Консультация влияние природы на духовное развитие ребенка
Консультация для родителей
«Влияние природы на духовное развитие ребенка»
Автор Головашина Людмила Сергеевна
Великий педагог К.Д.Ушинский был убежден в том, что ребенок несчастен, если вырос, не любуясь цветами, не видя лугов. «Прекрасный ландшафт имеет тоже огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» – писал он. В старину был на Руси тайный обычай: жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек, если же обходился грубо – настораживались, по отношению к животному, проверяется отношение к человеку.
Очень полезно в доме иметь какое-нибудь животное: собаку, кошку, рыбок и других; с которым ребенок может общаться, разговаривать, играть. При этом родители являются примером заботливого, внимательного отношения к живым объектам и поясняют детям, что благополучие животного зависит от выполнения ребенком поручения по уходу за ним.
Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств, идет усвоение на примере взрослых правил поведения в природе. Наблюдения, прогулки в природу целесообразно связывать с чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием. Хорошо, когда в доме часто звучат стихи о природе, а вечером дети вместе с родителями рассматривают репродукции картин И.И.Левитана, К.Юона, А.Пластова, Шишкина, сами придумывают незатейливые стишки и зарисовывают увиденное в природе. Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных», где родители продумывают доступный комментарий программы.
Только взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. Родителям необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать. Но и вслушиваться, беречь красоту Родной природы.
В.Г.Белинский писал: «Первый воспитатель детей – природа и ее благодатные впечатления, шум листьев и колебания волн говорят нам каким-то живым языком, которого значение мы уже забыли и тщетно стараемся вспомнить».
Без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому взрослые должны помочь увидеть выразительность природы, ее красоту, настроить душу ребенка на ее восприятие. В этом очень выразительно художественное слово: стихотворение или проза из детской или классической литературы.
М. Горький писал: «Мы читаем и слышим «ветер плачет», «стонет», «лес нахмурился, «дождь шумит», тем самым предаем всему, что видим свои человеческие качества».
Ребенок, встречаясь с природой, в силу своей эмоциональной непосредственности, живет реакцией, не только созерцает прекрасное, но и действует, стремится все увиденное рассмотреть, обследовать со всех сторон, может нанести вред.
Задача взрослых: объяснить, что только бережное отношение каждого человека к каждому растению и животному поможет всем людям сохранить нашу планету красивой и уютной. Люди – это часть природы. Все существа, живущие на Земле, взаимосвязаны и важны друг для друга. Вместе все мы отвечаем за то, чтобы природа сохранялась везде: в лесу, в реке, в городе. Научить детей любить и охранять природу родного края – наша общая задача.
Источник
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
ПРИРОДА И ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ .
«Ребёнок – часть природы, а вовсе не её хозяин, господин. Он должен уметь соизмерять свои потребности с возможностями окружающего мира, его следует настраивать на разумное потребление, учить не нарушать основные законы природы». Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением норм поведения в природной среде. Дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее полно воспринимать природные явления. Детям старшего возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Природа – это не беспредельный клад, запасы её истощимы. Поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы родного города.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых , для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств – гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы, листья деревьев, ветки и тут же их бросают, ласкают и тут же обижают животное и т.д.).
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в духовно-нравственное чувство, предполагающее активную действенную позицию ребёнка. Часто у детей недостаточно развито инициативное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. У дошкольников часто преобладают эгоистические мотивы общения с природой (люблю с собакой поиграть, люблю кошечку, заворачиваю её в одеяльце), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Поэтому важно включать ребёнка в каждодневную заботу о животных и растениях, находящихся дома. «Посмотри , не сухая ли земля в цветочных горшках. Приготовь корм попугаю. Смени воду кошке и т. д» Большое значение имеют телепередачи о природе. Хорошо, если родители сначала сами просматривают передачу, и только потом фиксируют внимание ребёнка на том материале, который будет интересен ему, продумывают комментарий, а при повторении передачи вместе с ребёнком смотрят еёВо время прогулок интересно показать детям деревья, растения, занесенные, в Красную книгу, познакомить детей с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и мачеха, подорожник, тысячелистник и другие. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.
Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной (не рвать, не ломать, не топтать), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой; пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц, журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок, наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. К. Д. Ушинский был убеждён в том, что тот ребёнок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. «Зовите меня варваром в педагогике, – писал он, – но я вынес из впечатлений моей жизни убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога»
Источник
Консультация для родителей.
«Влияние природы на духовный мир ребенка»
Подготовили воспитатели МБДОУ №264
Маматкова З.Г. и Столярова А.С
Когда у В. Бланки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и
птиц?
