Консультация с родителями ребенка с отклонениями в развитии

Консультация с родителями ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

« Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков с отклонениями в развитии»

           Подготовила

        учитель-логопед

         Середина Елена

                                                                                                         Валерьевна

2018 год

     Семья – своеобразный микросоциум , испытывающий на себе груз разнообразных внутренних и внешних влияний; общность нескольких человек в совместном, организуемом ими жизненном пространстве. Среди важных функций семьи особо выделяется функция социализации, направленная на развитие личности и социальное интегрирование, т.е. нахождение места семьи, ее членов в обществе, в трудовой сфере.

    В конвенции ООН о правах ребенка, которая вступила в силу в 1990 году. Подчеркивается, что в семье как  основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должна быть представлена необходимая защита и содействие.

     Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь близких, их любовь, терпение и выдержка. Не стоит огорчаться и отчаиваться, если результаты их усилий сразу почти не заметны, они обязательно появятся, но при этом семье понадобится квалифицированная помощь и советы специалистов: врачей, педагогов, логопедов, психологов, социальных работников и др.

      Для того, чтобы родители могли быть хорошими помощниками специалистам, важно, чтобы они не замыкались на своих проблемах, не культивировали в себе комплекс вины, оставались активными членами общества, находились в тесном контакте с сотрудниками специализированных учреждений, постоянно расширяли контакты ребенка с окружающим миром.

      Семейное воспитание и обучение ребенка с отклонениями в развитии является коррекционным, т.е. направленным на преодоление уже имеющихся нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем. Невозможно переоценить роль родителей и других членов семьи в процессе становления и развития общения и речи детей.

     Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе. Недорозвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения ( замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к снижению коммуникативного общения. Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют овладению ими знаниями.

      За короткий период раннего и дошкольного детства ребенок овладевает тремя типами общения:

   эмоциональное общение – первое полугодие жизни;

   общение на основе понимания – со второго полугодия жизни;

   общение на основе речи – с 1,5 – 2 лет.

     При правильном развитии речи ребенок раннего возраста быстро переходит к речевому типу общения. В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь как функция и средство мышления, как специфически родовое качество человека. Речь ребенка является главным орудием общения и обобщения опыта деятельности. В общении со взрослым ребенок учится ее воспринимать и понимать, овладевает активной речью. Речь рассматривается как мотивированная, целенаправленная деятельность, опосредованная знаками языка, главной функцией которой является коммуникативная – ее назначение быть средством общения  Овладение речью выступает как «спонтанное» развитие в процессе общения и взаимодействия ребенка с окружающими людьми, при котором он проявляет природную активность в познании и «деятельности», освоении окружающего, а взрослый создает условия для этого. Взрослый выступает как образец и носитель тех свойств и способностей, которыми ребенку предстоит овладеть.

     Обучать ребенка речи – значит помогать ему усваивать «материю языка», обеспечивать понимание смысла знаков языка – лексического и грамматического, учить умению оценивать реальность с помощью лексических и грамматических знаков, облегчать запоминание литературной нормы.

     Речь усваивается детьми по подражанию, поэтому культура речи ребенка прямо зависит от культуры речи окружения. Речь родителей должна быть грамматически правильной, фонетически чистой, лексически богатой и образной. В семье необходимо создать условия для полноценного речевого общения детей,  так как речь детей рассматривается как основное средство общения, выражения мыслей и чувств, установления взаимоотношений с окружающими, планирования и организации совместной деятельности.

    Основой психического развития ребенка является его общение со взрослым, поэтому так важно, чтобы ребенок общался со взрослыми людьми, в первую очередь с родителями.

     Родителями определяется атмосфера общения в семье. Контакты со взрослым решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка.

    Первый год жизни – становление субъекта, сделавшего первый шаг на пути формирования личности. Познавательная деятельность ребенка направлена не только на внешний мир, но и на самого себя. Ребенок требует внимания и признание со стороны взрослого. В младенчестве ребенок  относится к сверстнику как к очень интересному предмету: изучает и ощупывает его, не видит в нем человека.

   От года до трех лет наступает новый этап в развитии личности ребенка – раннее детство. Деятельность ребенка со взрослым можно охарактеризовать как совместную. Малыш хочет, чтобы старшие с ним включались в его жизненное пространство, он требует от них участия в своих делах. К трем годам ребенок может уже самостоятельно есть, умываться, одеваться. У него возникает потребность к самостоятельности, стремлении действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать трудности. Это находит свое выражение в словах «Я сам». Возникновение стремления к самостоятельности означает появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желаниями взрослых, что подтверждается настойчивым «Я хочу». Противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоречивые эмоциональные переживания, ведущие к обострению кризиса 3 лет.  Наличие кризиса свидетельствует о необходимости создания новых отношений ребенка и взрослого, новых форм общения.

