Консультация речевое развитие современного ребенка

Консультация учителя-логопеда

Речевое развитие современного ребенка дошкольника

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?

В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.

Обследование речи дошкольников специалистами в разных регионах страны показало, что у значительного количества детей зафиксированы различные речевые дефекты. Не говорящий двухлетний ребёнок, который приходит в детский сад уже не удивляет воспитателей.

Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. Исправить многие дефекты в речи детей начальной школы очень сложно, а иногда невозможно. Это происходит потому, что многие речевые дефекты детей не были своевременно выявлены и окончательно сформировались и закрепились на уровне связей в коре головного мозга.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, оказать квалифицированную помощь, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходимо разобраться в причинах, которые резко снижают уровень речевого развития.

Причины можно разделить на три группы: 1- я – связанные со здоровьем; 2-я – педагогические причины; 3-я – социальные причины. Все эти причины тесно связаны между собой.

  1. Здоровье детей. Современное поколение отличается слабым здоровьем. Большинство детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, относятся ко 2-й группе здоровья. Детей 1-й группы здоровья в детских садах крайне мало.

С точки зрения развития речи вызывает интерес процесс развития головного мозга. И это – не случайно, так как головной мозг – центральный орган речевой функции. Становление речевых центров в коре головного мозга напрямую зависит от его физиологического состояния и динамики развития. Человеческий мозг устроен так, что от природы «обучены» функционировать только нервные клетки, предназначенные для самого простого – ощущений. Благодаря им маленький ребенок чувствует боль, тепло, холод, морщится от резких запахов, горькой еды, вздрагивает от очень громкого шума, видит свет. Остальные нервные структуры, присутствующие в мозге, изначально «молчат». Им нужно научиться действовать, а значит – нужно созреть. Это относится и к клеткам, которые станут речевыми. Для того, чтобы созревание нервных клеток происходило, в опыте ребенка должны присутствовать предметы, явления, действия, включающие в работу, иначе говоря, требуются внешние стимулы.

Для включения «речевых клеток» важно, чтобы вокруг говорили. Это положение убедительно доказали наблюдения за так называемыми детьми-маугли, найденными в лесах, джунглях, которых вскормили волчицы или другие животные. Родившись здоровыми и, в частности, со здоровым мозгом, эти дети, попавшие к людям старше 5-7 лет от роду, так и остались «немыми». К тому же они не могли усвоить и многие другие человеческие навыки: есть сидя, держать в руке ложку и пр. Такие трагические случаи – неоспоримые доказательство того, что нервным клеткам нужны внешние стимулы. В этом случае, если речевые структуры не получают стимулов (пищи), они могут погибнуть.

По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И.С.Скворцова, в настоящее время примерно у 70% новорожденных выявляются различные поражения головного мозга. Подобные отклонения сказываются на последующем развитии и обучении ребёнка.

Речевые центры – самое позднее образование мозга человека (с точки зрения эволюции головного мозга), а значит они – самые «юные». Это делает их наиболее уязвимыми по сравнению с другими центрами. И при малейших неблагоприятных условиях развития организма речевые центры одни из первых дают сбой. Именно поэтому речь ребёнка – это своеобразная «лакмусовая» бумажка, демонстрирующая общий уровень развития ребёнка.

Таким образом, нормальное развитие речи предполагает, что мозг ребенка не имеет внутриутробных или родовых повреждений и ребенок находится в нормальной речевой среде. При этих условиях этапы речевого развития могут пройти без сбоев.

  1. Педагогические причины. Данная группа причин достаточно объемна и динамична (т. е со временем одни педагогические причины могут уходить, но им на смену приходят другие). Остановимся на наиболее стабильных причинах.

Во-первых, это поздняя диагностика речевого развития детей. Как правило, специалисты-логопеды внимательно изучают речь ребёнка только в пять лет. Этому есть своё объяснение. Именно к пяти годам происходит становление речи, которое означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, владеет значительным словарным запасом, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми. Сегодня уже очевидно, что к пяти годам большинство детей не имеют речевой нормы. Поэтому на логопедов буквально обрушиваются речевые проблемы старших дошкольников. Проводить корректировку недостатков развития устной речи ребёнка необходимо, так как впереди детям предстоит осваивать письменную форму речи (чтение и письмо).

