Консультирование родителей и родителей по проблемам развития ребенка

Консультирование родителей и родителей по проблемам развития ребенка thumbnail

Если ниже в перечне НЕТ НУЖНОЙ ВАМ КОНСУЛЬТАЦИИ, Вы можете её заказать индивидуально, для этого пишите в личку https://vk.com/id115215688 с пометкой “НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ… (и укажите, какая именно)”.

94. Как помочь ребенку полюбить чтение
95. Хвалим ребенка правильно
96. Консультация для воспитателей.
97. Инструкция по воспитанию красноречивого ребенка
98. Если ребенок левша
99. Детям о пожарной безопасности
100. Правила поведения при общении с животными.
101. Спортивные секции для детей
102. Задержка речевого развития
103. Детское автокресло
104. Музыкотерапия
105. Ум на кончиках пальцев
106. Развиваем творчество
107. Учим ребенка управляться с ножницами
108. Роль игрушки в жизни малышей
109. Проблемы личностного развития у детей
110. Ротавирусная инфекция: профилактика, симптомы, лечение, возможные осложнения
111. Использование дидактических игры в экологическом воспитании дошкольников
112. Почему дети не читают? И как заинтересовать ребенка чтением?
113. Обидчивый ребенок
114. Игры и задания для развития мелкой моторики
115. Игры для гиперактивных детей
116. Агрессивный ребёнок
117. Звуковая культура речи. Упражнение на развитие фонематического слуха
118. Экологическое воспитание дошкольников
119. Игры, которые лечат
120. Не делайте работу за ребенка или как воспитать помощника
121. Зачем логопед задает домашнее задание?
122. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
123. Как превратить чтение в удовольствие
124. Развитие речи: игры в кругу семьи
125. Что рисует ваш ребенок
126. Бабушки и дедушки
127. Роль отца в воспитании ребенка
128. “Живые витамины”
129. Дети и театр
130. Когда ребенок ябедничает
131. Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
132. Роль бабушек в воспитании детей
133. Одежда для прогулок
134. Игры для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
135. Прогулка зимой
136. Подвижные игры для детей весной – веселые старты
137. Как ухаживать за молочными зубами
138. Новый взгляд на родительские собрания
139. Советы учителя логопеда родителям
140. Поём вместе с мамой
141. “Первый раз в детский сад”
142. Как подготовить замкнутого, медлительного, агрессивного и т.д. ребенка к детскому саду?
143. Тест “Рисунок семьи”
144. Личная гигиена дошкольника
145. Развиваем мелкую моторику
146. Развиваем речь с помощью скороговорок
147. Как научить ребенка ездить на велосипеде
148. Правила поведения на железной дороге
149. Четыре заповеди умного родителя.
150. Первая помощь при детских травмах
151. Скоро в школу
152. Игры на кухне
153. Готовность к школе
154. Математика вокруг нас
155. Маленький разбойник
156. Развитие речи детей 3-4 лет
157. Летние игры с водой
158. Мама-терапия
159. В дом входит доброта
160. Как подготовить замкнутого, медлительного, агрессивного и т.д. ребенка к детскому саду?
161. Физическое воспитание
162. Логоритмика. Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях
163. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
164. Если ваш ребенок попал в больницу
165. Советы психолога для родителей
166. Родительский дневничок
167. Как избавить ребенка от страхов
168. Дети и компьютер
169. Экологическое воспитание детей
170. Роль книги в развитии ребёнка
171. Какие игрушки необходимы детям
172. Учите детей общаться
173. Здоровый образ жизни ваших детей
174. Покорми птиц зимой
175. Детские манипуляции
176. Детские вопросы и как на них отвечать
177. Дети и театр
178. Приучаем ребенка к порядку
179. Как ухаживать за молочными зубами
180. Как научить ребенка вырезать ножницами
181. Дорожная Азбука
182. Ребенок на улице. Советы и рекомендации для родителей
183. Здоровье ребенка.
184. Ошибки, которые совершать нельзя
185. Готовимся к школе. Игры, развивающие речь
186. Памятка для родителей, чьим детям от трех до четырех лет
187. Воспитание усидчивости
188. Как одеть ребенка летом
189. Общение с ребенком, совмещаем работу по дому

5. Роль книги в развитии ребёнка

6. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

7. ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

10. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА. Каким цветом рисует ваш ребёнок?

11. БЕРЕЖЕМ ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА

12. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЦИФР?

13. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАБОТИТЬСЯ О ЗУБАХ

14. Какие сказки лучше читать на ночь?

