Консультацию для родителей о развитии ребенка с нарушением слуха

Консультацию для родителей о развитии ребенка с нарушением слуха thumbnail

Овчинникова Наталья Владиславовна

Рекомендации родителям, воспитывающим      ребенка  с нарушением слуха:

  1. Следует быть внимательными и ласковыми к неслышащему ребенку. Нужно попытаться понять, чего он хочет, а не отмахиваться от него.
  2. Необходимо добиться, чтобы ребенок понял, что от него хотят родители.
  3. Используйте жесты, чтобы дать словесное обозначение просьбе, желаниям и мыслям ребенка.
  4. Приучить ребенка смотреть в лицо, на губы говорящего с ним человека, чтобы он научился считывать информацию с них.
  5. Нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Например, подзывая жестом ребенка, нужно медленно и четко сказать: «Иди сюда». Эту фразу необходимо произносить всем членам семьи, когда они зовут ребенка. Так и с остальными фразами бытового характера.
  6. Необходимо закреплять эти слова и фразы в игровой деятельности.
  7. Следует больше играть с ребенком в разные игры. Во время игры у ребенка возникает потребность в речи, а приподнятое эмоциональное состояние создает благоприятную почву для этого.
  8. Если у ребенка имеется остаток слуха, то следует развивать у него навык слушать.
  9. Развитие зрительного внимания, которое так необходимо ребенку при чтении с губ. Этому очень способствует игра в лото или игра «Чего не стало?»
  10. Необходимо приучить ребенку к режиму. Правильный распорядок дня приучит его к организованности, обеспечит достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит его здоровье.

                                Родителям слабослышащего ребенка

  • Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия.
  • Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха. С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира.                                                                                                    Не всегда легко приучить ребенка к аппарату.
  • Главное здесь — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.
  • Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально.  Правильно настроенный он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.
  • Ребенка, с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.
  • Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры.
  • Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.
  • Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
  • Дома необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям, воспитывающим      ребенка  с нарушением слуха:

  1. Следует быть внимательными и ласковыми к неслышащему ребенку. Нужно попытаться понять, чего он хочет, а не отмахиваться от него.
  2. Необходимо добиться, чтобы ребенок понял, что от него хотят родители.
  3. Используйте жесты, чтобы дать словесное обозначение просьбе, желаниям и мыслям ребенка.
  4. Приучить ребенка смотреть в лицо, на губы говорящего с ним человека, чтобы он научился считывать информацию с них.
  5. Нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Например, подзывая жестом ребенка, нужно медленно и четко сказать: «Иди сюда». Эту фразу необходимо произносить всем членам семьи, когда они зовут ребенка. Так и с остальными фразами бытового характера.
  6. Необходимо закреплять эти слова и фразы в игровой деятельности.
  7. Следует больше играть с ребенком в разные игры. Во время игры у ребенка возникает потребность в речи, а приподнятое эмоциональное состояние создает благоприятную почву для этого.
  8. Если у ребенка имеется остаток слуха, то следует развивать у него навык слушать.
  9. Развитие зрительного внимания, которое так необходимо ребенку при чтении с губ. Этому очень способствует игра в лото или игра «Чего не стало?»
  10. Необходимо приучить ребенку к режиму. Правильный распорядок дня приучит его к организованности, обеспечит достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит его здоровье.

                                Родителям слабослышащего ребенка

  • Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия.
  • Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха. С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира.                                                                                                    Не всегда легко приучить ребенка к аппарату.
  • Главное здесь — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.
  • Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально.  Правильно настроенный он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.
  • Ребенка, с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.
  • Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры.
  • Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.
  • Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
  • Дома необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультацию для родителей о развитии ребенка с нарушением слухаРекомендации родителям ребенка с нарушением слуха

Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении требует создания специальной слухоречевой среды. Условия создания слухоречевой среды формирование у детей потребности в …

  • Мне нравится 

Источник

Консультация для родителей «Воспитание детей  с нарушенным слухом в семье»

Родители, имеющие детей с нарушениями слуха, не всегда чувствуют себя уверенными общаясь и воспитывая ребенка. Убедившись в том, что ребенок не слышит или очень плохо слышит, родители перестают с ним общаться речью, тем самым делают очень большую ошибку.

Конечно, воспитание глухого ребенка в семье требует от родителей большой выдержки, терпения, напряжения, но приводит к положительным результатам, если они выполняют советы сурдопедагога, учителя –дефектолога.

Глухой ребенок,  как и все дети,  имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам, сопровождая их непонятными звуками и криками.

Необходимо добиться того, чтобы и глухой ребенок понял, что от него хочет мама или члены семьи. Задача родителей глухого ребенка использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить глухого ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.

Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не слышит и никогда не поймет», — думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.

Мама, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка. После того, как ребенок ее усвоит, можно эту фразу расширить: «Саша, иди сюда», «Иди сюда, малыш» и т.п. Давая что-нибудь малышу, нужно произносить: «Дима, на!» Прося что-нибудь у него, следует говорить: «Дима, дай».

Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности. При игре в лото, в игрушки их можно сочетать с лепетными словами для малыша. Следует дать ребенку звукоподражания животным. Игру можно провести примерно так: мать предлагает ребенку 2-3 картинки и, подавая, на зывает каждую: «На ав-ав» (собака). Ребенок смотрит на губы матери и сам рефлекторно повторяет эти слова.

Предлагая следующие картинки, мать говорит: «На му » (корову), «На мяу» (кошку). Ребенок повторяет. А потом мать, протягивая руку, говорит: Дай «му»!

С глухим ребенком следует больше играть в разные игры. В игре у глухого ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.

Когда с ребенком говорят, и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.

Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха. Если у ребенка имеются остатки слуха, то следует развивать у него навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить громко, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.

Родители должны помнить, что воспитание глухого ребенка и слабослышащего ребенка в семье требует выдержки, терпения — это длительная и кропотливая работа. Нельзя бросать начатое дело на половине пути. Если что то не получается, то необходимо консультироваться у специалистов. Со временем вы увидите положительный результат Вашей кропотливой работы. Вам всегда могут оказать помощь врачи сурдологи, сурдопедагоги, учителя – дефектологи, логопеды, если Вы своевременно обратитесь за консультацией.

Источник

 Организация слухоречевой среды  для детей с нарушением слуха.

          Одним из главных аспектов работы дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха является формирование словесной речи как средства обще-ния, познания окружающего мира, интеграции ребенка в обществе.

          Речевое развитие является многоплановым процессом, поэтому необходи-мо создать условия для организации слухоречевой среды как в дошкольном уч-реждении, так и дома. Создание слухоречевой среды предполагает постоянное общение с ребенком со сниженным слухом независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В ее создании участвуют все взро-слые, окружающие ребенка: родители, педагоги, персонал группы и детского сада и т. д.

        Выделяют следующие условия создания слухоречевой среды:

1.РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     Родителям и педагогам необходимо постоянно привлекать внимание ребенка к тому, что все окружающие его люди разговаривают, таким образом постоянно формируя практическое представление о речи, как необходимом элементе жиз-ни человека. Ребенок постоянно должен видеть говорящих людей, наблюдать за их поведением, соотносить их действия с речью, а взрослые – уточнять содержа-ние сказанного.

       Например, взрослый после прихода любого человека в группу или домой сообщает о цели прихода этого человека: « Тетя Лида (медсестра) сказала, что Вика заболела» или «Папа пришел домой с работы». Взрослые, приходящие к Вам в дом, обязательно должны обращаться к детям с приветствием, вопроса-ми, просьбами, понятными детям («Привет!», «Кто тут? Бабушка», «Где тетя Валя?», «Алеша, дай тете стул» и т. д.)

      Существенным фактором общения с ребенком с нарушением слуха является включение его в практическую деятельность, например, в различные игры, ри-сование, конструирование, труд, с тем, чтобы побудить ребенка к речи, стимули-ровать его речевую активность, вовлечение других детей и взрослых в процесс общения.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕЧИ, ПОБУЖДЕНИЕ К   ИСПОЛЬЗОВА-НИЮ РЕЧИ.

         Опыт показывает, что нередко похвала и одобрение взрослого являются стимулом для малыша, поэтому взрослые должны поддерживать любые рече-вые реакции и действия ребенка. В процессе общения с детьми взрослые по-буждают детей к устной речи. Если речь ребенка невнятна и общение с ним за-труднено, необходимо научить его подкреплять свою устную речь дактилиро-ванием, использованием табличек, собственным письмом, а так же неречевыми средствами — указаниями на предметы и картинки, предметными действиями, рисованием, естественными жестами. В таких случаях взрослые помогают ре-бенку сказать необходимое слово: дают образец произнесения, проговаривают вместе с ребенком, просят ребенка повторить это слово. Во время различных игр, на занятиях взрослые обращаются к детям с вопросами, просьбами, под-держивая любые попытки говорения.

         Особое внимание уделяется использованию инициативной речи, то есть говорении по собственному побуждению. Поскольку часто дети, активные на занятиях по развитию речи, не стремятся к речевому общению в быту, взрос-лым необходимо подумать о создании ситуаций, в которых речевая активность ребенка возрастает: во время игры взрослый как бы случайно «забывает» дать необходимую для игры вещь (машинку для перевозки кубиков). Если ребенок не обращается ко взрослому, он должен фиксировать внимание на отсутствии игрушки, помогает ребенку выразить просьбу: от «Тетя, дай машину» до «Анна Петровна, дайте, пожалуйста, большую машину. Я буду возить кубики и стро-ить дом». Нередко можно наблюдать, как хорошо общающиеся со знакомыми взрослыми дети замыкаются, теряются при обращении к ним незнакомых лю-дей, хотя они знают нужные слова и фразы.

          Педагоги в саду во время прихода в группу новых людей показывают, как нужно здороваться, прощаться, объясняет, как можно поблагодарить, извинить-ся, выразить просьбу, задать вопрос, рассказывают, какие вопросы обычно зада-ют незнакомым людям. Подобную работу необходимо проделывать родителям дома, чтобы закрепить навыки коммуникации.

