Консультация по раннему развитию ребенка

Консультация для родителей  «Игрушка в жизни ребёнка»

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

Игра и игрушка  неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Источник: https://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod15.htm

Консультация для родителей   «Играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Читайте также:  Развитие ребенка картинки с заданиями для

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Читайте также:  Влияние группы детей на психическое развитие ребенка

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Консультация для родителей

«Первые уроки нравственности для детей раннего возраста»

Понятие о морали как о системе норм, определяющих обязанности человека по отношению к другим людям, еще недоступно ребенку двух – трех лет. Так не рано ли говорить о нравственном воспитании ребенка этого возраста? Нет, не рано, поскольку любой малыш третьего года жизни сумеет ответить на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Если не начать говорить о воспитании нравственности. Когда ребенок совсем мал, то разговор о ней через несколько лет может просто оказаться запоздалым.

Что же мы будем иметь в виду, когда станем пользоваться по отношению к самым маленьким нашим детям понятием «нравственность»? Прежде всего, задатки тех личностных качеств малышей, о которых следует позаботиться уже сегодня – доброты, отзывчивости, трудолюбия, смелости, общительности… И, конечно, элементарные представления малыша о своем родном доме, улице, городе, которые в последствии лягут в основу его представлении о Родине.

В определенном смысле «нравственное лицо» каждого трехлетнего малыша может немало рассказать постороннему человеку. Достаточно внимательно присмотреться к действиям и поступкам ребенка, чтобы увидеть, какие из родительских зерен познания, чувств, воли дали всходы, какие даже не «проклюнулись», а какие не сеялись вовсе. Нравственная воспитанность ребенка раннего возраста как бы подводит итог всему, что сделали родители за три года его жизни, это своеобразный апофеоз всех воспитательных усилий взрослых!

Читайте также:  Социально психологическое развитие ребенка в семье

В двух – трехлетнем возрасте у малышей пробуждается интерес к другим детям. Вот вы заметили, что на прогулке ваш сынишка засмотрелся на играющих детей: перестал играть и, не отрываясь, наблюдает за играющими. Конечно, желание играть со сверстниками не появляется само по себе. Вероятно, к этому возрастному периоду вы воспитывали у своего малыша любовь к другим детям – отзывались о них по – доброму, хвалили их в его присутствии, приучали к тому, что добрый человек должен поделится игрушкой с другими. И ваши доброжелательные высказывания оставили в душе ребенка свой след. Теперь он не просто засматривается на других детей, но и проявляет совершенно определенную готовность общаться с ними. Помогите малышам познакомиться, поощрите желание сынишки поделиться атрибутами для игры, соорудите вместе с детьми несложную постройку, порадуйтесь коллективным успехам.

Доброжелательное отношение двух – трехлетнего к сверстникам – важное нравственное умение, которое родители должны лелеять и развивать, потому что умение, сотрудничать с другими обеспечивает малышу эмоциональный комфорт, отвечает его потребности. Общение со сверстниками обогащает опыт контактов ребенка с близкими взрослыми, вносит в них новую, живую струю и, кроме того, облегчает ему общение с посторонними взрослыми.

Хорошо, если ваш ребенок будет часто общаться с малышами на прогулке, в гостях. Пока они не столько играют вместе, сколько рядом, но при этом у них уже вырабатывается понятие «Я» и «Мы», которые в дальнейшем будут тесно связаны.

Нужно ли наказывать малыша? Принимая то или иное решение, помните, что наказание ребенок никогда не должен воспринимать как проявление родительского раздражения и власти над ним. Если вы уже наказали малыша (естественно, не физически), то он должен воспринимать его как результат своего плохого поведения. Наказание маленького ребенка в частности, вопрос очень сложный. Никто не станет оспаривать, что в отдельных случаях может возникнуть необходимость в порицании ребенка. Но оно должно быть выражено лишь словесно и эмоционально неодобрительным словом, взглядом, нежеланием общаться, но ни в коем случае не шлепать ребенка, ставить в угол, лишать сладости и чего-то другого.

Заботясь о нервной системе малыша, нужно с первых лет воспитывать правдиво, без хитрости и обмана. Иногда родители прибегают ко лжи как к спасению. Например: «Съешь кашу, куплю тебе машинку» и т. д. Но игрушку вы не покупаете и у ребенка формируется представление о лжи, как о допустимом в общении людей форме поведения. А это чревато серьезными последствиями в скором будущем.

Еще одним компонентом нравственного воспитания малышей является бережное отношение к природе. Общаясь с близкими взрослыми, ваш малыш научается бережно относиться к окружающей природе. Взрослым необходимо поддерживать интерес к живой и неживой природе, а также доброжелательное и заботливое отношение к ней. С ребенком можно вместе полить цветы, покормить рыбок, накрошить птичкам крошек, взрыхлить землю возле кустарников. Необходимо рассказать ребенку правила бережного отношения к природе – не рви, не топчи, не ломай, не порть без нужды, не мучай, не сори. Если это ребенок усвоит с раннего возраста, то он никогда не сорвет цветок с клумбы, а только понюхает его и т. д.

В этом возрасте необходимо приучать ребенка к труду. Труд-это источник нравственного воспитания человека. Нельзя рассчитывать на то, что завтра мы воспитаем в ребенке трудолюбие, нужно начинать уже сегодня. Ребенок в этом возрасте уже может убрать за собой игрушки, поставить на место книжки, сложить в определенном месте одежду. Если у вашего трехлетнего малыша есть готовность и желание помочь вам, выполнить элементарное трудовое поручение без вашей помощи, дорожите ею! Никогда не говорите ему: «Ты еще маленький, вот подрастешь, тогда…» Он не умеет ждать серьезного завтра, когда, наконец, ему доверят что-то. Поэтому пусть он растет, понемногу приобретая трудовые навыки и умения, доступные для его возраста.

В желании вашего ребенка прийти вам на помощь, когда она требуется, выражена привязанность малыша к родителям, стремление действенно продемонстрировать ее. Появление такого желания – показатель хорошего нравственного развития ребенка раннего возраста. Очень важно, чтобы к концу третьего года жизни ребенок понимал, что любить мать и отца – это прежде всего заботиться о них, проявлять послушание, умение сделать приятное. Показывайте малышу на личных примерах, в чем выражается ваша любовь к нему самому, к другим членам семьи, приобщайте к заботе о каждом из них.

Источник