Консультация для родителей роль игры в познавательном развитии ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 53» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Консультация для родителей

«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

                                                                                       Составила: Нургалеева Р. К.

                                                                                       воспитатель Д/с № 53

                                Нижнекамск 2013 год

Игра –  потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

 Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.

В игре ребёнок обучается:

Эмоционально вживаться, “врастать” в сложный социальный мир взрослых людей.

Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.

Осознать своё реальное место среди других людей.

Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.

Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Ситуация для анализа.

На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? обращается к ребенку воспитатель.

Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

Не-е-е… Я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.

За что же ты их хочешь расстрелять? снова обращается к мальчику педагог.

А так, ни за что… Я разбойник! Сейчас совершу на них на лет! В голосе недружелюбные нотки.

Ему бы только стрелять да в войну играть, жалуется вечером мать воспитателю.

Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистона ми, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.

Да, конечно, соглашается мать, он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.

А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например…

А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение?

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Значение игры порой недооценивается. Впервые году советской власти считалось, что игра ребенку не нужна это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно “приготовить” кукле “яичницу”, палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры,  пре рвать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: “Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать”, или напомните “водителю”, что машины едут в гараж.

 На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения “понарошку”, “как будто”, “по правде”. Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, “понарошку”. Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.

Ситуация для анализа.

Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:

Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить. Ира возразила:

Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.

И пить вино это плохо, добавляет Женя.

Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает… убежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя, добавил: Вот сколько бутылок вина я вам принесу!

Ребенок 4 – 5- летнего возраста нуждается в совместной игре с взрослыми. Дети этого возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются много темные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре “дочки-матери” куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 4 – 5 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воз действие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.

Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: “Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым”. Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай те его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Источник

Трусова Елена Сергеевна
Консультация для родителей «Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей у детей раннего возраста»

МБОУ “Металлплощадская СОШ”, дошкольные группы, детский сад “Изумрудный город”, д. Сухово.

Воспитатель: Трусова Елена Сергеевна.

Цели:

– Дать представление о роли дидактических игр в познавательном развитии детей.

– Формирование представлений у родителей о необходимости использования развивающих дидактических игр для своих детей не только в детском саду, но и дома.

Задачи:

– Дать определение, что такое дидактическая игра.

– Познакомить родителей с видами дидактических игр.

– Раскрыть основные цели и задачи дидактических игр, как средства всестороннего развития ребёнка.

– Обратить внимание родителей на большую значимость дидактических игр для развития ребёнка.

Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий. Если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития. Необходимо развивать познавательную деятельность у детей для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему, что их окружает.

В раннем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая. Играя, ребенок познает окружающий мир и развивается. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Этому виду игры уделяется большое внимание, т. к. она развивает активность ребенка. Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, однако, они остаются играми.

В дидактических играх перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Такие игры содействуют развитию ощущений и восприятия, формированию представлений и усвоению знаний. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи, т. е тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка.

Во время дидактической игры ребенок не только получает новые знания, но и обобщает и закрепляет их, у ребенка развиваются познавательные процессы и способности (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений, формируется познавательная активность. Помимо закрепления и расширения, имеющихся у ребенка знаний, в дидактической игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников. Поэтому дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

У детей раннего дошкольного возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому объяснение правил необходимо объединять с показом игрового действия. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение.

Проведение дидактической игры включает:

1. Подготовка. Подбор игры в соответствии с возрастом ребенка, определение времени и места игры, количества играющих.

2. Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре. Это показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них.

3. Объяснение хода игры и правил игры. При этом важно обращать внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают).

4. Показ игровых действий, в процессе которого взрослый учит

детей правильно выполнять действия. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).*

5. Подведение итогов игры. По результатам игры взрослый определяет её эффективность, будет ли она использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности; позволяет выявить индивидуальные способности в поведении детей, характер детей.

* Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической и задачи, игровых правил.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога.

Дидактические игры можно подразделить по содержанию:

1. Игры по сенсорному воспитанию.

2. Игры по ознакомлению с природой.

3. Математические и др.

По дидактическому материалу:

1. Игры с предметами, природным материалом и дидактическими игрушками.

2. Настольно-печатные игры и игры на фланелеграфе покупные и сделанные своими руками.

3. Словесные игры.

1. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомится с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов, развивают мелкую моторику рук. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной и цветом. Например, игры с матрешками, башенками, пирамидками, шарами. Во время игры ребенок подбирает детали по цвету, размеру и форме. Играя, в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. Примеры таких игр «Собери пирамидку», «Собери матрешку из двух половинок», «Оденем куклу Таню», «Напоим мишку чаем», «Найди такой же по цвету», «Чудесный мешочек», «Угадай, чего не стало» и т. д. (Все игры сопровождаются наглядным показом)

2. Настольно – печатные игры и игры на фланелеграфе, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а только его изображение. Эти игры помогают знакомить ребенка с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы и т. д. Это лото, парные и разрезанные картинки, карточки, которые знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, одежда, с профессиями, видами транспорта, животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами). С помощью настольно-печатных игр развиваются речевые навыки, математические способности, логика, внимание, мышление, наблюдательность. Примеры таких игр: «Кто, где живет?», «Кто, что ест?», «Виды транспорта», «Овощи и фрукты», «Собери картинку из двух половинок», «Разложи матрешек по домикам», «Где, чей хвост?», «Найди тень от игрушки», «Найди пару», «Кому, что нужно для работы?», «Вредное – полезное», «Геометрические фигуры», «Один – много» и т. д. (Игры сопровождаются наглядным показом).

Важно, чтобы дидактические материалы и настольно – печатные игры должны быть красочными, крупными, прочными, иметь познавательное и доступное содержание.

3. Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму и ритм. Систематически читая детям эти доступные им тексты, мы закладываем основу любви к художественному слову.

Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Примеры таких игр: «Кто как кричит?», «Когда это бывает?», «Найди, о чем расскажу», «Отгадай, кто это?»,

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка, представляя собой многоплановое, сложное педагогическое явление, так как она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Ребенка в процессе игры привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако, если ребенок не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Поэтому возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Таким образом, дидактические игры играют большую роль в развитии познавательных способностей ребенка раннего дошкольного возраста.

Уважаемые родители, если Вы будите уделять своему ребёнку 15-20 минут, именно играя с ним в дидактические игры, то он будет развиваться быстрее. С помощью дидактических игр Ваши дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Во время игры будет развиваться речь вашего ребенка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Особая роль в воспитании нравственных качеств личности ребёнка принадлежит содержанию и правилам игры. Поэтому выбирая игру, акцентируйте внимание на том, чтобы дети, играя, усваивали нормы поведения, чтобы у детей развивались положительные игровые взаимоотношения. Руководя игрой, Вы воспитываете активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить новое.

Ребенок, увлеченный игрой, не замечает, что он учится, хотя он сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. С помощью дидактической игры дети получают возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Играя с детьми, вы не только помогает развиваться Вашему ребенку, но и создаете положительный эмоциональный подъем, вызываете хорошее самочувствие.

Занимайтесь совершенствованием познавательной деятельности Ваших детей с ранних лет, так Вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник