Консультация сенсорное развитие ребенка через дидактическую игру
Консультация для родителей
«Развитие сенсорных способностей у детей
через дидактические игры»
Традиционно сложилось взаимосвязь программы сенсорного воспитания с
эффективными средствами ее реализации – дидактическими играми, которые
позволяют дифференцированно развивать зрительное, слуховое,
обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие. И в продолжение темы:
«Сенсорное воспитание фундамент умственного развития ребенка» мы
поговорим о сенсорном развитии ребёнка в дидактической игре.
В ней происходит в неразрывной связи развитие логического мышления и
умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу
требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и
различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность
к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных
условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть
конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание
игры.
На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения
дидактических игр является собственно процесс игрового обучения,
обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий
мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконт-
ролю, приобретает навыки планирования поведения. Дидактические игры
различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности
детей, игровым действиям и правилам.
Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и проста.
Игры можно проводить не только на занятиях, но и в свободное время, на
прогулке, во второй половине дня. Главный принцип в использовании игр –
их многократное повторение, которое является необходимым условием
развивающего эффекта.
Приведу для примера дидактические игры в работе по сенсорному развитию
детей младшего дошкольного возраста.
Игры на развитие тактильных ощущений.
«Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут предметы разной
формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела,
пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не
заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы,
различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки
широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его
признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький,
узкий — широкий и т. д.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в
данном случае определение типа ткани). Детям предлагают трех кукол в
разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно
рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и
складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный
платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на
ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы:
стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая
бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная
ваза и др.
«Узнай фигуру». На столе раскладывают геометрические фигуры,
одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую
фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Догадайся, что за предмет». На столе разложены различные объемные
игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа,
зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и
непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь
определить предметы и назвать их.
«Найди пару». Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной
бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными
глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Найди ящичек». Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные
различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой,
линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки
материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь
определить, какой ящичек от какого коробка.
«Что в мешочке». Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные
горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др.
Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти
мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис,
гречка, горох, фасоль, бобы).
Дидактические игры и упражнения
для закрепления понятия формы.
«Найти предмет указанной формы». Ребенку предлагают назвать модели
геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов,
по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник,
ромб).
«Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку,
какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в
ней квадратов, кругов и т. д.
«Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур
и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора
следует найти ту часть, которой нет в коврике.
«Найди предмет такой же формы». Дети выделяют форму в конкретных
предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.
На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например,
круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и
предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
«Какая фигура лишняя?». Ребенку предлагают различные наборы из четырех
геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один
треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю
фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки. Варианты:
группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять
принцип группировки.
«Составь целое из частей». Составить конструкцию из 2—3 геометрических
фигур по образцу. Варианты: составить конструкцию по памяти, по
описанию; составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части
из множества предложенных деталей (8—9).
«Определи правильно». Ребенку предлагают по рисункам определить, из
каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо).
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.
«Сравни предметы по высоте». Назвать предметы, определить их количество,
выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
«Палочки в ряд». Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной
длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей. Варианты:
детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины
ромбы разного цвета и формы.
«Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной
длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая
самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина,
ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а
красная лента короткая и широкая».
«Пирамидки». Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно
рассыпаны и перепутаны на столе.
«Матрешки». Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и
более), одновременно выложенных и разобранных на столе.
«Разноцветные кружки». Положить кружки друг на друга по порядку,
начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого
последующего кружка. Назвать цвета. Варианты: собрать одновременно две
стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине,
другую — по возрастающей величине.
«Разложи по размеру». Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру
натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из
картона: грибочки, морковки и др. Варианты: дается контурное изображение
предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро,
чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
«Расставь по порядку». Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить
предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:
1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
«В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по
пяти коробкам в зависимости от размера.
«Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют,
какие деревья ближе, какие — дальше.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного
цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один
из флажков. Определить, какого цвета не стало.
«Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с
изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку
предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить
карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением
помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона
— желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог
Показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные
варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с
изображением оттенков данного цвета.
«Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды,
на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают
гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
«Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика
из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование
цветов в образце.
«Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну
половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку.
Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый).
«Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены
разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог
говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные».
(Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья
зеленые и т. д.).
«Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов
разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета,
упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-
красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям
демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог
рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали
бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого)
и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие
цвета, но отличающиеся оттенками.
«Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями
двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник,
незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает
назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие;
мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие
цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
«Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями
четырёх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего
треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры пришита
«липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жёлтого, красного,
синего и зелёного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также
входят: к первой «полянке» – геометрические фигуры соответствующих форм
– геометрические фигуры, на другую сторону –– круги
основных цветов, кусок ковролина, на которой приклеиваются эти фигурки
(на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону – круги).
Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а
затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по
контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с
3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам
добавляются белый и черный.
«Укрась мостик». Картинка с шариками (у шариков только контуры),
Расположенными в ряд и привязанными к мостику, комплект овалов жёлтого
и красного цвета (по четыре каждого цвета). Ребёнку предлагается
чередовать овалы по цвету, выкладывая их на контур шариков.
Источник
МБДОУ д/с № 1 с. Заветное
Сенсорное воспитание детей через дидактические игры
Из опыта работы
воспитателя Чаленко В.Е.
