Консультация для родителей социально личностное развитие ребенка
Комитет по образованию
Администрации Г. о. Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №57 «Ладушки»
Консультация для родителей
«Социально-личностное развитие дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель первой категории
Ибрагимова Д.Г.
Г. о. Подольск, 2019г.
Консультация для родителей
«Социально-личностное развитие дошкольников»
Социальное развитие ребенка — это усвоение ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества. Главный источник этого развития – общение: и неважно с кем-это могут быть как сверстники, так и взрослые. В процессе общения он учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие,- это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то свое, что-то новое, влияет каким-то образом на его поведение. Взрослый показывает свои навыки и умения, как контактировать с одушевленными и неодушевленными: с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение. А дети учат друг другу общению в своем маленьком мире.
Личностное развитие ребенка – процесс, необходимый как воздух: чтобы он стал полноценным человеком, ему необходим контакт с людьми, именно поэтому развитию ребенка важно уделять особое внимание.
Первый и, пожалуй, главный источник социально-личностного развития ребенка – его семья. Она как бы проводник, который передает знания, опыт, ценности, обучает ребенка, помогает приспособиться к жизни и окружающей среде. Залог успеха в правильном личностном развитии- теплая домашняя атмосфера, доверие, взаимопонимание, любовь и уважение друг к другу.
Социальное развитие дошкольников происходит главным образом за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки). Первый человек, который “приводит” ребенка в мир и учит его общению с окружающей средой – его мама либо человек, который постоянно контактирует с малышом. Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Малыш все чаще заинтересован в вашей помощи, совете или определенных совместных действиях.
К трем годам у ребенка возникает жесткая необходимость в коллективе себе подобных. При контакте с детьми, он входит в окружающую среду, адаптируется в ней. Понимает и принимает определенные правила – что стоит делать в обществе, а чего не стоит, как извиниться, подождать своей очереди, как меняться, делиться.
В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов о предметах, явлениях или людях, а общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать с взрослыми окружающий мир.
От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его сущности. Это момент является наиболее ответственным в социальном становлении маленького гражданина – он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.
Самая удобная форма развития ребенка в любом возрасте – игровая. Социальное развитие дошкольников происходит также через игру. Это ведущая деятельность детей вплоть до семилетнего возраста. А общение – ее составляющая. Играя, ребенок быстро развивается: и эмоционально, и психически, и социально.
В игру малыш привносит быт: походы в магазин, передвижение в транспорте, “дочки-матери”, доктор.
Он создает себе ситуацию, фантазирует, воображает что-либо и таким образом старается чувствовать себя взрослым, как бы “примеряет” на себя его поведение, учится участвовать в социальной жизни. В игре дети прорабатывают разные пути и варианты: как разрешить конфликт, что одобрить, как выразить недовольство, поддержать. Так он учится адекватно взаимодействовать с окружающим миром.
Дошкольникам помимо игры важны еще беседы, учеба, упражнения, музыка, чтение, наблюдение и обсуждение. Стоит поощрять взаимопомощь друг другу, обращать внимание на любые совершенные нравственные поступки. Все это кирпичики, строящие личность человека.
В дошкольном возрасте ребенок глубоко воспринимает все прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с лучшими человеческими творениями. С ним можно ходить в кино, на концерты, в музеи. Кстати, подобное развивает и самого взрослого: ему нужно как следует подготовиться ко всему этому, ведь ребенок задаст кучу вопросов.
Важно помнить: если у взрослого плохое настроение, не стоит играть с ребенком – он слишком восприимчив к фальши, а потому может перенести эту форму поведения и на себя.
Советы родителям, о том, как общаться с ребенком.
-Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.
-Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
-Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать!
-Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом.
-Убирайте из своего общения с ребенком привычные или автоматические приказы, команды, предупреждения, угрозы.
– Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!
-Правила и последствия должны формулироваться одновременно!
-Принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, а просто за то, что он есть!
– Дружелюбный тон общения.
– Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы должны спокойно выслушать, периодически поддерживая беседу.
– Решения конфликтов должны быть конструктивными: выигрывают обе стороны – и родитель, и ребенок.
— Никогда не унижайте своего ребенка, избегайте оскорблений.
Социальная адаптация детей:
1. Подумайте, за что вы любите своего ребенка, чем он вам дорог, что он умеет делать и на это обращайте постоянно свое и его внимание. Хвалите его за самую маленькую победу: за то, что он съел всю кашу, хорошо причесался, аккуратно повязал шарф (хотя это может быть и не совсем так). Дайте ему постоянное ощущение, что он любимый ребенок, несмотря на его неудачи.
2. Будьте честными. Дети очень чувствительны ко лжи. Своим обманом вы поощряете к этому детей.
