Консультация для родителей в доу познавательное развитие ребенка

Довнар Ольга Васильевна
Консультация для родителей «Познавательное развитие детей»

Консультация для родителей

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Познавательное развитие:

– предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания;

– развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,

– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ,

– о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждую стадию подробнее:

1. К первой стадии мы относим ЛЮБОПЫТСТВО.

Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Маленький ребенок по сути своей – неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

Вовлекайте своих детей в деятельность разного вида, не отталкивайте их от себя. Ведь можно заняться с детьми экспериментированием на кухне, в ванной комнате, на улице и т. д.

Самое главное это желание побыть с ребёнком и уделить ему время. Он это обязательно оценит.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Познание через игру – Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа по познавательной деятельности.

Уважаемые родители проявляйте интерес к развитию детей. Утром проводите зарядку с ними. Используйте такие упражнения, как: “собери грибочки”, “понюхаем цветочки”, “лучики-лучики” и др.

На прогулке обращайте внимание на предметы, которые вам встречаются, наблюдайте за природой и ее изменениями, проводите беседы с детьми, экологические игры все это развивает активность и любознательность.

Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас.

Задайте себе вопрос. Каким вы хотите видеть своего ребенка?

В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Например, можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну – и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, и вы ему в этом поможете, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.

Если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Источник

Консультация для родителей

«Развитие познавательной деятельности дошкольников»

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Малыш — природный исследователь окружающего.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений,

действий, переживаний. Для дошкольника характерен

повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому воспитание в семье ребенка  – ответственная задача, так как важнейшим является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок , ответственность родителей значительно возрастает. Они постоянно задают себе вопрос: что будет дальше с нашим ребенком?

 С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации воспитателя, психолога,логопеда. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах,

рассматривать с ним книжки, картинки, привлекать его к посильному труду.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок тоже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта.

Важно также научить ребенка игровой деятельности и навыкам общения с детьми. Познавательный интерес отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для такой деятельности.Главное – родители должны оценить возможности ребенка  и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.

Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Если Вы, например, купили сыну новый конструктор, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Ребёнок нашёл жука. Что это за жук — майский, плавунец или кто-то еще? Подождите с ответом, понаблюдайте вместе с ребенком за ним. Широкое использование

 проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного

исследования даже в условиях дома, приусадебного участка,

во дворе,  даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности.

Не удивительно, что созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.

Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Стремясь развить способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь малышу овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности — определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальным движениям и т.д. Не пожалейте на это время. Задачей родителей является создать в семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.

Источник

Консультация для родителей

«Развитие познавательной активности ребенка»

