Консультация развитие ребенка через игру

Консультация развитие ребенка через игру thumbnail

Развиваем ребенка через игру.

     Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. И задача взрослого помочь малышу проникнуть в суть доступных ему явлений.

     Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

     Большинство игр, способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Роль взрослого состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать ее потенциальные возможности. Ведь младшие дошкольники еще не в состоянии самостоятельно вести игру, а старшие и могли бы со многим справиться сами, но не всегда хотят выполнять все требования.

     Как же сочетать усилия взрослого и самостоятельность детей при проведении ряда игр? Прежде всего, необходимо приготовить нужный материал. Не старайтесь все делать сами, привлекайте детей. Они могут заранее подобрать нужные картинки, может быть, даже нарисовать их, смастерить необходимые эмблемы, символы. Во время подготовки материала обсуждайте с детьми игровое задание, правила, ход игры. Важно, чтобы дети четко уяснили себе, что надо сделать, какого результата надо достичь игровым действиями. Но помните – это не самоцель!

     Успешно выполненным игровое задание считается лишь при условии соблюдения правил игры, в которые включены нормы поведения при совместной деятельности. Если им не придается должного значения и в центре внимания детей оказывается выигрыш, они будут добиваться его любой ценой, а правила покажутся им чем – то ненужным, а то и помехой в достижении успеха. Изменить такое отношение детей к правилам игры помогут настойчивость и мотив – нарушившим правило выигрыш не зачитывается. Перед детьми возникает делема: если соблюдать правила игры, труднее достичь успеха, если нет – то легче обыграть других.  И тогда в центре внимания детей оказываются такие нравственные понятия, как честность и справедливость по отношению друг к другу. Дети постарше обычно сами решают, что нечестный выигрыш не засчитывается. Но, как правило, приходится немало потрудиться, чтобы дети, стремясь к выигрышу, сами скрупулёзно соблюдали правила. Всегда находятся дети, которые ни за что не захотят выиграть нечестным путем. Наряду с ними есть и любители схитрить: они обычно действуют по ситуации, в игре с требовательным партнером придерживаются правил, но нарушают их, играя с теми, кто им подчиняется. К таким детям надо проявлять особое внимание.

Играем дома:

«Что в корзину мы берем?».

Игра способствует закреплению у детей знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, на огороде, в лесу.  Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей в сохранении природы.

«Магазин».

Благодаря этой игре, Вы сможете познакомить ребенка со способами приобретения покупки в магазине, вызвать уважение к труду работников торговли.

«Кто быстрее построит дом?».

В этой игре Вы сможете помочь ребенку различать способы строительства многоэтажных и одноэтажных зданий; расскажите о характерных трудовых действиях каменщиков, монтажников, крановщиков, водителей грузовых машин и панелевозов, кровельщиков, плотников, маляров.

«Кукла заболела».

Игра поможет научить ребенка основным приемам ухаживания за больным, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему. Научить правильно пользоваться врачебными принадлежностями в соответствии с их назначением.

Источник

Наталья Телешева
Развитие ребенка в игре. Консультация для воспитателей

Развитие ребенка через игру

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая может выступать как форма, метод и средство образования и воспитания детей. Главная особенность игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают новые знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом, развиваются.

В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, от которых зависит его умение общаться с людьми, успешность учебы, карьеры, а также качества, необходимые в семье, родительской и той которую он в будущем создаст сам.

Существуют огромное количество игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, спокойных, релаксационных и др., каждая из которых обладает педагогическими возможностями в развитии детей.

Подвижные игры развивают не только физические качества – быстроту, силу, ловкость, но и внимательность, настойчивость, стремление к победе, общительность, способность сопереживать. Физические упражнения являются средством укрепления здоровья ребенка, обеспечивают полноценное физическое развитие, развивают эмоциональную сферу, морально-волевые качества, немало важные для становления личности и адаптации в коллективе. Такие игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие, что в свою очередь благоприятно сказывается на здоровье ребенка.

Читайте также:  Особенности раннего психомоторного развития ребенка

Логические игры помогают ребенку адаптироваться к школьным условиям, легче усваивать учебный материал. Они развивают память и усидчивость, способность предвидеть и находить не стандартные решения.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игры природоведческого содержания создают благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких животных, о различных растениях. Дошкольники осознают характерные особенности времен года и изменения, которые происходят в природе. При ознакомлении детей с окружающими предметами воспитатель побуждает их к активному восприятию и организует практические действия с ними, то есть осуществляет зрительно-моторное обследование предметов и дает им название.

