Консультирование для воспитателей по психологическому развитию ребенка
Элина Агапова
План консультаций педагога-психолога ДОУ
Октябрь, 2018
09.10.2018 – Папка- передвижка «Содержание деятельности работы педагога-психолога»
10.10.2018 –Памятка родителям «Техника расставания»;
11.10.2018 – Консультация педагогам на тему «Социально-коммуникативное развитие»;
12.10.2018 – Консультация родителям на тему «Социально-коммуникативное развитие. Рекомендации»;
15.10.2018 – Памятка родителям «Психолог в детском саду»
16.10.2018 – Буклет родителям «Ваш застенчивый ребенок»;
17.10.2018 – Консультация педагогам на тему «Интегральные характеристики к началу и к завершению дошкольного возраста»;
18.10.2018 – Консультация родителям на тему «Как правильно хвалить ребенка»;
19.10.2018 –Консультация для педагогов «Как помочь ребёнку в период адаптации».
22.10.2018 – Консультация родителям на тему «Роль развивающих игр для детей 3-4 лет»;
23.10.2018 – Памятка педагогам «Физическое, психическое и нравственное здоровье ребенка»;
24.10.2018 – Консультация родителям на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»;
25.10.2018 – Памятка родителям «Способы уменьшить стресс ребенка во время адаптации»;
26.10.2018 – Консультации педагогам на тему «Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы?»
29.10.2018 – Консультация родителям на тему «Капризы и упрямство детей дошкольного возраста. Причины их появления»;
30.10.2018 – Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов».
31.10.2018 – Памятка родителям «Адаптационный период в детском саду».
Ноябрь, 2018
01.11.2018 – Памятка педагогам «Один ребенок расплакался,остальные заревели вслед за ним: что делать»
02.11.2018 –Папка-передвижка «Адаптация в ДОУ»
06.11.2018 – Памятка педагогам «Чего не стоит делать, когда ребенок плачет»;
07.11.2018 – Консультация педагогам на тему «Познавательно-исследовательское развитие»;
08.11.2018 – Консультация родителям на тему «Познавательно-исследовательское развитие. Рекомендации»;
09.11.2018 – Брошюра «Возрастные особенности детей 3-4 лет»
12.11.2018 – Памятка родителям «Ребенок со страхами»;
13.11.2018 – Консультация родителям на тему «Если ваш ребёнок тревожный»;
14.11.2018 – Консультации педагогам на тему «Как облегчить ребенку расставание с родителями?»
15.11.2018 – Буклет родителям «Если ваш ребенок тревожный»;
16.11.2018 – Консультация родителям на тему, «Какие игрушки необходимы детям»;
19.11.2018 –Брошюра «Страхи в дошкольном возрасте»;
20.11.2018 – Консультации педагогам на тему «Как поддерживать у ребенка положительную самооценку?»
21.11.2018 – Буклет родителям «Ложь в дошкольном возрасте»;
22.11.2018 – Памятка родителям «Признаки психоэмоционального напряжения»;
23.11.2018 – Консультация для родителей на тему «Развитие мышления у дошкольников»
26.11.2018 – Памятка родителям «Десять заповедей хорошего настроения»;
27.11.2018 – Консультация для родителей на тему «Развитие внимания у дошкольников»
28.11.2018 – Консультации педагогам на тему «Как обеспечить порядок, не говоря детям «нет»?»
29.11.2018 – Консультация для родителей на тему «Трудности засыпания»
30.11.2018 –Памятка родителям «Переутомление у детей»
Декабрь, 2018
03.12.2018 – Консультация родителям на тему «Ребенок и компьютер»
04.12.2018 – Памятка педагогам «Игры и упражнения, чтобы переключить внимание детей»;
05.12.2018 – Консультации педагогам на тему «Как помочь ребенку заснуть в тихий час?»
06.12.2018 – Буклет родителям «Ложь в дошкольном возрасте»;
07.12.2018 – Консультация для родителей на тему «Разный темперамент – разные дети»;
10.12.2018 –Памятка родителям «Кризис 3-х лет»;
11.12.2018 -Консультация педагогам «Онанизм у маленького ребенка. Что делать?»