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ.

        Создание слухоречевой среды невозможно без использования качествен-ной звукоусиливающей аппаратуры, необходимой для формирования устной ре-чи, развития слухозрительного восприятия и уточнения произносительной сто-роны речи окружающих.

       Прежде всего родителям  необходимо позаботиться о протезировании ре-бенка индивидуальными аппаратами и контролировать их постоянное исполь-зование в детском саду и дома.

        Использование индивидуальных аппаратов нацелено на:

-развитие неречевого слуха (восприятие различных сигналов транспорта, слу-шание голосов животных и птиц, слушание музыки), что крайне необходимо для ориентировки ребенка в окружающем пространстве.

-развитие речевого слуха (восприятие темпа, ударения, интонации, уточнение произношения звуков, становление навыков самоконтроля), что значительно расширяет сенсорную базу речи окружающих и тем самым способствует более полноценному общению.

        Взрослые, окружающие ребенка — родители, педагоги — должны знать ре-жим работы индивидуальных аппаратов, расстояние, на котором ребенок в со-стоянии воспринимать речевые и неречевые звучания.

        Следует учить детей бережному обращению с аппаратурой: не оставлять включенными снятые с ребенка аппараты, вовремя менять батарейки, следить за чистотой вкладышей, не допускать ударов по аппаратам, их падений.

4.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ.

         Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взро-слых, которая служит образцом для подражания. Речь взрослых должна быть естественной и правильной. Это значит, что любой человек, общающийся с ре-бенком с нарушением слуха, должен говорить голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение. Не рекоменду-ется перегружать фразы (они должны быть четкими), изменять структуру выс-казываний, меняя порядок слов, характерный для русского языка (вместо «Где мяч?» – «Мяч где?» или «Где ты была летом?» – «Летом ты где была?»).

         Речь взрослых должна быть интонированной и эмоциональной. Однако в некоторых случаях родителям и педагогам приходится прибегать к замедлен-ному темпу проговаривания, более четкому произнесению отдельных звуков или слогов. Как правило, это происходит при чтении слов или фраз, устном или устно-дактильном предъявлении новых слов. В этих случаях после замедленно-го проговаривания необходимо повторить слово и фразу в нормальном темпе, с соблюдением всех норм русского литературного языка.

5.КОНТРОЛЬ  ЗА  РЕЧЬЮ  ДЕТЕЙ.

          Взрослые должны контролировать устную речь детей, однако условия это-го контроля разные. Сурдопедагог и воспитатель знают возможности каждого ребенка, поэтому они могут добиться использования ребенком всех его речевых и слуховых способностей, в том числе навыков самоконтроля у старших детей.

        Отдельная тема — общение родителей с детьми. Ключевым моментом это-го общения должно стать правильное использование устной речи и контроля  за речью ребенка. Сурдопедагог должен принимать участие в этой работе, направ-ляя и в некоторых случаях контролируя ее. С учетом возможностей и способ-ностей родителей он проводит индивидуальные консультации.

         Рекомендуя родителям устное общение с детьми, педагог должен:

– показать образцы такого общения в различных бытовых ситуациях и на заня-тиях;

–  объяснить, как сделать устное общение интересным для ребенка (пригласить в гости других детей, организовать экскурсию, включать ребенка в решение простых бытовых задач);

–  научить уточнять значение слов и предложений, делая рисунки и изготавливая книжки-самоделки, помогающие ребенку понять новые слова и предложения;

–  акцентировать внимание родителей на необходимости поддержания и поощрения любой попытки ребенка говорить, вступать в общение, а уже затем предъявлять требования к качеству произношения;

–  ознакомить родителей с состоянием произносительных навыков ребенка, сис-тематически информировать их о том, над чем ведется работа, какие требования необходимо предъявлять дома, какие дополнительные компоненты устной речи стали доступны ребенку;

–  постоянно контролировать работу родителей над произношением, т. к. отсут-ствие такого контроля может привести к появлению грубых дефектов произно-шения.

         При работе над звуками сурдопедагог сообщает воспитателям и родителям о появлении каждого нового звука и введении его в речь, чтобы они могли при дефектном произношении исправить звук. Родители должны знать различные приемы коррекции. Иногда достаточно сказать ребенку «Повтори правильно» – и он сам исправит ошибку. Можно показать на табличке соответствующую бук-ву и попросить ребенка повторить все слово правильно. Иногда в качестве по-мощи можно привлечь дактильный знак при условии повторения звука и слова устно. В работе также может быть применено зеркало, чтобы ребенок, опираясь на зрение, мог исправить дефектное произношение. В отдельных случаях мож-но использовать тактильно-вибрационную чувствительность (характер воздуш-ной струи).

          Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что успех работы по речевому развитию дошкольников с нарушением слуха зависит от возможнос-тей педагогов и родителей и их способности так организовать слухоречевую среду, чтобы речь стала для ребенка необходимым компонентом общения с ок-ружающими.

Источник