Источник

Александрова Светлана Геннадьевна,

                                                                                        директор и педагог-психолог  МОУ

 ППМС центра «Доверие» Волжского

                                                               района Республики Марий Эл

Консультирование родителей по проблемам связанным с детьми

В современном обществе огромное количество семей испытывают трудности во взаимоотношениях. Как результат этих трудностей – большое количество разводов, возрастающее число семей с одним родителем, брошенные дети, жестокое обращение с детьми. Для преодоления этих трудностей существует семейное консультирование. Работа практического психолога в сфере семейного консультирования направлена на оказание оперативной помощи семье в решении психологических проблем: взаимоотношения с детьми, проблемы в семейных отношениях, кризисные периоды семьи.

Существуют семьи здоровые (функциональные) и проблемные (дисфункциональные). В здоровой семье удовлетворяются все потребности (физиологические, потребность в безопасности, межличностные, эмоциональные). Это достигается уважением друг к другу, сходством интересов и ценностей, терпимостью друг к другу у всех членов семьи, соблюдением иерархических отношений, гибкостью при решении возникающих проблем.

Читайте также:  Развитие ребенка в двуязычной семье

Проблемная семья не позволяет личностно расти каждому из своих членов. Представители проблемных семей испытывают недостаток эмоционального тепла, чувство стыда за кого-либо из своих членов, необходимость создания семейных мифов и чаще всего это созависимые семьи. Нарушение эмоциональных контактов, их недостаточность или конфликтность – один из наиболее распространенных источников психологического неблагополучия детей, невротизации и отклонений в личностном развитии.

Консультирование родителей по проблемам, связанным с детьми, – это оказание оперативной помощи семье (клиенту) в решении психологических  проблем, Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

Младенческий и ранний возраст

Специалистами МОУ ППМС центра «Доверие» проводилась диагностика в дошкольных образовательных учреждениях. Было обследовано 58 детей раннего возраста (1,5-2 лет). Результаты диагностики показали, что у 37 детей (64%) слабо развита мелкая моторика; 28 детей (49%) имеют задержку речевого развития.

Проблемы, связанные с детьми  раннего возраста

1. Задержка психоречевого развития (ЗПРР). Причиной может быть ослабленное нервно-психическое или соматическое здоровье. Возможны слабовыраженные органические нарушения нервной системы: церебрастения, остаточные симптомы родовых травм, последствия ранних инфекционных явлений.

Рекомендации: психодиагностика, консультация для родителей, работа психиатра и невропатолога, дефектолога, логопеда. Из диагностических процедур: провести углубленную диагностику ребенка по карте обследования ребенка для 1-3 лет.

2. Наличие конкретной симптоматики (страх, заикание, энурез) связано с психотравмой (например, ребенка испугала собака) или с характером взаимоотношений в семье (например, энурез как протестная реакция при появлении младшего брата или сестры, которому родители уделяют много внимания, жестокость отца).

Рекомендации: семейное консультирование у психолога, лечение у врача-психиатра.

Дошкольный возраст

Как показывают современные исследования в области возрастной психологии, на протяжении дошкольного периода у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности (например, игра, общение со взрослыми и сверстниками). Сензитивный период для развития воображения и образных форм мышления. В этом возрасте приходится специально заботиться о развитии тех психологических качеств, которые обеспечат ребенку успешное вхождение в школьную жизнь.  В личностной сфере формируется самооценка, элементы волевой регуляции поведения.

В процессе консультирования часто приходится сталкиваться с ошибочными представлениями родителей о задачах умственного воспитания ребенка-дошкольника. Наиболее распространенное из них – это переоценка роли знаний и навыков школьного типа (умения читать, писать, считать) и недооценка более общих способностей, о которых мы говорили выше.

Проблемы, связанные с дошкольниками

1. Задержка умственного или общего психического и личностного развития (инфантилизм). Причиной могут быть ослабленное нервно-психическое здоровье, остаточные симптомы родовых травм, последствия ранних инфекционных заболеваний.

Рекомендации: психодиагностика, психокоррекция, консультация узких специалистов: (лор, невропатолог, хирург, педиатр, окулист) консультация и работа психолога, психиатра, дефектолога, логопеда.

2. Задержка речевого развития. Основными причинами общего недоразвития речи можно считать – это проблема двуязычия, различные внутриутробные патологии; родовые травмы и асфиксия во время родов; инфекционные заболевания в первые годы жизни ребёнка; наследственные факторы; неблагоприятные социально-бытовые условия.

Рекомендации: психодиагностика, психокоррекция, консультации психолога, психиатра, дефектолога, логопеда.