Он вспоминал детство, Зоологический музей, когда его водил отец, и му-
чительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих
давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то чтобы наша
земля не превратилась в огромный “Зоологический музей”, чтобы каждое сле-
дующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. При-
рода – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность че-
ловека в природе должна быть разумной, охраняющей и созидающей. В связи
с этим родители должны ознакомить детей с Красной книгой, объяснить поче-
му она так называется. Познакомить ребенка с растениями и животными на-
шего края, которые занесены в Красную книгу. Это обязательно найдет эмо-
циональный отклик в душе ребенка. И в следующий раз, попав в лес или парк
он отметит эти растения. Анализ семейного воспитания показал, что большин-
ство родителей считают ознакомление с природой важным средством воспи-
тания, но вместе с этим не отдают себе отчета в том, что при этом можно ре-
шить много вопросов, они знакомят ребенка с природой стихийно, а это не
дает ребенку возможность “сопереживать” природу.
Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические пережи-
вания.
Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально
воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуж-
дает к передаче чувств В слове и деятельности. Необходимо научить ребенка не
только смотреть, но и видеть, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Все
родители ходят с детьми в парк, на дачу, на озеро. Не оставляйте ребенка од-
ного с природой, уделите внимание, вместе с ним побелите деревья, но объясни-
те, для чего вы это делаете, подвяжите сломанную веточку, сейчас, осенью обя-
зательно рассмотрите окраску листьев, суету насекомых готовящихся ко сну.
Обогащение представлений о природе, познание ее законов и связей невоз-
можно без эмоционального положительного отношения к ней, поэтому все об-
щение с природой маленького ребенка должно быть направлено на воспитание
его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту приро-
ды. Придя домой предложите ребенку рассказать папе, бабушке, маме, сестре,
что он видел, дайте бумагу, пусть нарисует, потому что словами ребенок не все-
, гда может выразить то, что его переполняет.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум при-
чинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и рас-
тительному миру, во-вторых, для развития более сложных чувств и качеств: гу-
манизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой
противоречиво: положительно относясь ко всему живому они часто совершают
отрицательные поступки: рвут цветы и тут же бросают их, мучают- “ласкают”
котенка. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина “О любви к живому”.
Ребенок пугает голубей – на первый взгляд невинное занятие, но ведь он
развлекается, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают
крыльями и улетают, что его боятся, вот тут, как говорится, и зарыта собака,
здесь корень и первопричина зла. Мы, педагоги, работающие с детьми, отмеча-
ем, что у наших детей недостаточно развито самостоятельное отношение к
природе: ребенок не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные,
сам не обидит котенка, но и не сделает замечание другим ребятам, которые за-
ворачивают его в одеяльце, водят на поводке, а ведь это и отношение людей
друг к другу. Если ребенок с детства не усвоил, что все живое нужно беречь,
уважать, то навряд ли он будет нежно, с сочувствием относиться к товарищам,
родителям. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о
растениях и животных, находящихся дома: “Посмотри, не сухая ли земля в цве-
точных горшках?”, “Покорми собаку”, “Смени воду кошке”. В этом отношении
у нас в детском саду проводится большая работа. Во всех группах есть уголки
природы, где дети учатся ухаживать за растениями, рыбками, попугайчиками.
Спросите ребенка, как ухаживать за комнатными растениями и он расскажет,
может даже то, что не знали, а важно, чтобы эта работа продолжалась и дома.
Но соприкосновение с природой В детском саду не ограничивается уголком
природы, мы водим детей к озеру ,но перед прогулкой на природу, ставим цель,
связанную с восприятием природы, делать это порекомендовали бы и вам. Не
гуляйте просто, учите ребенка общаться с природой. Важно создать эмоцио-
нальный контакт ребенка с природой, пусть побродит, отыщет что-то нео-
бычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья,
просто поглядит вокруг себя .Конечно эмоциональное отношение ребенка во
многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда
родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во
время прогулок и наблюдений. Возможно связь этического и эстетического спо-
собствует формированию действенной любви к природе. И те родители, кото-
рые постоянно общаются с природой, уверены, что их ребенок вырастет с бога-
тым духовным запасом.
Источник
Ольга Бородина
Влияние природы на духовно-нравственное развитие детей
«Влияние природы на духовно-нравственное развитие детей»
Бородина О. Н.
воспитатель МБДОУ
детский сад
общеразвивающего вида №2
«Колокольчик»
Дошкольное детство – это время активного интереса к природе, окружающей среде и всему миру, поэтому одной из важных задач воспитателей, работающих в детских садах, является формирование у детей экологического сознания, воспитание экологической культуры. Процесс этот очень длительный, и может продолжаться на протяжении всей жизни человека. И именно в дошкольном возрасте можно и нужно закладывать фундамент осознанного отношения детей к окружающей действительности. Как часто, мы взрослые, умиляемся, видя как двух – трёх летний карапуз, обрывая цветы и бутоны на клумбе весело хохочет, растаптывая их на дорожке. Нам забавно смотреть, как пяти – шести летние дети пугаются «незнакомых» мух и жуков. С ужасом смотрят, а иногда пинают или бьют палками ящериц и лягушек, считая их вредными и ненужными, не понимая их значения для человека и окружающей среды. А меж тем природа является неиссякаемым источником духовного обогащения. Постоянно соприкасаясь с природой, у детей формируются реалистические знания об окружающем мире. Работая с детьми дошкольного возраста, воспитатели имеют уникальную возможность дать им необходимый объём знаний об окружающей природе. Но обязательно нужно предложить детям привлекательные виды деятельности, предоставить возможность проявлять инициативу, уважительное и внимательное отношение со стороны взрослых и полное сотрудничество взрослых и детей.
