Консультация для родителей влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Рекомендации по развитию речи на третьем году жизни

С ребенком третьего года жизни можно заниматься развитием речи, выделяя определенное время для таких занятий. Малыши могут работать сосредоточенно в течение 7-10 минут, и за это время можно поиграть с ними в лото, почитать книгу, рассмотреть картинки. Но это не значит, что в остальное свободное время малыш будет играть один: полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребенка.

Обогащение словарного запаса

Предметный словарь. После двух лет дети очень любят задавать вопросы. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами. Старайтесь сами давать определения предметам по их родовой принадлежности с учетом видового своеобразия, например: хлебница – это посуда для хлеба. Называя слова-обобщения: “посуда”, “одежда”, “мебель”, “обувь”, – взрослые сформируют понимание таких слов, а затем незаметно научат и правильно пользоваться ими. Поводом для применения слов-понятий могут быть любые просьбы взрослого: “Доченька, сложи свою одежду аккуратно”, “Как ты разбросал игрушки, сынок. Ну-ка, собери”. “Сначала надо помыть фрукты, потом можно есть”.

На прогулках обращайте внимание детей на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц, насекомых. Пусть малыш откроет для себя мир природы во всем его многообразии. Не оставьте его без таких слов как:

названия деревьев: береза, сосна, ель, липа, клен, рябина;

названия цветов: ромашка, роза, одуванчик, незабудка, тюльпан;

названия птиц: скворец, соловей, голубь, воробей, синица, сорока;

названия зверей: заяц, лиса, волк, медведь, еж, лось.

Имена прилагательные. Восприятие цвета доступно детям раннего возраста. Ввести слова-названия основных цветов можно уже на третьем году жизни, если не забывать называть цвета одежды: “Сейчас наденем красные штанишки”, “А где наша белая кофточка?” За столом можно спрашивать о том, в какую чашку налить чаю: в синюю или белую; какое яблоко хочет: зеленое или красное и т. д. Рассматривая картинки в книжке, обратить внимание, какого цвета небо, деревья, цветы. Так, не проводя специальных игр, обеспечивают понимание названий цветов.

Для закрепления в речи прилагательных, обозначающих цвета, можно поиграть с малышом в игру “Парные картинки”. Для игры заготавливают картинки, обозначающие одинаковые предметы, но раскрашенные разным цветом: синий и желтый чайники, белая и черная собачки, красная и синяя бабочки и т. д. Один набор картинок у взрослого, второй – у ребенка. Начинает игру взрослый, он выкладывает любую свою картинку и просит ребенка найти и положить такую же. Затем взрослый говорит название цвета своей картинки и выясняет, какого цвета картинка малыша. С этим же набором можно играть, подбирая картинки по цвету: сначала все красные, потом все желтые и так далее, пока не соберутся все группы по цветам. В такой игре ликвидируется затруднение у тех детей, которые не умели различать цвета. Собрав все картинки одного цвета, нужно еще раз их назвать, выделяя голосом окончания прилагательных. Таким образом, вместе с закреплением названий цветов будет идти различение родовых окончаний прилагательных.

Примерный материал для игры:

Красные, синие – шар, ведро, коляска, туфли;

Зеленые, желтые – домик, кастрюля, платье, дерево;

Белые, черные – птичка, кораблик, пальто, сапоги;

Коричневые, серые – собачка, конь, гнездо, тапочки.

Кроме прилагательных, обозначающих цвета, трехлетние дети должны знать слова-названия, обозначающие форму предметов: круглый, квадратный, овальный. Естественно, сначала нужно позаботиться о том, чтобы дети знали слова “круг”, “квадрат”, “овал” и понимали, что эти слова обозначают. Не забывайте упоминать, что такие предметы, как часы, солнце, луна- круглые, а кубики, коробка, табурет – квадратные; огурец, лимон, слива – овальные. Позже дети по вашей просьбе попробуют назвать, какой формы яблоко, книжка, окно и т. д. Можно сделать подборку картинок, объединив их в группы по форме. Рассматривая с ребенком картинки, предложите выбрать все круглые предметы или все квадратные и т. д. С данным набором можно заниматься в течение длительного времени. Не огорчайтесь, если сначала ваш малыш будет просто называть картинки. Первоначальная задача – ввести слова в пассивный словарь и только затем постепенно учить пользоваться данными прилагательными.