Решение проблемы

Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в воспитании и обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Открытие логопунктов и логогрупп, деятельность психолого-медико-педагогического (ПМП) консилиума в   дошкольных образовательных учреждениях и сотрудничество с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК)  МОУ ППМС центра «Доверие».

В Муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Волжского района в 2010 году  было 3 логопункта и 7 логогрупп и в них обучалось 167 детей;  в 2011 году – 4 логопункта и 6 логогрупп, детей в них – 170;  в 2012  году стало 5 логопунктов, 6 логогрупп,  в них  193 ребенка.

Школьный возраст

1. Проблемы, связанные с умственным развитием, неуспеваемость, трудности в понимании учебного материала.

Рекомендации: психодиагностика, консультации для родителей и педагогов, наблюдение психиатра, дефектологов (логопеда, олигофренопедагога), сопровождение ПМПК МОУ ППМС центра «Доверие»

2. Нарушение в сфере общения со сверстниками. Практика консультирования подтверждает раннее деление на «популярных» и «отверженных». Особенно тяжелые последствия несет положение отвергаемого. Возникает стойкое негативное отношение к общению, пассивность, высокая тревожность, конфликтность, агрессивность.

Рекомендации: консультирование родителей и педагогов, психокоррекция, тренинговые занятия по программам: «Обучение жизненно важным навыкам», «В погоне за идеалом», «Жизнь в радость».

Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех существенно влияет на мотивацию учения.

Проблемы, связанные с родителями

1.Незнание родителями возрастных норм развития. Неверные воспитательные установки и представления. Широко распространена установка на  послушного ребенка и стремление добиваться постоянного превосходства своего ребенка над другими, что приводит к завышению требований, предъявляемых детям, при этом недооценивается значение личностных форм общения и игровой деятельности.

Рекомендации: информирование, просвещение. Нужно учитывать, что часто воспитательные установки отражают проблемы родителей, их личностные черты, следовательно, консультирование или психотерапия родителей. Посещение занятий клуба родителей «Доверие»

2.Психологические проблемы самих родителей. Авторитарность, эгоцентризм, негибкость поведения, недостаточная зрелость, тревожность. Работают механизмы проекции.

Рекомендации: консультирование родителей, семейная терапия. Посещение занятий клуба родителей «Доверие».

Техники коррекции семейных психологических  проблем:

  1. Беседа. Наиболее традиционная форма семейного консультирования – беседа. В нашем Центре начинающие психологи применяют, именно, данную форму работы с семьей, но у нас стало традицией: на методическом объединении психологов мы проводим обучающие семинары по темам: «Что такое активное слушание и правила активного слушания», «Приемы эффективного общения».
  2. «Активное слушание» или «помогающее слушание». Данная техника  самая распространенная и эффективная, когда у клиента эмоциональная проблема,  т.е., когда клиент рассержен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал. (Чувства обозначили, состояние клиента стало более спокойное). И только после этого, когда клиент успокоится, можно начинать  прояснять проблему, с которой пришел клиент, именно его проблему, а не мужа и не детей. По прояснению проблемы, с которой столкнулся клиент,  есть методы, которые помогают клиенту самому описать проблему, которую он может решить. Важно, чтобы клиент сам уточнял психологическую проблему. В этом помогут  проективные рисуночные тесты, работа с субличностями, а еще метод: «Превращения проблемы в цель».
Читайте также:  Рисование как способ развития ребенка

Дальнейшие этапы работы – работа над изменением модели поведения. Составление позитивного намерения

Какие психологические проблемы, возникающие в семьях,  приходится нам решать?

  1. На первом месте – проблемы в развитии и обучении – 25%.
  2. Агрессивность одного из членов семьи -10%.
  3. Зависимость от психоактивных веществ (ПАВ) -10%.
  4. Страхи-10%.
  5. Изгои среди сверстников- 8 %.
  6. Бродяжничество и воровство – 7%.
  7. Посттравматические ситуации – 5%.
  8. Эмоциональная выгораемость у педагогов -5%.
  9. Одиночество – 3%.
  10. Попытка суицида – 3%.
  11. Боль утраты близких – 3%.

Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты.  

Основные из них:

1. Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента – один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, в нашем  случае с сыном, мама перестала обвинять окружающих, научилась с уважением относиться к себе и близким, узнала  о  «языке любви» и стала применять  в семье.  Мальчик стал ходить в школу, мама совместно с классным руководителем составили программу помощи в учебе сыну.

2. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Завершая свое выступление, хочется еще раз подчеркнуть: семейное консультирование привлекает психологов  именно тем, что возможности успешных стратегий работы в этой области кажутся неисчерпаемыми. Конечно, тому, кто только начинает свой профессиональный путь, лучше ориентироваться на опыт и мнение коллег, но, “встав на ноги”, каждый рано или поздно будет двигаться своим путем, следуя к одной цели — по мере сил помогать другим в решении их проблем. Наверное, это и есть самое важное и привлекательное в нашей профессии!

Список литературы:

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирования. – М.: 1999.

2. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1 и 2. –М.: Генезис, 2004.

3. Малкина – Пых И. Г. семейная терапия. – М.: Экмо, 2008.

4. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2000.

5. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2002.

Источник

Консультирование по вопросам детско-родительских отношений

Не реже, чем с просьбой о помощи в восстановлении семейных отношений, супруги обращаются в консультацию с жалобами на сложности отношений с детьми самых различных возрастов — от дошкольников до студентов и старше. Причём, это дети, у которых отсутствуют какие-либо отклонения, но есть самая большая проблема — отношения с собственными родителями, непонимание, доходящее до отчуждения.

Наиболее типичны жалобы на постоянные конфликты с ребёнком, на непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды); невнимательность; неорганизованность поведения; лживость (за которую принимают как «псевдоложь», то есть, детское фантазирование, так и ложь во спасение, из страха быть наказанным); упрямство; необщительность; неуважение к родителям; неподчинение; грубость… Список этих «грехов» можно продолжать до бесконечности.

Что делать психологу-консультанту на этапе работы с жалобой и запросом

Прежде всего, — наполнить жалобу-запрос конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения). Обеспечить «стереоскопичность» взгляда на ситуацию (и взгляд на неё родителей, и взгляд ребёнка, и материалы психодиагностики).

Консультирование родителей и родителей по проблемам развития ребенка

140 самых известных психологических тестов  для диагностики детей от 3 до 7 лет в одном издании!

Весь стимульный материал методик в хорошем цифровом качестве и уже подогнан по размерам страниц А4.

СОДЕРЖАНИЕ И СТОИМОСТЬ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

В любом случае психолог должен быть на стороне ребёнка. Его работа состоит не в подтверждении наличия «отрицательного» качества у ребёнка (чего в ряде случаев только и ждёт родитель), а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития, его возможностях и путях преодоления конфликтных отношений с родителями.

Причины нарушений детско -родительских отношений — это прежде всего неумение понять ребёнка, уже допущенные ошибки воспитания (не со зла, а в силу ограниченности и традиционности представлений о воспитании) и, конечно, столь типичная для последних лет бытовая и личностная неустроенность самих родителей.

Направления консультирования

В целом в психологическом консультировании по поводу сложностей отношений с детьми целесообразно выделить три органически связанных направления:

  1. Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.
  2. Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по её изменению.
  3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребёнком.

Главным объектом воздействия становится сфера сознания родителей, система сложившихся стереотипов, формы взаимодействия в семье. Именно поэтому для многих родителей чрезвычайно важно сочетание и первого и второго направления работы. Прежде всего — работа по преодолению педагогических, воспитательных стереотипов.

Один из них — стереотип насильственного воздействия на ребёнка, которое, как бы в насмешку, родители называют воспитанием. Для многих российских пап и мам может показаться нелепой сама мысль о том, что кормить ребёнка через силу, вталкивая через плотно стиснутые зубы ложку с кашей — это жестокое насилие над ребёнком. Этот «жест заботы» оставляет дыру в символических границах телесности ребёнка, нарушает его целостность и… формирует будущую жертву, уже готовую смириться с проникновением другого человека в её личное пространство.

Читайте также:  Тренажер для развития речи ребенка

Вместе с тем, эффективная коммуникация с ребёнком покоится на трёх китах:

  • безусловное принятие;
  • признание того, что ребёнок чувствует;
  • предоставление ему выбора.

Это важнейшее открытие гуманистической и психоаналитической психологии.

Просветительская работа с родителями

Просетительская работа должна быть направлена, с одной стороны, на преодоление непродуктивных стереотипов и принятия идей воспитания человека с чувством собственного достоинства, а с другой стороны, — на освоение адекватных этим идеям способы взаимодействия с детьми.

Первый шаг, который может и должен сделать взрослый навстречу ребёнку, — это принять его и присоединиться к нему, предположить (не более того!), что ребёнок прав в своей установке по отношению к окружающим людям, какой бы она, эта установка, ни была.