3. Оценивайте уровень развития успехов ребенка. Постоянно подмечайте его малейшие успехи, поощряйте за них. Избегайте длинных объяснений или бесед. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке и понять, почему это с ним происходит, в чем причина.
4. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не заставляйте его делать именно так, как вы считаете нужным. Дайте ему свободу самостоятельного поступка, ограниченную тактичным контролем.
5. Никогда не оправдывайте свой крик на ребенка, невозможность оказать ему помощь, внимание занятостью, делами по дому, на работе.
6. Старайтесь сделать так, чтобы начатая ребенком работа была доведена им до определенного завершения: дорисовал рисунок, дочитал страницу книги и т. д. Учите доводить начатое дело до конца! Это очень организует дошкольников. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет “перескакивать” с одного дела на другое.
7. Надо уметь дозировать работу, учитывать ее трудность. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: “Как, ты уже все прочитал (убрал игрушки, нарисовал…)? Какой ты у меня молодец! Повторение “ситуации радости” будет вызывать у него желание завершить начатое дело. Если же ребенок не хочет доводить дело до конца — сядьте с ним и помогите. Для этого требуется 1-2 минуты и ваше участие: “Давай попробуем вместе. Смотри, как легко ты это можешь делать!”
8. Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать так, чтобы его родители заметили, похвалили то, что он сделал. Ребенку нужна похвала родителей. И еще одно. Он хочет быть похожим на своих родителей и старается во многом подражать вам. Ребенок замечает и запоминает все события, которые вызвали вашу довольную улыбку, одобрительный кивок головы. И напротив — его очень ранят высказывания, замечания по поводу его неуспехов.
9. Очень важно научить ребенка распределять свое время, планировать, что и когда он будет делать. Для этого полезно завести дневник и дать ребенку возможность в течение недели пронаблюдать, как он проводит свои часы и минуты. Этот дневник поможет вам узнать перегрузку ребенка, его свободные паузы, резерв времени, который вам и понадобится. Желанный результат должен заключаться в таком распределении времени и сил, когда бы начатое дело с наибольшей вероятностью благополучно завершилось.
Источник
Муниципальное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение
детский сад № 55 «Кузнечик»
Консультация для родителей
«Социально-личностное развитие дошкольников»
Подготовила: воспитатель Книга И.А.
г.о. Подольск
Консультация для родителей
«Социально-личностное развитие дошкольников»
Социальное развитие ребенка — это усвоение ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества. Главный источник этого развития – общение: и неважно с кем-это могут быть как сверстники, так и взрослые. В процессе общения он учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие,- это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то свое, что-то новое, влияет каким-то образом на его поведение. Взрослый показывает свои навыки и умения, как контактировать с одушевленными и неодушевленными: с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение. А дети учат друг другу общению в своем маленьком мире.
Личностное развитие ребенка – процесс, необходимый как воздух: чтобы он стал полноценным человеком, ему необходим контакт с людьми, именно поэтому развитию ребенка важно уделять особое внимание.
Первый и, пожалуй, главный источник социально-личностного развития ребенка – его семья. Она как бы проводник, который передает знания, опыт, ценности, обучает ребенка, помогает приспособиться к жизни и окружающей среде. Залог успеха в правильном личностном развитии- теплая домашняя атмосфера, доверие, взаимопонимание, любовь и уважение друг к другу.
Социальное развитие дошкольников происходит главным образом за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки). Первый человек, который “приводит” ребенка в мир и учит его общению с окружающей средой – его мама либо человек, который постоянно контактирует с малышом. Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Малыш все чаще заинтересован в вашей помощи, совете или определенных совместных действиях.
К трем годам у ребенка возникает жесткая необходимость в коллективе себе подобных. При контакте с детьми, он входит в окружающую среду, адаптируется в ней. Понимает и принимает определенные правила – что стоит делать в обществе, а чего не стоит, как извиниться, подождать своей очереди, как меняться, делиться.
В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов о предметах, явлениях или людях, а общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать с взрослыми окружающий мир.
От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его сущности. Это момент является наиболее ответственным в социальном становлении маленького гражданина – он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.
Самая удобная форма развития ребенка в любом возрасте – игровая. Социальное развитие дошкольников происходит также через игру. Это ведущая деятельность детей вплоть до семилетнего возраста. А общение – ее составляющая. Играя, ребенок быстро развивается: и эмоционально, и психически, и социально.
В игру малыш привносит быт: походы в магазин, передвижение в транспорте, “дочки-матери”, доктор.
Он создает себе ситуацию, фантазирует, воображает что-либо и таким образом старается чувствовать себя взрослым, как бы “примеряет” на себя его поведение, учится участвовать в социальной жизни. В игре дети прорабатывают разные пути и варианты: как разрешить конфликт, что одобрить, как выразить недовольство, поддержать. Так он учится адекватно взаимодействовать с окружающим миром.
