Консультация развитие правильной речи ребенка важное условие успешного обучения в школе

Консультация развитие правильной речи ребенка важное условие успешного обучения в школе thumbnail

Правильная речь – залог успешного обучения в школе.

Все родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе.

Вместе с ребёнком за семь лет дошкольной жизни вы построили фундамент из многих кирпичиков. И чем крепче этот фундамент, тем увереннее  будет чувствовать себя ваш ребёнок в новой школьной жизни.  

Одним из важных кирпичиков в этой постройке является речевое развитие  ребёнка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением.

Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Речь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие   одной из них делает речь неполноценной.

Первое – произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.

Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают  на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.

Второе – это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

Третье – словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может  по рассуждать.

Четвертое – лексико – грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность  грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму.

И пятое – связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие  или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.

О письме. Для того, чтобы у  ребёнка был красивый , ровный почерк  необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и графомоторных навыков.

О чтении. Учить  читать до школы можно, но учить  нужно правильно. Главная ошибка родителей, когда они учат ребёнка читать  – это неправильное произношение звуков. Учите детей не буквам , а звукам, без призвуков (М, Н,Л, а не МЭ, ЭЛЬ, ЭН и т.д.).

В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки  ребёнка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребёнок внимательно слушать, отвечать на вопросы, подчиняться требованиям старших, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка. Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, совершайте интересные поездки. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе         родного         края. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Логопед д.с «Чебурашка» Мацкевич Марина Андреевна

Источник

Консультация на тему: «Правильная речь – залог успешного обучения в школе».                                                          Подготовила Федоренко Р.М.

Все родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе.

Вместе с ребёнком за семь лет дошкольной жизни вы построили фундамент из многих кирпичиков. И чем крепче этот фундамент, тем увереннее  будет чувствовать себя ваш ребёнок в новой школьной жизни.  

Одним из важных кирпичиков в этой постройке является речевое развитие  ребёнка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением.

Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Речь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие   одной из них делает речь неполноценной.

Первое – произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.

Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают  на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.

Второе – это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям видео 7 неделя

Третье – словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может  по рассуждать.

Четвертое – лексико – грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность  грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму.

И пятое – связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие  или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.

О письме. Для того, чтобы у  ребёнка был красивый , ровный почерк  необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и графомоторных навыков.

О чтении. Учить  читать до школы можно, но учить  нужно правильно. Главная ошибка родителей, когда они учат ребёнка читать  – это неправильное произношение звуков. Учите детей не буквам , а звукам, без призвуков (М, Н,Л, а не МЭ, ЭЛЬ, ЭН и т.д.).

В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки  ребёнка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребёнок внимательно слушать, отвечать на вопросы, подчиняться требованиям старших, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»

Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка. Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, совершайте интересные поездки. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе         родного         края. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Источник

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоционально высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который усложняется, если имеет место системное недоразвитие речи.

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с системным недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического; недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так семантической (смысловой), сторон речи. Наличии у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

В коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими системное недоразвитие речи, формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается  в архисложную задач, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей и ребёнка.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Ясли-сад №288 г.Донецка»

Консультация для родителей на тему:

Развитие правильной речи –

важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе.

Выполнила: воспитатель

Коваленко К.С.

Донецк 2017

Консультация для родителей

Читайте также:  Ребенок 1год и 7 месяцев речевое развитие

Развитие правильной речи – важное условие

умственного развития и подготовки ребенка к школе.

Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребенка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли.

