Консультация психолога развитие эмоциональной сферы ребенка

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. 
Консультация для родителей. 
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка. 
Появляясь на свет, ребенок овладевает не только речью, знаниями, он учится эмоциям. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные эмоциональные состояния: радость, забота, жалость, зависть, равнодушие и т. д. Очевидно ли богатство внутреннего мира родителей ребенку, видит ли родитель эмоциональные состояния своего малыша, умеет ли ему объяснить их, помочь пережить, справиться либо оберегает от любых печалей. Все это имеет прямое отношение к эмоциональному развитию ребенка. Мать, не способная вынести малейшее страдание ребенка, лишает малыша полезного огорчения, шанса научиться погоревать, не бояться своих отрицательных эмоций. 
Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты. 
• Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему. 
• Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т. д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным. 
• Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».
• С уважением отнеситесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне! ». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».
В этой работе необходимо быть последовательным и помнить, что одни ситуации разрешаются быстро, а другие требуют времени и терпения. Главное – не терять из виду цель, которую вы ставите перед ребенком и перед собой, обязательно отмечая успехи ребенка. 
С шести месяцев до трех лет ребенок выбирает линию поведения в жизни: будет это открытый, раскованный путь познания и доверия миру либо замкнутый, зажатый, если ребенок не получил от близкого взрослого поддержки, ласки, испугавшись при обследовании мира, или его взрослые ограничили. Детская безответственность есть необходимость. Однако родителей это обстоятельство часто выводит из себя. Но их задача – направлять ребенка в сторону развития ответственности, соразмерной возрасту, это требует терпения и ласки. 
Самостоятельное поведение ребенка не всегда удобно для взрослых. Однако несамостоятельное поведение оборачивается в дальнейшем зависимостью от множества обстоятельств, настроения окружения и своего собственного, ежедневной текучки. Несамостоятельный ребенок не умеет принимать помощь окружающих, если и принимает ее, то не с позиции сотрудничества, а как иждивенец. Самостоятельность – мера независимости человека. И от влияния природных сил, и от влияния требований мира социального, которому иногда тоже полезно противостоять. 
Работа по развитию эмоций поможет родителям понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития. 
Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда от родителей. 
Рекомендации:
1. В семье должен преобладать единый стиль воспитания. 
2. Необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Используйте технику речевого общения с ребенком «Я – сообщение».
3. Родители должны быть более последовательными в требованиях. Эмоциональные дети нуждаются в двигательной физической активности. 
4. Необходимо обучать их расслаблению, релаксации.

Источник

Развитие эмоциональной сферы дошкольников

Консультация для педагогов и родителей ДО

С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.

Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. По мнению современных ученых, исследовавших проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации её творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое воспитание, частью которого является развитие детей в театрализованной деятельности.

В последние годы происходит реформирование системы образования (всё больше становится учреждений «Начальная школа-детский сад», появляются сады с прогимнастическими классами, центры образования, в которых есть дошкольные группы). Изданы и рекомендованы Министерством образования новые программы, разработаны оригинальные методические материалы. На фоне этих изменений, к сожалению, явно недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. Однако, как справедливо в своё время указывали, лишь согласованное функционирование этих двух сфер, их единства способны обеспечить полноценное развитие ребёнка.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач воспитания.

В настоящее время, благодаря усилиям учёных, методистов, критиков, работа с детьми в театральной деятельности получила научное обоснование и методические проработки. Учёные единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры.

В процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо развивать.

Рассматривая труды учёных, педагогов, музыкантов, заметно, что проблема развития эмоциональной сферы детей в театрализованной деятельности изучена ещё не до конца.

Считается, что переживание положительных эмоций способствует нормальному развитию ребенка, в том числе и интеллектуальному. Поэтому желательно научиться управлять эмоциями и контролировать их внешние проявления.

Прежде чем говорить о состоянии эмоций в театрализованной игре, рассмотрим понятийный аппарат эмоциональности.

