Консультация логопеда речевое развитие ребенка средняя группа

Консультация логопеда речевое развитие ребенка средняя группа thumbnail

Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Г. Гегель.

Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность. Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.

Предлагаю вашему вниманию  следующие игры:

Та -та -та -у нас дома чистота.

То -то -то -стали мы играть в лото.

Ать -ать -ать -мы идем гулять.

Ат -ат -ат -берем с собою самокат.

Ча -ча -ча -горит в комнате свеча.

Чу -чу -чу -молоточком я стучу.

Оч -оч -оч -наступила ночь.

Цо -цо -цо -на руке кольцо.

Цы -цы -цы -поспели огурцы.

Ец -ец -ец -очень вкусный огурец.

«Кто может совершать эти действия?»

Взрослый  называет глагол, а ребёнок,  называет существительное, подходящее к названному глаголу.

 Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь…

 Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

 Плывёт – рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Один – много»

Взрослый  называет  имена существительные в единственном числе. Дети называют  существительные во множественном числе.

Пример: Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы,  лист – листья.  Дом – дома,  носок – носки.  Глаз – глаза,  кусок – куски.  День – дни,  прыжок – прыжки.  Сон – сны,  гусёнок – гусята.  Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

«Что бывает круглым?»

 Взрослый  задаёт вопрос, ребёнок, должен на него ответить:  – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Отгадай-ка»
Взрослый перечисляет части задуманного предмета, ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.
Кабина, руль, фары (машина)
крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт)
руки, ноги, тело, голова (человек)
ствол, ветки, корни, листья (дерево)
пол, стены, потолок, окна, дверь (комната)
палуба, каюта, парус, якорь (корабль)

 «Кто больше!»

Взрослый  называет действие, ребенок называет как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Плывет. (корабль, лодка, пароход, катер);

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.);

едет. (поезд, автомобиль, пассажир);

волнуется (море, река, мама, папа);

собирает (урожай, гостей).

«Загадки –добавлялки»

Взрослый говорит предложение, ребенок добавляет в конце подходящее по смыслу слово.

Если ты захочешь спать дома ждет тебя ….(кровать).

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле).

С пирогами чай попьем за обеденным…(столом).

Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке).

Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване).

У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке).

Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в …(шкаф).

Смастерил вчера Николка для своих игрушек …(полку).

Скушай, Ванечка –дружок, очень вкусный …(пирожок).

Леша и Маша едят манную …(кашу).

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой …(чая).

Любим пить по воскресеньям чай с малиновым …(вареньем).

Хороши в дорожку пирожки с …(горошком).

Петушок с ладошки ест зернышки и …(крошки).

Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот).

И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по …(животикам).

Материал подготовлен учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной из источников: интернет. «Игры с детьми с ОНР»

Источник

https://s1.studylib.ru/store/data/003636885_1-228929fb558c309d58abbca14516286c.png

Дыхательная гимнастика и иммунитет ребенка.

     Заболевания системы дыхания у детей 4-5 лет – слишком распространенное явление.

В осенне-весенний период эта дыхательная гимнастика будет являться отличным источникам профилактики ОРЗ и ОРВИ, а так же поможет, только что переболевшему ребенку, быстро восстановить здоровье.

    Дыхательная гимнастика вообще может стать отличным дополнением к самым разным терапиям. С ее помощью дыхательная система  малыша будет развиваться правильно.

   К тому же, если ребенок не здоров, прекращать упражнения не нужно: дыхательные упражнения только ускорят процесс выздоровления. А еще попутно вы решите целый ряд проблем, ведь дыхательная гимнастика:

– улучшает кислородный обмен в организме;

– стимулирует работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;

– помогает маленькому человечку овладеть элементарными навыками саморегуляции: малыш учится расслабляться, успокаиваться, если он взволнован или раздражен чем-то. 

         А чтобы дыхательные упражнения стали полезными, необходимо выполнять их правильно:

– вдох производится через нос; – плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются);

– выдыхать воздух следует плавно и длительно; – щечки ребенка не должны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений).    

      А чтобы не произошла гипервентиляция легких, необходимо внимательно следить за правильностью выполнения  упражнений ребенком. После выполнения каждого комплекса упражнений, попросите малыша сложить ладошки «лодочкой», «окунуть» в нее лицо и глубоко вдохнуть и выдохнуть в ладони несколько раз (2-3 обычно достаточно).

Читайте также:  Развитие ребенка двух с половиной лет

Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам “прорубить” пространство между ногами. Произнесите “бах”. Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе “п-ф-ф” – звук, издаваемый сердитым ежиком, затем “ф-р-р” – а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» – хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» – ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Пушок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох – через сложенные трубочкой губы.