Ряд отечественных исследователей считает, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Содержание дидактических игр способствует формированию у детей правильного отношения к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

Игры формируют культурно – гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка,которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность.

Таким образом, игры играют большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Они служат закреплению знаний, полученных на занятиях, активизации словаря, создают положительный эмоциональный фон, выявляют индивидуальные способности.

Источник

Ольга Антонова
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей ребенка через игру»

Развитие творческих способностей ребенка через игру

Творческие способности необычайно важны во взрослой жизни. Ведь люди творческих профессий актеры, писатели, артисты и многие другие имеют всё,о чем только может мечтать человек: успех, любовь и уважение со стороны даже совершенно незнакомых людей зрителей и читателей; деньги, возможность жить яркой и интересной жизнью. Да и чем бы ни занимался в жизни человек, творческий подход к ситуации поможет найти яркие и небанальные решения, стать более интересным в общении, преодолеть любые трудности, возникающие на пути. И, как выяснили ученые и педагоги, творческие способности тоже можно развить. Причем начинать стоит с самого раннего детства.

Творчество это способность познавать и удивляться, умение находить в нестандартных ситуациях нестандартные решения, расположенность к новым открытиям и умение осознать и применить полученный опыт.

Условия для наилучшего развития творческих способностей детей:

1. Физические условия, т. е. предложить ребенку материалы для творчества и выделить время и возможность с ними играть.

2. Создать для ребенка атмосферу безопасности, когда ваш малыш будет знать, что за его творческие опыты его никогда не будут ругать, а наоборот, поощрять и поддерживать, а при неудаче сочувствовать.

3. Проявляйте уважение к вопросам и идеям малыша, поощряйте его любопытство к миру.

4. Не мешайте ребенку, если он захочет побыть один. Это его право.

5. Помогайте малышу сформировать собственную систему ценностей, и проявляйте уважение к его идеям и взглядам, даже если они отличаются от ваших собственных.

6. Помните, что Ваш ребенок, также, как и все остальные люди, нуждается в удовлетворенииосновных духовных потребностей: жить в атмосфере любви, взаимоуважения и безопасности;

7. Поощряйте малыша, когда он пытается облечь свои идеи и мысли в слова, выразить их окружающим.

8. Помогите ребенку стать «разумным авантюристом», уметь идти на обдуманный риск, прислушиваться к собственной интуиции;

9.Всеми силами смягчайте отрицательное влияние внешнего мира: неодобрение окружающих, сверстников. Чем больше у ребенка будет возможностей для конструктивного творчества, тем меньше вероятности возникновения деструктивного поведения, и наоборот.

10. Пик творческих способностей у детей приходится на 3, 5 4 года. И будьте готовы к тому, что в воспитании малыша Вы столкнетесь с «возрастом вопросов». Его период от года до семи лет.

Игры для развития творческого мышления.

1. Игра «Хорошо и плохо»

Игра развивает умение находить в одном и том же предмете противоречия и противоположные свойства, смотреть на предмет с разных точек зрения, учит разносторонности. Ведь способность находить противоречия это основа парадоксального мышления. Умение сопоставлять противоположные свойства предметов раскрывает самые неожиданные стороны предметов и явлений. Важно, чтобы и родители умели обнаруживать подобные свойства, показывали и рассказывали о них детям.

Читайте также:  Хаптагайский центр развития ребенка детский сад хомусчаан

Дети обычно оценивают все в двух категориях хорошо и плохо. На такой оценке и основана эта игра.

1. Осень, весна, лето, осень;

2. Солнце, ветер, огонь, снег, дождь;

3. Спать, гулять в лесу, лазать по горам, кушать;

4. Делать зарядку, умываться, пить лекарства;

5. Стекло, утюг, тарелка, нож.

Например: Лето хорошее, так как летом тепло, можно загорать, купаться, не нужно долго одеваться. А плохое, так как иногда летом бывает слишком жарко, можно обгореть на солнце и т. д. Огонь хороший, так как согревает, разогревает еду, сжигает опавшие листья, а плохой, так как обжигает кожу, вызывает пожары.Нож: хорошо, так как им можно порезать продукты, а плохо, так как нож может порезать пальцы.

Когда малыш найдет плохие и хорошие стороны предметов, явлений и действий, предложите ему самому назвать любые попадающиеся на глаза предметы и найти в них противоположные функции и свойства, оценить их хорошие и плохие стороны, привести примеры вреда и пользы от предметов, чем они могут понравиться, а чем нет.

