Консультация для родителей все о развитии речи ребенка

Консультация для родителей все о развитии речи ребенка thumbnail

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 79 комбинированного вида»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВСЕ О РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ»

Подготовила:

воспитатель I кв. категории

Аношкина Е.А.

Го Саранск

Консультация для родителей:

«Развитие речи детей 6- 7 лет»

Наши дети выросли и скоро им идти в школу. Седьмой год жизни ребёнка — последний этап формирования его устной речи. Так что же должны знать и уметь ребята в возрасте подготовительной групп.

Фонематическое восприятие. К подготовительной группе у ребёнка должно быть не только развито правильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие. Он должен уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих ([з-c], [ж-ш]), твёрдые от мягких ([т – ть], [д-дь]) и т.д. Иначе в школе это проявится при письме и станет настоящей бедой.
Для развития фонематического слуха есть много способов, но лучше всего начинать с самого простого. Можно поиграть в «Молчанку». Закрываем глаза и слушаем какое-то время звуки квартиры. Затем открываем глаза и рассказываем, что слышали. 
После того как научились слушать звуки квартиры или улицы, можно послушать звуки природы. Для этого совсем не обязательно выезжать в лес. Теперь продаётся огромное количество дисков и аудиокассет с записями звуков природы. Кругозор шести или семилетнего ребёнка развит настолько, что он может легко угадать и журчание ручья, и шум водопада, и кваканье лягушки, и мяуканье кошки.
А после ещё усложняем. В одинаковые баночки, например, от киндер-сюрприза насыпаем горох, фасоль, гречку, манку и другие крупы. Манку кстати, услышать труднее всего. Если ребёнок не слышит её, значит, слух его понижен.

Переходим на слоги

После того как научились слушать звучание окружающего мира, можно заниматься с определёнными звуками.
Есть игра «Послушай и хлопни» или «Хлопушечки» — кому как нравится. Нужно хлопнуть в ладоши, когда взрослый назовёт какой-то звук. Лучше всего начинать с гласных звуков. Но не забывайте, что гласных у нас всего 6: [а], [и], [у], [о], [ы], [э]. А вот е, ё, ю, я — буквы, а не звуки. Потому что они состоят из гласного звука и йотированного й.

Их лучше не брать. Играя в эту игру, я люблю проговаривать один и тот же звук 4 раза подряд. И ребёнок все 4 раза должен хлопнуть в ладоши. Ему в этот момент нужно очень внимательно меня слушать, чтобы не ошибиться.
Когда научились слышать звук среди звуков, переходим на слоги. Даже если ребёнок ещё не знает, что такое слог. Когда мы станем их произносить, он поймёт интуитивно. Просим, например, чтобы хлопнул, когда услышит [у]. И произносим: па, по, пы, пу и т.д.

После слогов переходим к словам. Есть игра «Хитрый фотоаппарат». Нужно «сфотографировать» предмет в комнате, в названии которого слышится, например, [о]. А взрослый говорит, правильно ребёнок «сфотографировал» или нет. Если неправильно, то, чтобы не обидеть, лучше сказать, что плёнка плохая или батарейки сели, и попросить их заменить.
После того как ребёнок хорошо находит звук в слове, учим определять, в каком месте, в начале, середине или в конце слова, он находится. Только нужно сначала объяснить, что такое ряд: как на физкультуре ребята строятся в ряд, так и звуки тоже строятся в ряд и получается слово. И какой-то звук стоит в этом ряду первый, а какой-то последний. Кто не первый и не последний — тот в середине. Чтобы ребёнку понятно было, что даже второй звук всё равно будет находиться в середине. И начинаем играть, например, в «Вагончики». Вырежьте из цветной бумаги красные, синие и зелёные прямоугольники-вагоны. Красный вагончик — начало, зелёный — середина и синий — конец слова. Заранее подготовьте картинки-билетики, на которых нарисованы предметы с определённым звуком. Выдавайте ребёнку билетики, и он должен «поселить» билетик или «сесть» с ним в тот или иной вагончик и объяснить, почему он сел именно туда: потому что слово такое-то, в нём слышится такой-то звук в начале (середине, конце) слова.
Нет времени вырезать вагончики и подбирать картинки? Придумайте что-нибудь другое. Например, попросите поднимать руку, когда нужный звук в начале слова или предложите самому придумать слово, в котором звук в середине и т.д. Однако очень сложно найти [у] в конце слова, если только глагол, потому что [у] в конце существительных встречается довольно редко.

Выкладываем символы

Научились определять место звука в слове? Приступайте к определению порядка звуков в слове. Начинать лучше с двух гласных: [ау] (так кричат в лесу, когда заблудились), [уа] (так плачет малыш) или [иа] (так зовут ослика из сказки про Винни Пуха). Выкладываем символы — два красных кружка (гласные принято обозначать красным цветом). Спросите: «Сколько всего кружочков?» — «Два». «Сколько звуков в слове ты услышал?» —
«Два». «И какой будет последний?» Можно ещё спросить, какой второй звук? И если ребёнок сообразительный — моментально отвечает. Не ответил? Уточните: «Если их всего два, так какой второй?» В этом задании ещё и логика развивается.

