Консультация физическое развитие ребенка в домашних условиях

Физическое развитие дошкольника»

Полноценное физическое развитие дошкольника – это прежде всего современное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребёнку видам движений, воспитание положительных нравственно- волевых черт личности.

Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия – самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребёнка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно – оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач школьного образования.

Физкультурные занятия выполняют ряд задач по физкультурному воспитанию:

– обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребёнка;

– удовлетворять естественную потребность в движении;

– формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

– давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;

– создать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни, способность активизации мышления, развивать творчество.

Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию основных физиологических систем организма (нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физических способностей детей, воспитанию положительных морально – волевых качеств, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма.

Иными словами, на занятиях по физкультуре решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Условия для проведения занятий по физическому развитию:

– удобная одежда (спортивная форма) .

– удобная обувь (чешки по размеру) .

– без признаков простуды.

Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам

нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в

коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного

движения или превращать занятия в скучный урок. Постепенно вовлекайте

ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы

ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите

ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный,

сколько он уже умеет.

Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его

умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так

постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление

учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого

негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более

благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей

может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия

физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы

его не перегнали другие дети и т. д.).

Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей

разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи,

круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки,

качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно,

меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее

подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить

возможность что-нибудь катать, бросать, безопасно лазать, качаться и т. п.

К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного

двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все

необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые

бы непосредственно побуждали детей двигаться. В связи с этим помните: чем

лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе,

тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.

Оптимистом, это уже немало! Очень важен эмоциональный фон занятий.

Учтите, что у ребенка свои критерии в оценке любого дела: понравилось или

не понравилось, было весело или скучно, получалось или нет. Для него важна

и ваша оценка. Если мама сказала: «Молодец, у тебя все получится», –

значит, так оно и есть!

• В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому

больше улыбайтесь и шутите.

• Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений.

• Важно, чтобы каждое движение кроха выполнял с удовольствием и без

лишнего напряжения.

• Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи.

«Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

средствами физического воспитания»

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из главных

проблем, так как здоровье – основное условие, определяющее своевременное физическое и

нервно- психическое развитие ребёнка, фундамент его дальнейшего благополучия.

Плоскостопие — довольно неприятный недуг, который, формируясь в раннем детстве,

способен негативно сказаться на всей последующей жизни ребенка. При плоскостопии

нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего

появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной,

синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к

нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают

руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их

напряженная, неуклюжая.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование

еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить

к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом

Читайте также:  Значение игры и игрушки в развитии ребенка

возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно

приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок

стопы.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног

и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно

рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при

этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает

пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Успешная профилактика и коррекция

плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического

воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный её подбор в

соответствии с назначением) и физических упражнений(специальные комплексы

упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов

стопы).

Работа по профилактике плоскостопия у детей в условиях доу должна осуществляться

систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей,

создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение

рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также

правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.

Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды

предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц

стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы

(ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка,

веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки,

гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик,

предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Следует

предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в

теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования

природно-оздоровительных факторов, например, оборудовать на групповых участках

естественные грунтовые дорожки.

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе

совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и

родителей.

Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и

коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей:

родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых

дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-

передвижки и т.п.

В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения особое место отводится

валеологическому образованию человека. Одна из его задач – формирование необходимых

знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания, и в

частности гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в

целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений . В связи с

этим целесообразно в процессе занятий по валеологии уделить внимание изучению темы

«Строение и функции стопы. Профилактика плоскостопия».

Представленная методика организации работы по профилактике плоскостопия,

предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания,

достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей,

имеющих деформацию стоп.

Ниже приводятся комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление

мышц стопы и голени и формирование сводов стоп (см. Приложение). Они могут

применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах

работы по физическому воспитанию – в процессе утренней зарядки, гимнастики после

дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Наибольший эффект достигается, когда

упражнения выполняются босиком.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может

составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и

совершенствования комплекса. С целью создания положительного эмоционального фона

следует выполнять упражнения под музыку (например, для комплекса «утята» в качестве

музыкального сопровождения можно использовать «танец маленьких лебедей» из балета

п.и. Чайковского «лебединое озеро» в современной обработке). Кроме того, необходимо

использовать наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни,

стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать

повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному

выполнению упражнений.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата

детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный

тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки.

Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить, поэтому с раннего возраста необходимо

укреплять мышцы и связки ног.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 КОМПЛЕКС «УТЯТА»:

1. «Утята шагают к реке»

И.п. – сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.

Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

2. «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку»

И.п. – то же

1-2 – поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп

3-4 – и.п.

3. «Утята встретили на тропинке гусеницу»

И.п. – то же.

Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

4. «Утка крякает»

И.п. – то же

1-2 – отрывая пятки от пола, развести их в стороны

(«клюв открылся»), произнести «кря-кря»

3-4 – и.п.

5. «Утята учатся плавать»

И.п. – сидя руки в упоре сзади, носки натянуть

1 – согнутую правую стопу – вперед

2 – разгибая правую стопу, согнутую левую стопу – вперед.

2 КОМПЛЕКС С

ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ:

1. И.п. – сидя, согнув ноги врозь, стопы

параллельно, руки в упоре сзади, палка

на полу под серединой стоп.

Катать палку вперед-назад двумя

стопами вместе и поочередно.

2. И.п. – то же

1-2 – сгибая пальцы ног, обхватить ими

палку

Читайте также:  Ребенок 3 года развитие воображения

3-6 – держать

7-8 – и.п.

3. И.п. – то же

1-2 – поднять пятки, опираясь пальцами ног о пол

3-4 – и.п.

4. И.п. – сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками

придерживать ее за верхний конец.

Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.

5. И.п. – то же.

Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.

6. И.п. – стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс.

Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но

пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.

