Консультативная работа по проблемам развития ребенка

Консультативная работа по проблемам развития ребенка thumbnail

В настоящее время сложились четыре основных
направления, задающих специализацию в работе
практического психолога:

  1. Психодиагностика.
  2. Психологическое консультирование.
  3. Психопрофилактика.
  4. Психокоррекция.

Мы остановимся на психологическом
консультировании. Оно включает в себя следующие
частные виды работ:

  1. Выработку и точную формулировку
    психолого-педагогических рекомендаций, точную
    формулировку психолого-педагогических
    рекомендаций, вытекающих из результатов
    проведённого психодиагностического
    обследования, причем соответствующие
    рекомендации должны предлагаться и взрослым и
    детям в форме, понятной и доступной для
    практической реализации.
  2. Ведение бесед с теми, кто нуждается в
    консультативной помощи. Эти беседы завершаются
    получением детьми и взрослыми людьми
    необходимых им психолого-педагогических
    советов.
  3. Работа с учителями и родителями, выполняемая в
    рамках психологического всеобуча и системы
    повышения квалификации. Консультативная работа
    психолога школы проводится последующим
    направлениям:
  • консультирование и просвещение педагогов;
  • консультирование и просвещение родителей;
  • консультирование школьников.

В свою очередь, консультирование может
проходить в форме собственно консультирования
по вопросам обучения и психического развития
ребёнка, а так же в форме просветительской работы
со всеми участниками педагогического процесса в
школе.

Психологическое просвещение представляет
собой формирование у обучающихся и их родителей
(законных представителей). У педагогических
работников и руководителей потребности в
психологических знаниях, желания использовать
их в интересах собственного развития; создание
условий для полноценного личностного развития и
самоопределения, обучающихся на каждом
возрастном этапе, с также в современном
предупреждении возможных нарушений в
становлении личности и развитии интеллекта.

Консультативная деятельность – это
оказание помощи обучающимся, их родителям
(законным представителям), педагогическим
работникам и другим участникам образовательного
процесса в вопросах развития, воспитания и
обучения психологического консультирования.

Особенностью консультативной работы психолога
в начальной школе является то, что
непосредственным “получателем”
психологической помощи (клиентом) является не её
окончательный адресат – ребёнок, а обратившийся
за консультацией взрослый (родитель, педагог).
Таким образом, психолог оказывает подчас лишь
косвенное воздействие на ребёнка. Он только даёт
советы; реализовывать их – задача клиента.

Несмотря на такую специфику консультативной
работы школьного психолога с детьми младшего
школьного возраста, их родителями и педагогами,
это направление является принципиально важным в
практической деятельности школьного психолога.

Эффективность всей его работы в значительной
мере определяется тем, насколько ему удалось
наладить конструктивное сотрудничество с
педагогами, родителями и администрацией школы в
решении задач обучения и воспитания школьников.

В своей консультативной практике школьный
психолог может реализовать принципы
консультирования самых различных
психологических направлений (диагностический,
экзистенциальный, гуманистический,
бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе
с детьми, личность и в целом психика которых
находятся ещё на этапе своего становления, учёт
возрастных особенностей является непременным
условием консультативной работы психолога в
школе.

В целом задача возрастно-психологического
консультирования составляет контроль за ходом
психического развития ребёнка на основе
представлений о нормативном содержании и
возрастной периодизации этого процесса.
Указанная
общая задача на сегодняшний день включает
следующие конкретные составляющие:

  1. Ориентация родителей, учителей и других лиц,
    участвующих в воспитании, в возрастных и
    индивидуальных особенностях психического
    развития ребёнка;
  2. Своевременное первичное выявление детей с
    различными отклонениями и нарушениями
    психического развития и направление их в
    психолого-медико-педагогические консультации;
  3. Предупреждение вторичных психологических
    осложнений у детей с ослабленным соматическим
    или нервно-психическим здоровьем, рекомендации
    по психогигиене и психопрофилактике (совместно с
    детскими патопсихологами и врачами);
  4. Составление (совместно с педагогическими
    психологами или педагогами) рекомендаций по
    психолого-педагогической коррекции трудностей в
    школьном обучении для учителей, родителей и
    других лиц;
  5. Составление (совместно со специалистами по
    семейной психотерапии) рекомендаций по
    воспитанию детей в семье;
  6. Коррекционная работа индивидуально или (и)
    специальных группах при консультации с детьми и
    родителями;
  7. Психологическое просвещение населения с
    помощью лекционной и других форм работы”.