В речи детей уже есть слова “большой”, “маленький”, которыми они оперируют в любом случае, когда нужно обозначить размер предмета. Знакомим детей со словами “широкий”, “узкий”, “длинный”, “короткий”, “высокий”, “низкий”, называя признаки окружающих вещей: широкая юбка, узкие брюки, длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст и т. д. Сравнивать предметы по величине можно везде: в лесу (высокая ель и низкий кустик); на даче (крупная клубника и мелкая смородина); в городе (длинная улица и короткий переулок).

В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, холодная вода, холодный квас; горячий чай, горячая каша, горячее какао; теплый свитер, теплые носки, теплое пальто; сухое белье, сухие носки, сухая тряпка; мокрый пол, мокрая кисточка, мокрое полотенце; чистая посуда, чистые руки, чистое белье. Не забывайте чаще употреблять эти слова в своей речи, и тогда дети быстро усвоят их и начнут ими пользоваться.

Глагольный словарь. С освоением различных видов деятельности, с формированием двигательных навыков растет и количество слов, обозначающих эти разнообразные действия. Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов-действий.

Называть действие, выполняемое ребенком, нужно точно, с использованием приставок. Например, воду из чашки в стакан перелили, в чайник воды налили, потом еще подлили, из ведра воду вылили.

Сходные действия, имеющие свои названия, должны называться разными словами: мама платье шьет, бабушка чулки вяжет, сестра салфетку вышивает, собака бежит, птица летит, змея ползет, рыба плывет. Нужно показать разницу между продолжающимся действием и закончившимся: мама кашу варит – мама кашу сварила.

При рассматривании картинок-иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот или иной герой сказки. Очень много слов-действий имеется в потешках. Читайте детям потешки и добивайтесь запоминания текстов, тогда дети введут в свой словарь много разных глагольных форм. Особенно хороши потешки в форме вопросов и ответов, так как имеется возможность показать детям особенности вопросительной интонации. В них представлены образцы диалогической речи, а, как известно, диалог воспринимается легче, так как приближен к обыденной речи.

Существуют также тексты, содержащие неправильные действия, так называемые “небывальщины”. Ошибки заключены как раз в неправильном употреблении глаголов; эти тексты – отличное средство для развития слухового внимания, мышления, уточнения глагольного словаря, воспитания чувства юмора.

Наречия. Ориентироваться в пространстве и времени невозможно без понимания слов: близко, далеко, рядом, высоко, низко, вверху, справа, слева и т. д. В речи взрослых такие слова должны подкрепляться наглядным показом, жестами, интонацией. Причем формировать пространственные представления у ребенка можно начинать очень рано, когда он только научится ходить. А в возрасте после двух лет пора такие слова вводить в активную речь, для чего лучше проводить подвижные игры, а также игры с построениями, когда нужно детей расположить в пространстве относительно друг друга: “Ваня, стань рядом с Катей, а Петя с Машей – позади них”. Много наречий приходится употреблять в играх с мячом: “Подкинь мяч вверх”, “Кто дальше бросит мяч?”.

Хороши игры на соединение движений с речью, если в тексте стихотворения, сопровождающего игру, встречаются наречия, и выполнять движения нужно как раз в соответствии с данными наречиями.

Усвоение предлогов. Особое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог и изменяемое окончание: лежит на столе, под столом; убрал со стола. Для закрепления грамматических форм подходящим материалом являются тексты упоминавшихся сказок, а также других сказок с повторяющимися событиями: “Теремок”, “Волк и козлята”, “Три медведя” и другие.

Развитие грамматического строя речи у детей третьего года жизни

Развитие грамматического строя речи осуществляется одновременно с развитием активного и пассивного словарного запаса ребенка и формированием правильного звукопроизношения, но, так как третий год жизни – это время активного становления фразовой речи, можно утверждать, что работа над грамматически правильным оформлением фразы должна стать ведущей в данном возрасте.

Читайте также:  Что показать ребенку развитие в 3 года

Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть необходимыми и доступными ему грамматическими навыками, нужно использовать разнообразные приемы. Один из ведущих приемов – беседа по сюжетной картине. Взрослый задает ребенку вопросы, отвечая на которые ребенок должен употребить ту или иную грамматическую форму. Прекрасный дидактический материал в виде сюжетных картинок – это, прежде всего, иллюстрации к сказкам. Малыши в этом возрасте очень любят рассматривать картинки в любимых книжках, Если не предоставлять малыша самому себе в данном занятии, а сесть с ним вместе и ненавязчиво спрашивать, кого и что он там видит, к кому или к чему пришел главный герой, с кем или с чем он изображен рядом, то время рассматривания картинки пройдет с большой пользой для малыша.

По картинкам к сказке “Репка” удобно обратить внимание на формы винительного падежа без предлога. Для этого задают вопросы: Что посадил дед? Кого позвал дед? Кого позвала бабка? Кого позвала внучка? Кого позвала жучка? Кого позвала кошка?

