Консультация для родителей роль движения в развитии ребенка
Консультация для родителей
«Роль движений в жизни дошкольников»
Цель: Рассказать родителям о формах двигательной активности и их влиянии на развитие дошкольника.
Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребёнка . Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, упражнения в равновесии).
Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия. Целесообразно организовывать традиционные физкультурные занятия смешанного характера, сочетающие двигательные упражнения и подвижные игры. Физкультурное занятие, как правило, разделено на следующие части:
*вводно-подготовительная: упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия; упражнения на построение и перестроение, ходьба и бег с различными заданиями; упражнения в перестроении; общеразвивающие упражнения и т. п.
*основная: выполнение различных заданий, проведение подвижных игр;
*заключительная: малоподвижная игра или ходьба с постепенным замедлением темпа.
Кроме традиционных, в детском саду используются игровые, оздоровительные, тренирующие и поло-ролевые виды физкультурных занятий. В неделю обычно проводится 2 физкультурных занятия, но для ребёнка среднего или старшего дошкольного возраста, то повышаются требования к качеству исполнения движений, к знанию и соблюдению правил в подвижных и спортивных играх.
Помимо физкультурных занятий в ДОУ двигательную активность детей необходимо развивать за счёт увеличения динамического компонента различных видов деятельности: введение физкультурных пауз во время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.
Во время прогулок (утром и /или вечером) необходимо проводить с детьми подвижные игры различной интенсивности продолжительностью по 10-20 минут. При выборе упражнений и игр необходимо учитывать их сложность, а также соотносить их с возможностями (возрастными, физиологическими ) детей; важно учитывать время года, погоду. Занятия на воздухе должны проводиться в любое время года, но при температуре не ниже -12 °C.
Родителям рекомендуется вместе с детьми выполнять упражнения утренней гимнастики .Уже со второго года жизни утренняя гимнастика должна стать ежедневной процедурой (продолжительностью 10 минут для младшего, 15 минут для среднего, 20 минут для старшего дошкольного возраста). В зарядку необходимо включать разные виды движений: ходьбу, бег, прыжки на месте и с продвижением, танцевальные движения, упражнения на внимание и на произвольность , упражнения на развитие чувства равновесия, гибкости, общей выносливости и силы. Не стоит забывать об упражнениях для укрепления свода стопы и формирования осанки. Комплекс утренней гимнастики должен состоять из 5–6 упражнений. Повторять их надо 5-6 раз. Родителям лучше делать упражнения вместе с ребёнком, показывая ему последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, на пятках, высоко поднимая колени, вперёд спиной и т. п. Вы можете чередовать ходьбу с бегом, прыжками с изменением ритма, направления и темпа движения.
Очень полезны игры с детьми на развитие восприятия ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела. В процессе их нормализуется эмоциональная сфера, укрепляются семейные взаимоотношения и реализуются задачи, связанные с общим развитием движений.
Кроме того, современные психологи говорят о важности для формирования здоровой психики ребёнка и для общего укрепления семьи использования семейных «ритуалов». В качестве таковых могут выступать «Игры в кругу» или «ласкательные игры»(Рельсы, рельсы», «Ласковая цепочка»). Часть из них может проводиться в выходные дни, когда вы только встаёте с постели.
Очень полезно устраивать детские праздники дома. Здесь вам также помогут игры («Черепаха», «Лохматый пёс», «Ладушки», «Хомячок», «Каравай»). Формировать круг общения для своего ребёнка, помогать ему выстраивать отношения и развивать умение общаться со сверстниками – всё это задачи, которые вы сможете решать во время домашних детских праздников.
Также особенно интересной для родителей может стать подборка пальчиковых игр. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом вам помогут пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Пальчиковые игры как бы отображают реалии окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, а так же пространственные представления (ориентироваться в понятиях «ближе- дальше», «вверх- вниз», «вправо- влево», «между», «над- под» и т. п.). Очень важны эти игры для развития творческих способностей детей: если ребёнок осваивает какую-нибудь пальчиковую игру – инсценировку, он обязательно будет стараться придумывать новую для других стишков и песенок.
Источник
Анна
Консультация для родителей «Роль движений в жизни ребенка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
НОД
по Теме:
«Роль движений в жизни ребенка дошкольного возраста»
Выполнил:
Инструктор по ФЗК
Кияшова А. В.
Цель:
Рассказать родителям о формах двигательной активности и их влиянии на развитие дошкольника.
Задачи:
• повышение игрового интереса младших дошкольников к сюжетно-ролевой игре посредством игрового общения воспитателя с детьми;
• развитие игровых умений (распределение ролей, ролевое взаимодействие) младших дошкольников;
• развитие умений совместно с партнерами по игре и помощью воспитателя создавать игровую обстановку, распределять игровых персонажей, управлять игрушкой, озвучивать персонажей игры.