Во-вторых, это используемые в практике методы и приёмы педагогического воздействия на процесс становления речи дошкольника. Анализ основных методик позволяет сделать вывод о том, что они разработаны исходя из речевой нормы. Речевая норма – это возрастная характеристика речи ребёнка, которая включает в себя описание сильных и слабых сторон речевого развития детей в том или ином возрасте. Причем эти описания содержат среднестатистическую информацию. Но педагоги работают с реальными детьми, речь которых имеет свои индивидуальные особенности и темп развития. К тому же, как отмечалось выше, многие дети имеют проблемы, связанные с развитием головного мозга. Поэтому сегодня реальные позитивные результаты в развитии речи невозможно получить без учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

В-третьих, особенностью современной ситуации является более раннее (примерно четырёх-пяти лет) овладение детьми такой формой письменной речи, как чтение. При этом часто речевое развитие подменяется прямым, специальным обучением чтению, а задачи формирования устной речи уходят из-под контроля и внимания взрослых. Письменная речь в этом случае ложиться на неподготовленную речевую почву и в последующем часто приводит к расстройствам чтения и письма (дислексии и дисграфии).

Отсюда вывод: хорошо подготовить ребёнка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию устной речи дошкольника.

  1. Социальные причины  связаны с отношениями к проблемам развития речи и родного языка в обществе и семье. Надо честно признаться, что в нашем обществе растёт равнодушие к родному (русскому) языку.

Многим дошкольным работникам знакома ситуация, когда родители, приводя малыша в детский сад (иногда даже неговорящего или плохо говорящего), совершенно не заботятся о том, как научить ребёнка правильно и красиво говорить на родном языке. Их больше радует и устраивает, если в детском саду занимаются иностранным языком. Погружение детей в иностранный язык часто начинается в четыре, а то и в три года. При этом не учитывается, что практически все языки мира вступают в противоречие друг с другом по целому ряду характеристик. Например, каждый язык имеет звуки, которые характерны только для данного, конкретного языка. А нормальное обучение иностранному языку подразумевает работу над правильным звукопроизношением. Вот тут и начинаются проблемы. Возьмём традиционно распространённую пару языков: русский-английский. В английском языке имеется группа межзубных звуков, которой нет в русском языке. Более того, любое межзубное произношение звуков русского языка (в первую очередь это касается шипящих и свистящих) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующий серьёзной работы по его исправлению. Вот и получается, что на одних занятиях следует упражнять детей в межзубном произношении звуков, а на других – делать всё, чтобы у ребёнка не появилось подобного произношения.

Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки»), сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери. Логопедия особую роль матери почти не рассматривала; в подавляющем большинстве работ используется собирательный термин «родители», который включает себя мать, отца, опекунов и любых других лиц, ответственных за воспитание ребенка.

В городе Новокузнецке в 2002-2004гг. проводилось исследование влияния стиля общения с матерью на формирование речи ребенка. Данные были получены методом анкетирования воспитателей ДОУ, которые занимались на курсах повышения квалификации. Объем выработки составляли 5724 пары «мать-ребенок». Из исследования исключались:

– воспитатели групп ясельного возраста, в которых трудно определить уровень речевого развития детей;

– воспитатели, проработавшие недолго и недостаточно знакомые с родителями и детьми.

– кроме того, не учитывались те дети, относительно которых у воспитателя не сформировалось определенного мнения.

Были выявлены четыре стиля общения матери и ребенка.

1-й стиль.

Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к своему ребенку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимаем ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «Оптимальным».

2-й стиль.

Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей не уместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери. Позволяя ей рационализировать свое непринятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребенок говорит».

3-й стиль.

Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребенок – в другую; они никак не общаются друг с другом. У них замкнутое выражение лица. Этот стиль назван «Оба молчат».

4-й стиль.

Мать часто выражает агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет. Этот стиль назван «Мать агрессивна».

Исследование показало, что в благоприятных условиях находится менее половины детей (47,7 %). Большинство (52,3 %) испытывают ту или иную степень деривации со стороны матери.

Каждая третья мать (29,7 %) старается оттолкнуть от себя ребенка. Стараясь привлечь внимание любыми способами, он становится гиперактивным. В отношениях с друзьями такая женщина зачастую бывает не только нормальной, но даже очень милой т обаятельной, а чрезмерная активность ребенка и ее «страдания» по этому поводу иногда служат предметом жалоб в разговорах с друзьями.

Каждая седьмая мать (14,1 %) добилась желаемых результатов: ребенок перестал с ней общаться. В подавляющем большинстве случаев эта женщина не имеет отклонений в общении с другими людьми.