12.12.2018 – Брошюра «Возрастные особенности детей 4-5 лет»
13.12.2018 – Консультация родителям на тему «Самооценка ребенка дошкольного возраста»
14.12.2018 – «Как помочь избежать стресса при подготовке к утреннику»
17.12.2018 – Брошюра «Кризис 3-х лет»;
18.12.2018 – Консультации педагогам на тему «Когда и как помогать ребенку?»
19.12.2018 – Памятка родителям «Какие использовать техники, чтобы противостоять детским манипуляциям»;
20.12.2018 – Консультация для родителей на тему «Влияние родительских установок на развитие детей»;
21.12.2018 – Консультация для педагогов и родителей «Воровство в дошкольном возрасте».
24.12.2018 – Папка-передвижка «Индивидуальные особенности детей»
25.12.2018 –Памятка педагогам «Причины нарушения эмоционального благополучия детей»;
26.12.2018 – Консультации педагогам на тему «Как удержать беспорядок в разумных пределах?»
27.12.2018 – Памятка родителям «Рассеянные дети»;
28.12.2018 – Буклет родителям «Ребенок ругается грубыми словами»;
29.12.2018 – Консультация для родителей на тему «Развиваем мелкую моторику рук».
Январь, 2019
09.01.2019 – Памятка родителям «Одаренный ребенок»;
10.01.2019 – Консультация родителям на тему «Что мешает нашим детям расти самостоятельными?»;
11.01.2019 – Консультация педагогам на тему «Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе»
14.01.2019 – Консультация для родителей на тему «Воспитание в ребенке чувства эмпатии»
15.01.2019 – Брошюра «Запоминай играя»;
16.01.2019 – Папка-передвижка «Психологические особенности детей дошкольного возраста»
17.01.2019 – Консультация для педагогов на тему «Быстро утомляемые дети»;
18.01.2019 – Консультация родителям на тему «Режим дня ребенка дошкольного возраста»;
21.01.2019 – Памятка родителям «Десять заповедей хорошего настроения»;
22.01.2019 – Консультация педагогам на тему «Как и за что хвалить ребенка?»;
23.01.2019 – Консультация родителям на тему «Мелкая моторика рук, как средство развития познавательной сферы»;
24.01.2019 – Памятка педагогам «Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога»;
25.01.2019 – Консультация педагогам на тему «Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ»;
28.01.2019 – Памятка педагогам «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»;
29.01.2019 – Консультация педагогам на тему «Темперамент личности педагога в профессиональной деятельности»;
30.01.2019 – Брошюра «Возрастные особенности детей 5-6 лет»
31.01.2019 – Консультация родителям на тему «Восприятие ребенка дошкольного возраста»;
Февраль, 2019
01.02.2019 – Брошюра «Гиперактивный ребенок»
04.02.2019 – Памятка родителям «Советы для родителей гиперактивных детей»;
05.02.2019 – «Консультация родителям гиперактивного ребенка»;
06.02.2019 – Консультация для педагогов “Как помочь гиперактивному ребенку”.
07.02.2019 – Консультация родителям на тему «Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»;
08.02.2019 – Памятка педагогам «Упрямство в дошкольном возрасте»;
11.02.2019 – Консультация родителям на тему «Роль дедушек и бабушек в воспитании ребенка»;
12.02.2019 – Памятка педагогам «Как развивать позитивное отношение себе»;
13.02.2019 – Брошюра «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
14.02.2019 – Консультация педагогам на тему «Правила работы с гиперактивными детьми»
15.02.2019 – Памятка родителям «Портрет будущего первоклассника»
18.02.2019 – Консультация родителям на тему «Роль дидактических игр в развитии мелкой моторики ребенка»;
19.02.2019 – Памятка родителям «Возрастные особенности ребенка»;
20.02.2019 – Консультации педагогам на тему «Что стоит за «плохим» поведением?»