Дошкольникам помимо игры важны еще беседы, учеба, упражнения, музыка, чтение, наблюдение и обсуждение. Стоит поощрять взаимопомощь друг другу, обращать внимание на любые совершенные нравственные поступки. Все это кирпичики, строящие личность человека.
В дошкольном возрасте ребенок глубоко воспринимает все прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с лучшими человеческими творениями. С ним можно ходить в кино, на концерты, в музеи. Кстати, подобное развивает и самого взрослого: ему нужно как следует подготовиться ко всему этому, ведь ребенок задаст кучу вопросов.
Важно помнить: если у взрослого плохое настроение, не стоит играть с ребенком – он слишком восприимчив к фальши, а потому может перенести эту форму поведения и на себя.
Советы родителям, о том, как общаться с ребенком.
-Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.
-Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
-Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать!
-Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом.
-Убирайте из своего общения с ребенком привычные или автоматические приказы, команды, предупреждения, угрозы.
– Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!
-Правила и последствия должны формулироваться одновременно!
-Принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, а просто за то, что он есть!
– Дружелюбный тон общения.
– Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы должны спокойно выслушать, периодически поддерживая беседу.
– Решения конфликтов должны быть конструктивными: выигрывают обе стороны – и родитель, и ребенок.
— Никогда не унижайте своего ребенка, избегайте оскорблений.
Социальная адаптация детей:
1. Подумайте, за что вы любите своего ребенка, чем он вам дорог, что он умеет делать и на это обращайте постоянно свое и его внимание. Хвалите его за самую маленькую победу: за то, что он съел всю кашу, хорошо причесался, аккуратно повязал шарф (хотя это может быть и не совсем так). Дайте ему постоянное ощущение, что он любимый ребенок, несмотря на его неудачи.
2. Будьте честными. Дети очень чувствительны ко лжи. Своим обманом вы поощряете к этому детей.
3. Оценивайте уровень развития успехов ребенка. Постоянно подмечайте его малейшие успехи, поощряйте за них. Избегайте длинных объяснений или бесед. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке и понять, почему это с ним происходит, в чем причина.
4. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не заставляйте его делать именно так, как вы считаете нужным. Дайте ему свободу самостоятельного поступка, ограниченную тактичным контролем.
5. Никогда не оправдывайте свой крик на ребенка, невозможность оказать ему помощь, внимание занятостью, делами по дому, на работе.
6. Старайтесь сделать так, чтобы начатая ребенком работа была доведена им до определенного завершения: дорисовал рисунок, дочитал страницу книги и т. д. Учите доводить начатое дело до конца! Это очень организует дошкольников. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет “перескакивать” с одного дела на другое.
7. Надо уметь дозировать работу, учитывать ее трудность. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: “Как, ты уже все прочитал (убрал игрушки, нарисовал…)? Какой ты у меня молодец! Повторение “ситуации радости” будет вызывать у него желание завершить начатое дело. Если же ребенок не хочет доводить дело до конца — сядьте с ним и помогите. Для этого требуется 1-2 минуты и ваше участие: “Давай попробуем вместе. Смотри, как легко ты это можешь делать!”
8. Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать так, чтобы его родители заметили, похвалили то, что он сделал. Ребенку нужна похвала родителей. И еще одно. Он хочет быть похожим на своих родителей и старается во многом подражать вам. Ребенок замечает и запоминает все события, которые вызвали вашу довольную улыбку, одобрительный кивок головы. И напротив — его очень ранят высказывания, замечания по поводу его неуспехов.
9. Очень важно научить ребенка распределять свое время, планировать, что и когда он будет делать. Для этого полезно завести дневник и дать ребенку возможность в течение недели пронаблюдать, как он проводит свои часы и минуты. Этот дневник поможет вам узнать перегрузку ребенка, его свободные паузы, резерв времени, который вам и понадобится. Желанный результат должен заключаться в таком распределении времени и сил, когда бы начатое дело с наибольшей вероятностью благополучно завершилось.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 33»
Картотека консультаций для родителей по социально – личностному развитию дошкольников.
Составила : воспитатель Хроменкова Е.А.
Консультация для родителей «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников»
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, воспитателями и сверстниками. Общение – это важный фактор превращения ребенка в успешного человека.
Каким ребенок станет в будущем, когда вырастет, зависит от семьи.
Детская психология выделяет несколько широко распространенных ситуаций воспитания,приводящих к коммуникативным проблемам:
Звездный ребенок – любой поступок этого ребенка вызывает восхищение всех членов семьи, которые мгновенно выполняют каждую прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.
