Консультация для родителей роль литературы для развития ребенка

Консультация для родителей

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

      Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература  оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского  литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных  форм эстетического  восприятия литературного произведения. Эстетическое  восприятие литературного произведения происходит в  результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

       В младших группах  знакомство с художественной литературой осуществляется  с помощью литературных произведений разных жанров. В этом  возрасте  учат слушать стихи, сказки, рассказы.  Также детей учат  следить за развитием   действия в сказке, сочувствовать  положительным героям. Малышей также привлекают  произведения  стихотворного жанра, которые отличаются  ритмичностью,  четкой  рифмой, музыкальностью. Дети начинают  запоминать текст при повторном  чтении (или многократном  повторении), утверждаются   в чувстве рифмы,  ритма,  усваивают  смысл  стихотворения.  При этом  речь  ребенка  обогащается  наиболее запоминающимися  ему  словами  и предложениями.

       В возрасте 4-5 лет   детей продолжают  знакомить  с художественной  литературой. Воспитатель  обращает  внимание детей, как на само  содержание  литературного  произведения,  так и на  некоторых  особенности  языка (некоторые  эпитеты и  сравнения, образные  слова и выражения).  После  прочтения (рассказывания)  сказок необходимо  приучать  детей отвечать  на вопросы, связанные с содержанием  произведения, а также на самые простые вопросы  по художественной форме. Очень важно после  чтения  правильно  сформулировать  вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь  детям  выделить  главное –  основные события произведения,  действия  главных героев,  их поступки  и взаимоотношения.  Заставить  ребенка думать,  размышлять, приходить к правильным  выводам  может заставить только  правильно  поставленный вопрос. При  чтении стихотворений выделяют  музыкальность, ритмичность, напевность  стихотворений,  подчеркивают  образные  выражения, развивают  у детей  способность  замечать  богатство  и красоту  русского языка.

         В старшей группе  при  восприятии  содержания  литературных  произведений  детей учат замечать  выразительные  средства.  Дети  5-6  лет способны более глубоко  осмысливать  содержание  литературного  произведения,  осознавать  особенности  художественной  формы. К этому  возрасту,  они  уже  могут  различать  жанры  литературных  произведений  и  некоторые специфические особенности  каждого  жанра. Чтобы  дети могли  понять  и почувствовать  художественные достоинства сказки и глубокое идейное  содержание,  необходимо чтобы им полюбились  и надолго запомнились  поэтические  образы.

       При ознакомлении  детей  с  произведениями  стихотворного  жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность  и  красоту  стихотворения. Глубже  осознавать его  содержание. При  знакомстве с жанром рассказа,  воспитатель  должен раскрывать  взаимоотношения  героев, общественную  значимость  описываемого  события,  обращать  внимание  детей на то,  какими  словами  автор характеризует  как  самих  героев,  так и  их поступки. Вопросы по прочитанному  произведению  должны  определять  понимание  ребенком  основного  содержания, а  также  умение оценивать  поступки  и действия героев.

         Перед педагогом подготовительной группы  стоят  следующие задачи:

  • воспитывать любовь у детей к художественной  литературе,  книге;
  • развивать умение  чувствовать  художественный  образ;  
  • развивать поэтический слух (способность  улавливать звучность, музыкальность, ритмичность), интонационную  выразительность речи;
  • воспитывать  способность  чувствовать  и понимать  образный  язык  сказок, рассказов, стихотворений.

        Необходимо  проводить  такой  анализ  литературных  произведений, при котором  дети  научатся  различать  жанры,  понимать  их  специфические  особенности,  чувствовать образность языка сказок,  рассказов,  стихотворений, басен.

       Чтение  художественных  произведений  раскрывает  перед  детьми все богатство  русского  языка.  В этом возрасте  у  детей  развивается  способность  наслаждаться волшебством слова,  закладывается  фундамент  для  формирования  любви  к родному языку.

        Художественная  литература  является универсальным  средством  в познавательном  развитии ребенка, выводя его за пределы  непосредственного воспринимаемого,  погружая  его  в  возможные  мира с широким  спектром  моделей  человеческого поведения  и  ориентируя  в них.             Тексты  различных произведений позволяют  эмоционально схватывать  целостную  картину  мира  во всем  многообразии  связей  вещей, событий, отношений.  Художественная  литература в познавательном развитии  детей  выполняет  следующие  функции: расширяет  представления  о мире (явлениях, не данных  непосредственно в наблюдении  и  практически  действенном  опыте);  поможет  осваивать  такие  средства  восприятия мира,  как  временные  и  причинно-следственные связи  событий; освоение моделей  человеческого поведения  в  разных  обстоятельствах;  формирование  эмоционально-ценностных  установок  по отношению к  разным  аспектам действительности (природному  и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в сценке с представлениями о них.

