Консультация для воспитателей развитие творческих способностей ребенка

Консультация для воспитателей развитие творческих способностей ребенка thumbnail

Консультация для воспитателей

Тема: «Развитие творческих способностей детей».

Воспитатель: Адаменко И.С.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях.

   Творчество детей в этих играх направленно на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные качества: активность, самостоятельность.

   Руководство творческими играми приобретает важное значение. Но встречаются определенные трудности.

   Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка – его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.

   Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям. Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Все это нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.

   Организовать игру – задача достаточна сложная. Можно выделить следующие условия проведения игр;

1.        Наличие у педагога определенных знаний и умений.

2.        Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес, детей, желание слушать, участвовать в игре.

3.        Необходимость включение педагога в игру.

4.        Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.

5.        Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

6.        Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчеств – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней.

                                                Правила игры:

1.        Игра должна приносить радость и ребенку и взрослому.

2.        Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть.

3.        Развивающие игры – игры творческие.

                      Существуют различные виды деятельности:

•        Творческая деятельность

•        Декоративно – прикладная

•        Художественная

   Среди декоративно – прикладного творчества дети любят заниматься рисованием. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

   Методы развития творческих способностей у детей.

   Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я  открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

   Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

  В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще дидактическим принципам:

•        Систематичности

•        Последовательности

•        Доступности

•        Наглядности

•        Активности

•        Индивидуального подхода

   Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: Творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

1.        Каждая игра представляет собой набор задач.

2.        Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

3.        Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

4.        Постепенное возрастание трудности задач – способствует развитию творческих способностей.

5.        Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

•        развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

•        творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

   Наряду с принципами используются и методы:

   практические, наглядные, словесные.

   К практическим методам относятся: упражнения, игры, моделирование.

   Упражнения – многократное повторение практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно – исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

   Моделирование – это процесс создания моделей и их использования.

   К наглядным методам относятся: наблюдения, рассматривание рисунков, картин и т.д.

   Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

   Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем дошкольном возрасте.

   Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий. Такими условиями являются:

1.        Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2.        Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3.        Самостоятельное решение ребенком задач требующих максимального напряжения, когда ребенок добивается до «потолка» своих возможностей.

4.        Представление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.        Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6.        Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремление ребенка к творчеству.

   Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходимо усилить работу по развитию творческого потенциала у детей.

Источник

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

 музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Сухомлинский В. А.

Что такое творчество и творческие способности. Творческие способности—способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. Слово «творчество» происходит от слова «творить». А что это значит? Творить – это создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном. Творчество – это исследование. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения. Творческие проявления ребёнка – это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.

Читайте также:  Центры развития ребенка в москве

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

1.Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет (берет кубик и говорит, что это – стол, а может – это чашка).

2.Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность – это способность принимать и создавать принципиально новые идеи, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Что же такое «логика творчества»?

Некоторые взрослые считают, что:

  • творческое мышление никакой логике не подчиняется, они сродни вдохновению, наитию – а значит, развивать его бессмысленно;
  • творческое мышление – удел людей редких, одарённых, а значит, развивать его у всех – бессмысленно;
  • творческое мышление – доступно только взрослым, и у малышей развивать его бессмысленно;
  • творческое мышление у детей и так лучше развито, чем у взрослых, а значит, взрослым развивать его бессмысленно;
  • творческое мышление не приносит человеку счастья, а, напротив, может привести к одиночеству, а развивать его просто опасно.

На самом же деле творческое мышление подчиняется логике, но это особая логика – логика творчества. Мышление заработает, только если будет создана атмосфера творческого поиска, решения задачи, если дети поймут, что им надо не отгадывать мнение взрослого, а действовать самостоятельно, не боясь ошибиться.

Мышление ребёнка будет развиваться, если:

  • взрослый будет слышать детские творческие ответы (даже произнесённые тихо), поддерживать и развивать их;
  • понимать, что именно мы развиваем в детском мышлении: от чего уводим и к чему хотим привести.

Мышление ребёнка не будет развиваться, если:

  • взрослый будет пытаться подсказать ему правильные ответы, не давать опыта самостоятельного мышления;
  • критиковать детские версии, не приводя аргументов;
  • одинаково поддерживать любые детские ответы, не показывая, чем умный, удачный ответ отличается от неудачного.

  Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до “потолка ” своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Показатели творческих способностей дошкольников:

  • открытость новым идеям, интерес к неизвестному;
  • склонность изменять стереотипы, отказываться от шаблонов, отходить от образцов;
  • умение выходить за рамки заданной другими ситуации;
  • быстрота аналогий, ассоциаций;
  • умение подойти к проблеме с разных точек зрения;
  • умение вносить что-то новое, высказывать оригинальные идеи;
  • высокая познавательная активность, любознательность;
  • умение быстро переходить от одного способа решения к другому; переключаться;
  • умение замечать связи между признаками, формально между собой не связанными;
  • способность воспринимать объекты комплексно, целостно, выделять в них главное;
  • развитое воображение, метафоричность (создание фантастических идей);
  • умение удивляться;
  • способность прогнозировать, формулировать гипотезы.

Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению и далеко не всегда отражаются в тестах на интеллект. Большинство тестов креативности ориентировано на выявление способностей к альтернативному, отступающему от логики мышлению. В этих тестах нет правильных и неправильных решений, поощряется и стимулируется порождение нетривиальных, необычных и неожиданных решений.

Источник

Татьяна Власенко
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников»

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.

В своей работе необходимо использовать креативный подход, то есть стремиться, чтобы дети «открывали» что – то новое, проявлялись новые продукты творчества. Очень важна роль родителей в этом процессе. Творить вместе с детьми, уважать решения детей – вот главная задача родителей и педагогов. При переходе на новые стандарты нужно использовать для связи с родителями технологию проектирования, которая позволяет не только приобщать родителей к творческому процессу, но и получать реальный продукт творчества.

Если появляется какая – то проблема, вместе с детьми мы ищем пути ее решения, подбираем необходимый материал, средства и реализуем в действительность. Дети в процессе логически размышляют, сами что – то придумывают, воображают, воспроизводят. Появление нового продукта творчества, реализуемый детьми, родителями, педагогами – это и есть креативный подход.

Наша задача – научить ребенка видеть мир по – особенному, найти что – то незаметное для других, уловить интересное – побудить желание создать что – то новое, свое неповторимое. В первую очередь мы должны создать соответствующую развивающую среду для деятельности. В процессе художественной деятельности необходимо поощрять мысли, действия детей, что очень важно в творческом процессе. Нужно предлагать детям разнообразный материал, приемы, средства на выбор ребенка.

Читайте также:  Общая характеристика развития ребенка в дошкольном детстве

Ребенок должен проявлять самостоятельность при рисовании, лепке, изготовлении композиции. Поэтому не надо педагогу и родителям мешать в процессе работы детям. Пусть сам ребенок ищет выходы из каких – либо ситуаций. Педагог и родители должны уделять больше внимание самому процессу творчества, а не результату.

Положительные эмоции взрослых сопровождают творческий процесс, Чтобы развивать у детей творческие способности педагог и родители должны быть сами творческими людьми, изменить свои шаблоны, самосовершенствоваться, узнавать новые техники и приемы, не бояться попробовать что – то новое вместе с детьми.

Для развития креативности у детей в процессе художественной деятельности необходимо использовать игровые приемы. Игра, как в детском саду, так и дома должна являться основным видом деятельности дошкольника.Мир открытий и фантазий ребенка открываются через различные виды игр: театральные, дидактические, настольные, компьютерные, развивающие и другие. Например, игра «Цветные ладошки» в процессе которой дети не только знакомятся с основными цветами, но и – развивают логическое и творческое мышление. Игра помогает непроизвольно вовлечь ребенка в процесс, заинтересовать его, свободно и без принуждения начать творить. А главное, что в результате у детей возникло положительное эмоциональное отношение к играм и упражнениям на развитие творческого воображения и мышления, возросла познавательная активность и интерес; появилось стремление к новизне, к фантазированию.

Таким образом, осуществление широкого включения в педагогический процесс, разнообразных игр и упражнений на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполнит жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости и желания «творить».

Работа по формированию креативных способностей будет эффективнее при комплексной работе по предложенной программе, включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и с родителями и педагогами. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у детей поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Источник

Консультация для родителей:

«Как развивать творческие способности дошкольников»

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

hello_html_m463f8b2.jpg

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Первые элементы литературного детское творчество  появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Оно, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы его проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.

hello_html_c64d01c.jpg

В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.

Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.

Читайте также:  Формирование и развитие мотивационной сферы ребенка

Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.

Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.

hello_html_34fd93ad.jpg

Как развивать творческие способности ребенка.

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это – стол, а может – это чашка).

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ. create – создавать, творить) — способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.

hello_html_m6c57cafb.jpg

Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.

3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается “до потолка” своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

4. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ “помощи” детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

6. Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Источник