Паинька детка – в этом случае родители ожидают от ребенка в первую очередь соблюдение внешних приличий и мало интересуются внутренней жизнью малыша. Таким образом, с самого раннего возраста нормой поведение становится лицемерие.
Трудный ребенок – он создает хлопоты, за что и получает бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.
Золушка – этот ребенок старается угодить, но поощрение получают другие дети или взрослые. В итоге ребенок вырастает неуверенным и завистливым.
Немаловажным фактором, влияющим на развитие коммуникативных способностей ребенка является психофизиологические и наследственные заболевания. Если у родителей есть подозрения о наличии у ребенка каких-либо проблем в общении или поведении, то необходимо обратиться к специалисту.
Только детский психолог способен установить причину коммуникативных проблем и найти пути и способы их преодоления.
Рекомендации родителям по коммуникативному развитию дошкольников
1) Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;
2) Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного)общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому-либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать и т. д. ;
3) Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;
4) Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);
5) Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);
6) Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);
7) Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры «Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т. п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);
8) Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;
9) Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);
10) Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);
11) Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;
12) Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице, правилам поведения со взрослыми.
Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у детей коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.
Формирование коммуникативных качеств – важное условие нормального психологического развития ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба.
Консультация для родителей
«Социальное развитие дошкольников»
Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения со взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста –результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.
Наибольшее влияние на социальное становление ребёнка оказывает его семья. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития. Тёплая атмосфера, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.
Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми, за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки). Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Ребёнок все чаще заинтересован в вашей помощи, поддержке, совете или определенных совместных действиях.
В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов, и общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать со старшими окружающий мир.
От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его внутреннем мире. Этот момент является наиболее ответственным в социальном становлении ребёнка – он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.
Советы родителям, о том, как общаться с ребенком:
-Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.
-Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
-Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать!
-Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом.
-Убирайте из своего общения с ребенком привычные или автоматические приказы, команды, предупреждения, угрозы.
– Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!
-Правила и последствия должны формулироваться одновременно!
-Принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, а просто за то, что он есть!
– Дружелюбный тон общения.
– Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы должны спокойно выслушать, периодически поддерживая беседу.
– Решения конфликтов должны быть конструктивными: выигрывают обе стороны – и родитель, и ребенок.
— Никогда не унижайте своего ребенка, избегайте оскорблений.
Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра как ведущая детская деятельность. Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности.
Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.
Личность ребенка складывается из мельчайших кирпичиков, среди которых помимо общения и игры важную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим миром. В дошкольном возрасте каждый ребенок глубоко воспринимает все прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с лучшими человеческими творениями. Дети задают взрослым очень много вопросов, на которые нужно отвечать исчерпывающе и честно. Это очень важно, ведь для ребенка каждое ваше слово – это непреложная истина, потому не допускайте крушения веры в вашу непогрешимость.
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.
Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Отношения дошкольника со сверстниками
В дошкольном возрасте отношения ребенка с его сверстниками постоянно меняются. Это обусловлено тем, что с каждым годом у ребенка разнятся ценности и приоритеты. Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
В возрасте от трех до 4 лет для ребенка важна игра. Он хочет лишь, чтобы его сверстники присоединились к игре вместе с ним, таким образом здесь важна лишь эмоциональная поддержка. Кроме того, общение дошкольников, а также их настрой довольно часто ситуативные, то есть, зависят от конкретной ситуации. Поэтому часто можно наблюдать ситуацию, когда только что дети мирно играли друг с другом, а через минуту уже дерутся.
Примерно с четырех лет и до шести отношения ребенка к сверстникам меняется. Здесь уже доминирует распределение ролей в играх и сотрудничество. Например, начиная играть в какую-то игру, малыши уже согласовывают свои действия для того, чтобы добиться хорошего результата. Это уже называется сотрудничеством.
Приблизительно с пяти лет у дошкольников начинается переломный момент, с этого возраста они начинают конкурировать между собой. Успехи и популярность сверстников воспринимаются с завистью и злостью, на этом фоне могут появиться такие качества, как хвастовство, ябедничество и т.п. Если с ребенком работать и пресекать это, то через время такие негативные черты характера пройдут.
Где-то в шесть лет психология дошкольника снова меняется: частенько ребенок хочет помочь сверстнику, сопереживает с ним, интересуется его жизнью. Здесь уже идет восприятие друга как личность, а не как конкурента.
Конечно, не всегда развитие дошкольников идет по такому возрастному плану, все дети разные и имеют свои особенности. Если ребенок живет не в благополучной семье или с ним не занимаются, нет ничего удивительного в том, что в его характере преобладают такие качества, как заносчивость, обидчивость, повышенная агрессивность или низкая самооценка. С такими детьми очень важно работать, окружать вниманием и заботой.
Источник