                    Развитие познавательной активности ребенка
Очаровательный малыш своей маленькой ручкой тянется к симпатичным баночкам и быстро наводит беспорядок на мамином туалетном столике. А что может быть интереснее, чем пересыпать «похищенную» у мамы крупу? Едва научившись ходить, малыш стремится узнать, что скрывается за дверками шкафов. Думаете, малыш хулиганит? Нет! Маленький человечек познает мир. Он исследует, изучает, экспериментирует. Что же создает в ребенке неудержимую тягу к познанию?
У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка. Что же такое познавательная активность? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.
Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.
Поэтому, родители, стимулируя развитие познавательной активности ребенка, вносят существенную лепту в познание юным человечком мира, развитие его способностей и благополучную адаптацию в жизни.
Конечно, мы родители хотим помочь своим детям в развитии. Причем с этим может справиться каждый ответственный и заботливый родитель. Надо лишь вооружиться определенными знаниями и уделить внимание своему ребенку.
Особенности познавательной активности детей – дошкольников
Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
Ребенок интересуется всем, что его окружает, а не только какой-то одной сферой знаний или каким-то одним видом деятельности.
Дошкольник проявляет познавательный интерес и всеобъемлющую любознательность «Что это?», «Почему?», «Как?», «Хочу все знать!». Ребенка интересует не только один какой-то предмет или явление. Его интересуют устройство, назначение предмета, каким образом и с какой целью его использовать или причины некого нового для него явления.
Ребенок процесс познания, экспериментирования, изучения сопровождает эмоциями, указывающими на его интерес к деятельности.
Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.
Также интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес.
К концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) появляются признаки самостоятельности и самоконтроля познавательной деятельности. Ребенок может ставить перед собой цель («соберу из своего конструктора такой кран, который видел на стройке») и находить способ ее выполнить (повторяет попытки сбора, ищет недостающие детали, например, крюк в другом наборе конструктора, тесемку для подвешивания крюка, использует картинку в книжке с нарисованным краном, как пособие). Ребенок сам контролирует процесс «производства крана» и самостоятельно оценивает результат («мама, смотри, какой кран я собрал!» или при неуспехе «кран не получился, попробую в другой раз»).
Как развить у своего ребенка желание и умение познавать мир?
В детском саду и во всевозможных развивающих школах для малышей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако, нельзя полностью передоверять развитие своего ребенка садику или школе, даже если в них проводятся великолепные занятия. Роль семьи в познании мира ребенком и его адаптации в жизни огромна в любом случае.
Несмотря на то, что ребенка интересует все и сразу, не стоит обрушивать на него калейдоскоп различной не связанной между собой информации. Нужно стремиться к систематизации получаемых ребенком знаний. Например, трехлетнему малышу ни к чему забивать голову списком витаминов и полезных веществ, содержащихся в помидорах и ананасах, а заодно рассказывать, как растет манго, которое ребенок не имеет возможности наблюдать в той среде, в которой живет постоянно. Лучше пусть малыш в этом возрасте знает, что хорошо знакомые огурцы, помидоры, картошка, лук, морковь – это все овощи. Овощи полезно кушать для здоровья, потому что в них много витаминок. И овощи люди выращивают на огородах и полях.
Также надо помнить, что познание лучше всего идет в процессе практической деятельности ребенка, экспериментирования, совершения им открытий.
Еще важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители вечера на пролет проводят за бутылкой пива, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка.
Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.
Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.
Лучше давать ребенку простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Если изучаем деревья, то говорим о сосне, ели, березе, дубе, клене – о тех деревьях, которые можно наблюдать в парке или во время загородных поездок. Не стоит пытаться запихнуть в голову малыша слишком много информации. Лучше немного, но то, что легко наблюдать и все эти знания систематизировать.
Причем развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.
Первые шаги развития познавательной активности
Ребенку 2-3 года. В этом возрасте у малыша постепенно формируем целый набор представлений. О человеке и конкретно о себе самом. Малышу надо знать свое имя и фамилию, кто он – мальчик или девочка. О своей семье ребенку надо знать имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, а так же их семейный статус – кто кем приходится ему («Коля мой братик») и кем приходятся члены семьи друг другу («Мама и папа друг другу муж и жена, а бабушка Надя – папина мама»). Для ребенка постичь семейный статус близких не так просто: порой, малышу очень трудно понять, что бабушка Надя – мама папы и даже еще жена дедушки Пети. На это требуется время и терпение родителей. Иногда на протяжении всего дошкольного детства приходится разбираться, кто кем приходится в семейном лабиринте.
В представлении о человеке малыш должен знать физические особенности человека (у человека есть голова, лицо, руки, ноги, туловище; на лице – глаза, нос, рот и т.п.). У каждого человека есть имя, возраст, каждый мужчина или женщина. Ребенку надо объяснять физическое и эмоциональное состояние людей, в частности членов семьи: «Бабушка устала, она работала на даче», «Сестренка отдохнула, она поспала», «Маша веселая», «Коля грустный». Со временем ребенку эти знания помогут лучше понимать людей и легче контактировать с ними.
Также у ребенка формируются знания о профессиях людей, различной деятельности, явлениях природы. Сначала простейшие знания, которые затем совершенствуются на протяжении всего детства.
Для развития познавательной активности ребенка 2-3 лет огромное значение имеет развитие восприятия знаковой функции мышления и осмысленная предметная деятельность. В этот период активны органы восприятия – зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения, которые помогают познавать мир малышу. В этом возрасте ребенка надо познакомить с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый), формами (шар, куб, квадрат, треугольник), размерами (длинный – короткий, широкий – узкий, высоко – низко), а также развивать тактильные ощущения (мягкий – твердый, гладкий – шершавый). Развитию восприятия прекрасно способствуют двигательная активность и предметная деятельность ребенка.
Во время движения, занятий на спортивных детских площадках, спортивных подвижных игр, занятий физкультурой ребенок сталкивается со многими предметами и получает массу впечатлений об их цвете, форме, размерах, весе (тяжелый – легкий), получает тактильные ощущения. Различные по цвету и размеру мячи, гимнастические палки, различные по цвету, размеру и форме детали для подвижных игр, например, «городки» все это прекрасные учебные пособия. Играя с ребенком в простые игры, родитель может закреплять его представления о цвете, форме, размерах. Примеры таких игр можно найти в литературе и Интернете. Так же в процессе подвижных игр ребенок развивает ориентацию в пространстве.

Источник