• обогащение предметно-развивающей среды группы по игровым зонам настольно-печатными играми, продуктами детского творчества, модульные предметы для придания динамичности среды.
Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребёнка.Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, упражнения в равновесии).
Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия. Целесообразно организовывать традиционные физкультурные занятия смешанного характера, сочетающие двигательные упражнения и подвижные игры. Физкультурное занятие, как правило,разделено на следующие части:
*вводно-подготовительная: упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия; упражнения на построение и перестроение, ходьба и бег с различными заданиями; упражнения в перестроении; общеразвивающие упражнения и т. п.
*основная: выполнение различных заданий, проведение подвижных игр;
*заключительная: малоподвижная игра или ходьба с постепенным замедлением темпа.
Кроме традиционных, в детском саду используются игровые, оздоровительные, тренирующие и поло-ролевые виды физкультурных занятий. В неделю обычно проводится 2 физкультурных занятия, но для ребёнка среднего или старшего дошкольного возраста, то повышаются требования к качеству исполнения движений, к знанию и соблюдению правил в подвижных и спортивных играх.
Помимо физкультурных занятий в ДОУ двигательную активность детей необходимо развивать за счёт увеличения динамического компонента различных видов деятельности: введение физкультурных пауз во время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.
Во время прогулок (утром и /или вечером) необходимо проводить с детьми подвижные игры различной интенсивности продолжительностью по 10-20 минут. При выборе упражнений и игр необходимо учитывать их сложность, а также соотносить их с возможностями (возрастными, физиологическими) детей; важно учитывать время года, погоду. Занятия на воздухе должны проводиться в любое время года, но при температуре не ниже -12 °C.
Родителям рекомендуется вместе с детьми выполнять упражнения утренней гимнастики. Уже со второго года жизни утренняя гимнастика должна стать ежедневной процедурой (продолжительностью 10 минут для младшего, 15 минут для среднего, 20 минут для старшего дошкольного возраста). В зарядку необходимо включать разные виды движений: ходьбу, бег, прыжки на месте и с продвижением, танцевальные движения, упражнения на внимание и на произвольность, упражнения на развитие чувства равновесия, гибкости, общей выносливости и силы. Не стоит забывать об упражнениях для укрепления свода стопы и формирования осанки. Комплекс утренней гимнастики должен состоять из 5–6 упражнений. Повторять их надо 5-6 раз. Родителям лучше делать упражнения вместе с ребёнком, показывая ему последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, на пятках, высоко поднимая колени, вперёд спиной и т. п. Вы можете чередовать ходьбу с бегом, прыжками с изменением ритма, направления и темпа движения.
Очень полезны игры с детьми на развитие восприятия ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела. В процессе их нормализуется эмоциональная сфера, укрепляются семейные взаимоотношения и реализуются задачи, связанные с общим развитием движений.
Кроме того, современные психологи говорят о важности для формирования здоровой психики ребёнка и для общего укрепления семьи использования семейных «ритуалов». В качестве таковых могут выступать «Игры в кругу» или «ласкательные игры»(Рельсы, рельсы», «Ласковая цепочка»). Часть из них может проводиться в выходные дни, когда вы только встаёте с постели.
Очень полезно устраивать детские праздники дома. Здесь вам также помогут игры («Черепаха», «Лохматый пёс», «Ладушки», «Хомячок», «Каравай»). Формировать круг общения для своего ребёнка, помогать ему выстраивать отношения и развивать умение общаться со сверстниками – всё это задачи, которые вы сможете решать во время домашних детских праздников.
Также особенно интересной для родителей может стать подборка пальчиковых игр. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом вам помогут пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Пальчиковые игры как бы отображают реалии окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, а так же пространственные представления (ориентироваться в понятиях «ближе- дальше», «вверх- вниз», «вправо- влево», «между», «над- под» и т. п.).Очень важны эти игры для развития творческих способностей детей: если ребёнок осваивает какую-нибудь пальчиковую игру – инсценировку, он обязательно будет стараться придумывать новую для других стишков и песенок.
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 7»
МО «Лениногорский муниципальный район» РТ
Консультация для родителей
«Значение движений в жизни ребёнка»
Инструктор по физической культуре
Бадукшанова Элина Идрисовна
г.Лениногорск,
Вам не удастся никогда создать мудрецов,
если будете убивать в детях шалунов.
Ж.Ж.Руссо.