Консультирование педагогов

В консультативной работе с педагогами можно
выделять ряд принципов, на которых основано
сотрудничество школьного психолога

с педагогическим коллективом в решении проблем
и профессиональных задач самого педагога:

  1. Равноправное взаимодействие психолога и
    педагога;
  2. Формирование у педагога установки на
    самостоятельное решение проблем, т.е. снятие
    установки на “готовый рецепт”;
  3. Ппринятие участниками консультирования
    ответственности за совместные решения;
  4. Распределение профессиональных функций между
    педагогами и психологами.

В организации психологического
консультирования педагогов можно выделить три
направления:

  1. Консультирование педагогов по вопросам
    разработки и реализации психологически
    адекватных программ обучения и воспитания.
  2. Консультирование педагогов по поводу проблем
    обучения, поведения и межличностного
    взаимодействия конкретных учащихся. Это
    наиболее распространённая форма
    консультативной работы школьного психолога,
    помогающая решать школьные проблемы в тесном
    сотрудничестве психолога, педагогов и
    администрации школы и помогающая создать
    наиболее благоприятные условия для развития
    личности ребёнка и его обучения.
    Консультирование в этом направлении может быть
    организованно, с одной стороны, по запросу
    педагога, с другой – по инициативе психолога,
    который может предложить учителю ознакомиться с
    той или иной информацией о ребёнке и задуматься
    над проблемой оказания помощи или поддержки.
    Организация по запросу учителя наиболее
    эффективна, а форме индивидуальных консультаций.
  3. консультирование в ситуациях разрешения
    межличностных и межгрупповых конфликтов в
    различных системах отношений: учитель – учитель,
    учитель – ученик, учитель – родители и др. в
    рамках такой социально-посреднической работы
    психолог организует ситуацию обсуждения
    конфликта сначала оппонентом отдельно, затем –
    совместно. Психолог помогает ‘ снять
    эмоциональное напряжение у участников
    конфликта, перевести обсуждение в
    конструктивное русло и затем помогает
    оппонентам найти приемлемые способы решения
    противоречивой ситуации.

Консультирование родителей

Психолого-педагогическое консультирование
родителей, как и в ситуации пробной работы с
педагогами, может быть организованно, с одной
стороны, по запросу родителя в связи с оказания
консультативно-методической помощи в
организации эффективного детско-родительского
взаимодействия; с другой – инициативе психолога.
Одной из функций консультативной работы с
родителями является информирование родителей о
школьной проблемах ребёнка. Так же целью
консультирования может стать необходимость
психологической поддержки родителей в случае
обнаружения серьёзных психологических проблем
ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными
переживаниями и событиями в семье.

Основные этапы индивидуальной
консультативной работы

1. Работа с конкретным индивидуальным случаем –
довольно трудоёмкий процесс, требующий
определённой организации. Таким образом, для
квалифицированного решения проблемы необходимо
собрать и проанализировать информацию по
следующим разделам. Информация об истории
развития ребёнка и состояние его здоровья
(беседа с родителями по поводу истории развития
ребёнка может происходить в форме полу
стандартизированного интервью).

2. Сведения об особенностях социальной
обстановки, в которой растёт ребёнок, и характере
его общения и взаимоотношений со значимыми
лицами (семья, коллектив сверстников в классе и
др.) Для получения этой информации дополнительно
к выше приведённым методикам целесообразно
использовать Опросник АСВ
Эйдемиллера-Юстицкого, методику Рене жиля, “Два
дома”, пробы на совместную деятельность, рисунок
семьи и другие.