21.02.2019 – Памятка педагогам «Самооценка педагога в профессиональной деятельности»;
22.02.2019 – Консультация родителям на тему «Особенности восприятия ребенка дошкольного возраста»;
25.02.2019 – Консультация родителям на тему «Память ребенка дошкольного возраста»;
26.02.2019 – Памятка родителям «Сказки которые снимают агрессию и страхи у детей»;
27.02.2019 – Консультация родителям на тему «Если ваш ребенок агрессивный»;
28.02.2019 – Буклет родителям «Если ваш ребенок агрессивный»;
Март, 2019
01.03.2019 – Памятка родителям «Как уберечь ребенка от эмоциональных срывов»;
04.03.2019 – Консультация педагогам на тему «Сенсорное воспитание как фундамент развития ребенка дошкольного возраста»
05.03.2019 – Брошюра родителям «Возрастные периоды ребенка»;
06.03.2019 – Памятка родителям на тему «Установки, которые вредят вашему ребенку»;
07.03.2019 – Консультация родителям на тему «Способы формирования познавательной активности у детей»;
11.03.2019 – Консультация педагогам на тему «Как помочь ребенку планировать свою деятельность?»
12.03.2019 – Памятка родителям «Как исправлять поведение чувствительного ребенка»;
13.03.2019 – Консультация педагогам и родителям на тему «Как воспитывать высокочувствительных детей»
14.03.2019 – Памятка педагога «Как установить эмоциональный контакт с собеседником»;
15.03.2019 – Брошюра родителям на тему «Все дети разные»;
Апрель, 2019
08.04.2019 – Папка-передвижка «Ошибки при подготовке ребенка к школе»
09.04.2019 – Брошюра родителям «Если ребенок медлительный»;
10.04.2019 – Консультация педагогам на тему «Методы борьбы с детской истерикой. Рекомендации педагогам»
11.04.2019 – Буклет «В ожидании первого звонка»
12.04.2019 – Памятка родителям «Кризис семи лет»
15.04.2019 – Памятка родителям «Знания, умения и навыки, которым нужно научить ребенка перед школой»
16.04.2019 – Папка-передвижка «Готовность ребенка к школе»
17.04.2019 – Брошюра родителям «Самоуважение: как его воспитать»;
18.04.2019 – Консультация педагогам и родителям на тему «Почему ребенок себя плохо ведет?» Четыре стиля воспитания, которые приводят к избалованности ребенка
19.04.2019 – Консультация родителям на тему «Какие игры предложить родителям, чтобы больше времени проводить с детьми»
22.04.2019 – Консультация родителям на тему «Готовность к школе»;
23.04.2019 – Памятка родителям «Как избежать воспитания стыдом»
24.04.2019 – Брошюра родителям на тему «О дисциплине, о правилах поведения, родительских требованиях, ограничениях»;
25.04.2019 – Консультации педагогам и родителям на тему «Дети ломают игрушки и рвут книжки».
26.04.2019 – Памятка родителям «Как правильно запрещать»
29.04.2019 – Консультации педагогам и родителям на тему «Как научить детей делиться».
30.04.2019 – Брошюра родителям «Если ребенок говорит неправду»;
Май, 2019
06.05.2019 – Памятка родителям «В какие игры играть дома с детьми 5-6 лет»
07.05.2019 – Консультация педагогам на тему «Как рассказать детям о войне».
08.05.2019 – Брошюра родителям на тему «Детские конфликты»;
13.05.2019 – Консультация родителям на тему «Как говорить с детьми о смерти, разводе родителей и рождении ребенка»
14.05.2019 – Памятка родителям «Как говорить с детьми на сложные темы»
15.05.2019 – Брошюра родителям на тему «Как определить психологическую готовность ребенка к школе»;
16.05.2019 – Консультация на тему «Плаксивость ребенка».
17.05.2019 – Консультация педагогам на тему «Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям»
20.05.2019 – Памятка педагогам на тему «Плохие-хорошие фразы»
21.05.2019 – Брошюра родителям на тему «Что следует предпринять родителям за год до поступления в школу»;
22.05.2019 – Консультация педагогам на тему, «Какие вопросы задавать детям, чтобы лучше узнать их и поддержать индивидуальность»
23.05.2019 – Консультации педагогам на тему «Как развивать любознательность ребенка?»
24.05.2019 – Консультация родителям на тему «Психологическая поддержка выпускников детского сада».
27.05.2019 – Брошюра родителям на тему «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»;
28.05.2019 – Консультации педагогам на тему «Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка».
29.05.2019 – Консультация на тему «Ребенок царапает или кусает других детей».
30.05.2019 – Консультация родителям на тему «Шесть установок родителей, которые формируют вредные пищевые привычки у ребенка»
31.05.2019 – Памятка родителям «Что делать, если ребенок мало ест»
Источник
Консультация для воспитателей
«Создание психологического комфорта в группах детского сада»
1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.