Каждая двенадцатая мать (8,5 %) проявляет агрессию к ребенку. Этот факт в комментариях не нуждается.

Исследование влияния стиля общения с матерью на становление речевой функции выявило, что при оптимальном стиле общения примерно половина детей имеют нормальную развитую речь, у 39 % отмечаются слабые нарушения и у 13% сильные. При любой материнской депривации количество нормально говорящих детей уменьшается в 2 раза.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60 % воспитанников имеющих разной степени сложности нарушения речевого развития. В действительности большая часть этих детей не относится к детям со сложными нарушениями речи, и корни их проблем лежат не столько в органическом поражении ЦНС, сколько в каких-либо иных первопричинах. С одной стороны, ребенок и его родители не в состоянии справиться с этими проблемами самостоятельно, а с другой – ребенок не подлежит зачислению в специальную речевую группу. Выходом из такой и подобных ситуаций является своевременное диагносцирование детей массовых групп, проведение медико-психолого-педагогических консилиумов специалистами ДОУ, с целью отслеживания детей, имеющих те или иные особенности в развитии, а также своевременное консультирование родителей,  логопропаганда.

Источник

Анастасия Пашнина
Речевое развитие современного ребенка

Речевое развитие современного ребенка.

Уходят традиции, такие, как семейный ужин, за которым все могли бы поделиться новостями. Это способствовало не только развитию культуры принятия пищи, но и духовному сближению родных людей.

Отрицательным фактором, влияющим на развитие речи детей, является телевидение. Все меньше передач, демонстрирующих образцовую разговорную речь. Вместо этого с экрана доносятся непристойные выражения, упрощенные формы и т. п. Все это дети впитывают и употребляют в своей речи.

Дефицит общения современные дети восполняют общением в социальных сетях. Принятый сленг, в так называемой блогосфере, прост, он не требует построения сложных предложений. Постоянно общаясь со сверстниками таким образом, дети отвыкают от нормального разговора. Приходя в школу, они продолжают общаться с помощью мобильного телефона, что также предполагает свернутые фразы и выражения.

Если в детском саду развитию речи уделяется достаточное внимание, то в школе дети теряют приобретенные навыки речевого взаимодействия. Помимо этого все больше детей рождаются с различными отклонениями, влияющими на развитие речи в частности.

Между тем, решить проблему времени на общение со своим ребенком необходимо. Часто можно наблюдать следующую картину: вечером мама спешит домой, тащит ребенка за руку. Малыш возбужденно рассказывает о прошедшем дне, а мама лишь рассеянно кивает. Она не поддерживает разговор. Со временем ребенок привыкнет, что с ним никто не разговаривает. Нельзя допускать такое. По дороге домой возможно обсудить детские проблемы, увидеть что-то интересное, вспомнить стихотворение. Поднимаясь по лестнице, можно пересчитать ступени, закрепляя порядковый счет. Нужно привлечь ребенка к выполнению домашних дел, в процессе выполнения которых можно сделать акцент на речевое развитие ребенка. Совместное приготовление ужина позволит не только научить ребенка несложным действиям и обогатить словарь, но и сблизиться членам семьи.

Некоторые родители в первые годы жизни ребенка не придают особого значения тому, что малыш не может связно изложить свою мысль или желание. Часто роль речи в развитии ребенка недооценивается и не связывается напрямую с интеллектуальным развитием ребенка. Мама думает: «Вот подрастет и научится сам, в чем премудрость-то?». Но навыки правильной речи и богатый словарный запас не формируются самостоятельно.

В действительности развитие речи у детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни, и воспитанием, причем именно последнее оказывает определяющее влияние. Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть человек может обладать врожденными неплохими данными, но если воспитатели не создают условий для того, чтобы речевое развитие ребенка шло правильно, то интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребенка будет отставать от нормы с каждым годом все сильнее.

Исследования показали, что только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Таким образом,

роль речи в развитии ребенка огромна. В то же время сам процесс развития речи у детей не сопряжен с какими-то большими временными и денежными затратами, ибо в основе развития речи лежит общение взрослого с ребенком.