3. Особенности поведения и деятельность ребёнка
в различных ситуациях. Для изучения особенностей
поведения и деятельности ребёнка в ситуации
обследования целесообразно применять схему
наблюдения.

4. Дифференцированная характеристика развития
познавательной и эмоционально-личностной сфер
ребёнка. Методические средства и приёмы,
используемые для получения такого рода
информации весьма разнообразны. Их выбор зависит
от специфики проблемы, возраста ребёнка др.
Главное – это должен быть комплекс методик,
системно определяющий психологический статус
ребёнка.

Читайте также:  Психологическое обследование ребенка с нарушением психического развития

Общая характеристика беседы с
родителями в процессе консультирования

В процессе консультирования психолог
контактирует с родителями (хотя это может быть и
учитель) несколько раз: в ходе бесед по
установлению истории развития ребёнка, в ходе
обследования ребёнка и родителя на предмет
специфики их взаимоотношений, в ходе беседы по
результатам обследования, на коррекционных
занятиях (родительские группы, тренинг
родительской уверенности).

Каждая встреча психолога с лицами,
обратившимися с запросом, имеет своей главной
целью достижение возможно более глубокого,
разностороннего и объективного понимания
проблем ребёнка, его личности в целом.

Предпосылками успешного результата
консультирования являются следующие действия
психолога, а процессе проведения бесед во время
первых встреч:

  • умение психолога создать доверительные,
    откровенные отношения с родителями (или другими
    обратившимися за помощью лицами), умение
    проявить эмпатию, показать свое отношение к
    родителям как к людям, искренне заинтересованным
    в устранении трудностей ребёнка;
  • обсуждение целей и задач консультирования, то
    есть введение клиента а ситуацию предстоящего
    консультирования, ориентация в общей схеме
    консультативной работы;
  • формирование у клиента установки на совместный
    и разносторонний анализ проблем ребёнка;
  • предупреждение клиента о возможных трудностях,
    осложнениях и препятствиях в процессе поиска
    форм психологической помощи, а затем и в ходе её
    реализации; снятие установки на ожидание
    немедленных результатов.

Беседа, проводимая психологом по итогам
изучения случая, преследует несколько целей:

  • подробное обсуждение общего состояния
    психического развития ребёнка, а так же
    характера, степени и причин выявленных
    трудностей, условно-вариативного прогноза его
    дальнейшего развития;
  • совместную разработку системы конкретных мер
    помощи или специальной коррекционной программы;
  • обсуждение проблем родителей, связанных с
    ребёнком, их отношения к его трудностям;
  • планирование последующих встреч или
    разъяснение необходимости консультаций у
    специалистов другого профиля (в случае
    необходимости).

В зависимости от особенностей конкретного
случая заключительная беседа консультанта
с родителями может строиться по-разному, однако
чаще всего в ней выделяются 4 основных этапа. При
этом желательно вести беседу одновременно с
обоими родителями, так как это помогает получить
более объективную и разностороннюю картину
жизни ребёнка и, кроме того, позволяет им
почувствовать общую ответственность за судьбу
ребёнка.

В начале беседы нужно побудить у родителей к
свободному и откровенному обсуждению проблем
ребёнка, актуализации наиболее волнующих их
вопросов. Необходимо также коснуться их
представлений о причинах трудностей ребёнка и
средствах их разрешения, помощи, выяснить их
мнение о том, какие цели можно ставить перед
ребёнком, на какое будущее его ориентировать. На
втором этапе беседы предполагается сообщение и
разъяснение психологом результатов
психологического обследования, а также их
совместное обсуждение. Конкретные данные и
иллюстрации из материалов обследования,
демонстрируется психологом, обычно помогают
родителям составить более верное представление
о характере и степени трудностей ребёнка.
Необходимо стремиться к выработке у родителей
реалистического представления о трудностях
ребёнка. После того (на третьем этапе)
обсуждается специальная программа действий и
конкретные формы реализации предложенных
рекомендаций. Наконец, в заключение беседы
обсуждается то, как изменилось отношение
родителей к проблемам ребёнка, планируются
последующие встречи. В процессе беседы важно
проявить теплоту, внимание, уважение. Критерием
оценки эффективности беседы служит то, могут ли
родители достаточно уверенно действовать на
основе тех сведений и рекомендаций, которые они
получили от консультанта.