    В первой половине дошкольного детства 3-5 лет у ребенка наблюдается новая форма общения – общение со взрослым, которая характеризуется сотрудничеством ребенка и взрослого в познавательной деятельности. Развитие любознательности заставляет малыша ставить между собой все более сложные вопросы. Здесь важно серьезное отношение взрослого к вопросам детей. Отношение родителей к неуспеху и успеху ребенка способствует развитию у него самооценки. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверстниками,  на особенности его личности .

Общение со сверстниками становится все более привлекательным для ребенка, оформляется ситуативно-деловая  форма общения со сверстниками ( 4-5 лет). Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в этом периоде. В рамках ситуативно-делового общения ребенок стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей.

  В возрасте 5-7 лет у детей наблюдается иная форма общения со взрослым – внеситуативно – личностная. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, для дошкольника важно знать . «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми. Сквозь призму представлений взрослых ребенок воспринимает свои поступки и поступки окружающих людей. Родители и другие взрослые становятся для него образцом поведения. Такая позиция является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе.

     К 6-7 годам ребенок начинает осознавать себя в качестве социального индивида и у него  возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно-значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это приводит к кризису 7 лет. Школьное обучение дает возможность разрешить кризис и реализовать это стремление к самоутверждению. Вместе с тем взрослым необходимо уловить момент появления новой черты в формировании личности ребенка, пересмотреть отношение к нему, всячески поощряя его самостоятельность.

    В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно – деловую форму. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей и поступков и их последствий, что является необходимым условием  для последующей учебной и трудовой деятельности.

   К 6-7 годам старший дошкольник переходить к новому виду деятельности – к учебной. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического развития. Среди основных показателей психологической готовности к школьному обучению можно выделить:

1) готовность психических процессов , т.е. определенный уровень их развития;

2) эмоционально- мотивационная готовность;

3) наличие произвольности, волевого поведения;

4) сформированность общения.

Источник

Консультация с родителями ребенка с отклонениями в развитии

С начала 21 века в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. Уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза, и по прогнозам будет увеличиваться и в дальнейшем. В настоящее время в России проживает 8 млн. инвалидов, из них 1 млн. детей-инвалидов. Ситуация инвалидности — самая распространённая и критическая жизненная ситуация в современном обществе.

Семья, в которой появляется ребёнок с отклонениями в развитии, попадает под гнёт многочисленных проблем. Это провоцирует сложности во взаимоотношениях не только между родителями, но и между самим ребёнком и его родителями. Каждый родитель, воспитывающий ребёнка с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с ситуацией необходимости его принятия таким каков он есть, со всеми проблемами, связанными с его недугом. Но, к сожалению, далеко не каждый родитель оказывается способен принять эту ситуацию адекватно..
Известно, что одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, способны самореализоваться и достигают максимальных успехов в социальной адаптации ребенка.

Многими исследованиями подтверждается, что у родителей, длительное время находящихся в состоянии стресса, вызванного наличием многочисленных проблем, связанных с воспитанием ребёнка с ограниченными возможностями, формируются неблагоприятные психо-эмоциональные взаимоотношения с ребёнком. Задача психолога в такой ситуации помочь родителям активизировать их личностные душевные ресурсы, для преодоления всех психотравмирующих факторов, неизбежно возникающих в результате воспитания и реабилитации ребёнка-инвалида. На сегодняшний день существует острейшая необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе психокоррекционной работы с самим ребёнком, психолог должен придерживаться основной задачи – устранение эмоциональных блоков или препятствий на пути самореализации и самоактуализации ребенка-инвалида. Главной профессиональной обязанностью психолога является создание соответствующего психологического климата в семье, в котором у ребенка с ОВЗ могли бы проявиться все его таланты и способности.

Психолог, работающий с детьми-инвалидами, особенно должен заботиться о том, чтобы дети смогли установить положительные взаимоотношения с другими людьми и чтобы они были уверены в собственных способностях и в собственной ценности.

В процессе своей профессиональной деятельности, с опорой на методические разработки специалистов различных научных областей мною были сформулированы практические рекомендации для родителей, воспитывающих особенных детей:

  1. Поощряйте у ребёнка оптимистичный взгляд на мир. Будьте в этом сами примером для своего ребёнка.