2. Игра «Противоположности»

Игра также направлена на развитие умения находить противоположные свойства одного и того же предмета. В ней Вы сразу называете противоположные свойства и признаки, а малыш должен догадаться, какие явления или предметы могут обладать этими свойствами.

Например:

1. Острый тупой (нож).

2. Злая добрая (собака).

3. Холодный горячий (холодильник, утюг).

4. Мелкое глубокое (озеро, море).

5. Грустный веселый (человек).

6. Сильный слабый (человек, животное, ветер).

7. Медленный быстрый (поезд, автомобиль).

8. Стоять идти (человек, часы).

В скобках дан один – два варианта ответов, а в игре нужно, чтобы ребенок назвал как можно больше таких вариантов. Не важно, если они будут не совсем подходящими. Здесь важно, чтобы малыш начал учиться рассматривать окружающие его явления и предметы с разных, противоположных точек зрения.

3. Игра «Почемучка»

Игра развивает умение ставить вопросы, помогающие изучить объект, пробуждает исследовательскую активность. У маленьких детей умение ставить вопросы для исследования еще достаточно ограничено. Вопросы отличаются стереотипностью, односторонностью. К примеру, дети задают вопросы в одной и той же форме, начиная со слова «что», «как», «почему». Очень важно аппелировать не только к памяти ребенка, как делают в школе, но и к его мышлению, природной любознательности. Именно поэтому столь важен при общении родителей с ребенком диалог, когда с малышом общаются на равных. Необходимо показать ребенку различные формы вопросов, их различия. Научите малыша выбирать направленность вопросов. Наиболее важны вопросы, относящиеся к ключевым аспектам проблемной ситуации, к существенным признакам предметов, к причинам явлений.

Важно, чтобы в вопросах были элементы противоречия и неизвестности, направленность на выяснение взаимосвязи и причин явлений. Когда ребенок задает вопросы, не спешите отвечать,лучше задайте встречный вопрос: А ты как думаешь? Ни в коем случае не оценивайте отрицательно вопросы ребенка. Ваше общение должно быть построено так, чтобы ребенок больше задавал вопросы Вам, не отвечал на исходящие от Вас вопросы.

В качестве материала к игре используйте сюжетные картинки, которые имеют проблемное содержание неизвестное ребенку событие, ситуацию и т. п. Предложите малышу поиграть в игру, в которой ему показывают интересные картинки, а он может спрашивать взрослых обо всем, что ему хочется узнать. Условия игры могут быть разными. Например, договоритесь, что выигрывает тот, кто больше всех задаст вопросов к картинке. Или что нужно задавать такие вопросы, на которые трудно ответить. Если взрослый не может ответить, значит ребенок выиграл, а если смог – проиграл.

Когда вопросов уже не будет, попросите малыша составить небольшой рассказ по картинке. Обратите внимание на то, на какие вопросы ребенок дал ответы в рассказе, а на какие нет. Задайте ребенку вопросы, которые важны для понимания сюжета.

Постарайтесь научить малыша в ходе игры разносторонне исследовать ситуацию. Если он задает вопросы одного и того же типа, спросите его о чем-то,используя другой тип вопросов: почему, когда, что, влияет ли, может быть это, как связано, как такое получилось, в чем причина? и пр. Это поможет ребенку преодолевать стереотипы мышления и глубже исследовать ситуацию.

Если ребенок задает расплывчатые, нечеткие вопросы, помогите ему найти более четкую форму выражения, правильно их сформулировать.

4. Игра «Что в кулаке»

Игра направлена на развитие умения задавать вопросы для исследования неопределенной ситуации.

Возьмите небольшой предмет, и спрячьте его, сжав руку в кулак. Малыш должен отгадать, что в кулаке, задавая о предмете разнообразные вопросы. Скажите ребенку, что вопросы это волшебные ключи от дверей, за которыми скрывается что-то неизвестное. Каждый ключ открывает одну из множества дверей. Такими ключами могут быть форма и размер предмета, на что влияет предмет, из чего сделан, как его можно изменить, к какому виду относится, какими свойствами обладает, какого цвета и пр.

Читайте также:  Психические закономерности развития ребенка в дошкольном возрасте

Такие игры постепенно помогут малышу освоить все многообразие вопросительных форм, каждая из которых откроет ему нечто новое. На основе полученных от Вас ответов, малыш сможет выдвигать свои гипотезы, строить догадки. Обратите внимание, нет ли противоречий между информацией, которую ребенок получил о предмете и его гипотезами. И если противоречия есть, укажите на них ребенку.

Можно играть и с большими предметами. Для этого предмет можно положить на пол или на стол и накрыть тканью. Или же использовать картинки или фотографии предметов.