Беседу родителям рекомендуется проводить в
форме свободного либо полустандартизированного
вида, выбор управляемого или неуправляемого
вариантов и т.д.

Целесообразно проводить максимально подробное
обсуждение конкретных результатов, полученных в
ходе обследования ребёнка, часто это придаёт
большую убедительность вывода консультанта;
родителям полезно иметь на руках
психологическое заключение, написанное ясным,
понятным языком, или, по крайней мере, самим
записать со слов психолога выводы и
рекомендации, так как это помогает им в
дальнейшем обдумывать результаты консультации,
искать конкретные меры помощи, исходя из
зафиксированных выводов, проверять их
правильность в ходе анализа дальнейшего
развития ребёнка.

Одним из принципов работы возрастного
психолога консультанта является принцип
отстаивания интересов ребёнка. Однако
представления об этих интересах и о том, как
отстаивать, существенно различаются у разных
консультантов психологов. Эти различия
отражаются в методах и предмете их работы.

Если исходить из устоявшегося в практике
семейного консультирования а оно на сегодняшний
день наиболее развито – деления всех случаев
обращения в консультацию на собственно семейные
проблемы и проблемы родительско-детских
отношений, то в области родительско-детских
отношений существуют три направления, три
способа работы:

  • повышение социально-психологической
    компетенции родителей, обучение навыкам общения,
    разрешения конфликтных ситуаций, улучшение
    стиля родительского поведения, общей
    воспитательной осведомлённости и т.п.;
  • работа с семьёй как целым с точки зрения как
    диагностики внутрисемейной ситуации, так и
    коррекции и терапии;
  • работа преимущественно с ребёнком.

Было бы наивно полагать, что какое-то из этих
трёх направлений работы не реализует принципа
соблюдения интересов ребёнка. И возрастной
психолог консультант работает отнюдь не только в
третьем модусе. Однако одним из организационных
принципов его работы является отказ от
консультирования родителей без обследования
ребёнка. Таким образом, процедура
консультирования родительско-детских отношений
в возрастно-психологической консультации всегда
включает в себя достаточно подробное
психодиагностическое обследование ребёнка, а не
только его межличностных отношений и тем более
не только этих отношений глазами родителей. В
ряде случаев бывает необходимым провести и
психологическое обследование родителей.

Литература:

1. Немов Р.С. “Психология: учеб. для студ. высш.
пед. учеб. заведений: В з-х кн. 3-е изд.– М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2000. – кн.2: Психология
образования. – 608 с.

2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. “Справочник
психолога начальной школы (2-е изд.)/серия
“Справочники”. – Ростов н/д : “Феникс”, 2004.– 448
с.

Источник

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете

 протокол № 4 от «19» февраля 2016 г.

Заведующий МБДОУ №4

______________Ю.С.Лукьянова

Программа работы консультационного пункта психолого – педагогической помощи МБДОУ № 4 по работе с семьями, воспитывающими детей на дому, а также посещающих образовательные организации и  нуждающиеся в квалифицированной помощи специалистов.

Ст.Крыловская

Тема: Консультативная психолого-педагогическая  помощь семьям, воспитывающим детей на дому, а также посещающих образовательные организации и нуждающиеся в помощи специалистов.

