Консультация влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста
Консультация для родителей
Влияние музыки на развитие ребенка
Музыка-это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка – это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку. Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта, его повышение. Интересно, что, по мнению ученых, стимулирующее действие музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами. Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие, конечно, оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром – чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером – успокоиться и настроиться на отдых. А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка- это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:
- Чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности – Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн.
- Чтобы успокоиться — Бетховен, Шуберт, Брамс.
- От напряжения в отношениях – Бах.
- Для поднятия жизненного тонуса, активности – Моцарт, Лист, Хачатурян.
- Поднимает настроение – Чайковский, Бетховен.
- Уменьшает злобность – Бах, Гайдн.
- Концентрация внимания – это Чайковский, Дебюсси, Мендельсон.
Появляется термин «музыкотерапия», как дополнительный стимул развития детей. Сегодня существует практика музыкотерапии проблемных детей, с целью коррекции и т.п. Выбор музыки огромен. И можно встать в тупик, выбирая какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку?
Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью. Выбор огромен – классическая, инструментальная, различные мюзиклы…Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребенка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Определенная музыка воспитывает вкус, и круг общения. Так, когда же можно знакомить ребенка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребенка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании, ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми. Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только, что в ней содержится, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается, собственно, творческое воображение, а через него – восприятие разных сторон жизни! В последнее время все реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком – учи языки, юристом – историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. И действительно, зачем тратить время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для родителей, так и для маленького маэстро Хорошо еще, если выбранный инструмент – фортепиано. При начальных упражнениях на скрипке или виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не меньший гнев, чем заунывная песня, к примеру, мартовских котов. Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему? Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями. В разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоции собеседника, угадывает тон и темп беседы – он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение, которое он исполняет. Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее, и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность. Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Ребенок идет в десятый класс математической школы, и у него обнаружились блестящие математические способности? Ему некогда больше заниматься игрой на фортепиано? Но перед тем, как он закроет (но не навсегда!) крышку рояля, пусть скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что именно музыка дает и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Скажите откуда это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Не от той ли учительницы музыки, которая, бесстрастно отбивая такт, суховато приговаривала: «Он здесь тоскует, не барабань, играй пиано, а здесь уже отчаянье – форте, фортиссимо! Слушай музыку, слушай, что хотел сказать композитор…»
История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому.
- Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.
- Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом.
- Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Энштейн играл на скрипке… Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества. Во-первых, ребенок может выбрать, с каким родом деятельности будет связана его судьба и сам определиться, так как имеет представление и о науке, и о живописи, и о музыке. Во-вторых, чаще всего после окончания получения начального музыкального образования, решение принимается самостоятельно и, как правило, без замешательств, что говорит о полной личностной сформированности ребенка. О влиянии же музыки на человека можно говорит ь бесконечно…
Источник
Влияние музыки на развитие творческих способностей ребенка.
“Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они
начнут испытывать его на себе, тем лучше для них”
В.Г.Белинский
Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств воспитания, оно обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.
Влияние музыки на развитие ребёнка можно описать формулой: музыка – фантазия – творчество – умение слушать и слышать – развитие мыслительных способностей.
Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.
Дети связаны с природой, и творчество является частью их жизни. Поэтому родители должны делать как можно больше, чтобы сохранить это творческое отношение к действительности. Дети развивают свою духовную силу по следующему пути: прослушивание музыки – процессы воображения – работа фантазии – творческое начало.
Приобщать ребенка к музыке в домашних условиях можно и нужно с самого раннего возраста. Причем самыми различными способами: петь ему песни, приучать слушать аудиозаписи, детские музыкальные радио- и телепередачи, смотреть видеофильмы. Если есть возможность, водить на концерты.
Для повышения интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок мог послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах (металлофоне, детской флейте, деревянных ложках).
Хорошо иметь дома в аудиозаписи: детские альбомы Чайковского, Шумана, Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича, Свиридова; отдельные детские пьески и песенки, музыкальные сказки («Приключения Незнайки» Н. Носова, музыка Френкеля и Шахова, «Курочка Ряба», музыка Ройтерштейна), детские оперы «Муха-цокотуха» и другие. Давайте детям слушать отрывки из балетов П. Чайковского «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и др..
Старайтесь, чтобы дети не просто радовались музыке, но учились переживать заложенные в ней чувства. Спрашивайте, какая это музыка: веселая или грустная, спокойная или взволнованная. Про кого такая музыка может рассказывать? Что под нее хочется делать? Иногда, не называя пьесу, спросите: как бы ребенок ее назвал? Такие вопросы пробуждают интерес детей к слушанию и развивают их творческое воображение.
Хорошо загадывать детям загадки: спойте песню без слов, одну только мелодию и спросите, что это за песня. Дети очень радуются, когда отгадывают правильно.
Дети очень любят повторно слушать полюбившуюся им музыку, поэтому старайтесь предоставлять им такую возможность.