Картинки к сказке “Колобок” – отличный материал для уточнения родительного падежа с предлогом с, дательного падежа с предлогом по, творительного падежа с предлогом с: Откуда скатился колобок? По чему покатился колобок? С кем сначала встретился колобок? А ещё с кем встречался колобок?

Рассматривая картинки из сказки “Маша и медведь”, обязательно надо спросить: Куда залезла Маша? Где спряталась Маша? Откуда вынули Машу дедушка с бабушкой?К картинкам по сказке “Гуси-лебеди” можно спрашивать: Куда пряталась девочка с братцем от лебедей? Где летали гуси-лебеди?

Развитие связной речи у детей третьего года жизни

По отношению к трехлетнему возрасту можно говорить лишь о подготовке детей к рассказыванию. Дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей.

Описать предмет, игрушку ребенок сможет, только опираясь на вопросы взрослого. При совместном рассматривании игрушки взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы. На голове ушки, нос, глаза, рот. Затем спрашивает: “Какой мишка? Что есть у мишки? Покажи, где у мишки лапы”. Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребенка. Он двигает лапами мишки, трогает уши, глаза, ощущает, какой мишка мягкий, ворсистый, большой. Можно показать, как мишка неуклюже передвигается. Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, так как у детей трехлетнего возраста преобладает наглядно-действенное мышление.

В возрасте от 2,5 до 3 лет книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Она и должна быть похожей на игрушку: объемная (книга-панорама) раскладушка, большого формата, с крупными, красочными картинками. Привлечь ребенка к книжке, привить любовь к слушанию, а затем и к чтению книг – главная задача взрослых. Именно сейчас решится, будет ли ваш малыш в будущем пытливым, внимательным читателем или он так и проживет без книг. Правило для родителей – читать ребенку каждый день. Важно, что читать малышу: обязательно – народные сказки с повторяющимися действиями (это взрослым они могут показаться скучными, а ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы). Как раз по возрасту стихотворные сказки К. И. Чуковского  “Мойдодыр”, “Айболит”, “Федорино горе”, “Муха-цокотуха”, “Тараканище”, “Телефон”. Нравятся детям стихи С. Я. Маршака, А. Барто. Кто-то уже будет готов слушать стихи о природе русских поэтов-классиков. Вообще в этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты, и они очень полезны, так как воспитывают чувство рифмы, привлекают внимание детей к звучанию слов, ударные рифмы помогают усвоить те или иные грамматические формы.

Источник

Ирина Георгиевна
Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

Консультация для родителей

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до н. э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают в оптимальном состоянии мозговые системы.

Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим эффектом. Регулярные упражнения с шарами, зажатыми в кисти руки, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладоней восьмигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».

Многие родители не знают, что потешки не только развлекают, но и оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие.

Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

В ходе пальчиковых игр дети, Повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самые простые упражнения – это изображение при помощи пальчиков различных фигурок:

1. «Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

2. «Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

3. «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».

4. «Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушами.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

Источник

Консультация для родителей

Тема: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии.

  Японский врач Намиком Такудзяро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.

  Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.

  Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая».  Многие родители не знают, что потешки не только развивают оздоравливающее воздействие.

  Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы овладевали простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

Читайте также:  Если у ребенка небольшая задержка психического развития

  В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

  1. Ты, утенок, не пищи,

Лучше маму поищи.

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

  1. Водичка, водичка,

Умой мое личико…

(Выполнение движений в соответствии с текстом.)

  1. Полетели птички,

Птички – невелички.

(Пальцы переплетены, ладони сжаты.)

Сели птички. Посидели.

Опять полетели.

(Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.)

  1. Массаж пальцев.

Мышка мыла мышам лапку –

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой.

         Не забыла и указку –

         Смыв с нее и грязь, и краску.

         Средний мылила усердно –

         Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой –

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла…

  1. Пальчики здороваются:

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков остальных пальцев.)

  1. ЗАЙКА И БАРАБАН

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам – трам – трам.

(Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.)

  1. КОЛЬЦО

Выйду на крылечко,

Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке.

(Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.)

        Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекидывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша.

Загадки по теме «Человек»

                                                                                   О. П. Власенко

Две ноги, две руки, а голова одна.

И та мыслей всяких полна.

(Человек.)

На голове они растут,

Косы все из них плетут.

А мальчишкам косы не идут,

Поэтому так часто их они стригут.

(Волосы.)

Вот загадка про тебя,

Про тебя и про себя:

Частокол их окружает,

От соринок так спасает.