Второй — создать опыт подлинно человечных отношений с ребёнком. Ведь движущая сила развития ребёнка — это эффективные отношения его с теми людьми, которые о нём заботятся; условие осмысленности его личного существования — это разделяемый с другими людьми жизненный опыт. В основе же нарушения развития личности, агрессивности, жестокости, в равной степени свойственных детям и взрослым, лежат не только конфликты, но и нехватка эмоционального тепла в раннем возрасте. Необходимо глубоко понять внутренний мир ребёнка и создать опыт «коррегирующей заботы», восполнить недоданное ребёнку тепло, отогреть его душу.

Проведённые в русле психоаналитической педагогики исследования установили: отсутствие эмоционального тепла, оскорбления, жестокость, которую претерпел ребёнок, оказывают на всю его дальнейшую жизнь судьбоносное влияние. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестоким отношениям с окружающими, как бы вновь и вновь мстя им за свой опыт унижений.

Ещё один важный момент консультирования по проблеме детско-родительских отношений: при анализе каждой конфликтной ситуации помогать родителю проходить по обеим сторонам улицы воспитывающего взаимодействия, смотреть на случившееся глазами и взрослого и ребёнка.

При этом важно задавать себе вопросы:

  • что в истории развития моего ребёнка могло привести к агрессивному поведению?
  • могла ли спровоцировать вспышку гнева создавшаяся ситуация?
  • каков вклад взрослого в возникновение конфликта?

Только так мы научимся понимать хотя бы что-то из того, на что мы хотим повлиять. Если заглянуть в «душевное подполье» детей и родителей, мы увидим «ад» взаимных обид и психических травм, любви и ненависти, которые одинаково меняют жизненный путь человека.

Исследования природы агрессивного поведения показали: в основе любого конфликта, немотивированного, на первый взгляд, взрыва агрессии ребёнка лежит страх. Все многочисленные страхи (перед смертью, обществом и отдельными его представителями, лицами противоположного пола, перед своими запретными, с точки зрения морали, чувствами) свойственны и ребёнку, и воспитывающему его взрослому.  Возникают же они на основе пережитого негативного опыта: память о нём актуализируется в боязнь быть травмированным, обиженным. Страх подвергнуться нападению в ситуации, в чём-то напоминающей прошлый опыт, трансформируется в гнев, ярость, архаическое чувство злобы.

Первый шаг к подлинно гуманному воспитанию — в понимании взрослым субъективного образа мира ребёнка, его чувств и эмоций, в том числе и тех, которые в нашей культуре привыкли считать негативными.

Второй шаг — в стремлении изжить страх, создать отношения, свободные от страха, коррегирующий опыт заботы. Для этого необходимо отказаться от манипулирования поведением и репрессивных мер (отметки, замечания, наказания и пр.) и обратиться к сфере чувств и переживаний ребёнка, научиться понимать ребёнка и взаимодействовать с ним.

Идею коррегирующего опыта заботы легче провозгласить, чем реализовать. На её пути множество препятствий. И первое из них — родители, воспитанные в страхе и несвободе. Именно поэтому в консультирование родителей целесообразно включать методы, дающие живое знание и раскрепощающие их собственную эмоционально-рефлексивную сферу, позволяющие принимать себя и уверенно чувствовать себя во взаимодействии с детьми.

Коррекция детстко-родительских отношений

Тактики работы психолога в процессе консультирования

В процессе консультирования родителей по проблемам детско-родительских отношений возможны две тактики работы:

  1. Усиление когнитивного аспекта. здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и т.д.
  2. Работа преимущественно с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях.

Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством часто становится ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них.

Нередко используется групповая форма работы, где условием внутренних и внешних изменений становится сама ситуация социального влияния. Это выражается в следующем:

  • участники группы подвержены влиянию руководителя и других участников группового процесса;
  • участники идентифицируются друг с другом и руководителем группы;
  • каждый из участников присваивает групповой опыт через работу с собственными и чужими проблемами.

На занятиях особое место отводится анализу семейных отношений, приёмов и методов воспитания в прародительских семьях. Неотъемлемой частью занятий являются домашние задания для родителей, знакомство с различными играми и раскрытием психологических аспектов той или иной игры.

Выбор тактики работы обусловлен продолжительностью консультирования, образованием, возрастом клиентов, типом семьи, которую они представляют (полная или неполная), готовность родителей к предстоящей внутренней работе. Однако, в процессе длительного консультирования, по типу психологического сопровождения, работа, как правило, приобретает интегративный характер: в фокусе внимания консультанта находятся обе стороны, хотя и в разной степени на разных этапах работы. Эти тактики можно использовать в учреждениях социальной защиты.

Источник