Источник

Ирина Васильевна Шабалина
Консультация для родителей «Умственное развитие детей через игру»

Консультация для родителей

«Умственное развитие детей через игру»

«Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков»

А. В. Запорожец

Игра чрезвычайно важна для психического развития ребёнка дошкольного возраста. Я предлагаю родителям развивать образное мышление, восприятие, воображение у детей через игру. Добиться этого можно, руководя дома игрой ребёнка. Включаться в игру нужно незаметно, не распоряжаться, не объяснять ребёнку, что он должен делать, а присоединяться к нему «войдя в образ».

Я подобрала простейшие и доступные игры, в которые мы играем с детьми в группе. В такие же игры рекомендую играть и дома,усложняя или упрощая их:

1. Предложите ребёнку поиграть в куклы. Спросите, как надо кормить, одевать и раздевать куклу, что при этом делают взрослые. Поиграть можно с несколькими куклами,связывая одновременно несколько тем:

• Приготовление пищи;

• Накрывание на стол;

• Приём и угощение гостей;

• Поход в магазин, на работу;

• Изготовление украшений – «бус»

2. Занимаясь повседневной работой по хозяйству, привлекайте и ребёнка. Сделайте (или купите) ребёнку швабру, метёлку, совочек. Учите малыша мести пол, вытирать с мебели, пылесосить и мыть пол. Готовя обед, приглашайте ребёнка помочь вам (принести овощи, кастрюлю, ложку и т. д.). Называйте всё, что вы делаете (моете, режете, кладёте, называйте все запахи, которые присутствуют (кофе, мыла, рыбы, цветов и т. д.). Если после ваших игр ребёнок имитирует эти процессы, отвечает на вопросы, игра пошла на пользу, ваш ребёнок мыслит.

3. Гуляя на улице, или играя с малышом в песочнице, обеспечьте его игрушками: машинками, формочками, кубиками, пробками различного размера, формы, цвета. Этот материал будет стимулировать игру. Одновременно ребёнок будет запоминать цвета, делать всевозможные постройки, развивать мелкую моторику, представлять себя строителем, шофёром.

4. Для игр лучше использовать неоформленный материал, например, стульчик ребёнка,говоря: «Вот твой стульчик! Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Пусть он будет машиной, а ты ей будешь управлять – бери руль» Поехали в путешествие (в лес, в зоопарк, в цирк и т. д. !»

Во время игры имитируйте звуки: «Машина едет, сигналит», «Рядом поют птички», «Посмотри в небо, что там летит? Самолёт!». Предлагайте ребёнку повторять услышанные звуки (звукоподражание). В дальнейшем, читая книги или рассматривая их, спрашивайте у детей, какие звуки издают машины, птицы, животные, люди.

5. Дайте ребёнку матрёшку (3-5, пусть он сам некоторое время проиграет,

рассмотрит её, определит, где большая, а где маленькая. Затем покажите ребёнку, как расположить их в линию в порядке убывания (возрастания). Эту игру надо повторить несколько раз. Это способствует развитию мелкой моторики пальцев. Если ребёнок после этого сможет самостоятельно расставить их в заданной последовательности, задача, поставленная перед малышом, решена.

6. Начните с простой доски с 2 –3 вырезанными формами: круг, треугольник, квадрат.

Заклейте все отверстия, кроме одного, оставьте открытым углубление для одной формы, когда ребёнок уложит 1-ую геометрическую фигуру без вашей помощи, можно открывать следующую и т. д.

Эту игру можно упростить, закрашивая углубление так, чтобы они по цвету подходили к соответствующей форме. Когда ребёнок сможет правильно подбирать вставлять фигуры, покрасьте их в одинаковый цвет и предложите собрать доску без вашей помощи.

Эту игру можно и усложнить. Нужно взять коробку с объёмными предметами, проходящими сквозь имеющиеся в коробке отверстия различной геометрической формы. Возможно, ребёнок не сразу найдёт нужное отверстие. Если первое отверстие, в которое ребёнок будет пытаться вставить форму, не подходит,скажите: «Нет, это не то отверстие! Попробуй это!» и т. д. В эту игру можно добавлять и новые, более сложные, геометрические фигуры. Можно нарисовать большую куклу или лицо, вырезать глаза, нос, рот, уши. Пусть ребёнок вставляет вырезанные кусочки в отверстия. Также можно использовать паззлы со сказочными героями. Такие игры подсознательно заставляют ребёнка сравнивать предметы между собой, развивать мелкую моторику пальцев.

Желаю успехов

Консультация для родителей «Умственное развитие детей через игру»

Источник