После того как поймёт, как соединять гласные, переходите к согласной и гласной. Но начинать нужно со слогов, в которых первый гласный звук, а второй согласный. И обязательно скажите, что, например, ан — слог, а вот он или ох — слова, и объясните их значение. Затем спросите: «Сколько звуков в слоге?» — «Два». «Какой первый?» — «А». Выкладываем красный кружок. «А какой второй?» — «Н». Выкладываем синий кружок (согласные принято обозначать синим цветом). Объясняем, что он твёрдый.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы личности ребенка

А ещё согласные бывают мягкие, звонкие и глухие. Всё это нужно объяснить именно сейчас, чтобы в школе потом легче было усвоить. После того как понимаем, что ребёнок хорошо анализирует слог, переставляем его местами и получится «на». Слияние согласного с гласным даётся ребятам очень сложно, поэтому многие учителя-логопеды учат деток читать как по горочке: забрался звук на горочку — н и спустился, как будто к а приехал, и получилось вместе на.

Хорошо отработали слияние согласного с гласным — переходите к словам. Сначала — к коротким, типа, нос, кот, кит, сон и т.д., потом из четырёх звуков: папа, мама и др. Но лучше всего не играть с теми словами, где гласные звуки слышатся не так, как пишутся. Это безударные гласные, где под ударением пишется [о], а без ударения — [а].
Например, в слове вода слышится [а], а пишется [о], а в слове воды и слышится, и пишется [о].

Усвоили соединение четырёх звуков — учим стык согласных. Это очень сложно. Как правило, ребята выпускают один звук либо два звука слышат как один. Например, когда разбираем слово «кошка», называют звуки [к], [о], [ш], [а]. Второй звук [к] выпускают. 

Чтобы легче было усвоить, предлагаю вырезать из цветной бумаги фишки (но помните: гласные звуки — красные, согласные твёрдые — синие, а мягкие — зелёные). Во время игры, как только слышим звук, выкладываем на стол фишку. Здесь, с одной стороны, зрительно видно количество звуков, а с другой — ребята в уме всё это просчитывают и продумывают. Ну а если чадо уже знает буквы, то, конечно, выкладывать нужно буквы.

К концу подготовительной группы ребёнок уже должен уметь хорошо слышать звук в слове и определить порядок звуков в слове, состоящем из пяти звуков.

Пересказ и составление рассказа

В этом возрасте важно, чтобы ребёнок пересказывал довольно большой текст от начала до конца со всеми художественными особенностями автора. Если делает это хорошо, значит, наша задача выполнена. Если же что-то выпускает, речь его не связна — стоит поработать.

И в первую очередь нужно поработать над составлением рассказа. Причём не только по картинкам, но уже на заданную тему. Например, «Как я гулял зимой». Сначала придумайте план, схематично его зарисуйте. И, глядя на схему, начинайте: «Однажды зимой…» Такое начало рассказа ребёнок уже должен знать из текстов и использовать в речи. А дальше каждая картинка соответствует одному или двум предложениям. Получается рассказ.
Полезны и творческие рассказы из серии фэнтэзи — то, чего не было на свете или что было бы, если бы…

Выберите интересную для ребёнка тему. Например, что будет, если самолёт не взлетит. В этом рассказе появятся сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Если самолёт не взлетит, то… Здесь уже чадо будет учиться доказывать свою точку зрения.

Но помните, дети учатся не только, когда мы с ними занимаемся, но и наблюдая за нашим поведением и слушая нашу речь. Если вы сами разговариваете много и говорите красивыми, распространёнными предложениями, используете юмор, фразеологизмы, пословицы и поговорки, то и ваш ребёнок будет всем этим пользоваться.

А если родители молчуны, то и дети, как правило, тоже немногословны. Причём часто у таких детей есть стойкое недоразвитие речи, много дефектов.