Читайте также:  Теория развития ребенка по фрейду

       Литература открывает  и объясняет  ребенку  жизнь  общества  и природы, мир человеческих  чувств и  взаимоотношений. Она развивает  мышление  и воображение  ребенка, обогащает  его  эмоции,  дает  прекрасные  образцы русского  литературного  языка.

Источник

Консультация для родителей

«Роль художественной литературы
во всестороннем развитии детей»

         Художественная литература – важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
      Литература помогает ребёнку изложить своё отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы. Роль   художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Важным качеством речи является выразительность. Педагогический аспект этой проблемы освещён Н.С.Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем возрасте дети способны улавливать и воспроизводить элементы выразительных средств. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.
       В.В. Сухомлинский справедливо утверждал: «Воспитание чувствительности к слову и его оттенкам – одна из предпосылок гармонического развития личности». Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, в ходе беседы воспитатели могут повторно демонстрировать рисунки – иллюстрации.
      Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. В рассказах дети познают локанизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.
         Из книг ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
       При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого  и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.
         Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают. Образная богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста – явление крайне редкое. А между тем, владение речью в возрасте 3 – 4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сенситивен к её усвоению.
     Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотёк. Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием ребёнка. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов.
        При выборе художественного произведения для чтения мы должны вначале проанализировать текст. Можно  выделить три аспекта анализа:

         Содержательный. Мы должны определить, что ребёнок сумеет понять сам,  а на что следует обратить его внимание, как сделать, чтобы малыш понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и постарался подражать им в добрых делах.

         Языковый. Предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых способствует тому, чтобы язык художественной литературы постепенно становится достоянием речи ребёнка.

        Исполнительский. Учит как правильнее и выразительнее прочесть произведение.  
          Используя определённые формы работы с художественной литературой,  родители могут стать активными участниками процесса речевого развития своих детей. В качестве материала для развития речи можно использовать произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать своё внимание лишь на короткий период времени. Залогом успешной работы с детьми дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст, как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда ребёнок хорошо владеет его содержанием, можно предложить ему ответить на вопросы. Необходимость отвечать  на вопросы не только развивает речь ребёнка, но и делает её образной, позволяет сделать процесс восприятия художественного произведения осмысленным.

Читайте также:  Центр развития ребенка 2 коштоянца

Источник

 «Роль книги в воспитании детей»

Существуют два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга — средство развлечения и забава; другие — что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребенка. А как вы считаете?

Конечно же, велика роль книги в развитии ребенка.
Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. Хорошая книга глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности.

Книга учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать.
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый — его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов.

С чего начинать?

Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. Это лучше делать еще до появления малыша. В вашей библиотеке может быть несколько типов детских книг: книжки-игрушки с изображением предметов окружающих малыша, книжки-вырубки, обложка которых вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, книжки панорамы с движущимися фигурками. У подрастающего ребенка должны быть разные виды русской и зарубежной детской литературы, произведения разных жанров (рассказы, стихи, повести, сказки), разных тем и направлений, фольклорные произведения (песенки, потешки, считалки, загадки). Чтобы дополнить и разнообразить общение ребенка с книгой, у него должна быть фоно- и видеотека с детскими литературными и фольклорными произведениями.

С какого возраста можно читать детям?

Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста ребенка, лучше с рождения. Безусловно, малышу лучше не читать, а рассказывать или петь (если это колыбельные песенки). Даже если смысл потешек и песенок пока не понятен младенцу, ласковая интонация, мягкое звучание ритмической речи будет действовать на него благотворно. Ребенку потом будет легче запоминать звуки и слова родного языка, усваивать грамматические конструкции. Звучание родного языка, время, проведенное вместе с родными людьми за чтением интересной книги, привычка воспринимать книгу как волшебный мир, способный доставить эстетическое наслаждение, — все это постепенно превратит ребенка в увлеченного читателя.

Как вызвать интерес к книжке?

Пусть у ребенка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное – не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте постепенно, чтобы был элемент новизны. Не нужно навязывать ребенку незнакомую книгу, даже если вам хочется ее прочитать. Пусть он сам через какое то время заинтересуется этой книгой. Можно положить ее на видное место, чтобы она привлекла внимание малыша, или самому увлечься ее чтением на глазах у ребенка, а потом прочитать из нее какой-нибудь интересный отрывок. И вообще старайтесь сами увлеченно читать художественную литературу, цитируйте отрывки из произведений, делитесь своими впечатлениями о прочитанном. Если ребенок часто будет видеть взрослого, читающего с интересом, у него сформируется определенный стереотип: чтение книги доставляет удовольствие. Сделайте чтение новой книги для ребенка праздником для всей семьи, когда все участвуют и делятся своими впечатлениями. Воспитывайте у своего ребенка отношение к книге как к ценному подарку: дарите книги своему ребенку, его и своим друзьям.

Как организовать чтение?

Чтение (слушание) литературного произведения будет лучше восприниматься тогда, когда для этого будут созданы необходимые условия: особый эмоциональный настрой ребенка (и взрослого!) на ожидание встречи с книгой, определенное время в режиме дня, отведенное для чтения, желание взрослого не только читать для ребенка, но и беседовать с ним о прочитанном, побуждать к творческому восприятию произведения (например, совместному рисованию иллюстраций к понравившимся моментам книги). Можно посадить ребенка к себе на колени, вместе рассмотреть обложку книжки, Прочитать ее название и фамилию автора, а затем предположить, о чем может быть написана эта книга.

Как сделать так, чтобы ребенку понравилась слушание книги?

Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты, активно пользоваться мимикой, подчеркнуто преувеличивая различные эмоциональные состояния героев произведения. Пусть чтение (рассказывание) превратиться в маленький театр. Чем больше интересного вы добавите в чтение, тем лучше. Чем легче вы войдете в роль, тем внимательнее ваш ребенок будет следить за развитием сюжета. Попробуйте и его приобщить к вашей игре.

Читайте также:  Методы и средства математического развития ребенка

Как воспитать активного читателя?

Прежде всего, будьте активны, любопытны сами. Задавайте ребенку вопросы, помогая ему устанавливать связь между его миром и миром книги. Читая о каком-либо известном ребенку животном, предмете или явлении природы, можно прерывать чтение вопросом, например о том, какого цвета или какой формы этот предмет. Старайтесь поощрять и у ребенка желание задавать вопросы, разжигайте его интерес к персонажам произведения, сюжету. Прервите чтение на самом интересном месте и предложите ему придумать продолжение истории.

Как часто нужно читать ребенку?

Ни дня без книги – это должно стать для вас руководством к действию. Детская книжка – это не просто развлечение для ребенка, она источник информации о мире, лучшее средство постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры. Для каждого возраста существуют свои рекомендации по продолжительности чтения, но главный критерий – чтение не должно вызывать скуку или утомление.

До какого времени нужно читать ребенку?

Не прекращайте читать ребенку вслух, даже если ребенок умеет это делать сам. Поощряйте его желание читать самостоятельно и в то же время не забывайте, что для дошкольника чтение – очень трудоемкий процесс, поэтому не принуждайте ребенка читать художественную литературу, если у него нет такого желания. И уж тем более не используйте художественные тексты для формирования навыка чтения. Для этой цели предназначена специальная литература – буквари или азбуки с дидактическими текстами. Если у ребенка возникает желание самому прочитать художественное произведение, то целесообразно это делать по очереди вмести с ним, постепенно предоставляя ему все больше возможностей для самостоятельного чтения.

В чем ценность чтения с удовольствием?

Ответим на этот вопрос словами известного российского ученого, академика Д. С. Лихачева: «Литература дает колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрым. Но это дается только тогда, когда…вы читаете с удовольствием не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной программе или по велению моды или тщеславия), а потому, что оно вам нравиться – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть, чем с вами поделиться и он умеет это сделать… «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека».
Безусловно, эти слова в равной степени можно отнести как к взрослым, так, так и к детям.

При условии систематического увлеченного чтения, ребенок начинает интересно рассуждать о прочитанном, у него формируется определенные литературные пристрастия, и вы понимаете, что ваши труды не пропали даром.

Младший дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям. По новой программе «От рождения до школы» в режиме дня выделено специальное время для ежедневного чтения детям. Для детей 3 – 4 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного составляет 10 – 15 минут.

Анкета для родителей
«Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»

1. Есть ли у Вас дома детская библиотечка? _______________________

2. В Вашей детской библиотечке преобладают:
a) познавательные книги
b) сказки
c) стихи

3. Часто ли Вы покупаете ребёнку книги? _________________________

4. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребёнку?
a) просматриваю содержание
b) учитываю возраст ребёнка
c) выбираю книгу по иллюстрациям
d) покупаю случайно

5. Как часто Вы читаете ребёнку книги?
a) ежедневно
b) редко

6. По чьей инициативе Вы читаете книги?
a) по просьбе ребёнка
b) по своей инициативе

7. Как Вы узнаёте, внимательно ли слушал ребёнок художественное произведение?
a) спрашиваю, что нового он узнал из прочитанной книги
b) обсуждаю поступки героев
c) предлагаю пересказать содержание

8. Какие любимые художественные произведения есть у ребёнка? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Рассказывает ли Вам ребёнок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? _____________________

10. Какова, по Вашему мнению, роль книги в развитии ребёнка? ____________________________________________________________________________________

Источник