  2. Уделяйте своему ребёнку как можно больше внимания, беседуйте с ним, обсуждайте с ним всё, что его беспокоит.

  3. Прививайте ребёнку осознание того, что жизнь — самая большая ценность.

  4. Совместно с ребёнком стройте планы на будущее, намечайте жизненные цели.

  5. Стремитесь к личностному росту, духовному развитию сами и развивайте их в ребёнке.

  6. Повышайте уровень активности и самостоятельности у ребёнка.

  7. Обеспечьте ребёнку (учитывая его индивидуальные особенности) общение не только в рамках семьи.

  8. Посещайте консультационные и психотерапевтические занятия, направленные на развитие ребёнка и гармонизацию внутрисемейных взаимоотношений.

  9. Повышайте уровень информированности о состоянии здоровья и специфике заболевания своего ребёнка, чаще обращайтесь за профилактической помощью.

  10. Любите своего ребёнка таким, каков он есть.

Педагог-психолог

Яцухина Инна Михайловна

Источник

Консультация для родителей на тему:

«Особый ребёнок в семье»

В нашем обществе родители возлагают на будущего ребенка много надежд и готовы понести большие материальные затраты, когда они готовятся к его рождению. Ждать появления ребенка, заботиться о нем, знакомиться и общаться с ним — ценность сама по себе, но ребенок может также иметь очень важное символическое значение.

Способность дать жизнь здоровому ребенку важна для нашего чувства собственного достоинства. Для мамы ребенок становится подтверждением ее значимости как женщины и матери. Отцу крепкий и здоровый ребенок может казаться подтверждением собственного успеха. Зачастую родители смотрят на ребенка как на воплощение своих собственных достоинств. Если в ребенке есть что-то особенно хорошее, они видят в этом отражение такого же «хорошего» качества кого-то из родителей. Наоборот, если у ребенка что-то плохо или «не так», то они видят в этом отражение такого же плохого качества в себе самих. Посредством ребенка то «злое», что было скрыто, только обрело форму и стало видимым.

Когда родители осознают, что у ребенка имеется ограничение, у них, одновременно, появляется смутное ощущение того, что их мечты о будущем больше не имеют никакого значения. Мысль об ограничении их ребенка так тяжела, что ее просто невозможно принять; они отталкивают ее от себя, но чувствуют или как-бы предчувствуют, что теряют множество вознаграждений, которые ребенок может дать своим родителям.

Вместо того, чтобы получить подтверждение своей пригодности как мужчина или женщина, родители теперь чувствуют, что это их ранее скрытая непригодность подтвердилась и стала очевидна для всех. Их новая роль родителей ребенка с функциональными ограничениями поколебало само основание их чувства собственного достоинства. Они даже могут думать, что ущерб, который природа нанесла их ребенку, одновременно сделала неполноценными и родителей. Они чувствуют себя людьми, которых наказали за какую-то в действительности совершенную или воображаемую ошибку.

Мама может чувствовать большую вину за то, что она берет на себя полную ответственность за ребенка. Она посвящает свою жизнь заботе о ребенке и может пожертвовать всем ради него. Если отец не испытывает подобного желания, и хочет уделять время себе самому и другим, мама чувствует себя защитником ребенка, а отца подозревает в вероломстве. Братья и сестры ребенка тоже могут почувствовать себя предателями, если они осмелятся показать, что они хотят жить своей собственной жизнью и не жертвовать слишком многим ради своего брата или сестры. Родители заклиниваются на своих позициях, которые все больше расходятся. Мама изолирует себя и берет с собой ребенка в мир, куда никто другой не может проникнуть. Она распоряжается всем по-своему и показывает различными способами, что только она знает и понимает, что нужно ребенку. В то же время она, безусловно, надеется на помощь папы.

Отец, который не может пробиться через стену, чувствует себя «исключенным» из их мира и отступает в сторону. Когда ответственность со временем кажется более тяжелой, маму начинает раздражать «равнодушие» папы. Она боится, что на нее одну ляжет вся ответственность за ребенка, несмотря на то, что она отчасти этого хотела. Ее разочарование заметно в мученичестве, горечи и обвинениях.

К сожалению, окружающие не всегда считаются с тем, что в такой семье горе — не сиюминутная трагедия, а один из компонентов, составляющих ежедневную жизнь семьи. Если в семье процесс осознания новых реалий бытия развивается правильно, можно надеяться, что родители смогут принять и понять своего ребенка с функциональными ограничениями относительно скоро. Одновременно, они сами смогут избежать впоследствии психических расстройств на почве болезни ребенка. умейте защищать себя и ребенка. В случае возникновения неприятных ощущений, связанных с разглядыванием вашего ребенка, сочувствующими взглядами, расспросами в транспорте, магазине’ или на улице, мысленно постройте защитную стенку (поместите ребенка и себя в невидимый футляр, броню), отделяющую вас от любого неприятного и раздраженного субъекта.

Однако нельзя терять время, необходимое для лечения ребенка, так как существуют заболевания, которые, в случае их ранней диагностики, оказываются практически излечимыми (например, фенилкетонурия и др.).

Чтобы исправить выявленные у вашего ребенка нарушения, одной медицинской помощи не достаточно необходимы психологическая и педагогическая коррекция. Если проблема четко определена и очерчена, она может быть и разрешена.

В нашей стране существует широкая сеть специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с различными отклонениями в развитии (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталые, аутичные). В этих учреждениях используются специальные методы, направленные на их обучение, развитие и адаптацию к социальной среде.

Если, ваш ребенок дошкольного возраста и страдает такими расстройствами, вы можете обратиться в районную или городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), в психолого-медико-социальны и центр (ПМСЦ) или реабилитационный центр по месту жительства. Опытные специалисты (врачи, психологи, педагоги) окажут вам квалифицированную помощь, уточнят диагноз и определят профиль учреждения, в котором ваш ребенок сможет получить доступное ему образование.

Любите вашего ребенка. Не отвергайте его из-за его физического или интеллектуального несовершенства. Поверьте, что через некоторое время, эти недостатки для вас перестанут быть значимыми. Подумайте о том, что это ваша плоть и ваша «кровинка». И вам станет важно только то, что он есть, что он вас любит и что ему нужны ваши тепло, ласка и зашита.

Не поддавайтесь унынию, ведь вы только в начале жизненного пути вашего ребенка. Этот путь, безусловно, сложнее, чем  нормальных его сверстников. Но я на нем ему улыбнуться  радость, успех и счастье быть любимым, нужным вам, вашим близким и даже чужим людям.

Измените отношение к отцу ребенка.

Не обвиняйте мужа в том, что из-за него ребенок родился с недостатками развития, ведь это ваш общий ребенок. Исключите обвинения в ваших отношениях с мужем. Старайтесь не утратить доверительности и искренности чувств. Поддерживайте с супругом интимные отношения. Не демонстрируйте мужу свою усталость в виде истерик и скандалов. Лучше скажите ему, что вы устали, и попросите его помочь вам. Не устраивайте ссор по пустякам.

Если вы чувствуете, что муж не понимает проблем вашего ребенка и между вами возникло отчуждение, не стремитесь решить все сгоряча, а попытайтесь наладить отношения. Обсуждайте с мужем проблемы семьи и проблемы ребенка. Обменивайтесь мнениями под душем. Даже в самой тяжелой ситуации стремитесь прощать близких вам людей. Не обвиняйте их в том, что вас с ребенком так много проблем. Прощение помогает снять с души тяжесть, сохранить теплоту отношений.

Модели позитивного поведения

1. Уметь рационально прогнозировать развитие события и владеть любой ситуацией, в которой принимают участие мой ребенок, я и социум.

2. Уметь в случае стрессовой ситуации мысленно построить преграду, защитную «стенку», или поместить ребенка и себя в невидимый футляр, броню, для того чтобы отделиться от любого раздраженного субъекта.

3. Уметь в случае возникновения дискомфортного психического состояния выйти из конфликтной ситуации и вывести из нее ребенка.

4. Уметь смягчить, нейтрализовать любой конфликт своим доброжелательным отношением к окружающим.

5. Уметь заряжать атмосферу позитивным отношением ко мне и к моему ребенку.

6. Уметь сказать себе «СТОП» в случае возникновения у меня по объективным причинам тревожного или депрессивного состояния.

7. Мое материнское сердце всегда переполнено любовью к моему ребенку. Любя его, я одновременно показываю ему, как нужно любить и меня.

8. Уметь в случае непослушания ребенка, переходящего в истерику или упрямство, спокойно, не повышай голоса, указать ему правильный выход из трудного положения и обязательно дать ему почувствовать свою любовь.

Литература

1.Гурли Фюр. Запрещенное горе. Книга для родителей особых детей

2. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2007.-400 с.

3.   Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. – М.: АСТ; Астрель, 2007. -318, [2] с. — (Высшая школа).

Источник