Грамматика

Если говорить о грамматической стороне речи, то всеми её категориями ребёнок к семилетнему возрасту уже овладел полностью. Это все формы множественного числа существительных во всех падежах. Если и допускает ошибки, то небольшие, единичные. Никак не должно быть: стулов, глазы, рукавы, колесов и т.д. Умеет согласовывать в разных падежах существительные с прилагательными, числительными (три озера и пять озёр). Чётко и правильно отвечать на вопросы. Уметь пользоваться ласкательной формой: воробышек, полотенышко. Должен знать детёнышей животных. Бывает, в 3—4 года правильно их называл, а как подрос — всё забыл. Нужно обязательно объяснить значение слов «сливовый» и «сливочный», что хоть они и похожи, но это разные вещи. Значение слов «железный» и «металлический». Но вопрос: ключ сделан из металла, какой он? Ответить металлический, а не железный. В этом возрасте уже можно объяснить, что железо очень дорогое, даже дороже золота, поэтому из железа ключ сделан никогда не будет, только из металла. Если ребёнку не объяснить — он и не запомнит. Самая тяжёлая категория, в которой допускается много ошибок — притяжательные прилагательные. Её нужно обязательно выучить устно. Когда мы спрашиваем: чей хвост? Должны ответить: лисий, медвежий и т.д. Потому что в 1-м классе изучают правила написания мягкого знака и йотированных букв. Отрабатывают написание, а если ребёнок не знает даже, как их озвучить, то на него ложится двойная нагрузка.

Читайте также:  Двигательное развитие ребенка по месяцам

Необходимо развить у ребёнка познавательный интерес, связанный с развитием речи и с обучением. Очень важно, зачем ребёнок идёт в школу? Многие дети ведь идут потому, что там не надо спать, или для того, чтобы получать пятёрки. А это очень плохо. Часто родители обращаются ко мне с просьбой научить их детей читать. Я спрашиваю: «Зачем?», «Чтобы в школу пошёл». Вообще-то, мы учим читать, чтобы получать какую-то информацию или удовольствие от художественного произведения. Нужно, чтобы ребёнок испытывал радость от того, что, например, решил задачу: «Она была такой сложной, но я смог, я сумел!» Я бы сказала, получал кураж от того, что что-то узнал и чего-то добился. Вот тогда он будет хотеть ходить в школу всё больше.

Источник

Консультация для родителей на тему:

«Всё о развитии детской речи»

Воспитатель: Колесниченко Елена Михайловна

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли.

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс: её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет.

Когда же плохо говорит школьник – это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, к становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи – дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма – это вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.

Многих родителей волнуют вопросы – каковы причины речевой патологии, как вообще должна развиваться речь ребенка, как не упустить время, когда следует бить тревогу? В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.

От 1,5 месяца до 3 – «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу.

От 3 до 6 месяцев – так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поет их: е-лл-и, агу-ааа, алль-ле.

От 6 до 9 месяцев – «лепет», не слова, а именно лепет – ба-ба-ба,па-па-па-па, м-ма-ма.

C 9 месяцев до 1,5 года – первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу.

С 1,5 года до 1 года 9 месяцев – первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!»

С 1 года 9 месяцев до 2 лет период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 и более слов. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап – первые «почемучки», познание жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к самому родному человеку – маме, папе, бабушке, дедушке. Не отмахивайтесь от вопросов, отвечайте на них.

Малыши своими вопросами часто не только удивляют и умиляют взрослых, но и заставляют задуматься: «Откуда у крохи такие вопросы?»

От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка.

Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи.

От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии. Причем довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.

Итак, к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи.

Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звука (р, л, с, щ), то это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду.

Что могло стать причиной нарушения речи? Причин очень много. Это болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей – алкоголь и наркотики – уж они-то бьют по ребенку без промахов еще до его появления на свет.

Читайте также:  Красноярск абвгдейка центр развития ребенка

Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребенку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе.

На практике бывают случаи, когда у ребенка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь. После сравнительно недолгого общения с таким ребенком выясняется, что главной причиной речевых нарушений является значительное недоразвитие моторики. Источник этих неприятностей один – невнимание взрослых к особенностям развития ребенка.

В чем проявляется моторная неловкость такого ребенка? Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиграйте: нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое дается с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками – зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону – за ним потянутся остальные. Проверьте подвижность губ, языка – движения неловкие, нечеткие, и ребенок отказывается выполнять движения, потому что быстро устает. А подобные манипуляции шестилетний ребенок должен выполнять свободно.

Что же можно посоветовать? Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте для него. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок как например, «Водичка, водичка, умой наше личико» и т.д.. Ведь все мы «родом из детства» и знаем много потешек, скороговорок. С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не кривляя и не ломая слова, не подражая детской речи. Как показали серьезные психолингвистические исследования, обращенная к ребенку неправильная речь, малопонятна и вредна для его речевого развития. Вместе с тем, если ребенок надолго остается один на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника – «как слышится, так и пишется», а пишется неграмотно.

И еще один очень важный момент. Это стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза.

В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! По началу возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают, и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т.д. И он все понимает, с интересом слушает. И, казалось бы, все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что еще слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, «свалившимся на его голову». Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того, чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приобщать к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать информацией.

Теперь – о совершенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь. Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, как держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами: насколько вообще координированы их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки», когда щелчком сбиваются шашки с доски, разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения. Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих родителей раздражает детское «Я сам!». А зря. Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе. Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное – руководствоваться принципом «Не навреди».

Речь ребенка – это важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастит. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.

Источник