Консультация по проблемам речевого развития ребенка

Нарушения речевого развития ребенка

В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развитии и с различными речевыми нарушениями. Родители двухлетнего малыша видят, что сверстники произносят предложение, а их говорит только “мама”, “папа”. Родители четырехлетнего малыша видят, что сверстники свободно общаются, а у их ребенка “каша во рту”. Почему это происходит именно с моим ребенком? Что делать? К какому специалисту идти? Насколько это серьезно? Подобные вопросы начинают терзать мам, пап, бабушек и дедушек.

Почему?

Задержка речевого развития и различные нарушения речи могут быть вследствие недоразвития или поражения мозга, а так же центральной нервной системы во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения. Факторами, приводящими к дальнейшим проблемам в развитии, являются: угроза выкидыша во время беременности; длительный токсикоз; перенесенные беременной простудные и инфекционные заболевания; прием лекарств, противопоказанных во время беременности; наличие у беременной хронических заболеваний; наличие вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики); гипоксия плода; стремительные или наоборот затяжные роды; недоношенность плода или наоборот; несовместимость крови матери и плода; асфиксия; травма во время родов; внутричерепное давление; внутричерепные кровоизлияния; ряд инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком до двух лет; черепно-мозговые травмы и др. Вы можете сказать: “Да у меня половина из перечисленного списка имело место быть, и ничего ребенок нормальный!” В таком случае Вам либо очень повезло, либо Вы не видите проблем, либо не хотите их видеть, либо увидите их позже.

В возникновении речевых нарушений большую роль играет и социальный фактор: правильное речевое окружение ребенка и наличие благоприятной психологической обстановки.

В развитии речевой функции ребенка выделяют три критических периода. В эти периоды родителям необходимо быть особенно внимательными к своим детям.

Первый период (1 – 2 года), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14 – 18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Третий период (6 – 7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении завышенных требований могут происходить “срывы” нервной деятельности.

Что делать?

Если Вы заметили, что ребенок (2 – 3 лет) отстает в речевом развитии от своих сверстников, не спешите бежать к логопеду. Логопед не будет заниматься с малышом, которому нет четырех лет. Логопед исправляет нарушения звукопроизношения, ставит звуки. Существуют законы физиологии, по которым определенный звук в определенном возрасте должен появиться у ребенка, возраст, в котором ребенок должен научиться произносить тот или иной звук правильно. Исправлять и ставить звуки, логопед будет только тогда, когда по законам физиологии они уже должны были встать самостоятельно, но этого не произошло. До этого момента можно говорить о задержке речевого развития, о недоразвитии речи, но не о нарушении звукопроизношения.

Если Ваш ребенок, и в частности его речевое развитие отличается от речевого развития сверстников не в лучшую сторону, прежде всего, нужно обратиться к хорошему невропатологу. Подробно расскажите, что Вас настораживает, что беспокоит, что пугает в развитии ребенка. Хороший доктор внимательно выслушает Вас, внимательно обследует ребенка и назначит адекватное лечение. После прохождения курса лечения следует повторно показаться врачу. Бояться лечения не нужно! Большинство речевых нарушений проявляются в структуре различных психических и нервно-психологических расстройств. Расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т.е. воздействия на весь синдром в целом. Иными словами речевые проблемы это следствие, а причины кроются либо в экзогенных (внешних) факторах, либо в эндогенных (внутренних) факторах. Позиция родителя, говорящего: “У нас все хорошо, только мы плохо говорим, но ничего, научится!”, вызывает, по меньшей мере, недоумение. Конечно, он научиться говорить, но вопрос в том, когда и как?

Если ребенку исполнилось четыре года, а его речь явно развита не на этот возраст, половину звуков он не произносит, слова не выговаривает, то опять в первую очередь идите к невропатологу, а уже потом к логопеду. Если Вы сначала обратились к логопеду, то хороший логопед, обследовав ребенка и предложив Вам заниматься, все равно отправит к невропатологу. Грамотный логопед прекрасно понимает этиологию (причину) всех речевых нарушений и всегда работает в паре с врачом. На занятии логопед будет (если это необходимо) делать ребенку массаж языка, работать с зондами и выполнять артикуляционные упражнения, это должно занимать 10 – максимум 15 минут. После этого Вас отправят домой до следующего раза. Как правило, так строится работа логопеда в поликлинике и детском саду, из-за недостатка времени и большого количества желающих попасть к логопеду. Если же Вы занимаетесь с логопедом частным образом, то хороший логопед продолжит занятие до 30 – 45 минут и будет развивать понимание речи; формировать пространственные представления и сенсомоторные навыки; развивать фонематический слух; уточнять и расширять словарный запас; работать над развитием памяти, внимания, мышления и т.п. Следует настраивать себя на то, что к логопеду Вы будете ходить как минимум год. Логопед будет давать Вам домашние задания, для закрепления пройденного материала. Это может быть артикуляционная гимнастика, заучивание стихов, подбор слов на заданный звук и т.п. Выполнять домашнее задание нужно обязательно, т.к. логопед занимается с Вашим ребенком всего два раза в неделю, а Вы общаетесь с ребенком семь дней в неделю. Поставленный логопедом изолированный звук нужно вводить в речь, закреплять его правильное произношение, постоянно исправляя ребенка: “Ты умеешь говорить правильно! Повтори еще раз это слово, но только правильно! и т.п.”