Существует несколько взаимосвязанных видов речи: устная речь, внутренняя речь и письменная речь, все они неразрывно связаны с мышлением. Устная речь – это речь, произносимая вслух, она всегда обращена непосредственно к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей, то есть является коммуникативной. В её содержании, темпе, ритме, плавности находят выражение многие стороны личности. Одни люди говорят весьма эмоционально, другие о тех же событиях говорят без особых эмоций, у одних речь лаконична, у других чрезмерно пространна, у разных людей – разный словарный запас. На содержание и непосредственное исполнение устной речи оказывает определяющее влияние мышление, и внимательный собеседник без труда определит, насколько активно в данный момент, насколько гибко в корне своем мышление говорящего, в какой степени развит его активный словарь и насколько оперативно собеседник управляется со своими мыслительными операциями. Разумеется, по одному или нескольким беседам нельзя судить о развитости мышления и уровне интеллекта собеседника, всегда нужно учитывать общее состояние человека, степень заинтересованности его в предложенной теме. Особенно, когда речь заходит об уроне развитости речи и мышления у детей, ведь произвольное внимание, когда они способны волевым усилием поддерживать беседу, формируется только в школьном возрасте.

Мышление органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причём не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза – индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни – параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Для ребенка-дошкольника хорошая речь — залог успешного обучения и развития в школе. Дети с плохо развитой речью отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

Основная задача детского сада — развивать устную связную речь ребенка. Характерные особенности такой речи не только развернутость, но и произвольность. К семи годам речь ребенка должна быть содержательной, опираться на достаточные знания. Но этого мало — содержание должно быть выстроено в логической последовательности: существенные эпизоды нельзя пропускать, нельзя переставлять их беспорядочно, следует избегать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой, уметь закончить высказывание. При этом ребенок должен – правильно произносить все звуки и слова родного языка.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

По данным Кольцовой М. М для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Процесс усвоения родной речи – это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Закономерностью усвоения языка мы называем зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды – естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т. е. языковой среды, специально подготовленной методическими средствами (в детских дошкольных учреждениях).

Читайте также:  Виды и критерии возрастного развития ребенка

Закономерность усвоения речи: способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребенка. Родная речь усваивается, если ребенок приобретает способность артикулировать фонемы и моделировать просодемы, а также вычленять их на слух из комплексов звуков. Для овладения речью у ребёнка должны быть отработаны движения речевого аппарата (а затем при усвоении письменной речи – глаз и руки), необходимые для произнесения каждой фонемы данного языка и их позиционных вариантов и каждой просодемы (модуляции силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра речи), и движения эти должны быть скоординированы со слухом.

Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если его речевые органы активно действуют.

Серьёзное значение имеют особенности психики ребёнка: ребёнок должен чётко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Ребёнок должен сам правильно воспроизвести услышанное. Для этого должен чётко действовать его речевой аппарат: периферический и центральный отдел (мозг).

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.

Но основные причины подобного явления — нарушение фонема­тического восприятия, дефекты произношения, а также не сформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонема­тическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влия­ет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формиро­вание навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Значит, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дош­кольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.

Наиболее значимым для ребёнка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становиться школьником.

Ребёнок сочетает в себе следы дошкольного детства с новыми качествами школьника. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.

Очень важно:

  • как протекало физическое развитие ребёнка, его особенности;

  • состояние физического слуха (частые отиты);

  • развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, отклонения в развитии;

  • состояние нервной системы (возбудимость, подавленность и т. д.);какими знаниями и представлениями об окружающем мире владеет ребёнок (пространство, время, счётные операции);

  • развитие произвольного внимания, опосредованного запоминания, умения слушать учителя;

  • познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

  • коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе.

Понятие готовности к обучению включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений ребёнка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность ребёнка к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка, как средства общения.

1. К школьному возрасту у ребёнка должна быть сформирована вся звуковая сторона речи.

Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением всех групп звуков.

2. К шести годам полностью формируются фонематические процессы, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность детей к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Это умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков АИУ; анализ обратного слога гласный – согласный; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д.

4. Развитие словаря, умение пользоваться разными способами словообразования. Образование и правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме. Выделять звуковые и смысловые различия между словами. Образовывать прилагательные от существительных.

5. К школьному возрасту формируется грамматический строй речи. Это умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением. Правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, грамматически правильно строить сложные предложения. Дети должны уметь составлять рассказы по картинке, по сериям сюжетных картинок.

Наличие у младших школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы оказать логопедическую коррекционную помощь до школы и предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем лучше будет его результат. Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе.

Источник