Очень важно, чтобы ребенок не только слушал музыку, но и сам пел песни, инсценировал их, двигался под музыку, играл на детских музыкальных инструментах.
Развивать в детях их естественную склонность к пению надо с колыбельных песен. Запомнив их, он будет петь своим куклам, баюкая их.
Гуляя в саду или парке, увидев сидящую на ветке птицу, остановитесь, рассмотрите ее и спойте: «Скок, скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел».
В дождливый день обратите внимание ребенка на то, как стучит дождь по крыше, окнам, какие большие лужи на улице. Тихо и грустно напойте песенку:
«Дождик, дождик, кап да кап,
Мокрые дорожки,
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки?»
Пойте песню несколько раз, чтобы ребенок запомнил слова и мелодию, начал подпевать вам.
Взрослые всегда должны поощрять музыкальные выступления детей. Предлагайте детям петь песни, которые они выучили в детском саду. Учите их импровизировать мелодии на простой и короткий текст, о том, что ребенок видит вокруг себя. Предложите спеть песенку драчливого петушка, веселой птички, ласковой кошечки, больного щенка, песню про осень, лето, весну, про солнце или дождик. Хвалите детей, говорите, что вам очень нравится их сочинения. Ведь импровизация развивает музыкально-творческие способности детей, приучает их свободнее владеть голосом, петь вернее и выразительнее.
Большое удовольствие доставляет детям пляска под пение. Чаще включайте музыку, учите прислушиваться к ней, делать движения в ее характере, выделять сильную долю. Перед тем как начать танцевать, предложите прохлопать «шаги» под музыку, это помогает осознанно согласовывать свои движения с музыкой.
Самое главное – надо создать в доме атмосферу благожелательного отношения к ребенку, всячески поощрять его попытки проявлять себя в музыке. Это приносит детям радость и делает их добрее.
У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны, лучше, быстрее и полнее воспринимают все новое, и, как правило, хорошо учатся в школе.
Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.
Источник
Консультация для родителей
«Влияние музыки на развитие дошкольников»
Вообще, наблюдать за тем, как ребёнок учится петь, – одна из наибольших радостей, которые могут испытать родители. Конечно, этот процесс не является вехой в развитии ребёнка, и никто и никогда не спросит вас строго, когда именно ребёнок первый раз взял правильную ноту. Но где-то между 2 и 3 годами, а иногда и в возрасте около 18 месяцев, ваш ребёнок начнёт экспериментировать с ритмом и нотами, тренируя голос.
Пение помогает выражать чувства, оно также способствует развитию языковых навыков у детей. Мы знаем, что многие двухлетние малыши ещё не могут выражать свои мысли словесно. Новые слова вызывают у них затруднения, и ваше сокровище будет указывать на что-то пальцем, не в состоянии объяснить это словами. Сколько их, этих «специальных» словарей, известных только маме и малышу? Но когда они поют, мы вдруг замечаем, что их произношение становится лучше, чем когда они разговаривают. Частично это происходит из-за того, что музыка меньше сдерживает, чем речь. Она более раскрепощена. Кроме того, музыка больше сглаживает сложные переходы между согласными звуками. «Пение – это игровой, мягкий способ научить малышей новым словам и звукам, а также главная, если не единственная, стратегия логопедов в помощи тем детям, у которых речь замедлена», – считает Кейт Гфеллер, специалист в области патологии речи и аудиологии, а также сотрудник музыкальной школы в Айове. Добавим, что это один из эффективнейших способов лечить заикание. Действительно, если вспомнить знаменитого «Кузнечика», мы заметим, что повторяемый несколько раз припев: «Представьте себе, зелёненький он был…» – помогает малышам овладеть языком. Вы же не будете в повседневной речи повторять: «Представьте себе…» три раза подряд, вас могут превратно понять. А когда ваш ребёнок поёт, он по несколько раз упражняется произносить звуки «Р», «С», «3» и другие.
Детские песни также помогают маленьким музыкантам придавать значение окружающим их явлениям, предметам. « Нет никакого совпадения в том, что так много песен для крох посвящено животным, цветам, формам и числам», – говорит Гфеллер. Песни типа «Тра-та-та, мы везём с собой кота…» (а также целый зоопарк, если помните) позволяет малышам сортировать и классифицировать окружающий мир.
Существует определённая веха в процессе развития ребёнка, когда те звуки, которые он издаёт, становятся всё больше похожи на человеческую речь, эту веху проходят все дети и на ней акцентируют своё внимание специалисты. Первые звуки ребёнка похожи на музыкальные ноты. Когда из колыбели новорождённого раздаётся воркование, незаметно переходящее в мелодичное бульканье, ребёнок использует гласные звуки, присущие человеческой речи. Он также использует те же самые мышцы, которые требуются для поддержания высоких тонов голоса. Позже он будет использовать эти тона для пения, а пока он тренируется.