Эмоциональность, как свойство личности, упоминалась ещё Гиппократом. Первоначально эмоциональность чаще всего понималась как эмоциональная возбудимость (отзывчивость на эмоциональные ситуации).

Эмоция-это реакция всей личности на ситуации, к которым она не может адаптироваться, это поведение. В своём проявлении эмоция многокомпонентная. Это, прежде всего переживания как импрессивный компонент эмоционального реагирования. Любое переживание-это волнение, неспокойное состояние.

         Другой компонент эмоционального реагирования физиологический, его характеризует изменение вегетативных показателей (частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания).

Третий компонент эмоционального реагирования экспрессивность. Экспрессия выражается через речевое, мимическое, пантомимическое, жестикуляционное средства, а также внимание к своей внешности. Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно по мимико-выразительным свойствам речи, мимико-выразительным движениям мышц лица. Владение выразительными движениями предполагают также тонкое понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста и движения тела другого человека.

Как, отмечали, Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций лицевую экспрессию. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются двигательные акты – эмоциональные действия (подпрыгивания при радости, закрывания лица руками при стыде, плаче и т. д.).

Особую роль хотелось бы обратить на театрализованную деятельность в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребёнка, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и вынужден придерживаться одного и того же распорядка дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращая их в равнодушных, сонных и пассивных. И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребёнка и дарит ему радость.

 «Если вы хотите, чтобы слово учило жить, воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца»

«Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное и доброе».

О роли театрального искусства в развитии эмоциональной сферы детей известно давно. Для ребенка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх – всегда праздник. Несомненно, что приобщение детей к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагога.

Специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях, т.е. опыт собственной театральной деятельности, помогают сформировать у детей способность осознанно применять средства образной выразительности (интонация, мимика, позы, жесты, пантомимика) перевоплощаться, вести ролевой диалог, соединять речь с движением и т.д. Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей навыками, впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует речь, активизирует словарь.

Театрализованная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, корректировать поведение ребенка, повышать его самооценку и испытывать  чувство радости от своего и совместного творчества.

Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей, имеет большое значение для развития творческих способностей, формирует чувство коллективизма.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Также игра является одним из главных элементов театрального искусства, а одна из форм игры – театрализованные игры.

Театрализованные игры включают: действия детей с кукольными персонажами (сюжетные и образные игрушки, пальчиковые, конусные, плоскостные фигурки); непосредственные действия детей по ролям; литературная деятельность; изобразительная, музыкальная деятельность.

Театрализованные игры способствуют развитию эмоций детей, фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества. Театрализованные игры названы так, по-видимому, за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность усиливает привлекательность игры.

Ребёнок в театрализованной игре передаёт своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремиться передать всё это так, чтобы окружающие поверили ему. Не случайно о творческом характере театрализованной игры говорят многие деятели искусства. советовал актёрам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда», как надо перевоплощаться. Известный кинорежиссёр писал: «Всякая детская игра-это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребёнок, однако, никогда не теряет своего реального «Я». В своей игре он похож на актера (недаром искусство называется игрой). И так, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры – театральной иллюзией».

Безусловно, детское творчество в игре ещё несовершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя её сказочностью и волшебством.

Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, в значительной степени стимулирует совершенствование творческих способностей дошкольников. В этом возрасте одним из наиболее действенных мотивов в плане мобилизации волевых усилий ребенка является оценка действий взрослыми. Именно поэтому, для достижения хороших результатов, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:

1. Дошкольник учится в игре.

2. Необходимо учитывать принцип «от простого – к сложному». Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.

3. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».

Развитие творческого потенциала ребенка-это, прежде всего развитие его души.

В воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом для воспитания личности ребенка.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Эмоциональное состояние, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.

Материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают детям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Их значение в развитии эмоций в театрализованной деятельности велико. «Общение» со сказкой ребёнок получает ещё на раннем этапе его развития, когда он ещё не всё понимает из того, что говорит ему взрослый. Ведь в душе каждого ребёнка живёт сказка. Обращённые к сердцу ребёнка, сказки учат доброте, мудрости, оптимизму, любви ко всему живому, дают глубокие знания об эмоционально-духовном мире человека. Сказки – это реальность человеческих эмоций, чувств.

В спектаклях не всегда всем детям достаются роли. Активность детей и участие бывает очень разным. Одни дети продумывают содержание спектакля, другие определяют в нём роль для себя, следующие, готовят костюмы, выбирают атрибуты. Каждый ребёнок, по мере своей возможности,  готовится к празднику – показу спектакля.

Мы живём в маленьком провинциальном городе и понимаем, что не каждый родитель имеет возможность свозить ребенка  в крупные города, посмотреть хороший, настоящий спектакль, в настоящем театре. Поэтому стараемся вовлечь наших детей заниматься театрализованной деятельностью в кружках, чтобы охватить как можно больше воспитанников.

А сейчас я хочу предложить вам маленький этюд, с помощью которого можно создать основные черты героя сказки. Включайте свою фантазию, и у вас все получится! (раздаются маски)

Я лиса, лиса, лиса.
Рыженькая я краса!
Очень я нарядная,
Милая, приятная!

Я зеленая лягушка,

Я болотная квакушка.
Люблю по камушкам скакать,
Бегать прыгать и играть!

Я мышка-норушка-

Розовое ушко.
Трудиться я люблю:
И печку истоплю,

Пирог я  испеку,
На чай Вас приглашу!

А я – лесной разбойник,

Я страшный серый волк.

И можете поверить мне –

 В зайчатах знаю толк!

Я зайчишка-молодец!
И немножечко храбрец.
Не бегу я от лисы, 
Волка дерну за усы!

Бурый я Топтыжка, 
Косолапый мишка.
Приглашаю выпить чаю, 
Сладким медом угощаю.

Источник

Оксана Юсупова, детский и подростковый психолог

Надо ли развивать у детей эмоциональную сферу? Зачем учить чувствовать себя, распознавать свои эмоции, зачем уметь чувствовать других? Самый главный ответ — это для их здоровья.

Как дети начинают подавлять чувства?

Дети до 3 лет очень хорошо умеют чувствовать себя и чувствовать окружающих. С одним человеком ребенок идет на контакт, с другим — нет. Они четко знают, чего они хотят, и переубедить в обратном их бывает очень сложно. Дети этого возраста умеют жить в свое удовольствие.

А с появлением садиков, школы в жизни детей это умение чувствовать себя не развивается, а наоборот, притупляется. Т.е. дети понимают, что какие-то сферы в жизни стоит развивать, а какие-то нет. И, к сожалению, умение чувствовать себя не развивается в рамках образовательной системы.

Но от этого эмоции и чувства ребенок не перестает испытывать. Просто он не разрешает их себе проявлять или даже чувствовать.

Да, дети уже в 4-5 лет могут запрещать себе злиться на кого-либо. И эта злость, которая появилась внутри как нормальная ответная реакция на какое-то неприятное событие, не выходит наружу, не перерабатывается, не осознается. Она блокируется внутри и ощущается ребенком как непонятный дискомфорт.

Представьте, вы надели туфли, которые вам давят, вы ходите, но испытываете дискомфорт. И в таком состоянии вы продолжаете работать, общаться с людьми, со своими любимыми. Но постоянно внутри вас ДИСКОМФОРТ. И, конечно, это отражается на вашем самочувствии, на вашей реакции на события, вы становитесь более раздраженными, срываетесь на собеседников.

Так же и дети, когда испытывают внутренний дискомфорт от непроработанных переживаний и эмоций, неосознанно ведут себя более вспыльчиво, агрессивно или капризно. Они чувствуют, что что-то не так, но не могут понять, в силу своего возраста, что именно с ними происходит и что делать.

Иногда эти эмоции влекут за собой реальное ухудшение здоровья.