В результате проведения опроса педагогов и родителей детского сада по поводу их понимания термина «здоровье» оказалось, что большинство респондентов объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.
Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по отношению к ребёнку.
Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?
Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребёнка:
– появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
– переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически;
– проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм).
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада: – большая наполняемость групп; – один воспитатель в группе; – неблагоприятная семейная ситуация. Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?
2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.
3. Создание психологического комфорта в группах детского сада
Психолог знакомит педагогов с методиками по оценке психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада.
Ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, можно понять что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные результаты представляют собой оценку профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.
Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.
4. Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду»
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:
– Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
– В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
– Быть затейником и участником детских игр и забав.
– В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
– Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
– Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.
– Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
– Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
– Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
Опыт создания психологического комфорта в детском саду
Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему.
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в детском саду атмосферы психологического комфорта.
Что же такое «психологический комфорт»? В словаре Ожегова слово «комфорт» определяется бытовыми удобствами, словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук определяет «комфорт» (англ. comfort), как комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. Т. е. психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.
Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.
1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в доу. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога – изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи.
2. Распорядок дня
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течение дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что – то не успевают и куда – то спешат.
Для маленького ребенка еда – важное занятие. Никогда, ни в какой ситуации взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их съесть что – либо.
Дети имеют право на собственные вкусы и предпочтения в еде, выявление которых, предполагает работа с семьей по определению индивидуальных особенностей каждого ребенка. У ребенка должно оставаться право не есть то, что они не любят или не хотят в данный момент. Единственное условие – это договоренность с родителями о возможности исключения каких-то блюд. Многие взрослые хорошо помнят, как омрачала их детство необходимость съедать ненавистные пенки или курицу с кожей. Ведь став взрослыми, люди сохраняют и позволяют себе многие предпочтения в еде, и никто их за это не порицает.
При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе. Пробуждение должно происходить в спокойной обстановке, без спешки. Обязательным является нахождение воспитателя или помощника воспитателя в группе во время сна.
Прогулка – главное условие здоровья детей. Проведение занятий в помещении за счет сокращения времени прогулки категорически не допустимо. Прогулка должна проводиться в соответствии с требованиями ФГОС и сохранением всех частей и активности педагога.
Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету.
3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч.
4. Стиль поведения воспитателя
Пребывание в группе 20 – 25 сверстников в течение целого дня – это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку?
Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий: «Ничему меня не научит, то, что тычет, талдычит, жучит…»
Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать – мягко и не слишком импульсивно. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает. Не торопитесь давать оценку чему бы то ни было: поступкам, работам, высказываниям детей – «держите паузу».
Можно выделить несколько простых общих правил, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность (приложение 1).
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это – важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.
5. Добрые традиции
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.
В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т.п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.
Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника (традиционную хороводную игру – например, «Каравай»; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки).
Можно ввести еще один обычай – «Круг хороших воспоминаний». Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить «о хорошем». Затем необходимо коротко рассказать что-нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие – то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Петя сразу заснул и т.д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что – то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка. Эту традицию можно вводить уже со второй младшей и средней (3 г. – 4 г. 6 мес.) группы.
В старшем возрасте у детей большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на «вопросительном месте».
Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что – то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.
Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня и т.п.
Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество. Созданию психологического комфорта способствуют:
– работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) – увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;
– музыкальная терапия – регулярные музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина – «золотое сечение»);
– предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы.
Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка (памятка 2)
Приложение 1
Памятка 1
Правила доброго взаимоотношения с детьми:
чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;
пойте с детьми и для детей;
цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного;
стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления;
следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты;
не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятиях;
поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением всеми принятых в группе правил;
поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать, не оценивания результаты их усилий;
сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по – своему;
вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества;
не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном темпе;
находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения.
создавайте положительные традиции жизни группы.
Приложение 2
Памятка 2
Памятка педагогу:
Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
Не навреди! Ищи в детях хорошее.
Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.
Не приписывай успех себе, а вину воспитаннику.
Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
На занятии создавай ситуацию успеха.
Не кричи, не оскорбляй ребенка ни при каких обстоятельствах.
Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
Оценивай поступок, а не личность.
Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Источник