Примечание. Лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см,

диаметром 2 см.

3 КОМПЛЕКС С ПРЕДМЕТАМИ:

I. Разминка.

1. Хождение на высоких носочках.

2. Хождение на пяточках.

II. Основной комплекс упражнений.

1. «Окно» – ребенок, стоя на полу,

разводит и сводит выпрямленные ноги не

отрывая подошв от пола.

2. «Каток» – ребенок катет вперед-назад

мяч, скалку или бутылку. Упражнения

выполняются сначала одной, затем

другой ногой.

3. «Разбойник» – ребенок сидит на полу с

согнутыми ногами. Пятки плотно

прижаты к полу и не отрываются от него

в течение всего времени выполнения

упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце

(или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.

4. «Сборщик» – И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы,

разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не

допускать падания предметов при переноске.

5. «Художник» – И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги

различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала

одной, затем другой ногой.

6. «Гусеница» – И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем

пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется двумя ногами

одновременно.

7. «Серп» – И.П. – тоже. Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые

пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки

остаются на одном месте.

8. «Мельница» – И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных

направлениях.

9. «Барабанщик» – И.П. – тоже. Стучим носками ног по полу не касаясь его пятками.

10. «Веселые прыжки» – И.П. – сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Поднять ноги,

перенести их через лежащий на полу брусок (высота 20 см.), положить на пол, вернуться в

И.П.

11. «Носильщик» – поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо,

положить на пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в

И.П.

Источник

«Занятия физической культурой с детьми дома» 

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать  которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Они хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными.

Важнейшим  условием воспитания здорового ребенка является двигательная активность, которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Двигательная активность детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется, прежде всего, индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям. Значимая роль в формировании двигательной активности принадлежит взрослым. Многое зависит  от создания рационального двигательного режима в семье, включающего организованную и самостоятельную двигательную деятельность. К организованной деятельности относятся ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении, а также совместные с родителями прогулки на детской площадке, в парке, лесу.

Родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений. Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата. Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель (серсо, кольцеброс) способствуют развитию быстроты двигательных реакций. Балансирование на крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т.д. развивают координацию и ловкость. Прыжки на батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате, катание на санках с горок способствуют развитию ловкости и выносливости.

Вовлекайте своих детей в игры и упражнения, направленные на развитие ловкости, скорости и выносливости. Например:

  • Прыгни и повернись.
Читайте также:  Влияние сми на развитие ребенка презентация

Ребенок выполняет прыжки на месте (на одной ноге, на двух ногах), по сигналу делает резкий поворот прыжком вокруг себя.

  • Быстро переложи мяч.

Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной мяч. По сигналу быстро перекладывает мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.

  • Ударь и догони.

Ребенок ударяет по мячу ногой, бегом догоняет его, берет в руки и бегом возвращается на место.

  • Проведи мяч.

По сигналу ребенок ведет мяч ногами, продвигаясь вперед к финишной линии. Достигнув ее, быстро разворачивается и ведет мяч обратно.

  • Волчок.

Ребенок, сидя в обруче, приподнимает ноги и, отталкиваясь руками, старается повернуться кругом.

  • Догони обруч.

Ребенок ставит обруч ободом на пол, энергично отталкивает его, догоняет и снова отталкивает, стараясь, чтобы он не упал.

  • Юла.

Ребенок ставит обруч ободом на пол, придерживая его сверху рукой. Резким движением закручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем быстро отпускает руку и ловит обруч.

  • Удочка.

Взрослый вращает веревку по полу вокруг себя. Ребенок перепрыгивает через веревку, стараясь не коснуться ее.

Эти игровые упражнения в значительной мере помогают скорректировать нарушения в психофизическом развитии ребенка, укрепляют его веру в свои силы и возможности.

«Спортивный уголок дома»

Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.

Существует множество способов, обеспечивающих физическое развитие детей: совместные подвижные игры и физические упражнения, закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях, семейный туризм и др.
Но наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры.  При этом ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне зависимости от погодных условий, наличия свободного времени у родителей.
Основное назначение универсального физкультурно-оздоровительного комплекса «Домашний стадион» – развитие практически всех двигательных качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.

Рекомендации для взрослых

1. Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй, сохнущего белья и т.д.

2. При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть направлен в оконную раму.

3. Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из непосредственной близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся предметы.

4. Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол матрасик (его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом, батутом, сухим бассейном с шариками). Это необходимо для того, чтобы обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения стоп.

5. Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми блокираторами.

6. Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс.

7. К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбужденных детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения. Их следует успокоить: предложить договориться о правилах игры, дать двигательное задание, требующее собранности и сосредоточенности, включить спокойную музыку и т.д.

Как обеспечить страховку ребенка во время занятий.

Доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнять какое-либо ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его.

Поддерживайте любую разумную инициативу ребенка: «Давай я теперь буду с горки кататься!» – «Давай!» – «А теперь давай буду на турнике на одной ноге висеть!» – «Нет. Этого делать нельзя! (Не надо вдаваться в долгие объяснения, почему этого делать не стоит: нельзя – значит нельзя!) Но можно повисеть на турнике вниз головой, зацепившись двумя ногами, когда я тебя крепко держу».

Страхуйте ребенка при первых самостоятельных попытках освоить новый снаряд, особенно при знакомстве с кольцами и лианой. Как только снаряд будет освоен дошкольником достаточно уверенно, займите позицию стороннего наблюдателя, похвалите его ловкость. Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за бедра.

При выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника. Для этого встаньте сбоку от снаряда и положите ладони одновременно на грудь и спину дошкольника.
Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте: «А я и без рук могу стоять на перекладине». Учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.

Вниманию родителей: вис только на руках опасен вашему ребенку. Поэтому длительные висы на кольцах и лиане заменяйте полувисами, при которых ребенок еще упирается ногами об пол.  

Источник