Если задержка речевого развития и речевые нарушения возникли вследствие легкого органического поражения центральной нервной системы, то вовремя проведенное правильное лечение и систематические занятия с логопедом непременно дадут положительные результаты. К тому моменту, когда Ваш малыш должен будет пойти в школу, Вы справитесь со всеми проблемами. Следует помнить только одно: время бежит очень быстро, не стоит откладывать проблему на последний год перед школой.

Источник

Яковенко Анастасия
Консультация для родителей «Речевое развитие детей. Проблемы и пути их решения»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Речевое развитие детей.

Проблемы и пути их решения

Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной из главных потребностей. В ФГОС «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область, которая является основанием для развития всех видов деятельности. Это общение, познание, познавательно – исследовательская и игровая деятельность. Главная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение правилами языка и нормами, которые должны определяться для каждого возраста, а также развития их коммуникативных способностей.

Развитие речевой деятельности проходит на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду, занятиях и режимных моментах. Утром, когда ребенок приходит в детский сад, мы беседуем с ними на разные темы. Дети сообщают о своих событиях. Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. Прогулки, режимные моменты и игры способствуют расширению словарного запаса детей. Например, подвижные игры «У медведя во бору», «Мы веселые ребята»; дидактические игры «Угадай дерево», «Подбери по признаку». Во время наблюдений используются все виды вопросов. На занятиях художественно-эстетического развития используется прием комментирования. Детям, которые затрудняются,педагог задает наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что тебе необходимо для этого взять?», а также учит детей грамотно сформулировать вопрос к взрослому. Для речевого развития нужно приобщать ребенка к художественной литературе. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы, научились задавать вопросы.

И тем не менее, проблема речевого развития детей остается актуальной.

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.

Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

Почему мы решили обратить внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени – 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями.На что в первую очередь обращают внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли вы задумываетесь о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

– Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть

• Грамотной

• Понятной

• Выразительной

• Осмысленной

• Богатой

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.

Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки – это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»

И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

Что необходимо делать дома:

1. В первую очередь, разговаривая с ребенком,постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

2. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу)

3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

4. Задумайтесь,как часто вы говорите ребенку эти фразы:

• Ты самый любимый!

• Ты очень многое можешь!

• Что бы мы без тебя делали!

• Иди ко мне!

• Садись с нами!

• Я помогу тебе.

• Я радуюсь твоим успехам

• Расскажи мне, что с тобой.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  комбинированного вида детский сад №3 «Зоренька»

Консультация для родителей

Тема «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»

                                                 Подготовил     Бацева Галина Борисовна,

                                                                             воспитатель  подготовительной

                                                                              группы №1  «Карапузы»

Лобня

Сентябрь, 2018 год

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Вступление:

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО дошкольного ВОЗРАСТА»

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, вспомните, пожалуйста, то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

  • Если «да»:

Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей.

  • Если «нет», не задумываемся:

Очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?

Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):

РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ

ПРОБЛЕМЫ НАШИХ ДЕТЕЙ

Грамотной

Понятной

Выразительной

Осмысленной

Богатой

                     И ДРУГОЕ….

ЭТО ИДЕАЛ!!!

А ЧТО ЖЕ ПОЛУЧАЕТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

  • ОДНОСЛОЖНАЯ РЕЧЬ

Состоящая из одних простых предложений речь.

  • БЕДНАЯ РЕЧЬ

Недостаточный словарный запас.

  • СЛОВА – «ПАРАЗИТЫ»

Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых.

  • НЕТ ГРАМОТНЫХ ВОПРОСОВ

Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос. Заметьте не только у детей, но у взрослых возникает эта проблема.

  • НЕ МОГУТ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ

Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо).

