Консультация по развитию познавательных процессов ребенка

Консультация по развитию познавательных процессов ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Снеговичок»

Консультация «Развитие познавательных процессов у дошкольников»

Подготовила:

Педагог-психолог

первой квалификационной категории

Хабибуллина Лейсан Рамисовна

Одни психологи утверждают, что готовить ребенка к школе нужно начинать с самого рождения другие психологи считают, что можно ребенка подготовить к школе за год до поступления в школу. Я считаю, что подготовка к школе должна начинаться именно с рождения. Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. Под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

  • Учить детей различать предметы на ощупь.

  • Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.

  • Учить соотносить предметы по величине.

  • Учить способам распознающего наблюдения.

  • Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.

  • Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.

  • Формировать умение составлять из частей целое.

  • Учить осуществлять выбор и соотнесение величины предметов по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.

  • Различать основные признаки разных времен года.

  • Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана – схемы.

  • Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.

  • Формирование сенсорных эталонов формы.

  • Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

Игры и упражнения,
способствующие развитию восприятия

  • “Перевертыши” (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).

  • “Как пройти к зайке”, “Путешествие по комнате”, “Куда пойдешь, что найдешь” (ориентация в пространстве по плану – схеме).

  • “Узнай форму” (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).

  • “Найди отличия” (учить находить отличия у похожих предметов).

  • “Построй по росту” (построить предметы, соответственно их высоте).

  • “Сложи картинку” (составить из частей целую картинку).

  • “О чем я говорю?” (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь).

  • “Какое время года?” (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).

  • “Угадай предмет” (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

Рекомендации педагогам и родителям для работы с детьми по развитию внимания:

  • Развивать слуховое внимание через дидактические игры.

  • Часто менять формы деятельности.

  • Использовать на занятиях элементы игры.

  • Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз.

  • Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.

  • Учить ребенка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

  • Учить детей управлять вниманием в соответствии с целью.

  • Учить детей сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону.

  • Создавать средства – стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

  • Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

  • “Да и нет не говорите. Белого и черного не носите”. (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить “да” и “нет”).

  • Игры – головоломки.

  • Загадки.

  • “Найди отличия”.

  • “Найди два одинаковых предмета”.

  • “Будь внимателен” (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).

  • “Волшебное слово” (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: “Пожалуйста!”).

  • “Где что было”, (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

  • “Назови, что ты видишь” (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).

  • Игра “Карлики и великаны” (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

Рекомендации педагогам и родителям для работы с детьми по развитию памяти (данные методы не требуют специальной подготовки, достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.):

  • Развивать у ребенка умения произвольно вызывать необходимые воспоминания.

  • Обучение культуре запоминания.

  • Учить ребенка вспоминать последовательность событий.

  • Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

  • Учить детей использовать образ как средство развития произвольной памяти.

  • Учить детей повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

Читайте также:  Роль игрушек в развитии ребенка дошкольного возраста

Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства.

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти:

  • “Запомни предметы” (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).

  • “Детектив” (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).

  • “Пирамида” (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок – повторяет и т.д.)

  • “Что ты видел в отпуске?” (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).

  • “Следопыт” (Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).

  • “Что ты ел на обед?” (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).

  • “Одежда” (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

  • “Нарисуй такой же” (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).

  • “Я положил в мешок” (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).

  • “Короткий рассказ” (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).

  • “Башня” (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).

  • “Фигурка из палочек” (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

Рекомендации педагогам и родителям для работы с детьми по развитию мышления:

  • Развитие умственной способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельностью.

  • Составлять группу из отдельных предметов.

  • Учить выделять предметы по назначению, по характерным признакам.

  • Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

  • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

  • Учить сравнивать предметы.

  • Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

  • Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

  • Побуждать детей делать самостоятельные выводы.

  • Учить детей отвечать на вопросы, делать умозаключения.

  • Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами

  • Способствовать познанию свойств различных материалов, их функциональный потенциал, созданию образов, модели реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).

  • Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

  • Учить ребенка устанавливать причинно – следственные связи.

  • Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.

  • Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

  • Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.

  • Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

  • “Разложи картинки” (учить учитывать последовательность событий).

  • “Оканчивание слов” (учить заканчивать слово по начальному слогу).

  • “Найди лишний предмет”, “Найди в ряду лишнюю фигуру” (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

  • “Творческий подход” (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

  • “Антонимы” (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: “тяжелый – легкий”, “сильный -слабый”, “легкий – тяжелый и др.).

  • “Уникуб”, “Лото”. “Домино”, пазлы, конструкторы.

  • Загадки.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15 «Ручеек»

«Психологические особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

педагог-психолог

Калинина Екатерина Валерьевна

Сергач

Психологические особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

     Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему. Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка.

Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление.

     Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии. В возрастной психологии понятие нормы носит скорее статистический характер, то есть нормальным признаются такой темп и направленность развития детей, которые наблюдаются у большинства из них на определенном этапе развития.

Читайте также:  Методики раннего развития ребенка в таблице

     Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).

     В своем сообщении хочу остановиться на некоторых наиболее типичных особенностях развития психических познавательных процессов у дошкольников.

Восприятие.

     Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

     Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый.

Восприятие в среднем дошкольном возрасте становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени.

В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет)- Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

     Знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. В этом возрасте складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

     Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Внимание.

     Внимание- это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Первые признаки внимания – на 2-3 неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения.

     Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным.

В начале дошкольного детства внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него.

Непроизвольное внимание – преобладающее на протяжении всего дошкольного детства.

Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру – 25-30 минут. Старшие дошкольники – до 1-1,5 часов.

Дети 4-6 лет начинают овладевать произвольным вниманием.

      Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

     Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

     Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.

Память.

     Память – это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

     Узнавание – первый процесс памяти, появляющийся у ребенка.

После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

     Память младшего дошкольника непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы.

     Третий и четвертый год жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

     В 4-5 лет начинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически и зависит от вида деятельности.

Читайте также:  Экспресс диагностика ребенка с отклонением в развитии

     На пятом году жизни память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов становится доминирующей функцией.

К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.

     6-7 лет – благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка в старшем дошкольном возрасте становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия.

Именно в этом возрасте наблюдается высокий уровень моторной памяти.

     У детей возрастает потребность в двигательной активности. Они осваивают сложные движения, выполняют их быстро, точно. Появляется согласованность, слитность движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Поэтому многие дети в старшем дошкольном возрасте начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.

Мышление.

     Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

     Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной связи. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.

     Ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой – формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений.

     В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

     По мере накопления опыта мышление ребенка среднего дошкольного возраста все больше опирается на образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия.

     Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям он не готов.

     В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Воображение.

     Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими.

     Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.

     В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов.

     В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

     Старший дошкольный возраст является сенситивным – чувствительным – для развития воображения. Именно в этот период воображение ребенка становится управляемым.

     В 5-6 лет у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения, к произвольному запоминанию. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа.

     Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т.п.

     Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

     Перестраивается воображение, из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.

     Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.

Источник