Актуальность программы  и  методологическое обоснование:

   Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин.  Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка. Даже, если ребёнок посещает дошкольное учреждение, у некоторых родителей возникают сложности в их воспитании. Это  во многом связано с недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Существует проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.  У таких детей есть постоянная потребность в общении с другими детьми и педагогами.  Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад. Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей.  Актуальным остаётся вопрос  консультирования детей школьного возраста, нуждающихся в коррекции речевого развития, так как не все школы имеют штатных учителей-логопедов.  Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка транспорт

В МБДОУ № 4 созданы условия и возможность для реализации программы вследствие увеличения численности штатных специалистов после фактического слияния  с реконструируемым детским садом МБДОУ № 30.  Существенно пополнилась предметно-пространственная развивающая среда, имеются помещения для работы специалистов и проведения совместных мероприятий.  В образовательной организации имеются условия для работы с гражданами с ОВЗ, а также возможность работы с детьми до 8 лет, посещающими образовательные организации и нуждающиеся в коррекционной помощи специалистов.  Таким образом,  это направление для детского сада является принципиально инновационным. Авторский коллектив программы активно использует опыт коллег и надеется в ходе реализации обобщить опыт работы консультационного пункта.

Значимость программы   для развития системы образования:

В основу государственной политики в области образования положены идеи гуманизации и демократизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ , ФГОС ДО .  В документах отмечается, что под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности общества, государства. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и , в том числе, к первой её ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.

Целью вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка  на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Программа работы консультационного пункта направлена на решение задач по обеспечению государственных гарантий доступности качественного дошкольного и общего образования для жителей края, достижения современного качества образования,  задачи  являющейся одной из основных в направлении развития образования в «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» от 29 апреля 2008 года № 1465-КЗ.  Инновации в отрасли образования должны обеспечить условия для реализации этих приоритетных направлений. 

 обеспечивающим доступное бесплатное консультирование семей, воспитывающих детей и нуждающихся в помощи специалистов дошкольного образования.

Нормативно-правовое обеспечение:

-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ

 -Письмо Минобрнауки России от 31.01.2008 № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения»

Направление программы:

«Обеспечение доступности, повышение эффективности и качества образования».

Цель программы:

Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого – педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Основные задачи консультационного  пункта:

–    оказание методической, педагогической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, а также родителям(законным представителям), чьи дети обучаются в образовательных организация, реализующих образовательную программу дошкольного и общего  образования; 

– повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 8 лет,  в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

– обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

– оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

–  проведение комплексной профилактики различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

–  обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

–  Ознакомление родителей с новыми информационными технологиями в воспитании и обучении детей.

Механизм реализации программы:

1 этап: Подготовительный  (01.01.2016-30.01.2016)

Задачи и содержание работы:

1.Изучение возможности для организации КП (приказ об организации консультационного  пункта).

2.Изучение Положения о работе консультационного  пункта.

3. Оформление рекламы и выход в микрорайон, информационное оповещение на сайте МБДОУ № 4, в соцсети,  изучение спроса родителей на организацию консультационного  пункта.

4.Выбор творческой группы.

             Результат:  

Для обеспечения деятельности КП творческим коллективом был разработан пакет  документов:

Положение о Консультативном пункте;

Договор о сотрудничестве ДОУ и родителей (законных представителей) детей, посещающих консультативный пункт;

Анкеты для родителей;

Годовой план работы консультативного пункта на 2016 год;

Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;

Журнал учёта работы Консультативного пункта помощи семьям;

График работы специалистов.

2. этап: Основной (01.02.2016-31.05.2018)  – этап практический.

Содержание работы:

1. Для работы консультационного пункта был подобран  штат работников детского сада, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную в образовательной организации на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой., «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.В.Нищевой.

2. Определены помещения, подобран дидактический  и наглядный материал.

3. Провели   первое установочное собрание “Будем знакомы”.

4. Сформированные списки желающих посещать КП  позволили определить возрастной диапазон детей – 2-х мес. – 7 лет, а также школьники до 8 лет, нуждающиеся в помощи по коррекции речевого развития,  и связанные с ним проблемы развития и воспитания, чтобы в дальнейшем спланировать и разработать актуальные темы практики семейного воспитания.

5. Разработаны  анкеты и диагностики, которые позволили выявить характер запросов родителей.