В старшем возрасте упущения в речевом развитии выражаются в том, что ребенок не может вычленять звуки последовательно, затрудняется с различением звуков по мягкости – твердости; глухости-звонкости; ошибается при письме; не имеет сформированного навыка словообразования, не может правильно составлять и главное понимать грамматические конструкции, ошибается в расстановке ударений, падежей, родов. Это приводит к низкой успеваемости в школе и затруднению понимания учебного материала. Неумение пересказывать текст – следствие того, что развитие речи у малышей страдает. Без этого же навыка вообще невозможна успешная учеба в школе.

Этап за этапом: развитие речи у детей

Процесс развития речи начинается с первых дней жизни. Оказывается, именно речь взрослого является запускающим механизмом детской любознательности. Чтобы младенец заинтересовался предметом, увидел его, захотел с ним познакомиться, требуется, чтобы взрослый обратил на него внимание ребенка. И происходит процесс знакомства с окружающим миром через общение. Поэтому с рождения разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком – так стимулируется развитие речи у ребенка и формируется словарный запас, которым он начнет радовать через несколько месяцев. Не пеленайте и не кормите малыша молча. Говорите постоянно- «сейчас мы с тобой оденемся и пойдем гулять», «Малыш кушает» и так далее. Называйте предметы, улыбаясь – формируйте положительные эмоции и поощряйте активность в познании мира. Говорить с ребенком надо как можно больше и с разными интонациями.

При этом откажитесь от манеры сюсюканья и коверканья слов. Все эти «нас малыс» и «смотли какая биби» оказывают разрушающее влияние на формирование правильной речи – малыш привыкает к неправильному звукобуквенному ряду и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Каждое слово называйте правильно. Пусть вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами вы говорите «машина».

С детьми до года можно играть со звуковыми игрушками. Спрячьте ее за спину или за какой-нибудь предмет и издайте ею звук. Ребенок начнет искать игрушку – это формирует слуховую активность и сосредоточенность. Ладушки и сорока белобока- тоже прекрасные игры для развития речи и мелкой моторики рук.

Учтите, что развитие речи у ребенка идет при живом общении. Передачи по телевизору, радио развитие речи не стимулируют, поэтому заменять ими общение со взрослыми не стоит.

Дети от года до двух начинают активно говорить. Рекомендации здесь те же – говорите с ребенком, играйте, правильно произносите слова сами, но не требуйте пока этого от малыша! Называйте все, что видите вокруг на прогулке, комментируйте свои действия.

После трех лет можно уже начинать играть с ребенком в дидактические игры, стимулирующие развитие речи ребенка. К примеру, уже можно пробовать подбирать слова, противоположные по смыслу – «длинный-короткий», рассматривать картинки и просить ребенка рассказать, что здесь нарисовано, попросить его придумать историю про тех, кто нарисован на картинках. После прогулки расспрашивайте ребенка – старайтесь, чтобы он рассказал, что он видел, где он был, что делал. Это формирует память и связную речь, учит внимательности.

Развитие связной речи.

Развитие речи детей, а именно связной речи предполагает умение говорить развернутыми предложениями, точно формулировать мысли, выстраивать логически рассуждения.

Связная речь начинает развиваться в период с 3 лет, а наиболее активно ее формирование протекает в 5-6 лет. В этот период чаще предлагайте малышу пересказать прочитанную вами сказку. Чтобы малышу поначалу было проще, можно прочитать рассказ два раза, если требуется – задать наводящие вопросы. Очень хорошим упражнением является рассказ с объяснением смысла прочитанного произведения. Попросите малыша рассказать, чему учит история, почему герои рассказа поступили так, как можно было еще поступить. Это учит ребенка мыслить, формулировать мысль, искать причинно-следственную связь. Вариантом упражнения может быть игра «объясни значение пословицы другими словами».

Игры в слова[i][/i]

Хорошо пополняют словарный запас и стимулируют развитие речи игры в слова: по очереди надо называть слова, причем игрок называет свое слово на ту букву, на которую закончилось слово, придуманное предыдущим игроком. Игра веселая и даже взрослому иной раз придется хорошо подумать.

Игры в рифму, «назови синонимы», «назови слова, противоположные по смыслу» также хорошо пополняют словарный запас и учат оперировать словами свободно. Можно на прогулке развлекаться с ребенком так – предложите догадаться, почему предмет называется именно так. Подорожник, колокольчик, самолет, небоскреб – почему их так назвали? Игра учит звукобуквенному анализу и словообразованию.

Со словами можно придумать множество игр самостоятельно – тогда у вас будут свои семейные игры, в которые будет интересно играть ребенку.

Учитель-логопед: Пашнина Анастасия Александровна.

Источник