприятно, но в принципе жить можно.
Для детей, особенно в период до 3 лет, йод – критически важный микроэлемент для развития мозга. Если йода остро не хватает, ребенок отстает в физическом и психическом развитии. Нарушения психики варьируются по тяжести: может быть сравнительно легкая неврология с пониженным мышечным тонусом и плохой координацией, или такое отставание, что ребенок не в состоянии ходить и говорить.
Как обнаружить:
Пройти обследование у эндокринолога. Врач проведет общий осмотр и отправит на анализ крови. Обычно достаточно трёх показателей: ТТГ, Т3 и Т4. Дальше по ним будет подбираться соответствующее лечение.
Честно скажу, может быть и так, что в ходе обследования окажется, что ребенок здоров, как космонавт, и видимых причин для беспокойства нет. Однако, эти обследования стоит пройти, так как выявляемые ими болезни достаточно сильно распространены. Поэтому существует немалая вероятность, что вы сможете обнаружить проблему, пролечите ребенка и забудете о таких страшных словах, как алалия, ЗПР и аутизм, как о кошмарном сне.
Спасибо всем прочитавшим! Ставьте лайки и подписывайтесь 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Источник