Утром открываются,

На ночь закрываются.

(Глаза.)

Его носит человек

И не устает весь век.

(Имя.)

Из ларца, из ларца

Тридцать два молодца.

(Зубы.)

Вместе мы, когда идем,

Ночью тоже мы вдвоем.

Сядем – мы опять вдвоем,

Кто ж всегда везде вдвоем?

(Ноги.)

Вот две дырочки в горе,

Запах ловят везде.

(Нос.)

По пять на каждой руке,

По пять на каждой ноге.

(Пальцы.)

Тук – тук – тук! Мотор стучит,

Пульс послушать нам велит.

С ним ты спишь, с ним идешь,

Разговариваешь и поешь.

(Сердце.)

У кого из вас его нет,

Тот не может дать ответ.

(Язык.)

Чем мы дышим? Что за орган?

Отвечайте, дети, хором…

(Легкие.)

Орган главный ум дает,

Кто его нам назовет?

(Мозг.)

А про что в народе так говорят:

«Одни – боятся, другие – делать все норовят»?

(Про глаза и руки.)

На станциях переливанья вновь

Клич брошен: срочно сдайте…(кровь).

Нет важнее артикуляционного аппарата.

Что ж входит в его состав, ребята?

(Губы, зубы, язык, небо.)

СТИХИ О ГЛАЗАХ

  1. Разберемся вместе дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

  1. Это очень интересно –

В барабан ли бьет гроза?

Это, это же чудесно,

Что у всех, у всех детей

И у всех, у всех людей

На лице живут глаза!

Юнна Мориц

МОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ НОС

          Я ничего не знаю.

            И вдруг мой нос говорит,

            Что где – то у кого – то

            Что – то сейчас подгорит!

            Я ничего не знаю.

            Это нос доложил:

            Кто – то купил апельсины

            И во – о –он туда положил.

            Я ничего не знаю,

            Я в духоте сижу.

            Нос говорит: «Погуляем!

            Очень тебя прошу».

            Ходишь с ним и гуляешь.

            Он говорит со мной!»

Э. Мошковская

             Наши зубки

           – Кто съел пирог?

           – Мы не ели.

           -То есть мы съели, но не хотели.

           Это всё птицы. Они прилетели,

           И, если б не мы, они бы всё съели.

                                                    О. Григорьев

СТИХОТВОРЕНИЕ ОБ УШАХ

            Доктор – доктор,

            Как нам быть:

            Уши мыть

            Или не мыть?

            Если мыть,

            То как нам быть:

            Часто мыть

            Или пореже?

            Отвечает доктор:

            – Еже!

            Отвечает доктор гневно:

            – Еже –

                       — Еже –

            Ежедневно!!!

                                   Э. Мошковская

СТИХОТВОРЕНИЕ О РУЧКАХ

                 «Хлюп – хлюп»

            Хлюп – хлюп ручками,

            Полон мыла таз.

            Ты не трогай, Машенька,

            Мыльной ручкой глаз.

            А водичка булькает.

            А водичка пенится.

            Машенька помоется,

Причешется, оденется.

                                                   С. Капутикян

           Стихотворение о язычке

           «Уши и язык»

           Спросили как – то дедушку Кондрата

           Весёлые, болтливые ребята:

           – К чему – уже мы думали не раз –

           Язык один, а уха два у нас?

           Ответил дед: «Могу вам объяснить –

           Чтоб больше слушать, меньше говорить!»

Читайте также:  Личностное развитие ребенка и рисование

                                                         Е. Бахдуренко

                     ЗАМАРАШКА

           Замарашка рук не мыл,

           Месяц в баню не ходил.

           Столько грязи, столько ссадин.

Мы на шее лук посадим.

           Репу –  на ладошках,

           На щеках – картошку,

           На носу морковь взойдёт –

           Будет целый огород!

                                                          И. Демьянов

ПЕСЕНКА ОБ ОРГАНАХ ЧЕЛОВЕКА

          С добрым утром,  глазки!

          (Слегка дотрагиваются до глаз)

          Вы проснулись?

          С добрым,  утром, носик!

         (Дотрагиваются до носика)

         Ты проснулся?

         С добрым утром, ушки!

         (Трогают руками ушки.)

         Вы проснулись?

         С добрым утром, ротик!

         (Трогают ротик.)

         Ты проснулся?

         С добрым утром, ручки!

         (Вытягивают ручки вперёд.)

         Вы проснулись?

         С добрым утром,  ножки!

         (Трогают ножки.)

         Вы проснулись?

         Глазки смотрят.

         Носик дышит.