Всё меняется, когда он начинает лепетать. Согласные звуки «Д», «М», «Б требуют помощи губ и языка, которые, в свою очередь, понижают голос. Между годом и двумя большинство малышей настолько сосредоточены на освоении языковой речи и общения, что они даже не пытаются накладывать слова на музыку. А ведь пение – дело чрезвычайно запутанное. Ребёнок должен приспосабливать свой голос для высоких звуков плюс чётко произносить слова с помощью губ и языка на глубоком длинном выдохе. Если ему удаётся всё описанное выше, то песня или, по крайней мере, её часть прочно закрепится в детской памяти.
Большинство детей не могут справиться с таким сложным процессом целиком, поэтому их первая песня – это одна-две строчки из вожделенного оригинала, где часть стихов комкается или проглатывается вообще. И хотя запоминание слов – дело сложное, это ещё цветочки. Ягодки – это воспроизведение последовательного ряда нот, то, из чего собственно песня и состоит. Послушайте, как ваше двухлетнее сокровище осваивает переход от, низких звуков к высоким в уже упомянутой «Мы едем, едем, едем…» В последней фразе слова «… обезьяну, попугая …» ему вполне удадутся. Дальше он сделает паузу и, собрав всю энергию воедино перед высокими нотами, грянет: «Вот компания какая!»
Не все могут справиться с таким «крутым поворотом», поэтому дети часто меняют октаву, каждый раз, когда их голосу предстоит высокий подъём. К счастью, большинство детей не замечают, что сфальшивили. Двухлетние «Карузо» достаточно эгоцентричны и уверены, что поют великолепно. «Их счастье заключается в процессе сотворения музыки, а не в том, на что это в результате похоже», – говорит Гфеллер.
Конечно, детей можно обучать с помощью различных игровых методик. «Моя идея заключается в том, чтобы игра шла вне игры», – говорит Фейерабенд Обучение малышей в своём классе он обычно начинает с подражания гудками поездов или противопожарной сирене (высокие тона!) в качестве разминки. Другие учителя считают, что весьма полезны зрительные образы. Они показывают изображения гор и птиц для обучения высоким тонам или картинки с коровами и лугом для запоминания низких.
Даже после того, как малыши обнаружат, что владеют искусством пения, их голосовые возможности остаются ограниченными. Исходя из этого, обращайтесь к достаточно простым мелодиям, состоящим из небольшого набор; нот и музыкальных переходов. Сейчас продается много аудио – кассет и СД с записью детских песен. Выбирая запись для своего ребёнка, последуйте совету: для малышей гораздо лучше слушать и воспроизводить мелодии, где поёт солист в сопровождении гитары или фортепиано. Должен быть минимум «лишних» шумов. Шикарная оркестровка хотя и впечатляет, но только усложнит дело. И не следует насильно приучать малыша любить консерваторию, существует точка зрения, что понимание классической музыки требует от человека, кроме всего прочего, изрядной доли жизненного опыта.
И ещё один важный момент. Пение – величайший путь для укрепления уз между родителями и детьми. Дети также любят слушать, как вы поёте. Многие изрядно выросшие “дяди и тёти” вспоминают свою поющую в детстве маму в течение всей жизни. Этот сюжет используют литераторы и художники. И нашим детям совершенно не важно, что вас в своё время выдворили из хора за то, «что медведь на ухо наступил». «Когда вы поёте вместе, берите высокие ноты так, как вы привыкли, чтобы облегчить задачу вашему ребёнку делать то же самое», – советует Венди Симс, профессор университета Миссури, занимающаяся музыкальным образованием. Дети обожают вопросы в песнях: «Что ты будешь, мо-ло-ко или свою кашу?» или тот приём, когда родители оставляют последнее слово в песне за детьми: «В лесу родилась…кто?» Чем больше поёте вы сами, тем больше песен вы услышите от своих детей. Поощряйте их своим примером, а кроме всего прочего, вы сами будете получать удовольствие.
А напоследок – ещё одна иллюстрация к теме укрепления семейных уз. Когда Одна семья из Ларчмонта отправилась в шестидневное путешествие по дорогам страны, совместное пение помогало ей преодолеть большую протяженность расстояний. Двухлетняя дочь Николь, перепутав слова, вместе со всеми пела про «Американский пирог”. «Вместо «это будет день, когда я умру», она настойчиво пела «это будет день, когда я полечу», используя все ресурсы своих легких, – говорит её мать, Карен. – Теперь, когда мы куда-либо едем, мы поём “Американский пирог”. Это возвращает нам теплые, счастливые воспоминания». Способность петь дана человеку свыше. С песней можно многое преодолеть, она очищает душу и помогает сохранить внутренний покой. Помните, как пел Утёсов: «Легко на сердце от песни весёлой…», не забывайте об этом уникальном человеческом свойстве. Обычно, наблюдая за родителями, дети рано осознают, что пение имеет уникальную силу настраивать на определённый эмоциональный лад. Когда вы поёте колыбельную, вы естественным образом выплёскиваете громадный поток нахлынувших теплых чувств, и ваш ребёнок читает между строк: «Спи спокойно, дорогой, день закончился, завтра он вернётся опять, я тебя очень люблю».
Источник