Давайте вспомним известную фразу древнего философа: “Движение-это жизнь. Ни что так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие”
Дети в отличии от взрослых испытывают органическую потребность в движении (как поётся в песенке: «А у меня в ногах вечный двигатель, вечный бегатель, и вечный прыгатель)» И чем младше ребенок тем труднее ему эту потребность подавить, так как всякая органическая потребность нуждается в удовлетворении. Стоит задуматься, а не лишаем ли мы малыша важного фактора здоровья и формирования личности, когда постоянно отдергиваем его: “Не вертись! Посиди спокойно! Не бегай! Не прыгай! “Ведь нам родителям никогда не приходит в голову лишить ребенка еды или сна.
Во время движения мышцы потребляют больше кислорода и питательных веществ. Мышцы ребенка имеют свои особенности: относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость и невысокую статистическую выносливость, то есть неспособность к длительному сокращению. Длительное сокращение приводит к перенапряжению мышц. А чередование легкого сокращения и расслабления дает мышцам отдых и улучшает кровообращение в них.
Мало кто из родителей вообще задумывается над тем, что у малыша слабые мышцы снижет тугор (упругость) тканей не соответствует возрасту физическое развитие. Японцы подсчитали, что нормальный ребенок раннего и дошкольного возраста, свободно двигаясь, приседая и бегая, преодолевает за день 23км. Следовательно, не нужно ничего специально придумывать. Задача взрослых состоит лишь в том, чтобы создать ребенку необходимые условия для нормального физического развития. Для этого требуется совсем немного: место, удобная одежда и пособия, побуждающие ребенка к движению.
Как же двигаются дети в детском саду?
Каждое утро у детей начинается с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика является одним из важнейшим компонентом двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
Дети в 1 младшей (ясельной) группе утреннюю гимнастику проводят вместе с воспитателями в группе. Начиная со 2мл. гр.будут приходить в зал.
Дома лучше делать зарядку вместе со взрослыми с мамой, с папой, бабушкой, братом т.к. малышу надо на кого-то ровняться, за кем-то повторять, с кого-то брать пример, кому-то. У малышей в основном игровые комплексы: «Воробьи-воробушки», «Весёлые котятки», «Непоседы зайчики». Малышам очень нравятся игры подражательного характера – изображать движение паровоза, автомобиля, полёт самолёта, птиц, прыжки зайцев.
На занятиях по физической культуре дети выполняют следующие виды основных движений.
Ходьба: мы с детьми учимся ходить по кругу, с изменением темпа, с переходом на бег и наоборот, с изменением направления, в рассыпную.
Упражняемся в равновесии: дети ходят по гим/доске, гим/скамейке, перешагивают через предметы.
Ползание и лазание: дети ползают на четвереньках по прямой, по кругу, по гим/доске, по наклонной доске приподнятой на высоту 20-30см., по ким/скамейке( этот вид движения помогает детям разгрузить позвоночник)
Лазаю по лесенке стремянке (в группе) по гим/стенке (в зале) верх и вниз удобным для ребёнка способом, подлезают под воротца, верёвку ( высота-40-30см.)
У нас есть такой вид основных движений как: катание, бросание и метание. Хочу сразу отметить ,что дети очень любят играть с мячами. В основном дети катают мяч двумя руками и одной рукой к воспитателю, друг-другу, стоя или сидя (расстояние50-100см.). Бросают мяч вперёд двумя руками: снизу, от груди, из-за головы, через шнур натянутый на уровне головы ребёнка с расстояния1-1,5 м.
Метаем вдаль мячи, набивные мешочки с песком, шишки правой и левой рукой. Дети стараются поймать мяч брошенный воспитателем с расстояния 50-100см.
Большое место в двигательной деятельности дошкольников занимают прыжки. Они способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию мышц ног, спины, брюшного пресса, вырабатывают сложную координацию движений.
Дети в этом возрасте должны прыгать на двух ногах на месте с небольшим продвижением вперёд, прыгать через две параллельные линии (10-30) см.перепрыгни ручеёк Прыжки вверх с касанием предмета, находящегося на10-15 см. выше поднятой руки ребёнка.
Одно из важнейших мест в жизни ребёнка-дошкольника занимает игра. В детском саду на занятиях по физической культуре мы играем в подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Это такие игры как «Солнышко и дождик», «Догони мяч», «Зайка беленький сидит», игры на ориентировку в пространстве; где звенит, найди игрушку.
Утренняя гимнастика и физическая культура проводятся в игровой форме, чтобы создать положительный эмоциональный фон, поднять настрой у детей, обогатить его новыми знаниями. Двигаясь ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и действовать в нём.
Дорогие родители, давая детям возможность по играть, по прыгать или по бегать, вы открываете путь к самовыражению!