Резюме
Наименование учреждения: МБДОУ д/с №1 с.Заветное
Ф.И.О. (полностью): Чаленко В.Е.
Дата рождения: 09.06.1986
Образование: Среднее специальное, «Воспитатель в дошкольном учреждении»
Специальность: «Воспитатель в ДОУ»
Стаж работы:13 лет
Педагогический стаж: 13 лет
Доклад
Обобщение опыта по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
«Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека»
Б. Г. Ананьев.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Поддьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом: оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Моя педагогическая деятельность в период с 2013-2015 связана с детьми младшего дошкольного возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Накопление умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактическую игру».
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. В начале года я провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определила уровень подготовленности детей к обучению. Были проверены сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы
Целью моей работы является – формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
Задачи:
Формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)
Формировать умение выделять существенные признаки предметов.
Формировать умение сравнить предметы между собой, искать черты сходства и различия.
Учить детей определять количественные и качественные отношения предметов.
Развитие слухового внимания.
Развитие мелкой моторики рук.
Затем определилась с участниками работы: воспитатели групп, дети, родители. Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – проектировочный. На этом этапе решалась следующая задача:
Подбор заданий и проведение диагностики для выявления уровня сенсорного развития детей на начало проекта.
3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
4 этап – создание условий для работы с детьми. На последнем этапе решалась следующая задача: научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, развивать сенсорные процессы.
5 этап – контрольно-аналитический. На данном этапе проводилась диагностика с целью определения полученных результатов на конец работы.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитательные:
Воспитать у детей интерес к дидактической игре;
Воспитать желание использовать дидактическую игру в повседневной жизни;
Воспитывать у детей желание заниматься.
2. Обучающие:
Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру.
3. Развивающие:
Развивать у детей умения определять свойства, признаки предмета;
Развивать у детей умение использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов;
Развивать внимание, усидчивость детей.
В работе с детьми использую различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.
В ходе реализации своей работы я выбрала систему дидактических игр:Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Из каких фигур состоит? », «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Заштопай штанишки», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи? », «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие. Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку? », «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Сложи радугу», «Полосатый коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.
Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает? », «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.
Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения. Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь зайчика» и «Спрячь бабочку», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. Мною было разработано многофункциональное панно «Лесная полянка».
Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета.
Ну и конечно же, реализация данной работы не обошлась без участия родителей. С родителями я проводила индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению
уровня знаний родителей о сенсорном воспитании.
Я оформила папки – передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также привлекала родителей к изготовлению и приобретению дидактического материала.
Итог проделанной работы можно увидеть, если проанализировать полученные результаты мониторинга уровня развития сенсорной культуры у детей на начало и на конец работы.
Условные обозначения:
«-» – норматив ребёнок не выполняет, еще им не заинтересован
«v» – ребёнок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес
«+» – норматив ребёнок выполняет с интересом, правильно.
Познавательное развитие
По показателям компетентностного развития в ОО «Познание» т.е индикаторам на начало 2013 года (на начало работы) дети не имели представления о цвете, форме, величине, не умели анализировать, сравнивать, обобщать, обследовать предметы, не знали, что такое сенсорные эталоны, неохотно играли в дидактические игры, не соблюдали правила. У детей в основном присутствовал низкий уровень развития. На данный момент времени, в результате проделанной мною работы уровень сенсорного развития у детей существенно повысился. Детиразличают основные цвета, формы, величину, фактуру предметов. Проявляют любознательность, особый интерес к людям и их действиям, воспроизводят простые постройки по показу взрослого. Проявляют доброжелательное и бережное отношение к животному миру демонстрирует первоначальные навыки ориентировки в пространстве.
Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра – наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.
Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно и полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
Использованная литература:
- Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» – М., «Просвещение», 1981.
- Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» – М., «Просвещение», 1983
- Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
- Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
Игры
ЦЕЛЬ: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
ХОД. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.
В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.
Цель:
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
Цель игры: развивает мышление, внимание, память, увеличивает словарный запас, совершенствует мелкую моторику рук, развивает речь, логическое мышление, учит сопоставлять геометрические фигуры с предметами.
Цель: формировать умение различать и правильно называть основные цвета; развивает мелкую моторику рук;
Ход: детям предлагается спрятать бабочку от паучка на цветок соответствующий по цвету бабочке.
Задачи: формировать умение различать и правильно называть основные цвета; учить совмещать зайчика с полянкой (ориентир по цвету) ;действовать целенаправленно, последовательно; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям спрятать зайчика на полянку от лисички, зайчик и полянка должны совпадать по цвету.
Цель игры: Закрепление знания детей об одежде, обуви; развитие мелкой моторики рук;
Ход: Воспитатель предлагает детям подобрать одежду для куклы, учит правильно подбирать одежду.
Цель: определить форму платочка, учить завязывать узел, развивать моторику рук.
Ход: Воспитатель предлагает детям подобрать платочек для куклы по цвету и по величине.
Цель: учить различать цвета и форму, развивать моторику рук.
Ход: Воспитатель предлагает детям собрать бусы по цвету и по форме.
Цель: учить различать цвета и форму, развивать моторику рук.
Ход: Воспитатель предлагает детям собрать пирамидку по цвету и по форме.
Содержание
- Резюме
- Характеристика
- Доклад : Обобщение опыта по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
- Презентация
- Дидактический материал
Источник