6. Выявили основные блоки консультационного  пункта:

– психолого-педагогическая помощь семьям при адаптации детей ;

– консультативная помощь родителям;

– помощь семьям в вопросах социализации детей;

– профилактика различных отклонений;

– помощь родителям по подготовке детей к школе;

– консультативная помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными  возможностями здоровья.

    Практикуется предварительная запись родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Это позволяет подготовить квалифицированную консультацию.

   Специалисты КП планируют свою работу на основании сведений, полученных из анкет для родителей и карт индивидуального развития ребенка (диагностика), стараясь подобрать наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендуют необходимую психологическую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка.

Читайте также:  Возможности развития личности ребенка в младшем школьном возрасте

    Педагог-психолог помогает выявить  эмоционально-личностные проблемы,

определить уровни развития познавательных процессов (внимания, память, мышление, воображение) детей, анализирует детско-родительские отношения,

проводит по желанию родителей диагностическое обследование уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе, консультирует родителей   в адаптационный период.

   Учитель-логопед помогает определить уровень познавательно-речевого  развития  ребенка, показывает, как  можно помочь ребенку избавиться   от речевых недостатков, учит родителя  и  ребенка интересным речевым  играм и упражнениям.

    Старший воспитатель подскажет родителям различные приемы, игры, упражнения для познавательного и физического развития ребенка,

проконсультирует  по вопросам воспитания, обучения и   развития детей.

    Заведующий  оказывают помощь при оформлении ребёнка в ДОУ, знакомят с нормативно-правовыми документами и локальными актами ДОУ, дают советы по вопросам оформления льгот при оплате за детский сад, помогают решать любые спорные вопросы.

      Кроме этого специалистами ведется работа:

-по созданию банка педагогических знаний специалистами и педагогами детского сада;

-по подбору диагностических методик участниками проекта для работы с родителями;

-по оформлению и регистрации журнала предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;

-по обучению различным развивающим коррекционным технологиям в процессе проведения  семинаров-практикумов.

     На данном этапе происходит разработка и накопление научно-методического материала, его применение на практике, апробация новых технологий и внедрение практического опыта, который представлен различными формами взаимодействия с родителями:

разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей;

организация “Дней открытых дверей” для родителей;

проведение  семинаров-практикумов, тренингов специалистами;

проведение совместных с родителями праздников и досугов, участие в выставках, фотовыставках, конкурсах;

формирование библиотеки  для семейного самообразования;

организация почтового ящика для вопросов и пожеланий родителей на сайте;

организация “телефона доверия”.

        Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, литературой.

      В консультационном  пункте ведётся работа и с детьми: игровое взаимодействие , тематические беседы, коррекцонно-развивающая работа, творческие лаборатории, мониторинг, психолого-педагогическое сопровождение детей с различными отклонениями, совместные праздники и выставки творческих работ.

3 этап: Аналитический.   (31.05.2018-31.08.2018)

   На заключительном этапе реализации предполагается  мониторинг изучения психологической безопасности образовательной среды, скриниг-диагностика готовности детей к обучению в школе,  мониторинг изучения уровня удовлетворённости качеством деятельности ДОУ, определение проблемы  в системах «Родитель-Ребёнок», «Родитель-Взрослый» в ДОУ.    

Планируется:

– разработка  рекомендаций для всех участников образовательного процесса ДОУ по коррекции взаимоотношений.

– Определение  рейтинга ДОУ по качеству подготовки детей к школе. 

Функциональные обязанности специалиста КП

Цель деятельности специалиста КП: оказание адресной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего и предшкольного возраста на дому, а также посещающим образовательные организации и нуждающиеся в помощи специалистов.

Задачи деятельности специалиста КП:

Обеспечение индивидуального психолого – педагогического сопровождения семей;

Обогащение воспитательно-образовательного потенциала семей;

Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии;

Функции деятельности КП:

аналитическая

консультативная

диагностическая

информационная

методическая.