  • НЕ МОГУТ ЛОГИЧЕСКИ ОБЪЯСНЯТЬ.

Часто дети путаются в объяснении своих мыслей.

  • РЕЧЬ НЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНА

Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где-то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

  • ПЛОХАЯ ДИКЦИЯ

Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

А САМОЕ ГЛАВНОЕ ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!!! Важно знать, что к 6 – 7 годам дети УЖЕ:

–  осознают дефекты своей речи,                                                

–  болезненно их переживают, и

становятся молчаливыми, замкнутыми, раздражительными!!!

ВЕДЬ Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас (зачитываю слова из 2-го столбца) !!!

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

  1. В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
  1. Большое внимание уделяйте составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине, из личного опыта. Если ребёнок при составлении рассказов затрудняется, помогите ему с помощью наводящих вопросов, но сами старайтесь не произносить предложения.        Можно взять самую обыкновенную открытку. Поинтересуйтесь у ребёнка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что может произойти потом.
  1. Очень важно с детьми разучивать стихи, даже если это четверостишья.  Это способствует развитию выразительности, тренирует память, а главное ОБОГАЩАЕТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ребенка.
  1. Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время прогулок, во время езды на транспорте, даже во время совместной трудовой деятельности. Но ОБЯЗАТЕЛЬНО при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?».
  1. Отложите все дела и почитайте ребёнку. Читать надо неторопливо, чётко, выразительно. После чтения не спешите закрывать книгу. Спросите ребёнка, о чём читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Художественная литература обогащает словарь детей за счет эпитетов, сравнений, активизирует в речи прилагательные и глаголы.
  1. НА ПРОГУЛКАХ используйте разные ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребёнком:

Во время прогулки можно познакомить ребёнка с названиями деревьев (берёза, дуб, клён, сосна, ель). Предложите ребёнку сравнить сосну и ель, сосну и берёзу (чем они похожи и чем отличаются), попросите назвать их, одним словом.

Например, в зимний день, ребёнок с папой или мамой собираются в парк. Попросите сына (или дочь) понаблюдать, что изменилось в парке. И обязательно, выслушав рассказ, потом похвалите. Так ребёнок будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.

  1. Просмотр мультфильмов – отличный способ развития связной речи. Договоритесь с ребёнком о таком «правиле»: мультфильмы, которые вы смотрите вместе с ребёнком, малыш обязательно Вам пересказывает.     Ведь Вам так интересно, послушать, о чём был мультфильм, но Вы вдруг «забыли» содержание мультфильма. Прослушав историю, похвалите Вашего маленького сказочника!
  1. Вы с ребёнком побывали в какой-то поездке. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В помощь, дайте ему фотоснимки или видеосюжеты. Пусть ребёнок сам решит, о чем рассказывать. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте.
  1. В совместной бытовой деятельности с ребенком можно использовать пословицы и поговорки. Например, во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы, как «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать – руку протянешь». Если ребенок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Лентяю все некогда». Но не забывайте объяснять смысл и значение этих пословиц и поговорок.
  1. ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО развивая пальчики ребенка – мы развиваем речь. Ведь чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь. Мелкую моторику рук развивают ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ; а также ЗАНЯТИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (РИСОВАНИИ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ). Давайте ребенку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками. ПОМНИТЕ, НЕДАРОМ ГОВОРЯТ, что кисть руки – это орган речи ребенка, которую необходимо развивать, начиная с самого раннего возраста.
  1.  Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические речевые упражнения. Такие как, «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Исправь ошибку», «Что из чего сделано?», «Один – много», «Назови ласково», «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?», «КТО КАКОЙ ГОЛОС ПОДАЁТ?», «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?», «Так бывает или нет?», «Назови одним словом» и другие.

Если обобщить всё сказанное выше, РОДИТЕЛИ ПОМНИТЕ!!!

  • Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
  • Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
  • Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
  • Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Без помощи и руководства взрослого РЕЧЬ развивается медленно или не развивается совсем. Поэтому родителям необходимо совместить три важных компонента: общение, игру и обучение.

А ТАКЖЕ:

Ребенок с хорошо развитой речью:

 – легко вступает в общение с окружающими;

   – понятно выражает свои мысли, желания;

   – задает вопросы, договаривается со сверстниками о совместных делах;

   – становится желанным партнером и собеседником в группе сверстников;

   – И САМОЕ ГЛАВНОЕ – готов к обучению в школе, не испытывает серьезных затруднений в освоении письма и чтения

И напоследок Я ХОЧУ вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!

Источник