Источник
Ирина Жеребцова
Консультация для родителей «Роль двигательной активности в развитии ребёнка»
Уже давно доказано, что интеллектуальное развитие детей во многом зависит от степени их двигательной активности. Подвижный ребёнок всегда более сообразительный, координированный, ловкий.
Но как часто, устав от бесконечной ребячьей беготни,мы сердито покрикиваем: «Не прыгай! Не лазай! Перестань бегать! Посиди спокойно!» И забываем, что вреден ребёнку не избыток движений, а их недостаток.
Многие взрослые даже не подозревают, что у ребят есть, как выяснили специалисты, по меньшей мере семь любимых движений, без которых они просто не могут нормально существовать.
Движение первое: ВИС. Даже трёхмесячный малыш жадно тянется к перекладине, установленной в кроватке, хватается за неё и пытается приподниматься. Малыш постарше любит повиснуть на двери, заборе, деревьях и тому подобном.
Движение второе: КАЧАНИЕ. У младенца это ласковое покачивание на руках матери. Потом качели – дома, во дворе, в парке, на детской площадке. Вспомните, как ребятишки, оттесняя друг друга, карабкаются на качели и не хотят слезать с них, хотя, на наш взгляд, уже «укачались» донельзя.
Движение третье: КАТАНИЕ. Оно похоже на качание, с той лишь разницей, что, катаясь, надо ещё соблюдать равновесие. Издавна катание с горки на санках, лыжах, на коньках – любимые развлечения едва ли не всех детей, да и взрослых.
Движение четвёртое: ВРАЩЕНИЕ. Стоит взять маленького ребёнка на руки и быстро вальсировать, как он блаженно закрывает глаза и весело смеётся. Дети постарше просят покрутить их за вытянутые руки, а в парках они готовы отстоять огромную очередь, лишь бы попасть на карусель.
Движение пятое: РАВНОВЕСИЕ. Дети не могут спокойно пройти мимо рельсов, ни мимо дощечки через канаву – им обязательно надо на них взобраться и побалансировать. Предел мечты ребёнка – покататься на лошади, научиться сохранять на ней равновесие. Удивительная вещь, но именно катание, качание, вращение и равновесие – любимые движения ребят – связаны с развитием их вестибулярного аппарата.
Довольно часто мы замечаем, что ребёнок, выходя из транспорта, бледнеет, его подташнивает, кружится голова.Природа предостерегает: вестибулярный аппарат недотренирован! Пусть катаются, вращаются и балансируют – все эти движения естественны и жизненно необходимы растущему человеку.
Движение шестое: ПРЫЖКИ. Овладев ходьбой, ребёнок обязательно пытается прыгнуть, а залезая повыше, спрыгнуть. Вспомните, с чего начинается весна? Девочки на улице прыгают без устали со скакалками – они могут играть так часами. А летом на речке все отвесные берега усыпаны прыгающими в воду мальчишками. Ну, а зимой та горка хороша, с которой можно не только съехать, но и спрыгнуть.
Движение седьмое: ЛАЗАНИЕ. Наверное, это движение – самое главное. Малыш, едва научившись ходить, с упорством взбирается на снежную горку. А как здорово забраться в лесу на дерево! Карабкаются ребята с завидной лёгкостью и лихостью, наперегонки, всегда с удовольствием. Может быть, потому, что в лазании присутствуют почти все остальные движения,оно является их синтезом: чтобы влезть на что-то, надо на нём повиснуть, а для перехода с ветки на ветку приходится иногда и покачаться, и повращаться, и побалансировать. Слезая вниз, можно под конец и спрыгнуть. Вот когда физические движения – не скучная обязанность повторять раз за разом одни и те же физкультурные упражнения, а забавная и увлекательная игра! Так не надо удерживать детей от стремления к столь естественным и полезным для него играм – пусть движения несут им здоровье и радостное ощущение от умения владеть своим телом.
Помимо желания видеть своих детей здоровыми, ловкими, выносливыми, все мы хотим, чтобы они были смелыми и решительными. Эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте, и естественно, что для их развития нужна разумная доля риска. Не безрассудства, а того риска, который основан на правильном расчёте своих сил, двигательных умений и опыта. Предоставьте детям, особенно мальчикам, право на этот риск. Любая, даже маленькая победа повышает их авторитет в глазах сверстников, помогает нравственно самоутвердиться. Залезая на дерево, перепрыгивая через ров, взбираясь по шаткой лестнице, спрыгивая с раскачивающихся качелей, маленький человек становится не только храбрее, но и более ловким и сильным. Конечно, нам, взрослым, придётся пережить несколько беспокойных минут – но что поделаешь, на то мы и взрослые! Запрещать же ребёнку двигаться, играть и в известных границах шалить – значит лишать их части радостей детства.
Итак, да здравствует движения!
Источник