Игра для детей – это жизнь, поэтому организуя, например, сюжетно/ролевую игру, необходимо выбирать и отражать в ней реальное событие в природе или деятельность взрослых, направленную на защиту и охрану природных ценностей. Например, в сюжетно/ролевую игру «Садовники» можно играть, как в тёплое время года, так и в зимнее время, используя растения из «Зелёного уголка». Играя дети понимают, как можно и нужно использовать леечки, совки, лопатки, ведёрки. Ребята накапливают практический опыт, проявляют заботу о растениях. На прогулке проводя с детьми игру «Раз, два, три, к дереву беги» педагог решает дидактическую задачу, помогая им почувствовать радость и удовлетворение от динамического решения, закрепить теоретические знания в результате непосредственного общения с природой. Очень ярким, наглядным воздействием на сознание детей обладают небольшие опыты и эксперименты. Летом это могут быть опыты с песком, глиной, воздухом и водой. Зимой, можно предложить, эксперимент с политыми и нет комнатными растениями. Дети очень быстро начинают понимать правильность отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и создающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные и духовные ценности. У детей проявляется отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей природы.
Играя, дети начинают понимать самих себя, учатся выражать свои эмоции, выявляют лучшие черты своего характера. Чаще всего в играх у детей проявляются доброжелательность, сочувствие, забота, внимательное отношение друг к другу, т. е. происходит формирование и усвоение нравственных ценностей. Происходит духовно-нравственное развитие.
У ребят развивается умение слушать, понимать, общаться, они дают оценку другим и главное оценивают себя. Задача педагога в этой работе помочь детям найти взаимопонимание, направить их эмоции, создать позитивное настроение. Учить общаться, взаимодействовать, находить корректные способы реагировать на недостойное поведение других. Формировать умение быть снисходительными, терпимыми, уметь прощать.
Есть такая пословица: «Ищи кротости, чтоб не дойти до пропасти». Ведь кротость – это великодушие, умение простить обидчика, не отвечать злом на зло. И именно этими качествами должен обладать человек, взявшийся за воспитание детей или, по крайней мере, стремиться обладать ими. Педагогу, да и любому взрослому человеку, очень поможет в обретении этих качеств изучение жития Преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых Русской православной церковью в лике святых, основателя Троицкого монастыря, преобразователя монашества на Руси, величайшего подвижника земли русской. Изучая историю становления Руси, проникаешься уважением, почитаешь силу и дух Сергия Радонежского, способного, по словам его современников, «тихими и кроткими словами» действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца, умея примерять вражду, благословлять на ратные подвиги».
Большую роль в развитии у детей духовных, нравственных качеств играет приобщение их к культурному наследию народа. Необходимо дать дошкольникам представление о правах каждого человека на жизнь и охрану здоровья, обязанностях уважать право другого человека на жизнь, о праве детей на заботу государства. Познакомить их с достопримечательностями родного края. Реализовать эти цели педагогу помогут прогулки, экскурсии различные праздники. Ведь наличие знаний у детей ещё не гарантирует постоянного положительного отношения ребёнка к природе. Поэтому очень важно включать его в ежедневную заботу о растениях, насекомых, животных во время прогулок. Показывать красоту, разнообразие и величие окружающего мира во время экскурсий. Закреплять знания и эмоциональные переживания во время ярких, красочных, динамических праздников.
Осознавая всю значимость работы по развитию у детей духовно-нравственных качеств, необходимо помнить, что все усилия могут оказаться тщетными, если не заручиться поддержкой родителей. Важно привлечь взрослых членов семьи к совместному процессу. Ведь семья оказывает огромное влияние на формирование основ мировоззрения у детей. Именно в семье, в период раннего детства, закладывается фундамент нравственных, духовных ценностей. Поэтому так важно привлечь мам и пап, бабушек и дедушек, к проведению родительских собраний экологической направленности. Предложить им совместные походы, экскурсии для «общения» с природой. Организовать тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе. Вовлечь взрослых в озеленение территории детского сада, высаживании цветов на клумбы. Принять их помощь в организации и проведении спортивных и музыкальных праздников, направленных на экологическое образование, как детей, так и самих взрослых.
Работая с детьми никогда нельзя останавливаться и почивать на лаврах достигнутого успеха. Ведь дети, получая эмоциональное впечатление о природе, только начинают накапливать представления об огромном и прекрасном мире вокруг, познают основу экологической культуры, входят в увлекательный мир исследований, учатся грамотному поведению в природе, раскрывают самые лучшие духовно-нравственные качества. А природа в свою очередь открывает о себе всё новые и новые знания. И чтобы сохранить и приумножить её богатства для будущих поколений необходимо постоянно формировать и развивать у детей желание бережно и с любовью относиться к огромной и хрупкой планете под названием «Земля».
Источник