Консультация об интеллектуальном развитии ребенка в доу

наталья жемердей
Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие дошкольников»

Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.

Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитиеотвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.

Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Интеллектохватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ?:

1. От наследственности, которую ребенок получает вместе в генами родителей;

2. От образа жизни мамы в период беременности;

3.От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;

4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;

5. От социального статуса семьи;

6. От характера и темперамента малыша;

7. От качеств личности родителей.

КОГДА НАЧИНАТЬ РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА?:

Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА:

• Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;

• Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;

Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА:

1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;

2.Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;

3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;

4. Математика и точные науки;

5. Чтение;

6. Изучение иностранных языков;

7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;

8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;

9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.

Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами. Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания. Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности. Если кроха посещает детский сад или центр раннего развития, родители должны приобретенные знания использовать и в повседневной жизни, а не только на занятиях. Именно родители должны рассмотреть в своем малыше ценные задатки, с которыми он родился и стараться максимально их развивать.

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ:

1. Поддержка проявления любознательности ребенка;

2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год распорядок дня

3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;

4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;

5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;

6. Расширяйте круг общения детей;

7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;

8.Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;

9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;

Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА:

• Используйте игры для развития интеллекта ребенка;

• Предлагайте ребенку “полезные” игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.

• Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;

• Используйте многофункциональные игрушки;

• Не перегружайте ребенка;

• Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;

• Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;

• Подбирая ребенку детский сад,обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;

Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;

• Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;

• Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.

Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!

Источник

Развитие  интеллектуальных способностей детей дошкольного  возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детейИнтеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности – игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

Читайте также:  Театрализованной игры ее значение в развитии речи ребенка

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрастеРазвитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Детский возраст — период становления способностей, личности в целом, в психике ребенка в это время происходят бурные интегративные процессы. В этом возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка. Нейрофизиологи, психологи, педагоги выделяют сенситивные периоды для развития — это время качественного скачка в развитии ребенка.  Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В среднем за год у ребенка бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов развития, средние появляются примерно раз в 4 – 5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого возрастного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте,  однако темп развития у каждого ребенка свой. Из этого следует, что дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых.

Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент успеваемости детей в школе.                                                                                                                                        

Проблемы интеллектуального развития старших дошкольников

Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной, важное значение при этом, будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. В наши дни существует проблема. Она  вытекает из противоречия, сложившегося между разработанной психолого-педагогической литературой, методикой и низким уровнем развития детей в реальной существующей практикой.

Читайте также:  Развитие сенсорика упражнения ребенка 2 3 лет

Решение проблемы

Чтобы помочь детям, необходимо решение этой проблемы. Для этого нужно разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, расширить представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста, систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальных способностей детей.                          

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое каждый при желании может у себя выработать. Основы сложных психических функций, таких как  развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. В нашем городе существуют возможности применения данных знаний и умений: проводятся всевозможные состязания маленьких интеллектуалов,  действует система официальных соревнований по шахматам для дошкольников, начиная от чемпионата Тынды и заканчивая чемпионатом мира.

 Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Использование развивающих игр и  головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и   самостоятельно.                 

Источник

Интеллектуальное развитие дошкольников .

Консультация для родителей .

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован каждый родитель. Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.

Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематичному интеллектуальному воспитанию. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие предполагает:

-дифференцированное восприятие;

-аналитическое мышление (способность воспроизвести образец);

-рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

-логическое запоминание;

-интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

– овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию, и применение символов;

-развитие тонких движений рук и зрительно –двигательной координации.

Для организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессо – образующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

 Новое знание дается не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

Обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

 При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

 У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

 Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

Методы и приемы: 

-практические(игровые);

-экспериментирование;

-моделирование;

-воссоздание;

 -преобразование;

-конструирование;

Дидактические средства:

Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).

Форма организации детской деятельности: 

  -индивидуально-творческая деятельность;

 -творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

-учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);

Все это опирается на развивающую среду:

1. Математические развлечения: -игры на плоскостное моделирование (Танграм и т. д.); -игры-головоломки; -игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера; -задачи-шутки.

2. Дидактические игры: -сенсорные; -моделирующего характера;

3. Развивающие игры –это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей

Источник