Дыхательная гимнастика «Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у – сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Дыхательная гимнастика «Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Дыхательная гимнастика «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох – разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Дыхательная гимнастика «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Дыхательная гимнастика «Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП – то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка в два года

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать “снежинки” с ладони.

Дыхательная гимнастика «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Дыхательная гимнастика «Поединок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик – “мяч”. Ворота – 2 кубика. Ребенок дует на “мяч”, пытаясь “забить гол” – вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

Дыхательная гимнастика «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Дыхательная гимнастика «Бегемоты»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемоты, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Дыхательная гимнастика «Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Дыхательная гимнастика «Парящие  бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Дыхательная гимнастика «Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося “ш-ш-ш-ш”. Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Источник

Сегидина Ольга Юрьевна учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 г. Белгорода

Советы логопеда по развитию речи детей.

С рождения  ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только  в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Если к малышу обратиться со словами неодобрения, но произносить их ласково, он будет  улыбаться.  И наоборот, ласковые, доброжелательные слова, произнесенные сердитым тоном, вызовут у него отрицательные эмоции.   Два слова, одно из которых выражает одобрение, а втрое – угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторить их, то есть начинает также слышать и различать звуки родного языка, то есть обращать внимание на звуковую сторону слова. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи.

Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов – и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. Язык – главная мышца органов  речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык, должен достаточно, хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Чтобы избежать появления недостатков произношения (либо смягчить их характер и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Потому что недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Читайте также:  Развитие ребенка в два и девять

Поначалу артикуляционную гимнастику нужно делать перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в тот или иной момент артикуляции (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция  – автоматизированный навык, а ребенку приходится через зрительное восприятие приобретать этот автоматизм, постоянно упражнять. Советую не огорчаться, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых. Предлагаю попробовать повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Заниматься следует ежедневно по 10 – 15 минут.

  1. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху – вниз работает только язык.
  2. «Фокус»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу та, чтобы боковые края были прижаты, а посередине языка был желобок и сдуть ватку, положенную на кончик носа, воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит наверх.
  3. «Чашечка»: рот широко открыт, широкий язык поднят  верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
  4. «Грибок»: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот, губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения, рот надо стараться открывать шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
  5. «Присоси конфетку»: положить кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребенка приклеить кусочек к небу за  верхними зубами.
  6. «Заборчик». Улыбнуться,  показать зубы и удерживая губы в улыбке под счет (1-5-10).
  7. «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении под счет (от 1 до 10).
  8. «Заборчик – трубочка». Чередовать положение губ в улыбке и трубочкой.
  9. «Окошко». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот (верхние и нижние зубы видны), удерживая рот открытым под счет 1-10, сомкнуть зубы.
  10.  «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на лежащие перед ребенком ватный шарик, загоняя его между 2 кубиками, стоящими впереди на столе.
  11. «Наказать непослушный язык». Приоткрыть рот, спокойно положить язык ни нижнюю губу и, пошлепать его губами, поизносить звуки «ля-ля-ля» под счет от 1-10.
  12. «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 10.
  13. «Кто дальше загонит мяч». Улыбнуться, положить передний край языка на нижнюю губу и, как бы произносить длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола.
  14.  «Пароход». Приоткрыть рот и длительно поизносить звук «Ы» (как гудит пароход).
  15. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не открывать язык от губы – как бы поглаживать ее назад, стараясь не отрывать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «БЛ – БЛ».
  16. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны и удерживать от 1-5. так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
  17. «Пощелкать кончиком языка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытцами).
  18.  «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая языком движения вперед-назад.
  19. «Чьи зубы чище?». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языка из стороны в строну.
  20. «Барабанщик». Улыбнуться, приоткрыть рот и постучать кончиком языка за верхним зубами: «Д-Д-Д-Д», с начала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстряя темп.

Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко – и голосообразование. Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук «Р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении «Р».

Упражнения по работе над речевым дыханием.

«Кораблики». Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.

«Игрушки». Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха.

«Забей гол». Делаем из ваты «Футбольный мяч», ставит «ворота» (ворота можно сделать из различных кубиков, палочек и брусочков), просим ребенка задуть  мяч из ваты в ворота.

«Шторм в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан налейте 150 грамм воды, и вставить в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку – чайник закипает, усиливает выдох – он кипит, еще усиливаем выдох – вода бурлит. Не забываем, плечи не поднимаются.

Источник