         (Сделать вдох.)

         Ушки слушают.

         Ротик кушает.

         (Ам, ам, ам.)

         Ручки хлопают.

         (Хлоп.)

         Ножки топают.

         (Топ.)

         Мы проснулись!

         ПЕСЕНКА ДЛЯ УМЫВАНИЯ

         Носик, носик! Где ты, носик?

         (Дети моют носик.)

         Ротик, ротик? Где ты, ротик?

         (Дети моют ротик.)

         Щечка, щечка! Где ты, щечка?

         (Дети моют щечки.)

         Глазки, глазки! Где вы, глазки?

         (Дети моют глазки.)

         Будут чистыми ребятки!

ИГРА – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

         Мы капусту рубим.

         Мы капусту жмём, жмём, жмём,

         Мы капусту солим,

         Мы капусту трём, трём, трём.

ИГРА – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

         Рыбки плавали, ныряли

         В чистой свеженькой воде.

         То сожмутся, разожмутся,

         То зароются в песке.

ПРАВИЛА  ГИГИЕНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ (руки).

  • Надо несколько раз в день мыть руки водой и мылом.
  • Надо ухаживать за ногтями.
  • Зимой надо носить варежки.
  • Нельзя возиться в холодной, ледяной воде.
  • Нельзя трогать горячий утюг.
  • Нельзя лезть пальцами в розетку.
  • Нельзя брать в руки острые опасные предметы (иголки, ножницы, кнопки и др.).
  • Если повреждена рука, надо её обработать йодом или обратиться к врачу.

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ (нос).

  • Нельзя ковыряться пальцем в носу и тем более острым предметом.
  • Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
  • При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха.
  • Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого члена семьи.

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ (ноги).

  • Нельзя ходить босиком по острым опасным предметам (стёкла, колючки и др.).
  • Нельзя носить обувь без каблука.
  • Надо держать зимой ноги в тепле.
  • Летом надо закалять ножки, бегая по песочку или земле.
  • Каждый день надо мыть ноги и ухаживать за ногтями.
  • При повреждении ноги (или сильных болях) обратиться к специальному врачу – ортопеду.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

  1. «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.
  2. «Колокол». Скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опуститьсредний палец правой руки вниз и свободно вращать им.
  3. «Дом». Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой рук.
  4. «Волчок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.
  5. «Пожарные» Упражнение с предметом: используется игрушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.
  6. Потешка «Прятки». Сжимание и разжимание рук в ритме стиха:

                              В прятки пальчики играли

                              И головки убирали.

                              Вот так, вот так-

                              Так головки убирали.

СКАЗКА (или рассказ)

Как важны для человека глаза

   Жили – была девочка Катя. Послала её мама в магазин за бубликами. Катя купила бублики и пошла обратно домой. Встретила Катя старушку. Бабушка попросила бублик, девочка её угостила.

    – Вот тебе за твою доброту волшебная палочка. Загадаешь одно любое желание, и оно исполнится, – сказала старушка.

     Поблагодарила Катя бабушку и побежала. Стала девочка думать, какое ей желание загадать. Сначала она захотела много игрушек, но передумала. Потом захотела собаку, как у соседа. Но собака стала громко лаять и рычать. Катя испугалась. Увидев продавца мороженого, девочка решила наесться много мороженого. Но тут она увидела мальчика. Сидящего на скамеечке. Мальчик сидел тихо, в руке у него была палочка.

– Мальчик, как тебя зовут?

– Серёжа.

– А меня Катя. Давай играть в догонялки.

– Я не могу бегать. Я слепой, мои глаза не видят.

– ничего страшного,- сказала девочка. Сейчас я тебя вылечу.

Взмахнула волшебной палочкой, произнесла своё желание, и мальчик сразу выздоровел. И стали ребята играть в догонялки: бегать, играть, скакать и смеяться.

Вот как важны для человека глаза!

КАК НАЙТИ ДОРОЖКУ

(отрывок)

   Ребята пошли в гости к деду – леснику.

Пошли и заблудились. Стали они к разным зверям обращаться, дорогу спрашивать. Белка посоветовала с одного дерева на другое перепрыгивать. А вот какой разговор произошёл с зайцем.

   Скачет заяц. Ребята и ему спели песенку.

   – Зайка, зайка, расскажи. Зайка, зайка, покажи, как найти дорожку к дедушке в сторожку.

   – В сторожку? – переспросил заяц. – Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскачите этот запах слева или справа. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка – лесник самовар ставит.

                                                                                                   В. Берестов

– Как вы думаете, смогут ли по такому описанию ребята найти дом дедушки?

Источник