Консультация возрастные особенности музыкального развития ребенка

Возрастные особенности музыкального развития детей

Знание возрастных особенностей детей даёт возможность находить более эффективные способы управления психическими процессами ребёнка, в том числе и музыкальным развитием.

В дошкольном детстве (3-7 лет) ребёнок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности (если для этого созданы необходимые педагогические условия). У детей появляются музыкальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению. В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах — игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество. В дошкольном периоде дети различных возрастов значительно отличаются по своему развитию.

Дети 3-4 лет находятся в переходном периоде — от раннего к дошкольному. Еще сохраняются черты, характерные предыдущему возрасту. Но уже происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения и к четырем годам могут спеть маленькую песню самостоятельно или с помощью взрослого. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.

Дети 4-5 лет проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определить, какая исполняется музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют (рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.

Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация.

Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

Дети 5-6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений.  В   этом   возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности,   но   и   избирательно   относятся   к   различным   ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь».

Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. 

Дети 5-6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это база для разностороннего музыкального развития детей.

Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет социальное назначение ее. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Вот некоторые ответы ребят 6-7 лет на вопрос о том, почему им нравится музыка: «Когда музыка играет, нам весело» (чувствуют эмоциональную природу музыки); «Музыка рассказывает что-то»; «Она подсказывает, как танцевать» (отмечают ее жизненно-практическую функцию); «Люблю музыку, когда ласково звучит», «Люблю вальс -плавная музыка» (чувствуют и оценивают характер музыки).

Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т. д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихо, немного грустно (о колыбельной).

Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особенности. Если одни дети (в том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы (типа «громко-тихо», «весело-грустно»), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Следовательно, индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности.

Читайте также:  Индивидуальные особенности проблемы развития ребенка

Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки (некоторые приходят в подготовительную группу из семьи).

Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре первой октавы—до второй). Этот диапазон наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные особенности. В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор детей 6-7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно.

Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и, прежде всего, выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах. Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубен, треугольник и др.); они запоминают их устройство, по тембру различают звучания.

Короткий обзор возрастных особенностей музыкального развития детей можно закончить подчеркнув их характерные черты.

Во-первых, уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе. При этом и выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке (к музыкальной деятельности) и уровнем развития музыкальных способностей.

Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности в соответствии с содержанием программы. (Однако музыкальная информация, получаемая ребенком дома, шире намеченного в программе.)

Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей. Так, при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей.

Источник

Возрастные особенности

 музыкального развития ребёнка

                   Консультация для родителей

                                                                                Подготовила и провела

музыкальный руководитель

Богатова Татьяна Владимирова

Возрастные особенности

 музыкального развития  ребёнка.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико.  Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие  ребёнка, побуждать к нравственно – эстетическим  переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить её с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных  ступеней – задача педагога.  В противном случае иногда  наблюдается отставание в развитии. Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

  1. Слуховое ощущение;
  1.  Музыкальный слух;
  1. Качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
  1. Простейшие навыки, действия в певческом и музыкально – ритмическом исполнительстве;

Отметим общие  тенденции возрастного развития…

Первый год жизни.

Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской,  у малыша на 10 – 12 день  возникают реакции на звуки.  На втором месяце ребёнок  прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки.               В 4 – 5 месяцев отмечается  у детей склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребёнок начинает реагировать  на источник, откуда раздаются раздаются  звуки, прислушиваться к интонации певческого голоса.                                                                                 С первых месяцев, нормально развивающийся ребёнок, отвечает на характер музыки, так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается.                                                                                                         К  концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением,  лепетом.                       Проявления  эмоциональной  отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют  осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.

Читайте также:  Роль детского творчества в развитии ребенка

Второй год жизни.

При восприятии музыки, дети второго года жизни проявляют ярко контрастные эмоции: весёлое оживление или спокойное настроение.                   Слуховые ощущения более дифференцированы: ребёнок различает низкий и высокий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску.              Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных  фраз песни.                                                                                                      Малыш в этом возрасте  овладевает простейшими движениями:        хлопает в ладоши, притопывает ножкой, кружится под звуки музыки.

Третий и четвёртый год жизни.

У детей этого возраста повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств  предметов и явлений, в том числе  и музыкальных . Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.                    Происходит переход от ситуативной  речи к связной, от наглядно – действенного мышления к наглядно – образному, заметно укрепляется мышечно – двигательный аппарат.                                                                      У  ребёнка появляется желание заниматься музыкой,  активно действовать.  К  4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого, спеть маленькую песенку, они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени, самостоятельно плясать и играть.

Пятый год жизни

Этот год жизни ребёнка характеризуется активной любознательностью. Настаёт  период  вопросов: «Почему?», «Отчего?».                               Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения.                                                        Дети в этом возрасте   наблюдательны, способны определить: музыка весёлая, радостная, спокойная;  звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).                                                     Ребёнку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.                                             Голос в этом возрасте приобретает звонкость и подвижность.      Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого.                                                  Налаживается  вокально – слуховая координация.                                         Идёт освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков –  это даёт возможность детям шире использовать их в играх и танцах.           Одни стремятся по – своему исполнить роль, другие проявляют интерес только к одному виду деятельности, в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Читайте также:  Жемчужина центр развития ребенка курган

Шестой и седьмой год жизни

Этот период подготовки ребят к школе. На основе полученных  знаний и впечатлений о музыке, дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Дети способны в этом возрасте  к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.                        Ребёнок может  выразить наиболее яркие средства музыкального языка, и,  учитывая их, действовать, в соответствии с определённым образом , при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений.                                    Это способствует музыкально – слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам. У  детей 6 -7 лет  ещё более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется напевность, звонкость.Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются  ярче.                                                                                                        Музыкальное развитие – это результат формирования ребёнка в процессе активной музыкальной деятельности.                                                  Определённое значение имеют индивидуальные особенности каждого ребёнка.                          

Развитие происходит:

  1. В области эмоций от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;
  2. В области ощущения, восприятия и слуха от  отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
  3. В области проявления отношений от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
  4. В области исполнительской деятельности от действий по показу, подражанию к самостоятельным  выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально – ритмическом движении.
  5. Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства  – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения  к музыке. Определённое значение имеют индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации  и целенаправленного обучения, поэтому мы ставим  перед собой задачи музыкального воспитания в детском саду, которые подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребёнка и строятся    с  учётом  своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.       Задачи музыкального воспитания:

  1. Воспитывать интерес к музыке. Эта задача решается путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений;
  2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;
  3. Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности и выразительности исполнения музыкальных произведений;
  4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо – высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и  выразительность движений;
  5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе  полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;
  1. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной  деятельности:  передаче характерных образов в играх и  хороводах, использовании  выученных танцевальных движений в новых  самостоятельно найденных сочетаниях, импровизации маленьких песен и  попевок.  
  1. Формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать особенности и интересы каждого ребёнка.                               Необходимо помнить об индивидуально – дифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги,            которые произошли в их развитии и воспитании.

Источник