Поэтому, прежде чем давать детям кучи лекарств, водить по врачам, иногда лучше сходить на одну консультацию к профессиональному психологу, который сможет увидеть его эмоциональное состояние и помочь без лекарств восстановить здоровье.

Как учить детей чувствовать себя и других?

Давайте вспомним, как маленький ребенок учится говорить, как знакомится с окружающим миром.

Взрослые сначала рассказывают ему про то, что его окружает, какое оно, какие звуки издает, к каким последствиям приводит.

«Это собачка. Она лает. Гав-гав», «Это стол — он твердый», «Это снег — он холодный» и т.д.

Точно так же надо начинать знакомить детей с эмоциями. Показывать их, называть, объяснять, как они ощущается, что его вызывает, что нормально испытывать разные эмоции.

«Мама расстроена», «папа устал», «ты радуешься / грустишь / злишься …»

Конечно, взрослым нужно начинать с себя. Сначала у себя научиться замечать эмоции и чувства, а потом помогать ребенку их отслеживать. Но это в идеале. В реальности — можно развивать эмоциональную сферу вместе с детьми.

Главный момент — мы констатируем эмоции без оценки. Не хорошо или плохо. А называем как факт, как данность, что такая эмоция сейчас возникла.

Это непросто. Не у каждого взрослого получается принимать негативные эмоции как факт и не выражать свое отношение к ним.

Есть волшебная фраза: «Это нормально! Я тоже в такой ситуации…» и продолжаете по обстоятельствам. Она поможет и родителю вспомнить, что появление эмоций в ответ на какое-то событие — это норма. И детям привыкать к тому, что эмоции — это хорошо. Все эмоции — это естественная реакция организма на события во внешнем мире.

Что происходит, когда родители разделяют эмоции на хорошие / плохие и ругают детей за проявление «плохих»? Дети воспринимают это так: «Когда я испытываю плохую эмоцию — я плохой!»

И, как следствие, начинают у себя отрицать проявление негативных эмоций, ругают себя за них, злятся на себя, боятся тоже стать плохими, нелюбимыми и ненужными родителям.

Какие эмоции отрицают дети?

У разных детей разные эмоции попадают в разряд плохих, но чаще всего это: ревность, агрессия, страх. Иногда у мальчиков это забота, любовь.

Но эмоции, если появляются, не исчезают сами собой. Они остаются в теле в виде блоков, с которыми ребенок и идет во взрослую жизнь…

Знакомство с эмоциями, понимание, что испытывать их нормально – это первый и очень важный этап. Здесь нам помогут два несложных упражнения:

1. «Называть эмоции»

Каждый день называйте ребенку свои чувства, эмоции, эмоции других людей, называйте чувства, которые он сейчас испытывает, чувства, эмоции, которые испытывает персонаж мультфильма, фильма.

«Я вижу, ты сейчас злишься. Это нормально. Я тоже иногда злюсь».

«Малыш, я сейчас раздражена (объясните причину). Давай через 30 минут поговорим.»

«Папа радуется», «Бабушка уставшая», «Пес испугался», «Лунтик огорчен» и т.д.

Задавайте ему вопросы:

«Что у тебя сегодня в школе было самого смешного/грустного/странного?»

Уже через несколько дней, вы заметите, как дети станут быстрее находить и называть свои эмоции, будут нормально реагировать на эмоциональные состояния родителей.

2. «Угадай эмоцию»

Играть можно вдвоем, а можно всей семьей, с друзьями.

Сначала один человек показывает без слов эмоцию, а остальные должны угадать, что это.Для детей можно подготовить список эмоций, чувств, состояний, чтобы им было легче показывать.

Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, дети научатся быть более внимательными к себе. Они будут лучше чувствовать других людей — кому доверять, кому нет. А многие поведенческие проблемы будут решаться легче и быстрее.

Еще больше полезных советов для родителей на портале «Психология эффективной жизни».

А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных людей!

Источник