координационно – организационная

Формы организации деятельности КП:

Диагностика и составление индивидуальных программ развития детей;

Информирование об услугах ДОУ;

Индивидуальные и групповые (очные) консультации;

Дистанционное консультирование;

Совместные с родителями тренинги, дискуссии;

Диагностические занятия с ребёнком в присутствии родителей;

Совместные занятия с родителями и с детьми;

Совместные семейные досуги;

Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности и воспитанию детей в семье.

Критерии  оценки  эффективности  результатов  деятельности  работы КП:

Статистика количества семей, обратившихся за помощью к специалистам КП ДОУ.

Банк данных, не охваченных системой дошкольного образования детей (по микрорайону).

Обобщённый методический материал по работе с семьями.

Оценка деятельности ДОУ родителями и социумом.

Необходимые  ресурсы для реализации программы:

Штат сотрудников:4  учителя-логопеда, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели, заведующий.

Все штатные работники имеют профессиональное образование в области дошкольного воспитания, регулярно повышают квалификацию.

В ходе реализации программы предполагается участие в краткосрочных тематических курсах, семинарах по освоению новых педтехнологий, расширение спектра услуг консультационного пункта.

В МБДОУ № 4 имеются оборудованные логопедичекие кабинеты с необходимым набором методических пособий.

Предполагается обустройство комнаты релаксации, необходимой для работы консультативного пункта.

Методический кабинет детского сада имеет в наличии перечень литературы:

  1. Антонова Т. В., Волкова Е. М., Мишина Н. С. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 1998, № 6.
  2.  Зверева О. Л.  Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. — М., 2003.

  3. Козлова А.В.  Работа ДОУ с семьёй. – методические рекомендации.
  4. В.М.Целуйко  Психология неблагополучной семьи.
  5. М.Бебчук, Е.Жуйкова. Помощь семье: психология решений и перемен

  6. Е.Заблоцкис – Особые дети и взрослые в России: закон, правоприменение, взгляд в будущее. Основные проблемы и пути.

  7. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей. Гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети.

Предполагается приобретение комплекта методической литературы по организации продуктивной деятельности, художественно-эстетической деятельности, материалов для работы с детьми.

Современную жизнь трудно представить без информационно-коммуникативных технологий. В связи с тем, что появилась возможность общения, обмена информацией посредством интернет возникла и актуальная проблема использования ИКТ в системе работы консультационного пункта.

Родители не всегда проявляют инициативу в общении, поэтому в работе консультативного пункта предусмотрен такой раздел работы, как публичная консультация с использованием сайта детского сада, страницы в соцсети, официальной группы детского сада.

Кроме этого организована постоянно действующая «горячая линия», специалисты могут давать консультации по телефону, у родителей есть возможность записаться на консультацию по электронной почте,  или лично обратившись в детский сад. Использование ИКТ позволяет сделать работу с родителями более успешной.

В детском саду имеется необходимы набор средств связи и электронных устройств.

Информация размещается на сайте детского сада:

 https://mbdou-4-ivushka-krylovskaya.webnode.ru/;

на страничке в соцсетях: https://ok.ru/profile/572537824133/groups;

на страницах газеты «Авангард», публикация в периодических педагогических изданиях.

Предполагается устройство электронной инфозоны в детском саду, которая будет служить для размещения

■ объявления для родителей; 
■ фото- и видеоотчеты о прошедших праздниках и конкурсах, анонсы мероприятий, поздравления; 
■ рекомендации психологов, врачей; 
■ актуальная новостная информация: бегущие строки, ленты новостей, информеры (время, погода, пробки), онлайн-информация с интернет-порталов – новости стницы, района, края. 

Перспективы развития инновации

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям в консультационном пункте строится  на основе интеграции деятельности разнопрофильных специалистов.

      Посетив наш консультативный пункт, родители могут  получить ответы на свои вопросы, развеять тревоги и сомнения, утвердить или, наоборот, скорректировать свои воспитательные воздействия на детей. Эффективность работы консультативного пункта в первую очередь   связана с профессионализмом его сотрудников, их искренним желанием успешно развиваться, умением вступать в контакт с родителями, найти к ним и их детям индивидуальный подход.

Сложившемуся в проце?